Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Устройство, запчасти и комплектующие.

________________________________________________________________________

Коробка переключения передач трактора МТЗ-892

 Коробка передач (КПП) является элементом трансмиссии трактора МТЗ-892 и служит для изменения передаточных чисел трансмиссии и обеспечения реверсирования движения.

Кроме того, конструкция КПП обеспечивает привод синхронного заднего и бокового полунезависимого валов отбора мощности (ВОМ), а также обеспечивает возможность получения дополнительных скоростей на первой и второй передачах переднего и заднего хода при оборудовании трактора ходоуменьшителем (гидроходоуменьшителем).

На тракторах возможна установка либо ходоуменьшителя (гидроходоуменьшителя), либо бокового полунезависимого ВОМ.

И ходоуменьшитель (гидроходоуменьшитель), и боковой полунезависимый вал отбора мощности крепятся к левой боковой плоскости КПП вместо крышки.

Также ппредусмотрена установка механической ступенчатой двухдиапазонной КПП с правым расположением рычага управления.

Предусмотрены следующие исполнения КПП МТЗ-892:

- 9F/2R с механическим повышающим редуктором;
- 9F/2R с механическим понижающим редуктором;
- 9F/2R с синхронизированным понижающим редуктором;
- 9F/9R с реверс-редуктором.

Коробка передач, представленная на рис.7, представляет собой сложный агрегат, состоящий из механизмов двух групп. В первую группу – узел механических передач – входят механические зубчатые передачи, которые служат для передачи и трансформации силового потока.

Вторая группа – управление КПП – включает в себя рычажные механизмы, конструкция которых обеспечивает оператору качественное управление КП (выбор требуемой передачи, ее надежное включение и исключение самовыключения).

Узел механических передач КПП МТЗ-892

Узел механических передач состоит из расположенных в корпусе КПП 29 (рис.7) соосных между собой первичного 34а и вторичного 6 валов, а также параллельных им промежуточного вала 32 и вала 1-ой передачи и заднего хода 27 (рис.8).

Первичный вал 34а (рис.7) установлен на двух шарикоподшипниках. Один из подшипников размещен в стакане 36а, который установлен в расточке передней стенки корпуса коробки передач 29 и крепится к ней при помощи болтов. Второй – в расточке вторичного вала 6.

На шлицах передней консоли первичного вала установлена неподвижно ведомая шестерня понижающего редуктора 35а.

В пролете между опорами первичного вала установлены двухвенцовая ведущая шестерня 4-ой и 5-ой передач 1 и ведущая шестерня 3-ей и 6-ой передач 5, которые имеют возможность скользить
вдоль оси вала по его шлицам.

Конструкция передней части первичного вала КПП 9F/9R тракторов МТЗ-892 оборудованных реверс-редуктором, представлена на рисунке 8. Она имеет следующие отличия по сравнению рассмотренной выше 9F/2R с механическим повышающим редуктором.

Ведомая шестерня реверс-редуктора 35б (рис.7) установлена на гладкой шейке передней консоли первичного вала КПП 34б и имеет возможность свободно вращаться на роликоподшипнике. Шестерня 34б находится в постоянном зацеплении с большим венцом промежуточной шестерни редуктора 31.

Перед ведомой шестерней реверс-редуктора 35б установлен синхронизатор 38, подвижная каретка которого всегда имеет соединение с первичным валом34б через неподвижно установленную на нем шлицевую втулку 37. Для управления синхронизатором служит вилка 39, в паз которой входит диск ступицы синхронизатора 38.

Вилка 39 с валиком имеет возможность осевого перемещения в отверстии стакана 36б первичного вала. На валике 39 имеются две поперечные лунки, в которые входит подпружиненный шарик фиксатора 40. Лунки обеспечиваю валику 39 и связанной с ней вилке два фиксированных положения.

Опорами вторичного вала 6 являются два конических роликоподшипника, один из которых расположен в расточке корпуса 29, а второй – в стакане 16, который установлен в расточке задней стенки корпуса КПП МТЗ-892 и крепится к ней при помощи болтов.

Конструктивно вторичный вал выполнен за одно целое с ведомой шестерней I-ой ступени диапазонного редуктора. Зубчатый венец шестерни расположен консольно в передней части вторичного вала 6.

В пролете между опорами вторичного вала неподвижно на шлицах установлена ведомая шестерня II-ой ступени диапазонного редуктора 18, которая одновременно является и ведущей шестерней синхронного привода заднего ВОМ.

На задней консоли вторичного вала неподвижно на шлицах установлена ведущая шестерня 17 главной передачи заднего моста (малая коническая шестерня).

В передней части полого промежуточного вала 32 на его шлицах неподвижно установлены двухвенцовая ведомая шестерня 5-ой и 8-ой передач и передач заднего хода 28, ведомая шестерня 4-ой и 7-ой передач 27 и ведомая шестерня 3-ей и 6-ой передач 26, на ступице которой свободно вращается на игольчатом роликоподшипнике двухвенцовая промежуточная шестерня 25.

Шестерня 25 находится в постоянном зацеплении с шестерней 25 (рис.8), обеспечивая возможность включения через шестерню 26 пониженных передач и передач заднего хода, а также привод ГХУ.

В задней части промежуточного вала 32 (рис.7) на его шлицах установлена скользящая шестерня 23 – ведущая шестерня I-ой ступени диапазонного редуктора.

Передняя опора промежуточного вала 32 – шарикоподшипник, расположенный в стакане 33 передней стенки корпуса КПП 29. Задней опорой промежуточного вала является бронзовая втулка, установленная в расточке ведущей шестерни 23 II-ой ступени диапазонного редуктора.



Рис.7. Коробка передач МТЗ-892 (вид1)

1 – ведущая шестерня 4-ой и 5-ой передач; 2 – вилка 4-ой и 5-ой передач; 3 – корпус вилок; 4 – вилка 3-ей и 6-ой передач; 5 – ведущая шестерня 3-ей и 6-ой передач; 6 – вторичный вал с ведомой шестерней I-ой ступени диапазонного редуктора; 7 – регулировочные прокладки; 8 – рычаг управления; 9 –вилка редуктора; 10 – заливная пробка; 11 – валик; 12 – регулировочные прокладки; 13 – датчик блокировки запуска дизеля; 14 – ограничительная пластина; 15 – крышка управления; 16 – стакан; 17 – ведущая шестерня главной передачи заднего моста; 18 – ведомая шестерня II-ой ступени диапазонного редуктора; 19 – внутренний вал; 20 – гнездо с бронзовой втулкой; 21 – крыльчатка; 22 – стакан; 23 – ведущая шестерня I-ой ступени диапазонного редуктора; 24 – ведущая
шестерня I-ой ступени диапазонного редуктора; 25 – промежуточная шестерня; 26 – ведомая шестерня 3-ей и 6-ой передач; 27 – ведомая шестерня 4-ой и 7-ой передач; 28 – ведомая шестерня 5-ой и 8-ой передач и передач заднего хода; 29 – корпус; 30 – гнездо; 31 – промежуточная шестерня; 32 – промежуточный вал; 33 – стакан; 34а и 34б – первичный вал; 35а – ведомая шестерня понижающего редуктора; 35б – ведомая шестерня реверс-редуктора; 36а и 36б – стакан; 37 – втулка; 38 – синхронизатор; 39 – валик с вилкой; 40 – шарик фиксатора.

Ведущая шестерня II-ой ступени диапазонного редуктора 23 свободно вращается на двух роликоподшипниках, расположенных в стакане 22, установленном в расточке задней стенки корпуса КПП 29 и крепящемся к ней болтами.

Шестерня 23 имеет наружный и внутренний зубчатые венцы, а также кулачки, расположенные на ее заднем торце, служащие для привод синхронного заднего ВОМ. В расточке шестерни 23 штифтом закреплено гнездо 20 с бронзовой втулкой, которая является опорой внутреннего вала 19.

Снаружи на шестерне 23 закреплена крыльчатка 21, которая путем интенсивного разбрызгивания улучшает смазку шестерен главной передачи и дифференциала заднего моста трактора.

Опоры вала 1-ой передачи и заднего хода 27 (рис.8) – два шарикоподшипника, расположенных в расточках корпуса КПП МТЗ-892. В передней части вала 27 на шлицах установлена скользящая шестерня 26 – шестерня пониженных передач и передач заднего хода.

Перемещение скользящей шестерни 26 назад до зацепления с шестерней 27 (рис.7) позволяет получать пониженные передачи переднего хода, а перемещение вперед – передачи заднего хода.

В последнем случае шестерня 26 (рис.8) входит в зацепление с промежуточной шестерней заднего хода 15, которая установлена на оси 14 и свободно вращается на ней на игольчатом роликоподшипнике.



Рис.8. Коробка передач МТЗ-892 (вид2)

1 – корпус вилок; 2 – вал; 3 – шарик; 4 – рычаг передач; 5 – труба; 6 – стопор; 7 – опора; 8 – поводок; 9 – рычаг управления; 10 – шарики фиксаторов; 11 – замковые планки; 12 – вилка 4-ой и 5-ой передач; 13 – поводок диапазонного редуктора; 14 – ось промежуточной шестерни заднего хода; 15 – промежуточная шестерня заднего хода; 16 – контрольная пробка; 17 – сливная пробка; 18 – крышка; 19 – масломерный щуп; 20 – вилка 1-ой передачи и заднего хода; 21 - вилка 3-ей и 6-ой передач; 22 – крышка; 23 – кольцо пружинное; 24 – шестерня; 25 – ведомая шестерня пониженных передач и заднего хода; 26 – шестерня пониженных передач и передач заднего хода; 27 – вал 1-ой передачи и заднего хода; 28 – ось шестерни привода ПВМ; 29 – шестерня привода ПВМ

Шестерня 15 находится в постоянном зацеплении с меньшим зубчатым венцом двухвенцовой шестерни 28 (рис.7).

Если трактор оборудован реверс- редуктором, то в КПП МТЗ-892 промежуточная шестерня заднего хода 15 (рис.8) отсутствует, а задний ход трактора реализуется путем включения реверс-редуктора.

В задней части вала 27 на его гладкой шейке на бронзовой втулке установлена ведомая шестерня пониженных передач и заднего хода 25, которая находится в постоянном зацеплении с меньшим зубчатым венцом шестерни 25 (рис.7) промежуточного вала 32.

Если трактор не использует ГХУ (или не оборудован ГХУ), то через шестерню 25 (рис.8) посредством шестерни 24 обеспечивается привод вала 27.

При этом шестерня 24 соединена с внутренним шлицевым венцом шестерни 25 и с наружным шлицевым венцом вала 27, как изображено на рисунке 8.

У трактора, оборудованного ГХУ, пружинное кольцо 23 сдвинуто до упора назад, и при работе с включенным ГХУ вращение передается от шестерни 25 (рис.7) на шестерню 25 (рис.8), которая при этом вращается на валу 27, а шестерня 24 рычагом ГХУ выведена из зацепления с шестерней 25.

При этом силовой поток после трансформации в ГХУ, передается на вал 27 через его шлицевое соединение с шестерней 24.

С правой стороны коробки передач МТЗ-892 в расточках корпуса установлена ось 28, на которой на двух конических роликоподшипниках свободно вращается шестерня привода ПВМ 29.

Отбор силового потока на ПВМ осуществляется от ведомой шестерни I-ой ступени диапазонного редуктора 6 (рис.7), с которой шестерня 29 (рис.8) находится в постоянном зацеплении.

На передней стенке корпуса КПП 29 (рис.7), соосно промежуточному валу 32, установлено гнездо 30, внутри которого размещен передний подшипник внутреннего вала 19, а снаружи – шарикоподшипники промежуточной двухвенцовой шестерни редуктора 31.

Справа и слева на корпусе имеются окна (рис.8). Левое окно закрыто крышкой 18, в которой имеется масломерный щуп 19 для контроля уровня масла.

Если трактор оборудован ГХУ либо полунезависимым боковым ВОМ, то крышка 18 демонтирована, а окно закрыто корпусом ГХУ либо полунезависимого бокового ВОМ.

Контроль уровня масла в этом случае обеспечивается контрольной пробкой 16. Правое окно закрыто корпусом раздаточной коробкой привода ПВМ. Для слива масла при его замене, в нижней части корпуса предусмотрено отверстие, закрытое пробкой 17.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________