________________________________________________________________________
Регулировки рабочего оборудования гидросистемы трактора МТЗ-80,МТЗ-82
Регулировка включения шестерни
привода гидронасоса МТЗ-80,МТЗ-82
При неполном включении шестерни 3 (рис. А) привода гидронасоса
МТЗ-80,МТЗ-82 или при ее замене возникает необходимость в
регулировке зацепления шестерни.
Регулировку
производите в следующей последовательности:
- установите рукоятку включения насоса в нижний паз пластины 2
(выключенное положение насоса);
- отпустите болты крепления пластины к баку и запустите дизель;
- на минимальной частоте вращения дизеля поверните рукоятку вместе с
пластиной вверх до слышимого касания шестерен, после чего
переместите рукоятку с пластиной немного
вниз и затяните болты крепления пластины.
Рис.А. Регулировка включения шестерни привода гидронасоса
МТЗ-80,МТЗ-82
Для предохранения гидросистемы МТЗ-80,МТЗ-82 от перегрузок в
распределителе установлен предохранительный клапан, который
регулируется на давление срабатывания
соответствующее характеристикам гидросистемы трактора.
Регулировка давления срабатывания
предохранительного клапана распределителя гидросистемы трактора
МТЗ-80,МТЗ-82 и автоматического возврата золотника выполняется в
следующей последовательности:
- распределитель очищают от пыли и грязи;
- с одной из секций распределителя снимают шланги или выкручивают
заглушки установив на их место прибор типа ДР-70, с предварительно
полностью открытым дроссельным отверстием, тщательно затягивают
соединения;
- снимают пломбу (если она там присутствует) с колпака
предохранительного клапана и откручивают колпак;
- придерживая отверткой за шлиц регулировочный винт, отпускают его
контргайку; запускают дизель;
- устанавливают рычаг управления секцией распределителя, к которой
подключен прибор, в положение "Подъем" и установив номинальные
обороты двигателя постепенно, с помощью маховичка, перекрывают
отверстие дросселя, увеличивая тем самым давление в гидросистеме
МТЗ-80,МТЗ-82;
- о срабатывании предохранительного клапана (шарик отходит от своего
седла, пропуская поток масла) свидетельствует остановка изменения
положения стрелки прибора при дальнейшем уменьшении сечения
дроссельного отверстия прибора.
Давление указываемое стрелкой и соответствует давлению срабатывания предохранительного клапана. Если полученное таким образом значение давления отличается от нормативного, то его регулируют изменением сжатия пружины клапана вкручивая (увеличение давления) или выкручивая (уменьшение давления) регулировочный винт.
- в случае невозможности повысить давление в
гидросистеме трактора МТЗ-80,МТЗ-82 до требуемого значения меняют
пружину клапана, а если и это не помогает, то чеканят шарик клапана
по седлу (выкрутив полностью регулировочный винт ударяя через
наставку из мягкого материала по шарику несильными ударами молотка),
меняют детали клапана (шарик и седло) или же сдают в ремонт насос
или распределитель;
- после установки требуемого давления срабатывания
предохранительного клапана регулировочный винт контрят,
устанавливают колпак, снимают прибор и устанавливают на место снятые
заглушки или шланги.
У распределителей МТЗ-80,МТЗ-82 более ранних выпусков давление
автоматического возврата золотника в положение "Нейтральное"
регулировалось с помощью регулируемого клапана, размещенного в
золотнике, что целесообразно выполнять в мастерской и здесь не
рассматривается.
Регулировка механизма блокировки рычагов управления ГСВ и
распределителем тракторов МТЗ-80,МТЗ-82
Правильность регулировки механизма
блокировки рычагов управления ГСВ МТЗ-80,МТЗ-82 проверяют следующим
образом:
- Устанавливают рукоятку ГСВ 3 (рис, 1) в положение "Сброс
давления", при этом рукоятка распределителя 4 должна автоматически
переместиться и остаться в позиции "Подъем";
Устанавливают рукоятку ГСВ в положение "ГСВ выключен", а рукоятку
распределителя 4 в позицию "Плавающее".
- Рукоятка 3 не должна перемещаться вверх из положения "ГСВ
выключен" под действием пластины 6. Если эти условия не выполняются,
следует произвести регулировку длины тяги 11, управляющей золотником
основного цилиндра.
Рис. 1. Органы управления распределителем и ГСВ трактора
МТЗ-80,МТЗ-82
1 - рычаг золотника правого вывода; 2 - рычаг золотника левого
вывода; 3 -рычаг ГСВ; 4 - рычаг золотника заднего цилиндра: 5 -
штифт; 6 - пластина; 7 - вал; 8 - труба; 9 и 11 - тяги; 10 -
маховичок, 12 - рычаг
Силовые цилиндры МТЗ-80,МТЗ-82
Силовые цилиндры трактора МТЗ-80,МТЗ-82 предназначены для подъема,
опускания и удержания в определенном положении навесного устройства
с навешенными на него сельхозорудиями, а также рабочих органов
гидрофицированных прицепных сельскохозяйственных орудий.
На тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 применяют два
типа цилиндров двойного действия:
- Цилиндр Ц100x200 основной диаметром 100 мм
- Цилиндр Ц75х200 выносной
Оба типа цилиндров конструктивно подобны, но отличаются размерами
деталей. На тракторах МТЗ-100 и МТЗ-102 применяют цилиндры двойного
действия диаметром 125 мм
(основной цилиндр Ц 125x200-24) и диаметром 80 мм (выносной
Ц80х200-3).
Основной цилиндр трактора МТЗ-80,МТЗ-82 (рис. 2) установлен на
крышке корпуса заднего моста. Он состоит из следующих деталей:
корпуса 4. Поршня 2, штока 3, гайки 1,
уплотнительных колец 6, упорного кольца 7, манжеты 8, поджимаемой
пыльником и пластиной к крышке 5, Маслопровода 9, уплотнительных
колец 10 и 11
Рис. 2. Силовой гидроцилиндр Ц125 трактора МТЗ
1 - гайка штока; 2 -поршень; 3 - шток: 4 - гильза поршня; 5 -
крышка; 6 - уплотнительное кольцо; 7 - упорное кольцо; 8 - манжета;
9 - маслопровод; 10 - уплотнительное кольцо поршня; 11 -
уплотнительное кольцо маслопровода
Маслопроводы, запорное устройство и разрывные муфты трактора
МТЗ-80, МТЗ-82
Агрегаты гидросистемы МТЗ-80,МТЗ-82 соединены между собой
маслопроводами, выполненными из металлических труб (трубопроводы) и
гибких армированных резиновых шлангов, а
также проходными штуцерами и специальной соединительной арматурой.
Трубопроводы - стальные бесшовные трубки, рассчитанные на давление
до 32 МПа предназначены для соединения неподвижно закрепленных па
тракторе сборочных единиц. Шланги высокого давления используют для
соединения подвижных сборочных единиц. На концах шлангов установлены
металлические наконечники, с помощью которых они соединены со
сборочными единицами.
Запорные устройства и разрывные муфты тракторов МТЗ-80, МТЗ-82
облегчают соединение и отъединение шлангов, предотвращение утечки
масла и предохраняют маслопроводы от
грязи. Разрывные муфты кроме того, размыкаясь, предохраняют шланги
от разрывов в случае самопроизвольной расцепки с машиной,
использующей гидросистему трактора МТЗ.
Рис. 3. Запорное устройство МТЗ-80, МТЗ-82
1 - стопорное кольцо: 2 - крестовина; 3 - левый корпус; 4 - накидная
гайка; 5 -пружины; 6 -шариковый клапан; 7- уплотнительное кольцо; 8
- правый корпус
Запорное устройство трактора МТЗ-80, МТЗ-82 состоит из двух
одинаковых по конструкции клапанов с резьбовыми концами для
подсоединения маслопроводов. В корпусах 3 (рис. 3) и
8, соединенных гайкой 4, размещены шариковые клапаны 6, которые
прижаты к отверстиям корпусов пружинами 5, упирающимися на
пластинчатые крестовины 2, Соединение
корпусов 3 и 8 уплотнено резиновым кольцом 7.
При завертывании гайки 4 на корпус 8 шарики клапана 6 соприкасаются
и, отжимая один другого от гнезд в корпусах 3 и 8, обеспечивают
свободный проход для масла. Если требуется отсоединить шланг от
запорного устройства, нужно предварительно отвернуть гайку 4. Тогда
шарики под действием пружин и давления масла попадут в гнезда обоих
корпусов и закроют выход масла.
Разрывная муфта трактора МТЗ-80, МТЗ-82 конструктивно отличается от
запорного устройства тем, что две половины ее соединены между собой
не гайкой, а шариковым замком.
Разрывные муфты поставляют в комплекте с кронштейном 3 (рис. 4) для
установки на агрегатируемое орудие. Муфты встраивают в
гидравлические магистрали, соединяющие трактор с
прицепным орудием. Они предохраняют шланги от разрывов при случайных
рывках или неожиданном отсоединении орудия, а также предотвращают от
вытекания масла.
Рис. 4. Разрывная муфта МТЗ-80, МТЗ-82
1 - упорное кольцо; 2 и 8 -пружины; 3 - кронштейн; 4 - запорная
втулка; 5 - уплотнительное кольцо: 6 - опорная втулка; 7 -
крестовина; 9 -шариковый клапан; 10 левый корпус; 11 -
фиксирующий шарик; 12 правый корпус
Шариковые клапаны 9, крестовины 7 и пружины 2 и 8 унифицированы с
деталями запорного устройства. В левом корпусе 10 расположено восемь
шариков 11, фиксирующего устройства. Гнезда шариков выполнены в виде
конусных отверстий. В сомкнутом положении муфты шарики 11 входят в
кольцевую канавку правого корпуса 12 и удерживаются в ней запорной
втулкой 4, Пружина 2, удерживаемая упорным кольцом 1, отжимает
втулку 4 до упора в выступ корпуса 10.
Шарики клапана 9, также как и в запорном устройстве, упираются один
в другой, обеспечивая необходимое проходное сучение для масла. На
орудии муфту устанавливают так, чтобы
кольцевой бурт запорной втулки 4 заходил в паз кронштейна 3. К
правому корпусу 12 присоединяют шланг от трактора, а к левому 10 -
от орудия.
При аварийном натяжении шланг, подсоединенный к левому корпусу 10,
сжимая пружину 2, сместит муфту влево относительно неподвижно
закрепленной втулки 4 настолько, что шарики
11 выйдут из-под нее, и обе половины муфты разъединятся, сохранив
тем самым шланг от разрыва, При этом шариковые клапаны 9 под
действием пружин 8 сядут в свои гнезда,
загерметизировав обе разъединенные стороны.
Быстросоединяемые муфты используют на тракторах МТЗ-80, МТЗ-82 для
присоединения трубопроводов гидрофицированных машин к боковым и
задним выводам. Наружные
полумуфты 2 (рис. 5), в которых расположены шарики 6, установлены на
выводах трактора, а внутренние полумуфты 7 прикладываются в ЗИП
трактора.
Рис. 5. Быстросоединяемая муфта тракторов МТЗ-80, МТЗ-82
1 - пружина запорного клапана; 2 - наружная муфта; 3 - пружина
фиксатора; 4 - запорный клапан; 5.-фиксатор; 6 - шарик; 7 -
внутренняя муфта
Соединение полумуфт быстросоединяемой муфты трактора МТЗ-80, МТЗ-82
в одно целое производится перемещением фиксатора 5 в сторону
наружной полумуфты 2 (шарики 6 при
этом располагаются против проточки в фиксаторе) и введением
внутренней полумуфты в наружную до упора. Одновременно с этим
клапаны 4, преодолевая усилие пружины 7, отходят
от своих гнезд, открывая проход маслу к исполнительным механизмам
сельхозорудий.
Фиксатор 5, поджимаемый пружиной 3, при освобождении перемещается в
исходное положение и вводит шарики 6 в кольцевую канавку внутренней
полумуфты, блокируя ее с наружной
полумуфтой. Разъединение полумуфт осуществляется перемещением
фиксатора 5 для освобождения шариков 6, после чего внутренняя
полумуфта, освобождаясь от фиксации
пружинами 1, выталкивается, перекрывая клапаном 4 выход масла
наружу.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________