Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Устройство, запчасти и комплектующие.

Поршневая группа дизеля Д-160

 Сборка шатуна с поршнем дизельного двигателя Д-160

При сборке шатуна и поршня с шатуном двигателя Д-160 трактора Т-130 необходимо соблюдать следующие требования.

Втулку запрессовывать в верхнюю головку шатуна со стороны, имеющей скругленную и полированную кромку отверстия под втулку. Посадку втулки в отверстие верхней головки производят с натягом 0,072 ... 0,132 мм.

Шатуны в сборе с крышкой и втулкой по массе разбивают на группы с различием в пределах одной группы не более 35 г. Группы обозначают индексами Б1, В1, Г1, Д1 и т. д. и маркируют электрографом на бобышках под шатунный болт нижней головки шатуна.

На дизель устанавливают шатуны одной группы. Раскомплектовка крышки и шатуна не допускается.

По диаметру отверстия во втулке верхней головки под поршневой палец нормального и ремонтного размеров шатуны в сборе с втулками (так же, как и поршневые пальцы) сортируют на две размерные группы согласно табл. по наименьшему диаметру отверстия втулки верхней головки. Индекс группы маркируют на шатуне маслостойкой краской соответствующего цвета (А2— желтый, А1 — зеленый).

Шатуны сопрягают с поршневым пальцем одной и той же размерной группы.

Посадка поршневого пальца Д-160 во втулку верхней головки шатуна должна быть с зазором 0,014 ... 0,033 мм. Палец, должен иметь посадку без ощутимого люфта и перемещаться из одного крайнего положения в другое усилием руки.

Маслоподводящий канал в теле шатуна и два отверстия в верхней головке шатуна должны быть очищены от металлических частиц, пыли и грязи и продуты сжатым воздухом. Проверяют чистоту канала с помощью намагниченного стержня.

При сборке шатуна с вкладышами необходимо обратить внимание на маркировку вкладышей. Вкладыши взаимозаменяемы и при установке не требуют подгонки. Поскольку контур внутренней поверхности шатунных вкладышей имеет овальную форму (наименьшая толщина вкладыша — у плоскости разъема), толщина указана в диаметральной плоскости, перпендикулярной к плоскости разъема вкладыша.

Зазор в шатунном подшипнике в этой плоскости 0,1 ... 0,164 мм. При зазоре в шатунном подшипнике более 0,3 мм вкладыши подлежат замене. Зазор в подшипнике и диаметр отверстий во вкладышах, установленных в шатун, измеряют в плоскости, перпендикулярной к плоскости разъема шатуна и крышки.

Индекс группы вкладышей Д-160 дизеля Т-130 нормального размера выбивают на поверхности вблизи разъема, а вкладышей ремонтных размеров — в средней части одного из торцов вкладыша. Шатунные вкладыши нормальных и ремонтных размеров в запасные части поставляются комплектами на один дизель.

На поверхностях вкладышей не допускаются заусенцы и выступающие забоины. Вкладыши с шероховатой поверхностью или с задирами на ней подлежат замене.

Для валов, перешлифованных при ремонте на размеры, подбирают вкладыши ремонтного размера и дополнительно растачивают их в сборе с шатунами. Минимальная толщина антифрикционного слоя расточенных вкладышей у стыков должна быть не менее 0,3 мм.

Поршни дизеля Д-160 трактора (бульдозера) Т-130 должны быть очищены от нагара. При очистке следует применять специальные растворы, размягчающие нагар; при отсутствии таких растворов положить поршни в холодную воду на 10 ... 12 ч, затем их хорошо просушить и очистить нагар.

Поверхности канавок под поршневые кольца не должны иметь забоин, зарезов, задиров, рисок.

Сортировку поршней Д-160 по группам производят по наименьшему диаметру отверстия. Индекс размерной группы отверстия под палец наносится на торце юбки поршня.

Посадка поршневого пальца нормального и ремонтного размеров в отверстии бобышек поршня с натягом 0,016 ... 0,030 мм должна быть обеспечена при сборке подбором одноименных групп поршней и пальцев.

Для обеспечения минимального температурного зазора между поршнем и гильзой цилиндра в пределах 0,34 ... 0,38 мм поршни по диаметру юбки нормального и ремонтного размеров (как и гильзы цилиндров) сортируют на четыре размерные группы.

Так как юбка поршня имеет овально-бочкообразную форму, поршни сортируют по наибольшему диаметру юбки в плоскости, перпендикулярной к оси поршневого пальца на участке высотой 35 мм от торца юбки. Индекс размерной группы выбивают на днище поршня.

Диаметр юбки ремонтного поршня больше, чем у поршня нормального размера на 0,7 мм. Ремонтный поршень предназначен для установки в гильзу цилиндра, диаметр которой на 0,7 мм больше, чем у гильзы нормального размера.

На втором и третьем компрессионных кольцах (имеющих конусную рабочую поверхность) должна быть метка «Верх» на торце меньшего диаметра. Для определения направления конуса рабочей поверхности этих колец, если метка «Верх» отсутствует, устанавливают кольцо рабочей конусной поверхностью на ровную плиту и прижимают к плите с внутренней стороны пальцем.

Затем к торцовой стороне подводят угольник и определяют, в какую сторону наклонено кольцо. Метка «Верх» должна быть на торце Л, в сторону которого наклонено кольцо.

При увеличении торцового зазора между кольцом и канавкой поршня до 0,4 мм и зазора в стыке колец, вставленных в гильзу, до 5 мм кольца выбраковывают.

В запасные части поршневые кольца Д-160 нормального и ремонтного размеров поставляются комплектами на один дизель. Наружный диаметр кольца ремонтного размера на 0,7 мм больше кольца нормального размера. Ремонтные кольца предназначены для установки совместно с ремонтным поршнем.

Поршневые кольца дизеля Т-130 должны без заеданий, легко прокатываться по всей канавке вокруг поршня.

Поршневые пальцы нормального и ремонтного размеров (как и шатуны по диаметру отверстия втулки верхней головки) сортируют по наибольшему наружному диаметру на две размерные группы. Индекс группы ставят на торце пальца маслостойкой краской соответствующего цвета (А2 — желтый, А1 — зеленый).

Наружный диаметр поршневого пальца ремонтного размера на 0,3 мм больше, чем пальца нормального размера. Ремонтный палец предназначен для установки в поршни и втулки верхней головки шатуна, диаметр отверстий которых под палец на 0,3 мм больше нормального.

Для дизеля подбирают комплект шатунов в сборе с крышкой и втулкой по массе одной группы, т. е. все шатуны должны быть группы Б1 или В1 и т. д. Различие по массе шатунов в комплекте допускается не более 35 г.

Прочищают, промывают и продувают сжатым воздухом маслоподводящие каналы в теле шатуна и два отверстия в его верхней головке. Протирают и устанавливают вкладыши в шатун и в крышку, так чтобы усик (выступ)вкладыша вошел в соответствующий паз. В шатун устанавливают вкладыши (с
канавкой), а в крышку шатуна —вкладыши (без канавки).

Вставляют шатунные болты так, чтобы штифт в шатуне вошел в паз головки болта. Надевают на болты крышку шатуна с вкладышами, при этом метки на бобышках шатуна и крышки должны быть обращены в одну сторону, как и до разборки. На болты навертывают гайки.

К комплекту шатунов подбирают комплект поршней по массе одной группы, т. е. все поршни должны быть группы H1 или Н2 и т. д. Различие по массе поршней в комплекте допускается не более 10 г. К комплекту поршней и шатунов подбирают поршневые пальцы.

Кроме перечисленных выше требований сопрягаемые поршни, шатуны и поршневые пальцы должны быть одной размерной группы — А1 или А2 — под посадочный диаметр пальца.

Соединяют поршневым пальцем поршень с шатуном. Перед сборкой поршень нагревают в воде до 70 ... 110 °С. Палец должен входить в отверстия в бобышках поршня от легких ударов резинового молотка. Устанавливают в канавки отверстия под палец замки.

Надевают на каждый поршень дизельного двигателя Д-160 трактора Т-130 последовательно пять колец: два маслосъемных (нижнее не хромированное, верхнее хромированное, со спиральным расширителем), два компрессионных нижних и одно компрессионное трапециевидное верхнее.

Под верхнее маслосъемное кольцо предварительно надевают спиральный расширитель. Второе и третье компрессионные кольца устанавливают так, чтобы метка «Верх» на кольце была обращена к днищу поршня. При установке верхнего маслосъемного кольца замки расширителя и кольца
располагают на диаметрально противоположных сторонах.

Перед установкой поршней в сборе с шатунами двигателей Д-160 бульдозера Т-130 протирают гильзы блока и убеждаются в отсутствии повреждений на стенках гильзы. Удаляют нагар с верхней части внутренней поверхности гильзы.

Если в этой части гильзы имеется уступ (выработка) от износа, то при установке новых поршневых колец удаляют уступ специальным инструментом. Подбирают по массе комплекты поршней и шатунов одной группы. Свертывают гайки с шатунных болтов и снимают крышку шатуна.

Смазывают внутреннюю поверхность гильзы и поршень чистым моторным маслом, располагают замки поршневых колец под углом 120° относительно друг друга и вставляют поршень в сборе с шатуном в гильзу блока.

Шатуны Т-130 должны быть обращены бобышками с клеймами в сторону люков блока.

Протирают и смазывают моторным маслом шатунные шейки коленчатого вала, вкладыши шатунов и крышек и закрепляют нижние головки шатунов с крышками и вкладышами на коленчатом валу гайками. Крышки шатуна в сборе с вкладышами устанавливают в то же положение, в каком они находились на шатуне до разборки.

Смазывают резьбу шатунных болтов и торцы гаек моторным маслом и затягивают гайки. Момент затяжки 165 ... 205 Нм; допускается дотяжка гайки до совпадения прорези с отверстием под шплинт в болте.

После затяжки наносят совмещенные риски на торцах гаек и болтов. Проверяют легкость проворачивания коленчатого вала и наличие осевого зазора в шатунных подшипниках. Нижние головки шатунов от легких ударов молотка должны перемещаться вдоль шейки вала.

Нормальный зазор между торцом нижней головки шатуна и буртом шейки коленчатого вала должен быть в пределах 0,230 ... 0,690 мм. Зашплинтовывают гайки шатунных болтов.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________