Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Устройство, запчасти и комплектующие.

Дополнительное оборудование трактора Т-25

Вал отбора мощности трактора Т-25

Для передачи вращения от двигателя к активным рабочим органам сельскохозяйственных машин и орудий трактор Т-25 оборудован валом отбора мощности (ВОМ).

Привод вала отбора мощности состоит из промежуточного вала 8 (рис. 55), установленного в корпусе главной передачи, вала 18 и механизма его включения, размещенных в нижнем отсеке корпуса гидроподъемника.

Промежуточный вал и ВОМ трактора Т-25 выполнены заодно с зубчатыми венцами, которые соединяет во включенном положении вала зубчатая муфта 22.

На шейку промежуточного вала до упора в зубчатый венец напрессовано и зафиксировано пружинным стопорным кольцом 24 внутреннее кольцо двухрядного шарикоподшипника 9. Наружное кольцо подшипника установлено в расточке корпуса главной передачи.

От осевых смещений наружное кольцо удерживают бурт корпуса и втулка 10, которая одновременно центрирует корпус 20 гидроподъемника относительно корпуса главной передачи. В кольцевой канавке втулки размещено пружинное кольцо 22, зажатое между стенкой главной передачи и корпусом гидроподъемника.

В расточку на торце промежуточного вала запрессована бронзовая втулка 23, которая служит передней опорой ВОМ Т-25. Для подвода масла к трущимся поверхностям втулки в валу выполнены специальные сверления.

К переднему шлицованному концу промежуточного вала 8 приклепана втулка 25, при помощи которой промежуточный вал соединен с приводным валиком дополнительной передачи.



Рис. 55. Привод вала отбора мощности (ВОМ) Т-25

1 — сухарик вилки выключения; 2 — вилка выключения BOM; 3 — ось рычага; 4 — войлочный сальник; 5 — рычаг выключения BOM; 6 — плоская пружина рычага выключения; 7 — рукоятка рычага; 8 — промежуточный вал; 9 — двурядный шариковый подшипник; 10 — центрирующая втулка; 11 и 13 — стопорные кольца; 12— болт крепления вилки выключения; 14 — шариковый подшипник; 15 — гайка; 16 — самоподжимной сальник; 17 — защитный колпак; 18 — вал отбора мощности; 19 — гнездо сальников; 20 — корпус гидроподъемника; 21 — стопорное кольцо; 22 — зубчатая муфта; 23 — втулка; 24 — стопорное кольцо; 25 — шлицованная втулка.

Подшипник 14, который служит второй опорой вала отбора мощности Т-25, установлен в расточке корпуса гидроподъемника между пружинным стопорным кольцом 13 и гнездом 19 сальников.

Внутреннее кольцо подшипника напрессовано на шейку вала до упора в наружное стопорное кольцо 21 и зажато гайкой 15 с замковой шайбой. Шлицевой конец вала отбора мощности закрыт защитным колпаком 27, прикрепленным болтами вместе с гнездом сальников к корпусу гидроподъемника.

При работе с приводом ВОМ Т-25 защитный колпак снимают, а на шлицы вала устанавливают детали, которые соединяют вал с приводом сельскохозяйственной машины. Радиальная канавка на шлицевом конце вала предназначена для фиксации устанавливаемых на вал деталей.

Механизм включения вала отбора мощности состоит из вилки 2 и рычага 5, приваренного к оси 3. Вилка 2 закреплена на оси болтом 12, в сверлениях рожек вилки установлены сухарики 2, которые входят в радиальную канавку зубчатой муфты 22.

К рычагу 5 приклепана плоская пружина 6, на конце которой закреплена пластмассовая рукоятка 7. Для включения ВОМ Т-25 необходимо переместить рукоятку назад до прохода пружины через прилив на корпусе гидроподъемника.

При этом вилка 2 передвинет муфту 22 вперед и соединит зубчатые венцы промежуточного вала 8 и вала 18 отбора мощности. В выключенном положении зубчатая муфта полностью расположена на зубьях вала 18 и поэтому вращение с промежуточного вала не передается.

Включение и выключение ВОМ Т-25 следует выполнять только при выключенной муфте сцепления. Подшипники и шестерни вала отбора мощности смазываются маслом, поступающим из корпуса главной передачи, и дополнительной смазки не требуют.

Два самоподжимных сальника 16 предохраняют от течи масла из полости ВОМ. Войлочное кольцо обеспечивает уплотнение расточки под ось рычага выключения.

Приводной шкив трактора Т-25

Для работы, со стационарными машинами трактор Т-25 может быть оборудован съемным приводным шкивом, который монтируют на правой стенке корпуса главной передачи. Вращение на шкив передается через шлицованный конец промежуточного вала.

Завод поставляет приводной шкив по особому заказу. Корпус 1 (рис. 56) приводного шкива крепят к корпусу главной передачи вместо гнезда сальников правой опоры промежуточного вала.

Перед монтажом приводного шкива Т-25 снимают также защитный колпак шлицевого конца промежуточного вала, отвинчивают с конца вала корончатую гайку и снимают проставочную втулку.



Рис. 56. Приводной шкив Т-25

1 — корпус; 2 — промежуточный вал главной передачи; 3 — втулка подшипника; 4— шариковый подшипник промежуточного вала; 5 — распорная втулка; 6 — самоподжимной сальник; 7 — корпус сальника; 8 — шкив; 9 — распорная втулка; 10 — уравновешивающий груз; 11 — крышка шкива (зубчатый фланец); 12 — пробка; 13 — шариковый подшипник; 14 — стопорное кольцо; 15 — шлицевая втулка; 16 — сферическая заглушка; 17 — гайка; 18 — пружинная шайба

Приводной шкив Т-25 установлен на двух шариковых подшипниках 13. Внутренние кольца подшипников напрессованы на корпус шкива и зафиксированы стопорным пружинным кольцом 14. Между подшипниками предусмотрена распорная втулка 9.

От осевых перемещений шкив 8 удерживают прикрепленные к нему болтами корпус 7 сальника и крышка 11, центровочные бурты которых входят в расточку шкива до упора в наружные кольца подшипников.

Крышка 11 имеет отверстие с внутренними зубьями для соединения с венцом шлицевой втулки 15. Втулка посажена на шлицы промежуточного вала и передает вращение с него через зубчатое соединение на шкив.

Гайка 17 затягивает на валу до упора шлицевую втулку 15, распорную втулку 5 и внутреннее кольцо подшипника 4 со втулкой 3. От самоотворачивания гайку удерживает пружинная шайба 18. Через пробку 12 в корпус приводного шкива Т-25 заливают 200 г масла.

Самоподжимной сальник 6 и сферическая заглушка 16 защищают внутреннюю полость шкива от попадания пыли и грязи и препятствуют течи масла. К внутренней поверхности обода шкива приклепаны при балансировке грузы 10.

Нормальные обороты приводного шкива трактора Т-25 равны 914 при оборотах коленчатого вала двигателя 1600 в минуту. Направление вращения приводного шкива можно изменять, переключая зубчатую муфту рычагом реверса главной передачи.

После установки шкива двигатель запускают только при нейтральном положении рычагов переключения передач и реверса. Включают шкив, перемещая рычаг реверса в положение переднего или заднего хода, а выключают установкой этого рычага в нейтральное положение. Включение и выключение шкива производят только при полностью выключенной муфте сцепления.

При работе трактора Т-25 на транспорте и выполнении сельскохозяйственных работ, на которых приводной шкив не используется, его необходимо снять, а на промежуточный вал установить снятую проставочную втулку и закрепить гнездо сальников с защитным колпаком.

Привод тормоза прицепа трактора Т-25

Трактор Т-25 может эффективно использоваться на различных транспортных работах в агрегате с одноосным самосвальным прицепом 1ПТС-2Н.

Безопасность движения тракторного поезда обеспечивают тормоза трактора и тормозная система прицепа, включающая тормоза, размещенные в колесах прицепа, и гидравлический привод. Торможение прицепа осуществляется с места тракториста рычажным приводом.



Рис. 57. Привод тормозов прицепа трактора Т-25

1 — плоская пластина крепления крыла; 2 — кронштейн привода тормоза прицепа; 3 — оттяжная пружина; 4 — рычаг привода тормоза прицепа; 5 — ось рычага; 6 — регулировочная вилка; 7 — контргайка; 8 — шток; 9 — пружина фиксатора; 10 — фиксатор; 11 — седло крепления главного цилиндра; 12 — упорная шайба; 13 — корпус главного тормозного цилиндра; 14 — поршень; 15 — пробка заливной горловины; 16 — манжета поршня; 17 — кожух главного цилиндра; 18 — игла; 19 — возвратная пружина; 20 — штуцер; А — полость бачка гидравлической системы прицепа; Б — перепускное отверстие; В — рабочая полость главного тормозного цилиндра.

Привод тормозов прицепа Т-25 устанавливают на трактор в основной наладке (бортовые передачи повернуты на 45° назад) у правого крыла. Кронштейн 2 (рис. 57) привода крепят болтами к плоской пластине 1. К фланцу кронштейна прикреплено седло 11 для присоединения главного тормозного цилиндра прицепа.

Главный тормозной цилиндр состоит из корпуса 13, кожуха 17 и поршня 14. Тормозной цилиндр входит в комплект оборудования прицепа 1ПТС-2Н и поставляется вместе с ним.

При подготовке трактора Т-25 для работы с прицепом необходимо снять главный тормозной цилиндр и присоединить его к седлу 11 привода тормоза прицепа.

Для этого надо нажать на фиксатор 10 и вывести его из прорези в седле, ввести фасонный конец корпуса 13 цилиндра в паз седла, повернуть тормозной цилиндр на 90°, так чтобы заливная горловина с пробкой 15 была направлена вверх, и отпустить фиксатор.

Через штуцер 20 тормозной цилиндр соединен шлангом с гидравлической системой прицепа Т-25. Кожух и корпус цилиндра образуют кольцевую полость А, которая служит бачком гидравлической системы прицепа и соединена с рабочей полостью В корпуса цилиндра через перепускное отверстие Б.

Такая конструкция главного цилиндра исключает попадание воздуха в рабочую полость корпуса при снятии и установке тормозного цилиндра на трактор.

Игла 18 соединяет полость А с атмосферой. Рычаг 4 привода тормоза прицепа установлен на оси 5 и через регулировочную вилку 6 и шток 8 воздействует на поршень главного тормозного цилиндра Т-25.

Оттяжная пружина 3 прижимает упор рычага 4 к ребру кронштейна 2, удерживая рычаг в крайнем переднем положении. При перемещении рычага назад шток сдвигает поршень 14, сжимая при этом пружину 19.

Как только манжета 16 закроет перепускное отверстие Б внутри цилиндра, в полости В создается давление и жидкость, отжимая кромку резинового клапана, проходит через отверстие штуцера 20 и шланг в колесные тормозные цилиндры трактора Т-25.

Под давлением жидкости поршни колесных цилиндров расходятся, прижимая колодки к тормозным барабанам, и тормозят прицеп. Если рычаг отпустить, он под действием пружины 3 возвращается в обратное положение.

Возвратная пружина 19 перемещает поршень вслед за штоком до упора в шайбу 12 и открывает перепускное отверстие Б, давление в полости В падает и торможение прицепа прекращается. При движении тракторного поезда необходимо сначала тормозить прицеп, а потом трактор.

Несоблюдение этого правила может привести к аварии. Для обеспечения нормальной работы привода тормозов прицепа Т-25 выступание конца штока 8 от торца седла при переднем положении рычага 4 должно составлять 36 мм.

При этом зазор между концом штока и поршнем должен быть 1—1,5 мм, что соответствует ходу рычага 110—170 мм. Положение штока регулируют, ввинчивая или вывинчивая его в регулировочную вилку 6. После регулировки штока затягивают контргайку 7.

 

 

 

 

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________