Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Устройство, запчасти и комплектующие.

Основные классификации и характеристики плугов

 Для обработки почвы применяют плуги, бороны, лущильники, культиваторы и другие машины. Промышленность выпускает ряд специальных плугов (садовые, кустарниково-болотные, оборотные, ярусные и др.) и плугов общего назначения.

В зависимости от способа соединения с трактором они подразделяются на прицепные (ПЛ-5-35, «Труженик»), полунавесные (ПЛП-8-35, ПЛП-6-35, ПЛП-5-35) и навесные (ПЛН-5-35, ПЛН-4-35).

Плуг ПЛП-8-35 агрегатируется с трактором К-700, К-701; шестикорпусный плуг ПЛП-6-35 используется с тракторами Т-150, Т-150К, а плуг ПЛН-4-35 навешивается на трактор ДТ-75М.

Ввиду многообразия возделываемых культур промышленность выпускает различные сельскохозяйственные машины, которые подразделяются по назначению на почвообрабатывающие, посевные, посадочные, для ухода за посевами, для внесения удобрений, защиты растений и уборочные.

В свою очередь каждая группа машин включает несколько марок, конструкция которых непрерывно совершенствуется. Однако они имеют много общих деталей и однотипных рабочих органов. Это значительно упрощает изучение устройства сельскохозяйственных машин и подготовку их к работе.

Цель обработки почвы заключается в том, чтобы накапливать в ней запасы влаги, обеспечивать доступ воздуха для жизнедеятельности полезных микроорганизмов, уничтожать сорняки

Плуг имеет рабочие органы: нож, предплужник и основной корпус, состоящий из лемеха, отвала и полевой доски, прикрепленных к стойке. Нож предназначен для разрезания пласта в вертикальной плоскости и тем самым облегчает работу предплужника, основного корпуса, предупреждает
осыпание стенок борозды и способствует получению чистого дна борозды.

Ножи бывают двух видов — дисковые и черенковые. На большинстве плугов установлены дисковые ножи, так как они требуют небольшого усилия для перемещения в почве вследствие малой толщины и вращения диска.

Дисковый нож представляет собой стальной диск, вращающийся на роликовых подшипниках. Он может поворачиваться на коленчатой стойке, которая крепится к раме плуга при помощи хомута. Такое крепление ножа позволяет изменять установку его по высоте и вдоль рамы, а коленчатая стойка дает возможность смещать нож в поперечном направлении.

Ось диска следует располагать по одной вертикали с носком лемеха предплужника, а режущую кромку диска — ниже носка лемеха предплужника на 2—3 см. Диск ножа во время работы плуга должен находиться на расстоянии 1—3 см от полевого обреза предплужника.

При этом корончатую шайбу коленчатой стойки устанавливают так, чтобы нож мог поворачиваться влево и вправо на одинаковый угол.

Предплужник снимает верхний задернелый слой почвы толщиной 8—10 см и укладывает его на дно борозды. Это обеспечивает лучшую заделку пожнивных остатков и более полный оборот пласта.

Предплужник состоит из лемеха, отвала и стойки. Стойка предплужника хомутом и державкой крепится к раме плуга. Чтобы обеспечить качественную вспашку, необходимо правильно установить предплужник на раме.

Расстояние по горизонтали от носка лемеха предплужника до носка лемеха основного корпуса должно находиться в пределах 30—35 см. Такой вынос необходим для того, чтобы пласт почвы свободно проходил между предплужником и основным корпусом плуга.

При меньшем расстоянии наблюдается неполный оборот пласта или забивание плуга. Предплужники устанавливают по высоте так, чтобы расстояние от лезвия лемеха до дна борозды было на 8—10 см меньше заданной глубины вспашки.

Лемех предназначен для подрезания пласта в плоскости дна борозды. Лемеха бывают трапециевидной и долотообразной формы. Трапециевидный лемех имеет прямое лезвие и образует ровное дно борозды. Долотообразный лемех с удлиненным носком лучше заглубляется в почву и обеспечивает более устойчивую глубину вспашки.

Лемеха работают в тяжелых условиях и быстро изнашиваются. В результате этого лемех теряет первоначальную форму и затупляется, что приводит к увеличению тягового сопротивления плуга до 50% и ухудшению качества пахоты.

Первоначальную форму и размеры лемеха восстанавливают кузнечной оттяжкой. Для этого на его тыльной стороне имеется утолщение (магазин).

Запаса стали в магазине хватает на 3—4 оттяжки. После оттяжки лемех затачивают с рабочей стороны (сверху) до толщины лезвия 0,5—1 мм при ширине фаски 5—7 мм и угле заточки 20—40°. Для повышения изностойкости режущую кромку лемеха на ширине 3—4 см закаливают.

На современных плугах устанавливаются самозатачивающиеся лемеха. На тыльную поверхность такого лемеха наплавлен износостойкий сплав сормайт № 1 толщиной 1,7 мм.

Ширина наплавленной полосы на прямолинейном участке равна 25—30 мм, а у носка — 55—65 мм. Во время работы верхний, менее прочный слой истирается, а нижний, более износостойкий обнажается и лезвие сохраняет достаточную остроту. Срок службы самозатачивающихся лемехов в 5—10 раз больше обычных.

Отвал отрезает пласт от стенки борозды, крошит, оборачивает его и сдвигает в соседнюю борозду. Наибольшее распространение получили культурный и полувинтовой типы отвалов. Культурный отвал хорошо крошит пласт, но плохо его оборачивает. Их используют для вспашки культурных почв.

Полувинтовые отвалы хорошо оборачивают пласт, но слабо его крошат. Они используются при пахоте задернелых почв, которые затем дополнительно рыхлят другие почвообрабатывающие орудия.

Отвалы изнашиваются от трения скользящей по их поверхности почвы. Поэтому для придания отвалу достаточной прочности его изготовляют трехслойным. Твердая закаленная наружная поверхность обеспечивает достаточную износостойкость, а мягкий внутренний слой увеличивает прочность
отвала.

Применяют также однослойный отвал, изготовленный из стали Ст.2. Такие отвалы цементируют на глубину 1,5—2,2 мм. Особенно большое давление испытывает грудь отвала, и износ ее происходит более интенсивно, чем крыла. У некоторых плугов отвалы сделаны составными, позволяющими
производить замену изношенных частей.

Для того чтобы получить нормальное качество вспашки, пласт должен хорошо скользить по поверхности отвала. С этой целью поверхность отвала полируют до зеркального блеска, устраняют вмятины, ржавчину, заусеницы.

Стык отвала с лемехом должен быть плотным, и величина зазора между ними допускается не более 1 мм. Кромка отвала не должна выступать над лемехом. Все потайные головки болтов крепления устанавливаются заподлицо с рабочей поверхностью. Несоблюдение этих условий приводит к
увеличению сопротивления плуга и залипанию корпусов почвой.

Полевая доска служит для повышения устойчивости хода плуга. Задним концом она опирается на дно, а боковой стороной прижимается к стенке борозды, воспринимая большие усилия, возникающие под действием бокового давления пластов почвы на корпуса.

Для повышения износостойкости полевые доски закаливают. На конце полевой доски заднего корпуса крепят пятку из твердого отбеленного чугуна. По мере износа пятку опускают.

Устройство прицепного плуга и подготовка его к работе

Прицепной плуг Труженик состоит из рамы, опирающейся на три колеса — полевое, бороздное , заднее, прицепа, механизмов управления и рабочих органов. Рама плуга собрана из продольных грядилей, поперечных распорок и балки жесткости. Они крепятся между собой болтами и хомутами.

Необходимо постоянно следить за прочностью соединения деталей рамы, так как при ослабленных креплениях рама перекашивается, нарушается взаимное расположение корпусов и предплужников, что отражается на качестве вспашки.

Полевое и бороздное колеса вращаются на двух конических подшипниках, внутренние обоймы которых запрессованы на полуоси, а наружные — в ступице колеса.

Масло к подшипникам нагнетается через масленку, ввернутую в предохранительный колпак. Заднее колесо также установлено на роликовых подшипниках. Однако оно испытывает значительное боковое давление от пластов почвы.

Поэтому колесо укреплено наклонно к дну борозды, чтобы воспринимать боковые усилия и предохранить от повышенного износа полевые доски.

Прицеп плуга служит для присоединения плуга к трактору. Он состоит из поперечной планки, шарнирно соединенной с рамой двумя серьгами, продольной тяги и раскоса.

Раскос связан с продольной тягой при помощи ползуна, закрепленного между полосами тяги болтом. К переднему концу тяги штифтом и двумя болтами прикреплена державка, а к ней крепится прицепная серьга.

Державка удерживается от продольного перемещения Силой трения между полосами и державкой, возникающей при затяжке болтов. При встрече плуга с препятствием во время работы штифт срезается, плуг отсоединяется от трактора и тем самым предохраняется от поломки.

Механизмы плуга служат для перевода его из транспортного положения в рабочее и обратно, установки на заданную глубину вспашки, выравнивания рамы и регулирования равномерности глубины вспашки всеми корпусами.

Прицепной плуг имеет следующие механизмы: механизм подъема, механизмы полевого, бороздного и заднего колес и механизмы связи полевого колеса с бороздным и задним колесами.

Механизм подъема служит для перевода плуга в транспортное и рабочее положения. В него входят ось полевого колеса, полуось с кривошипом, шатун, рама плуга. Ведущим звеном является полуось с кривошипом, которая поворачивается с помощью автомата храпового типа.

Храповой автомат состоит из храповика, диска с двумя ячейками, собачки с зубом, рычага включения с роликом. Храповик крепится болтами к ступице полевого колеса и вращается вместе с ним. Диск с помощью шпонок жестко установлен на полуоси и к нему крепится собачка.

Для того чтобы выключить автомат, ролик рычага включения вводится в ячейку диска. В этом случае ролик нажимает на хвостовик собачки, выводит из зацепления зуб собачки с храповиком и вращение колеса на полуось не передается.

При включении автомата поворотом рычага ролик выходит из ячейки, освобождая собачку, которая под действием пружины поворачивается и входит в зацепление с храповиком. Вращение от колеса через храповик, собачку и диск передается на полуось.

Кривошип полуоси, поворачиваясь вверх, через шатун воздействует на раму плуга и поднимает ее или переходит в нижнее положение, и плуг под действием собственного веса опускается в рабочее положение.

Подъем плуга облегчают компенсационные пружины. При опускании плуга они уменьшают силу удара корпусов о почву. Механизм полевого колеса служит для изменения глубины вспашки. В него входит ось полевого колеса, к которой прикреплен кулак, винт со штурвалом.

Винт шарнирно соединен с рычагом и гайкой, установленной в кронштейне. При вращении штурвала по часовой стрелке винт закручивается в гайку, а рычаг, нажимая на кулак, поворачивает ось полевого колеса. Полевое колесо подкатывается под раму, поднимает ее, и глубина вспашки уменьшается.

Если вращать штурвал против часовой стрелки, то глубина будет увеличиваться. Одновременно с поворотом оси полевого колеса через механизм связи передается движение осям бороздного и заднего колес, в результате чего рама плуга перемещается параллельно поверхности почвы.

Механизм бороздного колеса служит для устранения перекоса плуга. Он состоит из оси бороздного колеса, на которой приварен кулак, соединительной тяги, кулисы, на пазу которой перемещается гайка, и винта со штурвалом.

При вращении штурвала гайка, перемещаясь вверх или вниз, воздействует через тягу на ось и поворачивает ее. Бороздное колесо, подкатываясь под раму, поднимает ее, а выкатываясь, дает возможность увеличить глубину вспашки переднего корпуса.

Механизм заднего колеса состоит из рамки, между планками которой на оси установлен двуплечий рычаг с роликом на нижнем конце. Ролик упирается в верхний конец стакана, шарнирно установленного на оси. В стакане вращается задняя ось.

От продольного перемещения в стакане ось удерживается прикрепленным сверху к ней кольцом. На задней оси закреплена лапка поворота с ввернутым в нее установочным болтом. Снизу в поперечную планку рамки ввернут болт.

При переводе плуга в транспортное положение верхний конец рычага перемещается вперед тягой, связанной с кулаком полевой оси, ролик рычага упирается в стакан и поворачивает его вместе с задней осью. В этом случае заднее колесо подкатывается под раму плуга, и она поднимается.

Подготовка плуга к работе в основном проводится перед выездом в поле. Прежде всего, проверяется расстановка основных корпусов с помощью двух шнуров, натянутых по носкам и пяткам лемехов основных корпусов.

Если носки и пятки лемехов отклоняются от линии шнуров, то между рамой плуга и стойкой корпуса закладывают прокладки, разворачивая корпус в соответствующую сторону.

На заданную глубину вспашки плуг устанавливают на ровной площадке. Для этого его переводят в рабочее положение. Под полевое колесо подкладывают брусок толщиной на 1—2 см меньше глубины вспашки.

Вращая штурвалы механизмов полевого и бороздного колес, добиваются, чтобы носки и пятки лемехов касались площадки, а рама плуга занимала горизонтальное положение. Болтом вертикальной регулировки механизма заднего колеса устанавливают зазор 10—15 мм между концом полевой доски заднего корпуса и площадкой.

Прицеп плуга регулируют после установки плуга на заданную глубину вспашки. Прицеп считается правильно установленным в том случае, если линия тяги проходит через продольную тягу и поперечную планку прицепа, и след центра тяжести.

За положение следа центра тяжести принимают точку, расположенную правее середины прямой, соединяющей носки лемехов первого и последнего корпусов, на 5 см.

Установка прицепа проводится в следующей последовательности. У прицепной серьги устанавливается рейка и на ней делается отметка на высоте, равной сумме глубины вспашки и высоты расположения прицепной серьги трактора. От отметки на рейке натягивают шнур параллельно грядилям рамы к следу центра тяжести плуга.

Затем устанавливают прицеп так, чтобы середина продольной тяги совпала с линией шнура, а поперечная планка касалась его. Если прицеп установить ниже или выше, то в процессе работы передние или задние корпуса плуга будут выглубляться из почвы.

При неправильной установке продольной тяги плуг разворачивается в горизонтальной плоскости и ширина захвата его будет меньше или больше нормальной. При большей ширине захвата на дне борозды образуются огрехи.

В процессе работы необходимо следить за тем, чтобы рама плуга располагалась параллельно поверхности поля, грядили рамы были параллельны направлению движения, а все корпуса заглублялись на одинаковую величину.

 

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________