Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Устройство, запчасти и комплектующие.

________________________________________________________________________

Ремонт турбокомпрессора дизеля Д-160

Неисправностями турбокомпрессора ТКР-11 двигателя Д-160 трактора Т-130 являются:

- течь масла в корпус компрессора через уплотнение ротора со стороны компрессора вследствие износа уплотнительных колец, канавок под них и поверхности щитка диска уплотнения;

- заедание вала ротора в подшипнике;

- повреждение и обрыв лопаток колес турбины и компрессора в результате случайного попадания постороннего предмета;

- износ канавок под кольца уплотнения ротора со стороны турбины;

- трещины в деталях турбокомпрессора: колесах турбины и компрессора, сопловом венце, корпусе турбины и его вставках;

- износ лопаток и диска колес турбины и компрессора вследствие трения о вставки и средний корпус;

- тугое вращение ротора, обусловленное большим нагаром и смолистыми отложениями на колесах турбины и компрессора, вставках корпуса компрессора и турбины.

Снятие и разборка турбокомпрессора двигателя Д-160 трактора Т-130

При снятии турбокомпрессора ТКР-11 сначала снимают заднюю крышу капота, боковые створки, ослабляют хомуты на рукаве и отсоединяют турбокомпрессор от воздухоочистителя.

Отсоединяют нагнетательный патрубок. Ослабляют гайки крепления выпускного патрубка и сдвигают его назад до выхода уплотнительных колец вставки турбокомпрессора из патрубка.

Отсоединяют трубку подвода масла, трубку к манометру на щитке приборов и сливную трубку. Отвертывают гайки крепления турбокомпрессора к выпускному коллектору двигателя.

Перед разборкой турбокомпрессора Д-160 наносят метки кернером на фланцах корпусов турбины и компрессора и среднего корпуса для обеспечения правильной последующей сборки.



Рис.15. Турбокомпрессор ТКР-11 трактора Т-130

Отгибают концы замковых пластин и отвертывают гайки крепления корпуса 26 (рис. 15) турбины к среднему корпусу 2. Снимают легкими ударами алюминиевого молотка корпус турбины.

Если между корпусом турбины и диском уплотнения стояли регулировочные прокладки 20, сохраняют их для последующей правильной сборки турбокомпрессора.

Отгибают концы замковых пластин и свертывают гайки со шпилек крепления корпуса 12 компрессора и снимают его. Снимают прокладки 15, связывают их в пакет и хранят для последующей сборки.

Разборка корпуса компрессора Д-160

Вывертывают болты и вынимают вставку 11 компрессора. Вывертывают — при необходимости замены — шпильки из корпуса компрессора.

Наносят метки на корпусе 26 турбины и вставке 21, чтобы поставить их в должное положение при сборке. Снимают два уплотнительных кольца 24 со вставки турбины.

Отвертывают гайки крепления вставки к корпусу турбины и снимают вставку. Вынимают из корпуса турбины сопловой венец 18. Выпрессовывать штифт 19 и вывертывать из корпуса турбины шпильки следует только в случае необходимости замены или ремонта этих деталей.

Разборка среднего корпуса и ротора ТКР-11

Вынимают уплотнительное резиновое кольцо 13. Устанавливают средней корпус 2 на специальную подставку с гнездом под выступ ступицы турбинного колеса 23 для удержания вала 28 от вращения при отвертывании гайки 8 крепления колеса компрессора (ширина выступа под ключ колеса турбины 12 мм).

Отвертывают специальную гайку, снимают колесо 7 компрессора с вала ротора, нажимая на торец вала, и выталкивают вал из колеса. Вынимают из подшипника 1 вал с колесом турбины. Снимают с втулки 25 уплотнительные кольца.

Снимают кольцо 9 с маслосгонной резьбой, а с него — уплотнительные кольца 10, Зачищают раскерненные места, вывертывают винты крепления диска 4 и снимают его в сборе со щитком с помощью отжимных винтов М6, вынимают прокладку 3.

Отвертывают гайки крепления фиксатора 16 и вынимают фиксатор с прокладкой 14 из среднего корпуса. Извлекают подшипник 1, а из среднего корпуса — уплотнительный диск 27 турбины вместе с экраном 22.

Для выема диска нажимают на него стержнем со стороны компрессора. Вынимают прокладку 17. Вывертывают при необходимости шпильки крепления фиксатора 16 и сливной трубки.

Проверяют состояние деталей. Для удаления с них нагара применяют специальные растворы. Нельзя удалять нагар каустическими растворами, проволочными щетками.

Колеса турбины, компрессора и другие детали можно очищать дробеструйным способом (стеклянными шариками), если раствор не удаляет нагар.

Диаметр стеклянных шариков — от 50 до 100 мкм, давление воздуха 0,5 ... 0,6 МПа. При дробеструйной очистке колес турбины необходимо предварительно обмотать вал клейкой лентой; при очистке колеса компрессора также следует закрыть отверстия и его передний и задний торцы клейкой лентой.

Детали, которые подвергались очистке стеклянными шариками, перед сборкой промыть в растворе для очистки нагара. Нагар в канавках под уплотнительные кольца снимают отрезком чугунного уплотнительного кольца.

При сборке турбокомпрессора ТКР-11 двигателя Д-160 необходимо соблюдать следующие технические требования:

При разборке и сборке турбокомпрессора Т-130 во избежание повреждения лопаток колес не допускается ставить средний корпус в сборе с ротором на колесо турбины или компрессора. Не допускается ударять молотком по деталям турбокомпрессора при операциях разборки и сборки.

Во избежание разбалансировки ротора разборку его производить только в случае действительной необходимости.

При установке корпусов турбины и компрессора ТКР-11 двигателя Д-160 трактора Т-130 следить за тем, чтобы под них были подложены регулировочные прокладки первоначальной толщины. Установка прокладок меньшей толщины может вывести турбокомпрессор из строя вследствие задевания лопаток колес за вставки корпусов.

После снятия турбокомпрессора с дизеля и после сборки открытые патрубки вставок турбины и компрессора, фланцы корпусов турбины и компрессора, отверстия подвода и слива масла закрывать защитными деталями.

В процессе разборки и сборки необходимо предохранять все детали и узлы турбокомпрессора от забоин, вмятин и других повреждений; при этом обращать особое внимание на лопатки колес турбины и компрессора.

При очистке колес нельзя скрести поверхности металлическими скребками, так как это может нарушить балансировку.

Перед сборкой детали ротора экран уплотнения, диски уплотнений и средний корпус должны быть промыты чистым бензином или дизельным топливом.

Во избежание разбалансировки ротора запрещается всякая механическая обработка и замена какой-либо детали ротора, кроме пружинных уплотнительных колец.

Ротор турбокомпрессора ТКР-11 должен свободно вращаться при смещении его вправо или влево. Заедание, задевание не допускается.

Осевой люфт ротора должен быть 0,10 ... 0,25 мм. Допустимый осевой люфт 0,3 мм.

Диаметр вала ротора 18 мм. Диаметр отверстия в подшипнике 18+0'019 мм. Зазор между валом ротора и подшипником 0,07 ... 0,099 мм.

Наружный диаметр подшипника 32 мм; диаметр отверстия под подшипник в среднем корпусе 32+0'027 мм. Допустимый зазор между наружной поверхностью подшипника и поверхностью отверстия в среднем корпусе 0,13 мм.

Сборка корпуса компрессора ТКР-11 трактора Т-130

Ввертывают в резьбовые отверстия корпуса 1 (рис. 16) шпильки 3, устанавливают в корпус вставку 2, осаживают ее до упора в корпус и закрепляют болтами 4 с пружинными шайбами.



Рис.16. Корпус компрессора ТКР-11

Ввертывают в резьбовые отверстия корпуса 1 (рис. 17) шпильки 3 и 7. Запрессовывают штифт 4 (если он выпрессовывался) в отверстие соплового венца 2 так, чтобы он выступал на 8+2 мм.


Рис.17. Корпус турбины

Устанавливают сопловый венец в отверстие корпуса турбины так, чтобы поверхность С разделителя венца со штифтом 4 была совмещена с поверхностью Е разделителя корпуса турбины.

Устанавливают вставку 5 в корпус турбины по нанесенным при разборке меткам на вставке и корпусе, так чтобы поверхность К разделителя вставки была совмещена с поверхностью Я разделителя корпуса турбины.

Штифт в сопловом венце должен войти в отверстие вставки. Устанавливают на шпильки 7 стопорные пластины 8 и закрепляют вставку гайками, усики стопорных пластин отгибают на грани гаек. Устанавливают два уплотнительных кольца 6 в канавки вставки турбины.

Сборка среднего корпуса с ротором Д-160

Устанавливают средний корпус 1 (рис. 18) в приспособление маслоподводящим отверстием вверх. Промывают чистым дизельным топливом или бензином маслоподводящие отверстия и отверстие под подшипник.



Рис. 18. Средний корпус турбокомпрессора Д-160

Устанавливают подшипник 9 в отверстие среднего корпуса. Совмещают оправкой отверстие в подшипнике с отверстием подвода масла среднего корпуса. Устанавливают прокладку 10 на шпильки 17, затем фиксатор 11, закрепив его двумя гайками с пружинными шайбами.

Проверяют наличие люфта подшипника относительно фиксатора, покачивая подшипник рукой. Повертывают приспособление с корпусом компрессорной стороной вверх.

Устанавливают в выточку корпуса прокладку 2, совмещают отверстия в прокладке и корпусе. Устанавливают диск 5, собранный со щитком 7. Ввертывают винты 18 и раскернивают их по пазу в двух диаметрально противоположных точках А.

Устанавливают с помощью конусной оправки на кольцо 20 уплотнительные кольца 6. Надевают на вал ротора 15 конусную оправку и устанавливают два уплотнительных кольца 16. Повертывают приспособление с корпусом турбинной стороной вверх.

Надевают на вал ротора диск 13 уплотнения турбины в сборе с экраном 14 и смазывают уплотнительные кольца моторным маслом; при этом замки-разрезы уплотнительных колец располагают в противоположные стороны.

Сажают, слегка покачивая, диск уплотнения турбины на втулку, сжав уплотнительные кольца технологическими пластинами. Во избежание совмещения разрезов колец, вращение вала ротора при его установке в диск уплотнения турбины не допускается.

Смазывают шейки вала ротора моторным маслом. Устанавливают прокладку 12 в выточку среднего корпуса.

Устанавливают диск уплотнения турбины в сборе с валом ротора в выточку среднего корпуса до упора в корпус. Повертывают приспособление со средним корпусом компрессорной стороной вверх, предварительно зафиксировав за выступ на ступице колеса турбины вал от проворачивания.

Надевают на вал собранное кольцо 20 и нажатием руки сажают кольцо до упора в подшипник. Устанавливают колесо 3 компрессора на вал ротора. Проворачивают колесо и совмещают отверстие в нем со штифтом 5 кольца. Сажают на штифт колесо компрессора нажатием руки до упора в кольцо.

Выставляют колесо компрессора Д-160 так, чтобы метки на колесе и торце вала совпали. Навертывают на вал ротора специальную гайку 4 и, зафиксировав колесо компрессора, завертывают гайку ключом до совпадения меток на вале ротора, гайке и колесе; момент затяжки гайки 40 ... 45 Нм.

Освобождают вал ротора от фиксации. Проверяют свободное вращение вала; ротор должен свободно вращаться при смещении его вправо или влево, заедание и задевание не допускаются. Проверяют осевой люфт ротора; он должен быть 0,10 ... 0,25 мм. Замер люфта производят индикатором,
закрепленным на приспособлении.

Общая сборка турбокомпрессора ТКР-11 двигателя Д-160 

Устанавливают пакет регулировочных прокладок 20 (см. рис. 15), стоявших здесь до разборки, в выточку корпуса 26 турбины.

Устанавливают средний корпус в сборе с валом 5 ротора на шпильки корпуса турбины по ранее нанесенным кернам на их фланцах и кладут на торцы лопаток в трех равномерно расположенных по окружности местах на диаметре 108 мм свинцовые пластины толщиной 1 мм, шириной 1 ... 1,5 мм и длиной 16 ... 20 мм для замера размера А.

Затягивают гайки крепления корпуса турбины в диаметрально противоположном порядке. Провертывают ротор, отвертывают гайки и снимают средний корпус с корпуса турбины.

Замеряют толщину свинцовых пластин в месте прижатия (размер А), она должна быть в пределах 0,55 ... 0,9 мм. При необходимости регулируют указанный зазор добавлением регулировочных прокладок 20.

Устанавливают средний корпус на шпильки корпуса турбины. Закрепляют гайками со стопорными пластинами, концы пластин отгибают на грани гаек, момент затяжки гаек 35 ... 45 Нм. Устанавливают на шпильки корпуса компрессора регулировочные прокладки 15, стоявшие здесь до разборки.

Устанавливают корпус компрессора на средний корпус по ранее нанесенным кернам на фланцах и кладут три свинцовые пластины на торцы лопаток компрессорного колеса, равномерно расположив пластины по окружности.

Затягивают гайки, крепящие корпус компрессора, в диаметрально противоположном порядке. Повертывают ротор. Отвертывают гайки и снимают корпус компрессора со среднего корпуса. Замеряют толщину свинцовых пластин в месте прижатия; она должна быть в пределах 0,6 ... 0,7 мм.

Устанавливают в выточку среднего корпуса резиновое кольцо 13. Устанавливают корпус компрессора по нанесенным меткам при разборке на средний корпус и закрепляют гайками со стопорными пластинами, концы пластин отгибают на грани гаек.

Прикрепляют табличку 6. Заливают, проворачивая ротор рукой, в маслоподводящий канал моторное масло до заполнения канала.

Обкатку и испытание турбокомпрессора ТКР-11 после переборки проводят совместно с испытанием дизеля.

При испытании дизеля Д-160 давление масла, поступающего в подшипники турбокомпрессора, должно быть в пределах 0,1 ... 0,3 МПа, давление наддува (давление на выходе из компрессора), замеренное в нагнетательном патрубке при работе двигателя на номинальной мощности, должно быть не менее 0,04 МПа для дизеля Д-160 и не менее 0,036 МПа для дизеля Д-160Б.

При работе дизеля на режимах холостого хода не допускается выброс масла из компрессора во впускной коллектор дизеля через уплотнения ротора турбокомпрессора. Не допускаются течь масла в соединениях, прорыв отработавших газов и воздуха.

Установка турбокомпрессора трактора (бульдозера) Т-130

Смазывают прокладку маслоотводящей трубы солидолом и устанавливают ее на шпильки 19 (см. рис. 18) фланца маслоотводящего отверстия среднего корпуса турбокомпрессора.

Устанавливают на шпильки маслоотводящую трубу и закрепляют ее гайками, с пружинными шайбами.


Надевают на шпильки выпускного коллектора медно-асбестовую прокладку. Смазывают резьбу шпилек графитной смазкой.

Устанавливают на шпильки турбокомпрессор фланцем корпуса турбины и одновременно заводят конец маслоотводящей трубы в резиновый переходной патрубок.

Закрепляют турбокомпрессор Д-160 на выпускном коллекторе гайками с контргайками. Проверяют рукой вращение ротора турбокомпрессора, поочередно смещая его в осевом направлении к среднему корпусу со стороны компрессора и турбины; ротор должен вращаться свободно, без задеваний и заклинивания.

Сдвигают выпускной патрубок влево и надевают его на вставку турбины турбокомпрессора с уплотнительными кольцами. Закрепляют выпускной патрубок гайками с плоскими шайбами.

Устанавливают трубку подвода масла и закрепляют ее штуцером с двумя медными кольцами. Подсоединяют трубку к манометру. Закрепляют резиновый патрубок на маслоотводящей трубе хомутом.

Покрывают горловину вставки компрессора цинковыми белилами и соединяют резиновым рукавом с патрубком воздухоочистителя. Закрепляют рукав хомутами. Устанавливают прокладку на шпильки фланца компрессора.

Надевают на шпильки нагнетательный патрубок и закрепляют гайками с пружинными шайбами.

Пускают дизель и проверяют давление масла в подшипниках и давление наддува (давление на выходе из компрессора).

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________