________________________________________________________________________
Коробка передач колесного трактора Т-150
Коробка передач (КПП) Т-150 предназначена для
изменения скорости движения трактора и обеспечивает двенадцать
скоростей движения вперед (три диапазона по четыре скорости) и
четыре скорости заднего хода.
Первый и второй диапазоны скоростей обеспечивают работу с
безмоторными комбайнами и всеми сельскохозяйственными машинами,
третий диапазон — с прицепами и полуприцепами.
КПП Т-150К состоит из двух агрегатов: коробки передач и раздаточной
коробки, которые жестко соединены болтами друг с другом (рис. 31).
Рис. 31. КПП Т-150 с раздаточной
коробкой в сборе
1 - подвижная шестерня включения переднего моста; 2 — вал привода
переднего моста, 3 — вал редуктора диапазона; 4 — гидроподжимная
муфта задняя; 5 —гидроподжимная муфта передняя; 6 — вторичный вал; 7
— распределитель гидросистемы КПП, 8— вал привода ВОМ; 9 — первичный
вал; 10 — ведущая шестерня IV передачи; 11 — ведущая шестерня I
передачи; 12 — ведущая шестерня I передачи; 13 — ведущая шестерня
III передачи; 14 — рычаг переключения диапазонов; 15— подвижная
шестерня включения заднего хода; 16— валик включения заднего хода;
17 — механизм блокировки переключения 1 диапазонов, 18 —рычаг
включения переднего поста, 19 —рычаг включения привода ВОМ,
20—шестерня привода насосов и включения ВОМ; 21—ведущая шестерня III
диапазона; 22 — ведущая шестерня II диапазона; 23 — первичный вал
раздаточной коробки; 24—зубчатая муфта
переключения диапазонов; 25 — вал привода заднего моста.
Коробка передач Т-150К механическая, четырехскоростная с шестернями
постоянного зацепления и персональными гидроподжимными муфтами.
В ее корпусе установлены: первичный вал 9 с посаженными на нем
шестернями 10, 11, 12, 13 и соединенный эвольвентными шлицами с
валом муфты
сцепления; вторичный вал 6 с шестернями и гидроподжимными муфтами 4,
5, вал 3 редуктора первого диапазона с шестернями. Сверху корпус
закрыт
крышкой, на которой установлены фильтр и перепускной клапан
гидросистемы коробки передач.
Переключение передач в КПП Т-150 осуществляется без разрыва потока
мощности поворотом золотника распределителя 7 при помощи
гидравлической
системы. Золотник распределителя 7 имеет четыре фиксированных
положения, каждое из которых обеспечивает включение соответствующей
передачи.
В конструкции КПП предусмотрен механизм блокировки, предотвращающий
запуск дизеля при включенной передаче, а также механизм 17
блокировки,который дает возможность переключать диапазоны только при полностью
выключенной муфте главного сцепления.
Регулировка механизмов коробки передач Т-150К
В случае замены конических шестерен в приводе насоса гидравлической
системы коробки перемены передач правильно отрегулируйте их
установку:
подбором прокладок установите размер 42,5±0'15 мм; подбором
прокладок при упоре валика с шестернями через корпус в проставочный
корпус,
установите боковой зазор в зубьях конической пары 0,2—0,4 мм.
Регулировка механизма блокировки переключения диапазонов и заднего
хода заключается в изменении длины тяги, соединяющей рычаг
управления
муфтой сцепления с рычагом валика блокировки.
Рис. 32. Регулировка механизма блокировки переключения диапазонов
КПП Т-150
1 - рычаг; 2 — палец; 3 — указатель; 4 — вилка; 5 — контргайка; 6 —
тяга; 7 — педаль муфты сцепления.
Для изменения длины тяги:
- отсоедините тягу 6 (рис. 32) от рычага 1 валика блокировки;
- выжмите полностью педаль 7 муфты сцепления;
- установите валик блокировки так, чтобы ось симметрии рычага валика
совпала с указателем 3 на крышке отсека 1 диапазона, и отрегулируйте
длину
тяги, свинчивая или навинчивая вилку 4;
- соедините тягу 6 с рычагом 1 и проверьте регулировку включением I,
II и III диапазонов и диапазона заднего хода при выжатой педали
муфты сцепления.
- зашплинтуйте палец 2 и затяните контргайку 5.
Регулировку привода переключения коробки передач Т-150 производите
изменением длины тяги, соединяющей рычаг переключения с рычажком
валика
распределителя.
Рис. 33. Регулировка привода переключения передач КПП Т-150К
1 — рычажок распределителя; 2 — тяга, 3 — регулировочная вилка; 4 —
рычаг переключения передач.
Для регулировки привода переключения коробки передач Т-150 выполните
следующие действия:
- отсоедините тягу 2 (рис. 33) от рычага 4 переключения передач;
- установите рычаг 4 переключения передач так, чтобы цифра «2» на
указателе располагалась против стрелки, рычажок 1 распределителя
коробки
передач установите в горизонтальное фиксируемое положение (ось
рычажка должна быть параллельна продольной оси коробки передач);
- навинчивая или свинчивая вилку 3 на верхнем конце тяги,
отрегулируйте длину тяги;
- соедините вилку 3 тяги 2 с рычагом 4 переключения передач.
После регулировки может возникнуть необходимость в уменьшении или
увеличении усилия на рычаге 4 переключения передач. Регулировка
усилия
производится регулировочным винтом, затянутым гайкой. Разборку и
сборку узлов должны производить только квалифицированные механики в
чистом
помещении.
При разборке, сборке и регулировке узлов гидросистемы коробки
передач Т-150К соблюдайте следующие правила: регулируйте узлы по
контрольным
приборам; при необходимости разборки и сборки распределителя не
допускайте раскомплектовки золотника с корпусом, так как они
представляют
плунжерную пару.
При сборке золотник и сектор установите по меткам, нанесенным на
соответствующих зубьях и впадинах из зубчатых венцов. Неправильная
установка их
ведет к нарушению работы гидравлической системы.
Разборка коробки передач трактора Т-150К
Для разборки и сборки используют стенд. Установив коробку передач на
стенд, снимают ее крышку и крышку ходоуменьшителя и прокладку.
Расконтрив
вилки включения рядов, шестерни ходоуменьшителя, шестерни заднего
хода и двойной поводок и вывернув стопорные болты, вынимают из
корпуса
валики и снимают вилки и поводок.
Отвернув семь болтов крепления распределителя к корпусу коробки
передач, снимают распределитель и прокладку. Отсоединив перепускную
трубу от
гидроаккумулятора и корпуса коробки передач, снимают
гидроаккумулятор и прокладку.
Вынимают из корпуса коробки передач штифт фиксации верхнего стакана
подшипника, устанавливают на этот стакан замковую шайбу, вставляют
внутрь
первичного вала длинную наставку и, используя гидроскобу стенда,
выпрессовывают стакан с шарикоподшипником 210.
Отогнув края замковой шайбы с граней гайки, отвертывают гайку с
резьбового конца первичного вала КПП Т-150 и снимают шайбу.
Устанавливают в
гнезде корпуса технологический стакан и, используя специальные
наставки, выпрессовывают из корпуса первичный вал с верхним стаканом
и
шарикоподшипником 313.
Вынимают ведущую шестерню третьей передачи, распорную втулку,
ведущую шестерню второй передачи, ведущую шестерню первой передачи,
втулку и
ведущую шестерню четвертой передачи.
Разбирают первичный вал, спрессовав с него верхний стакан в сборе с
подшипником, сняв втулку сальника вала, а из стакана вынув стопорное
кольцо,
сняв уплотнительное кольцо и выпрессовав шарикоподшипник и сальник.
Отгибают края замковой шайбы, отвертывают гайку, вывертывают болт с
торца вторичного вала, снимают замковые шайбы, шестерню включения
ходоуменьшителя, ведущую шестерню и втулку. Снимают десять
уплотнительных колец с выточек вторичного вала.
Устанавливают приспособление для снятия и установки гидроподжимных
муфт в специальную оправку и демонтируют вторичный вал в сборе с
подшипником 313. Вынимают из корпуса гидроподжимные муфты и кольца.
Извлекают из корпуса коробки передач Т-150 штифт, выпрессовывают
нижний стакан подшипника и стакан с шарикоподшипником 311. Вынимают
стопорное кольцо и удаляют шарикоподшипник из нижнего стакана.
Спрессовывают шарикоподшипник 313 со вторичного вала.
Для разборки вала ходоуменьшителя отвертывают гайку, предварительно
отогнув края замковой шайбы, снимают замковую шайбу, стопорное
кольцо и
дистанционную шайбу с вала ходоуменьшителя. Используя
технологическую скобу и специальную наставку на стенде, демонтируют
вал
ходоуменьшителя с шарикоподшипником 50408.
Снимают шарикоподшипник 408 из корпуса, а шарикоподшипник 50408
спрессовывают с вала. Вынимают из корпуса ходоуменьшителя малую и
ведомую
шестерни и три дистанционные втулки.
Снятие узлов
гидросистемы коробки передач Т-150
Разборка крышки ходоуменьшителя КПП Т-150К:
- Вывертывают пробку.
- Снимают указатель и валик блокировки, уплотнительное кольцо с
валика блокировки, кулису и малую колонку.
- Вынимают ограничитель и пружину.
- Снимают с колонки хомутик и чехол, демонтируют заклепку крепления
упорной втулки к рычагу, снимают втулку, пружину, колпачок и рычаг
переключения рядов.
- Выбивают из малой колонки штифт и выпрессовывают вставку.
Разборка крышки коробки передач Т-150:
- Снимают с крышки корпуса фильтр, прокладку, перепускной
распределитель и вторую прокладку.
- Вывертывают два штуцера и снимают с них уплотнительные кольца.
- Разбирают фильтр.
- При этом снимают с корпуса крышку фильтра, прокладку и вывертывают
пробку, вынимают набор фильтрующих элементов и пружину из корпуса
фильтра.
- Отвертывают гайку и скобу крепления упорной шайбы к трубе.
- Вынимают упорную шайбу, пружину, поршень, кольцо, фильтрующие
элементы и второе кольцо, вывертывают из трубы корпус клапана.
- Вынимают пружину и шарик, а затем кольцо из паза поршня фильтра.
Сборка коробки передач трактора Т-150К
Перед сборкой все детали коробки передач тщательно промывают,
просушивают, каналы продувают сжатым воздухом. Трущиеся поверхности
деталей
смазывают моторным маслом. Сначала собирают крупные сборочные
единицы.
Установка
гидравлических компонентов КПП Т-150К
Сборка крышки коробки передач Т-150:
- Собирают фильтр.
- Устанавливают пружину и шарик в трубку и ввертывают корпус клапана
в сборе.
- Устанавливают кольцо, 38 фильтрующих элементов, второе кольцо,
поршень фильтра, пружину фильтра и упорную шайбу на трубу в сборе с
шайбой и
закрепляют скобой с гайкой.
- Устанавливают кольцо поршня на пружину фильтра;
- Вставляют набор фильтрующих элементов в корпус фильтра.
- Устанавливают прокладку и крышку фильтра на корпус;
- Ввертывают в крышку фильтра пробку.
Испытывают фильтр в сборе, плавно наращивая давление моторного масла
до 2,5 МПа (25 кгс/см2). При этом течь масла не допускается.
Собирают крышку коробки передач: устанавливают перепускной
распределитель и фильтр с прокладками и ввертывают в крышку два
штуцера с
уплотнительными кольцами. Прокладки перед сборкой смазывают с обеих
сторон уплотнительной смазкой. Все гайки и болты надежно затягивают.
Сборка крышки ходоуменьшителя КПП Т-150:
- Запрессовывают в малую колонку вставку и закрепляют ее штифтом.
- Устанавливают в колонку рычаг переключения рядов, а на него
колпачок, пружину и упорную вилку, закрепив ее на рычаге заклепкой.
- Устанавливают на собранную малую колонку чехол, закрепив его
хомутиком.
- В крышку ходоуменьшителя Т-150 вставляют пружину и ограничитель.
- Ограничитель должен фиксироваться выступами кулисы и свободно
перемещаться.
- Собранную малую колонку и кулису закрепляют на крышке
ходоуменьшителя, предварительно поставив прокладку.
- Устанавливают на валик блокировки уплотнительное кольцо, валик
вставляют в крышку, закрепляют болтом указатель и ввертывают пробку.
- Валик блокировки должен свободно проворачиваться от усилия руки.
Общая сборка коробки передач Т-150
Выставляют шлицы барабана фрикциона и шлицевых втулок гидроподжимных
муфт при помощи технологических шлицевых валиков. Затем обе муфты
фиксируют в приспособлении для снятия и установки муфт.
Шлицы одной муфты выставляют одним удлиненным шлицевым
технологическим валом. Комплект муфт с технологическим валом и
кольцами при
помощи приспособления устанавливают в корпус коробки передач Т-150К.
Запрессовывают нижний стакан подшипника в корпус коробки передач и
фиксируют его штифтом. Запрессовывают шарикоподшипник 311 в нижний
стакан
и устанавливают стопорные кольца.
Запрессовывают нижний стакан с шарикоподшипником 311 одновременно в
корпус и на вторичный вал, предварительно вытолкнув вторичным валом
из
гидроподжимных муфт технологический вал. Запрессовывают
шарикоподшипник 313 и, если необходимо, допрессовывают вал.
Рис. 41. Установка гидроподжимных муфт Т-150
Муфты на валу устанавливают так, чтобы стрелка на задней муфте и две
стрелки на передней муфте были направлены по ходу трактора и
располагались
вверху, а стрелка на торце вала была направлена вверх (рис. 41).
Нижний стакан запрессовывают в корпус коробки передач так, чтобы паз
стакана совпал с риской на корпусе. Устанавливают на вторичный вал
ведущую
шестерню ходоуменьшителя, шестерню включения ходоуменьшителя,
специальную втулку, стопорную и замковые шайбы, завертывают гайку и
ввертывают болт.
В выточки вторичного вала КПП Т-150 устанавливают десять
уплотнительных колец. Вторичный вал с муфтами должен свободно
проворачиваться в
подшипнике без заедания.
Напрессовывают шарикоподшипник 50408 на вал ходоуменьшителя,
устанавливают на подшипник кольцо, а на вал дистанционную шайбу и
стопорное
кольцо.
Подсобранный вал пропускают в отверстие корпуса, устанавливая на
него малую шестерню ходоуменьшителя, две втулки, ведомую шестерню
ходоуменьшителя и втулку.
Используя гидроскобу стенда, технологическую скобу и специальные
наставки, запрессовывают вал ходоуменьшителя с шарикоподшипником
50408 в
корпус, а шарикоподшипник 408 — на вал и в корпус одновременно.
Устанавливают на вал ходоуменьшителя замковую шайбу, завертывают
гайку и загибают края замковой шайбы на грани гайки.
Первичный вал КПП Т-150К собирают и устанавливают в следующем
порядке:
- Запрессовывают шарикоподшипник 313 в верхний стакан.
- Устанавливают стопорное и уплотнительное кольца, каркасный сальник
и втулку сальника, напрессовывают верхний стакан на первичный вал.
- Вставляют вал в корпус, одновременно монтируя ведущую шестерню
четвертой передачи, распорную втулку, ведущую шестерню первой
передачи,
вторую распорную втулку и ведущую шестерню третьей передачи.
- Используя гидроскобу стенда и специальные наставки, напрессовывают
на первичный вал шарикоподшипник 311.
- Устанавливают замковую шайбу, завертывают гайку до отказа и
загибают края замковой шайбы на грани гайки.
- Напрессовывают верхний стакан подшипника одновременно на
шарикоподшипник 311 и в корпус, предварительно запрессовав в стакан
шарикоподшипник 210 и установив стопорное кольцо.
- Устанавливают штифт в корпус коробки передач Т-150 и верхний
стакан подшипника.
Боковые зазоры между зубьями пары цилиндрических шестерен любой
передачи должны быть в пределах 0,2...0,5 мм. Первичный вал с
шестернями
должен свободно проворачиваться в подшипниках без заедания.
Устанавливают и закрепляют крышку коробки передач, гидроаккумулятор
и распределитель с прокладками. Устанавливают валики, двойной
поводок,
вилки включения рядов, шестерни заднего хода и шестерни
ходоуменьшителя, застопорив их болтами и законтрив проволокой.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________