Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Устройство, запчасти и комплектующие.

Карданная передача колесного трактора Т-150

Карданная передача предназначена для передачи крутящего момента от валов раздаточной коробки к переднему и заднему мостам. Она состоит из кардана 1 (рис. 43) привода переднею моста, двух карданов 2 привода заднего моста и промежуточной опоры 3.

Карданы 1 и 2 трактора Т-150 снабжены телескопическими шлицевыми соединениями, которые позволяют валам изменять длину при поворотах, колебаниях подрессоренного переднего моста, а также при монтаже.



Рис. 43. Схема карданной передачи Т-150К

1 — кардан привода переднего моста; 2 — кардан привода заднего моста; 3 — промежуточная опора;

На тракторах Т-150 и Т-150К применяют карданные передачи с крестовинами автомобиля Краз. Шарниры всех карданных передач трансмиссии одинаковой конструкции.

Каждый шарнир состоит из двух вилок, повернутых крест-накрест одна к другой и крестовины, на цапфах которой установлены неразборные игольчатые роликоподшипники с сальниками.

Карданные валы трактора Т-150 крепят к фланцам тормозных барабанов коробки передач и фланцам главных передач ведущего моста. На тракторе Т-150 карданный, вал переднего моста крепят к валу раздаточной коробки через барабан центрального тормоза.

Карданная передача заднего моста состоит из двух двойных вилок и промежуточной опоры 3 (рис. 47). В карданных передачах имеются шлицевые телескопические соединения, компенсирующие осевые перемещения деталей во время работы трактора.



Рис. 47. Карданные валы трактора Т-150К

1— передний шарнир; 2 —промежуточный шарнир; 3 — промежуточная опора; 4 —задний шарнир; 5 — фланец; 6 —муфта-фланец; 7 — вилка-фланец; 8 — болт.

Регулировки карданов приводов мостов и положения заднего моста на раме трактора Т-150

Для обеспечения работоспособности крестовин и подшипников задней двойной вилки карданной передачи необходимо выдерживать равенство углов перегиба шарниров.

С целью обеспечения этого условия положение заднего моста трактора на раме регулируется на заводе при сборке с помощью специального приспособления (рис. 44) путем совмещения его стрелок.

После установки моста на кронштейне рамы и корпусе моста наносятся метки-риски в месте А с внутренней стороны рамы.

В эксплуатации болты 3 бугелей 4 крепления заднего моста подтягивайте при их ослаблении или монтаже моста так, чтобы метки совпали (исходили из одной точки).



Рис. 44. Установка заднего моста Т-150

1 — подвижный фланец; 2 — неподвижный фланец; 3 — болт; 4 — бугель.

В случае замены заднего моста, трубы горизонтального шарнира или задней полурамы отрегулируйте положение моста относительно вала промежуточной опоры Т-150 с помощью приспособления (рис. 44). Допускается несовпадение стрелок приспособления не более 2 мм. После регулировки нанесите метки.

При сборке кардана привода переднего моста Т-150 шлицевое соединение карданного вала соберите таким образом, чтобы оси отверстий вилок, находящиеся на карданном валу, располагались в одной плоскости. Для этого совместите стрелки, набитые на шлицевом хвостовике вилки и фланца.

Карданный вал привода переднего моста динамически отбалансирован установкой балансировочных пластин, под болты крышек игольчатых подшипников.

Перед разборкой шарниров нанесите метки на балансировочные пластины и проушины вилок так, чтобы при сборке все балансировочные пластины были установлены на соответствующие проушины вилок. После сборки переднего кардана проверьте совпадение стрелок на вилке и фланце.

Ремонт карданных валов Т-150

Разбирают и собирают шарниры на сборочные единицы и детали на стенде. К основным дефектам карданной передачи относятся трещины, изломы, деформация, повреждение резьбы, износ поверхностей под подшипники качения, износ шлицов и шлицевых пазов, износ поверхностей под сальники.

Поверхности корпуса задней опоры под подшипники качения восстанавливают методом осталивания. Радиальное биение этих поверхностей относительно оси детали не должно превышать 0,04 мм.



Рис. 45. Кардан Т-150К

1 — места износа шлицев по толщине; 2 — место износа поверхности под сальник; 3 —место износа поверхности под роликоподшипник.

Изношенные шлицы валов наплавляют в среде углекислого газа, обтачивают, фрезеруют, закаливают при помощи токов высокой частоты и шлифуют до номинального размера. Непараллельность боковых поверхностей восстановленных шлицов относительно оси вала допускается не более 0,05 мм на длине 100 мм.

На валах опоры и шарнира кардана Т-150 допускается износ поверхностей под сальники в виде кольцевых канавок глубиной не более 0,1 мм. Изношенные поверхности вилок и фланцев под стаканы игольчатых подшипников восстанавливают осталиванием с последующей механической обработкой.

Отверстия фланцев шарниров под игольчатые роликоподшипники должны быть соосны между собой с точностью до 0,02 мм; допустимая несоосность 0,05 мм. Шарниры карданных передач заправляют смазкой.

Шлицы карданных передач и вилок смазывают солидолом. Продольные стрелки, набитые на вилке со шлицевым хвостовиком и на шлицевой муфте, должны лежать на одной линии.

Крестовины при сборке устанавливают так, чтобы масленки фланцев соответствующих крестовин кардана Т-150К находились водной плоскости.

Пазы обойм игольчатых роликоподшипников при сборке располагают вдоль общей оси резьбовых отверстий фланцев под болты крепления опорных пластин подшипников. Наружные обоймы подшипников запрессовывают заподлицо в отверстия фланцев.



Рис. 46. Карданная передача Т-150

а - промежуточная опора; б - задняя опора; в - карданный вал ВОМ

Крестовины шарнира и двойной вилки должны проворачиваться в игольчатых роликоподшипниках легко, без заедания. Скользящие вилки должны передвигаться по шлицам валов легко, без заедания. Защитные чехлы надежно закрепляют хомутами на валах и вилках.

Карданный вал Т-150К динамически балансирует на стенде с точностью до 0,007 Нм (70 гс/см). Дисбаланс карданного вала ВОМ допускается до 0,005 Нм (50 гс/см). Балансировочные пластины устанавливают под болты крепления опорных пластин игольчатых подшипников.

Для того чтобы не нарушалась балансировка карданных шарниров при разборке и сборке, пакеты балансировочных пластин необходимо устанавливать на те проушины вилок, на которых они были установлены первоначально.

Для этого перед разборкой на верхние пластины пакетов и проушины вилок наносят отличительные метки. Разукомплектовка пакетов балансировочных пластин не допускается.

Для нового вала промежуточной опоры Т-150 биение шеек под подшипники и сальники не должно превышать 0,05 мм; допускается биение без ремонта 0,10 мм.

Вал задней опоры должен вращаться в роликоподшипниках от усилия руки без заедания и заклинивания. Осевой разбег вала задней опоры должен быть в пределах 0,1...0,3 мм.

Регулируют конические подшипники при помощи пакета регулировочных прокладок. Игольчатые подшипники и крестовины перед сборкой промывают в смеси бензина с 6...8 % индустриального масла 12 или 20.

Соединительные болты затягивают до отказа и контрят. Биение карданных валов тракторов Т-150 и карданной передачи переднего моста трактора Т-150К не должно превышать 1,2 мм. Собранный шарнир окрашивают.

Привалочные плоскости фланцев, а также чехлы от окраски необходимо предохранять. Собранный шарнир укомплектовывают деталями, предусмотренными конструкцией, включая болты, гайки и шайбы.

Проверка зазоров и смазка подшипников карданов Т-150

Для обеспечения нормальной работы карданов проверяйте состояние крепления фланцев карданных валов, затяжку болтов 3 (рис.52) крепления крышек подшипников, затяжку гаек 4 (рис.53) крепления промежуточной опоры кардана привода заднего моста к трубе горизонтального шарнира и посадку
крестовин в подшипниках и подшипников в вилках.



Рис. 52. Шарнир кардана Т-150

1 — контрольный клапан; 2 — масленка;- 3 — болт.

Посадку крестовин проверяйте покачиванием кардана для выбора зазора в подшипниках. При появлении суммарного радиального или осевого зазора более 0,5 мм замените крестовины с игольчатыми подшипниками в сборе.

Если при покачивании фланцев-вилок карданных передач будет обнаружено ослабление крепления фланцев ведущих шестерен главных передач, отсоедините соответствующий конец карданного вала Т-150, расшплинтуйте гайку крепления фланца, затяните ее до отказа и снова зашплинтуйте.

При снятии карданных валов с трактора или при установке их, а также при затяжке болтов крепления карданов не пользуйтесь монтажной лопаткой или другими предметами, вставленными в шарниры для прокручивания карданного вала. Это приводит к повреждению уплотнений игольчатых
подшипников и преждевременному выходу из строя карданной передачи.



Рис. 53. Промежуточная опора карданного вала Т-150

1 — корпус сальника, 2 — масленка; 3 — регулировочные прокладки; 4 — гайка.

При замене крестовин в сборе с подшипниками перед сборкой наполните каждый подшипник смазкой на 1/3 объема, вотрите смазку в иглы и смажьте рабочие кромки манжет. Паропластовые кольца торцовых уплотнений перед сборкой пропитайте маслом (индустриальное 20).

Шарниры смазывайте через масленки 2 (рис.52) до появления смазки из контрольного клапана. Недостаточная смазка крестовин приводит к их перегреву. Для смазывания шлицевых соединений нагнетайте смазку через масленки в двух точках.

Для добавления смазки в промежуточную опору выверните контрольную пробку, расположенную в отверстии трубы горизонтального шарнира рамы с правой стороны трактора и через масленку 2 (рис.53) нагнетайте смазку, расположенную в отверстии трубы горизонтального шарнира с левой стороны трактора, до появления ее из контрольного отверстия. Установите на место контрольную пробку.

 

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________