Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Устройство, запчасти и комплектующие.

Устройство и эксплуатация мотоблока Каскад

 Многофункциональный, легкий и компактный мотоблок Каскад МБ-6 предназначен для выполнения различных работ на приусадебных участках, в садах и огородах индивидуального пользования. Такой агрегат в комплекте с культиваторами предназначен для рыхления почвы.

В комплекте с навесными орудиями мотокультиватор предназначен для выполнения пахоты, сенокошения на мелкоконтурных участках, междурядной обработки, снегоуборочных, транспортировочных и других сельскохозяйственных и вспомогательных работ.

Мотоблок удобен и прост в эксплуатации. Работа на нем не требует специальной подготовки, но следует иметь в виду, что при работе с каждым навесным орудием необходимы определенные навыки.

Варианты редукторов мотоблока Каскад МБ-6:

- выходной вал редуктора установлен на игольчатых подшипниках.

- выходной вал редуктора установлен на шариковых подшипниках.

- обеспечение пониженной скорости на первой передаче, что даёт ряд преимуществ, например, при работе с косилкой и снегоуборщиком позволяет более качественно косить траву и убирать снег.

- применение механизма разобщения выходных валов, что облегчает управление мотоблоком при поворотах, повышает его маневренность при использовании в качестве транспортного средства и при культивации почвы.

Основные параметры и характеристики мотоблока Каскад МБ-6

Габаритные размеры, мм:

- длина - 1500±30
- ширина - 590±30
- высота - 1150±50

Масса сухая, кг, не более:

- с колёсами - 103
- с культиваторами - 85

Расчётная скорость движения при частоте вращения коленчатого вала двигателя 3000 мин-1, км/ч:

- переднего хода на первой передаче - 4,29
- переднего хода на второй передаче - 10,30
- заднего хода на первой передаче - 4,29

Ширина колеи, мм:

- без удлинителей - 350±10
- с удлинителями - 610±10

Наименьший радиус поворота, м, не более - 1,1

Дорожный просвет, мм - 140±30

Угол поворота руля:

- в горизонтальной плоскости (вправо/влево) - 180°/45°
- в вертикальной плоскости (вверх/вниз) - 170°/100°

Количество фиксированных положений руля:

- в горизонтальной плоскости, шт. - 24
- в вертикальной плоскости, шт. - 36

Работоспособность мотоблока обеспечивается при температуре окружающего воздуха, °С - от –5 до +35

Двигатель Лифан мотоблока Каскад:

Тип - одноцилиндровый четырехтактный карбюраторный с воздушным охлаждением.
Мощность, кВт (л.с.) - 4,4 (6,0).
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм - 76/70.
Рабочий объем цилиндра, см3 - 317,4.
Степень сжатия (расчетная) - 6,64.
Зажигание - электронное бесконтактное.
Свеча зажигания - А11-1.
Часовой расход топлива при частоте вращения коленчатого вала двигателя 3000±250 мин-1, кг/ч - 2.
Пусковое устройство - ручное с вытяжным шнуром.

Ходовая система:

Тип – колёсная, по схеме 2х2.
Механизм сцепления - за счет натяжения ремней клиноременной передачи.
Редуктор - двухскоростной механический цепной.

Число передач:

- переднего хода - 2
- заднего хода - 2

Шины - массивные литые с каналами по боковине 5.00L-12 или пневматические 4.00-10.

Культиватор:

- ширина захвата (наименьшая/наибольшая), мм - 450/930.
- диаметр, мм - 350±10.
- глубина роторной культивации, мм - 100 – 200.

Устройство и работа мотоблока Каскад МБ-6

Внешний вид мотоблока приведён на рисунке 1. Он состоит из следующих основных частей: двигателя 10, редуктора 5, сцепления, органов управления, колёс 12. Вместо колёс при культивации устанавливаются культиваторы 13.



Рис.1. Компоненты мотоблока Каскад

1 – рычаг заднего хода; 2 – рычаг переднего хода, 3 – рычаг газа; 4 – руль; 5 – редуктор; 6 – ручка переключения передач; 7 – кран топливный; 8 – бак топливный; 9 – фильтр воздушный; 10 – двигатель; 11 – стартёр; 12 – колесо; 13 – культиватор

Двигатель Lifan мотоблока Каскад состоит из следующих основных узлов и систем:

- цилиндропоршневой группы с кривошипно-шатунным механизмом,

- газораспределительного механизма, механизма запуска, системы зажигания,

- системы охлаждения, глушителя, системы топливопитания, системы смазки.

Кривошипно-шатунный механизм преобразует прямолинейное возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала.

Газораспределительный механизм обеспечивает своевременное поступление в цилиндр двигателя топливовоздушной смеси и выпуск отработавших газов.

Система топливопитания предназначена для приготовления топливовоздушной смеси. Она состоит из топливного бака 8 с топливным краном 7, топливного шланга, карбюратора, воздушного фильтра 9.

Механизм запуска двигателя Лифан мотоблока Каскад предназначен для раскрутки коленчатого вала. Механизм облегченного запуска снижает усилие запуска двигателя за счет специального устройства на распределительном валу, позволяющего открывать выпускной клапан во время такта сжатия и тем самым уменьшать сопротивление компрессии в цилиндре при раскручивании коленчатого вала стартером.

Система зажигания обеспечивает бесперебойное иcкрообразование на свече зажигания.

Система охлаждения (воздушная) обеспечивает отвод тепла от блока цилиндра и головки цилиндра двигателя Lifan мотоблока Каскад. Тепло отводится потоком воздуха, нагнетаемым лопатками маховика при вращении коленчатого вала и направляемым корпусом вентилятора и экранами. Глушитель предназначен для снижения шума и направленного выпуска отработавших газов из двигателя.

Система смазки обеспечивает смазку трущихся пар маслоразбрызгивателем или блоком подачи масла. Маслоразбрызгиватель создаёт масляный "туман" в картере двигателя. Блок подачи масла нагнетает очищенное масло в соединение шатунной шейки коленчатого вала с большой головкой шатуна.

Органы управления – совокупность механизмов, обеспечивающих изменение скорости и направления движения мотоблока. К органам управления относятся: руль 4, рычаг переднего хода 2, рычаг заднего хода 1, ручка переключения передач 6, рычаг газа 3.

Сцепление предназначено для передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя на вал редуктора, разъединения двигателя и редуктора во время переключения передач, а также для обеспечения плавного трогания мотоблока Каскад с места и его остановки без отключения двигателя.

Сцепление состоит из ремня переднего хода 4 (рис.6), ремня заднего хода 3, тяги заднего хода 11, рычага переднего хода 16, ведущего шкива 2, шкива редуктора 9, тяги переднего хода 10, рычага заднего хода 17, пружин 6 и 8, шкива переднего хода 5, шкива заднего хода 1.

Цепной редуктор 5 (рис.1) предназначен для передачи вращения от выходного вала редуктора к колесам и изменения скорости при переключении передач ручкой 6.

Поворотная рулевая колонка позволяет регулировать положение руля в вертикальной и горизонтальной плоскостях.



Рис.2. Мотоблок Каскад с поворотной рулевой колонкой

1 – рычаг заднего хода; 2 – рычаг переднего хода, 3 – рычаг газа; 4 – руль; 5 – рукоятка колонки; 6 и 7 – фланцы; 8 – рукоятка руля; 9 – гайка; 10 – корпус

Для изменения положения руля в вертикальной плоскости переведите рукоятку руля 8 (рис.2) в положение Б, установите руль 4 в нужное положение изафиксируйте его в этом положении, переведя рукоятку 8 в положение А до упора. При этом выступы В рукоятки руля 8 должны располагаться на первой трети участка L кулачка корпуса 10. Регулировку обеспечить с помощью гайки 9.

Для изменения положения руля в горизонтальной плоскости отверните рукоятку колонки 5 против часовой стрелки, выведите из зацепления зубья фланцев 6 и 7, поверните руль 4 в горизонтальной плоскости на нужный угол и зафиксируйте его в этом положении, введя в зацепление зубья и завернув рукоятку 5 по часовой стрелке до упора.

Эксплуатация мотоблока Каскад

Подготовительные операции:

- Соедините кронштейн 4 (рис.3) с кронштейном 5 и зафиксируйте шкворнями 2.

- В кронштейн 4 вставьте ограничитель 1 и, выверив устойчивое горизонтальное положение мотоблока, закрепите фиксатором 3.

- Вставьте руль 1 (рис.4) в вилку руля 3 и закрепите его болтами 2.

- Установите корпус 9 с рычагом газа 10 на руль 1 и закрепите винтом 8.

- Отвернув болты, снимите щиток 2.

- Отрегулируйте высоту руля 18 (рис.6) по росту работающего за счёт перестановки болтов 13 в одно из трех отверстий планки 12.

- Подсоедините тяги управления к рычагам на левой ручке руля.

- один конец тяги переднего хода 10, более длинной, присоедините к рычагу переднего хода 16, а второй с помощью цепи 7 – к пружине 6;

- один конец тяги заднего хода 11 присоедините к рычагу заднего хода 17 с помощью цепи 14 и серьги 15, а второй – к пружине 8.

- Для проверки натяжения ремней клиноремённой передачи нажмите поочередно на рычаг переднего хода 16, затем – на рычаг заднего хода 17 и проверьте натяжение ремня переднего хода 4 и ремня заднего хода 3.

- При свободном положении рычагов 16 и 17 ремни должны свободно провисать, а шкив редуктора 9 при работающем двигателе не должен вращаться.

- При необходимости отрегулируйте натяжение ремня переднего хода 4 изменением длины цепи 7, а ремня заднего хода 3 – изменением длины цепи 14.

- Уменьшение длины цепи увеличивает натяжение ремня, а увеличение – уменьшает.

- Установите щиток, закрепите его болтами.



Рис.3,4. Сборка мотоблока Каскад

1 – ограничитель; 2 – шкворень; 3 – фиксатор; 4 – кронштейн; 5 – кронштейн



1 – руль; 2 – болт; 3 – вилка руля; 4 – шайба; 5 – шайба; 6 – гайка; 7 – направляющая; 8 – винт; 9 – корпус; 10 – рычаг газа



Рис.6. Мотокультиватор Каскад со снятым щитком

1 – шкив заднего хода; 2 – шкив ведущий; 3 – ремень заднего хода; 4 – ремень переднего хода; 5 – шкив переднего хода; 6 – пружина; 7 – цепь; 8 – пружина; 9 – шкив редуктора; 10 – тяга переднего хода; 11 – тяга заднего хода; 12 – планка; 13 – болт; 14 – цепь; 15 – серьга; 16 – рычаг переднего хода; 17 – рычаг заднего хода; 18 – руль

Обкатка мотоблока Каскад

Безотказная и долговечная работа мотоблока Каскад зависит от правильной эксплуатации в начальный период. Во время обкатки происходит приработка рабочих поверхностей деталей. Продолжительность обкатки двигателя Lifan должна быть не менее 30 часов.

В период обкатки необходимо выполнять следующие требования:

- после первых 5 часов работы заменить масло в двигателе.

- регулярно через каждые 5 – 7 часов работы проверять уровень масла в двигателе.

- не нагружать непрогретый двигатель. Прогрев производить на средних оборотах без нагрузки в течение 3 минут.

- во время обкатки эксплуатировать мотоблок только на первой передаче, на средних оборотах (при среднем положении ручки газа), избегая работы на максимальных и минимальных оборотах.

- после 30 часов обкатки заменить масло в двигателе и проверить затяжку болтовых соединений.

Блок цилиндра изготовлен из алюминиевого сплава. Запрещается прилагать чрезмерные усилия при затягивании болтов головки цилиндра, крутящий момент затяжки не должен превышать 15 – 20 Нм (1,5 – 2 кг/см).

Установка фрез культиватора на мотоблок Каскад

В случае поступления культиваторов в разобранном виде прикрепите ножи культиватора к ступице.



Рис.8. Монтаж культиваторов

1, 3 – фреза культиваторная; 2 – валик; 4 – стопор; 5 – выходной вал редуктора

Операции по сборке и установке культиваторов мотоблока Каскад:

- Вставьте валик 2 (рис.8) во втулку фрезы культиваторной 1, совместив отверстие в валике с отверстием во втулке, вставьте стопор 4 и зафиксируйте его;

- Расположите фрезу культиваторную 3 так, чтобы острые кромки ножей фрез культиваторных были направлены в одну сторону;

- Вставьте валик 2 во втулку фрезы культиваторной 3, совместив отверстие в валике с отверстием во втулке, вставьте стопор 4 и зафиксируйте его.

- Подвесьте мотоблок на устойчивые подставки и, вынув стопор, снимите колесо с выходного вала редуктора 5.

- Установите культиваторы так, чтобы при движении мотоблока острые кромки ножей культиваторов располагались по ходу вращения выходного вала редуктора, совместив отверстие во втулке культиватора с отверстием выходного вала редуктора, вставьте стопор и зафиксируйте его.

- Установите ограничитель 1 (рис.3) в крайний задний паз кронштейна 4, зафиксируйте ограничитель по высоте фиксатором, учитывая глубину культивации.

Работа мотоблока Каскад с культиваторами

Перед началом работы мотоблока с культиватором необходимо провести его регулировку. Плохая или неправильная настройка вызывает большое утомление работающего и снижает качество обработки почвы. Агрегат с культиватором должен быть установлен параллельно земле.

При необходимости руль регулируется по высоте в соответствии с ростом оператора. В настройку культиватора входит правильная установка ограничителя глубины обработки, которая осуществляется после выбора необходимой глубины культивации почвы.

Благодаря мощному двигателю и наличию центробежного регулятора частоты вращения культивацию можно проводить при наполовину прикрытой дроссельной заслонке (при положении рычага газа в среднем положении), как на первой, так и на второй передачах.

Работа на второй передаче требует большего открытия дроссельной заслонки. Но надо иметь в виду, что при культивации каменистых почв необходимо пользоваться только первой передачей – это уменьшит вероятность поломки ножей.

Глубина культивации за один проход – 10 – 20 см; при необходимости более глубокой обработки почвы культивацию проводят за 2 – 3 прохода, каждый раз увеличивая глубину культивации.

 

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________