Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Устройство, запчасти и комплектующие.

Ходовая часть тракторов МТЗ-80, 82

Ходовая часть трактора МТЗ-80, 82 служит опорой и представляет собой тележку, в состав которой входят сборочные единицы и детали, при помощи которых трактор передвигается.
Основные элементы ходовой МТЗ-80, МТЗ-82 : остов, неведущий мост, передние и задние колеса.



Рис. 1. Остов трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1 - поперечный брус; 2 - продольный брус; 3 - корпус сцепления; 4 - корпус коробки передач; 5 - корпус заднего моста;

Остов тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 полурамный, служит основанием, на котором объединены все несущие сборочные единицы в одно целое. Остов тракторов МТЗ состоит из полурамы, корпусов сцепления 3 (рис. 1), коробки передач 4, заднего моста 5, соединенных между собой установочными штифтами и болтами. Спереди остов подрессорен витыми цилиндрическими пружинами, размещенными в шкворнях переднего ведущего или неведущего моста.

Полурама трактора МТЗ-80, 82 состоит из литого стального бруса и двух (левой и правой) штампованных продольных балок (лонжеронов) из листового проката. К задней части балок приварены кронштейны для соединения полурамы с корпусом сцепления. Передний брус, прикрепленный к продольным балкам болтами, предназначен также для установки ряда сборочных единиц и деталей: передней опоры двигателя, водяного и масляного радиаторов, жалюзи дизеля и гидроусилителя рулевого управления передних колес.

Передний неведущий мост тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 служит опорой передней части трактора и обеспечивает (совместно с механизмом рулевого управления) направленное движение передних колес, а следовательно, и всего трактора.



Рис. 2. Передний мост МТЗ-80, МТЗ-82

1 - болт; 2 - клеммовые болты; 3 - стопорный штифт; 4 - выдвижная труба: 5,19,22 и 24 - гайки; 6 и 13 - втулки поворотной цапфы; 7 и 8 - кронштейны; 9 - вал поворотной цапфы; 10 - пружина подвески; 11 - упорный подшипник; 12 - опорная шайба; 14 - тарельчатая пружина; 15 - полуось; 16 - защитный козырек; 17 - обод; 18 - диск; 20 - ступица; 21 - колпак; 23 - масленка ступицы; 25 - шаровой палец; 26 - чехол; 27 и 28 - вкладыши: 29 - резь­бовая пробка; 30 - втулка: 31 - брус полурамы; 32 - балка моста: 33 - ось качания

Передний мост МТЗ-80 и МТЗ-82 состоит из литой стальной балки 32 (рис. 2), телескопически соединенной с выдвижными трубами 4, поворотных цапф направляющих колес и рулевой трапеции. Балка 32 моста шарнирно соединена с остовом трактора. Она размещена в проеме между проушинами бруса 31 полурамы и соединена с ним с помощью оси качания 33.

Благодаря шарнирному соединению балка моста МТЗ-80, МТЗ-82 может качаться относительно остова в вертикальной плоскости (угол качания 10°), что позволяет передним колесам
трактора приспосабливаться к неровностям пути и смягчать их воздействие на остов. От проворачивания и осевых перемещений оси качания стопорят штифтом 3.

Выдвижные трубы полые. К ним приварены кронштейны 7 и 8. Трубы вставлены в расточки балки моста трактора МТЗ-80, 82 и затянуты (каждая труба) двумя болтами 2 клеммового зажима. В каждой трубе сделано по шесть сквозных отверстий на расстоянии 50 мм друг от друга, в одно из которых вставляют штифт, фиксируя размер колеи передних колес. Колею регулируют изменением взаимного расположения выдвижной трубы и балки моста, перемещая трубу относительно балки.

Поворотная цапфа МТЗ-80, МТЗ-82 состоит из вала (шкворня) 9 и полуоси 15 колеса. Вал запрессован в отверстие полуоси и приварен к ней снизу. Он поворачивается на двух втулках - верхней 6 и нижней 13, размещенных в кронштейне 7 выдвижного кулака, Верхняя втулка запрессована в кронштейн, а нижняя установлена в его отверстие и прикреплена к кронштейну двумя болтами 1.

Балка переднего моста трактора МТЗ-80, МТЗ-82 подрессорена двумя цилиндрическими пружинами 1, расположенными в кронштейнах выдвижных кулаков. Нагрузка от остова трактора через кронштейн 7 и пружину передается на упорный шариковый подшипник 11, который, в свою очередь, через шайбу 12 передает ее валу 9 поворотной цапфы и переднему колесу. При сборке пружины 10 подвески предварительно сжимают и фиксируют гайкой 5 поворотного рычага.

Ступица 20 (рис.2) колеса трактора МТЗ-80, 82 представляет собой чугунную отливку с фланцем и парной расточкой под подшипники. Во фланец запрессованы болты для крепления диска колеса. Ступица вращается на двух роликовых конических подшипниках, внутренние обоймы которых установлены на полуоси, а наружные - запрессованы в расточки ступицы. Подшипники затянуты гайкой, навернутой на резьбовой конец полуоси.

Между гайкой и подшипником помещена шайба с усом, входящим в паз полуоси, который препятствует вращению шайбы относительно полуоси и тем самым предотвращает отвинчивание гайки при возможных проворачиваниях внутреннего кольца подшипника.

Снаружи ступица МТЗ-80, МТЗ-82 закрыта штампованным колпаком 21, а с внутренней стороны в расточку ступицы установлена самоподжимная манжета. Для обеспечения дополнительного лабиринтного уплотнения к полуоси со стороны манжеты приварен защитный козырек 16, охватывающий ступицу снаружи с небольшим зазором.

Колеса с шинами передают вертикальные нагрузки трактора на грунт, а ведущие колеса выполняют также функции движителя, с помощью которого мощность двигателя, подводимая к колесам через трансмиссию, преобразуется в поступательное движение трактора.

Колесо трактора МТЗ-80, МТЗ-82 состоит из обода с жестко прикрепленным к нему диском и пневматической шины, смонтированной на ободе. Обод служит основанием, благодаря которому шина, наполненная воздухом (и жидкостью), передает нагрузку на грунт. Колесо крепят к ступице с помощью диска.

Обод колеса неразъемный. Его изготовляют из стального листа. Углубление в средней части обода сделано для того, чтобы можно было монтировать и демонтировать шины, вдвигая борта покрышки в глубокую часть обода при монтаже и демонтаже.

Как правило, диски приваривают к ободу. В тракторах МТЗ-82 диски передних колес крепятся болтами к кронштейнам, приваренным к ободу. Такая конструкция позволяет изменять взаимное расположение диска и обода и за счет этого регулировать колею передних колес. Для повышения прочности дисков задних колес тракторов МТЗ, к ним, в месте крепления к ступице, приваривают усилительное кольцо.



Рис. 3. Заднее ведущее колесо трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1 - крышка винта; 2 - болт: 3 - регулировочный винт; 4 - вкладыш ступицы; 5 - ось регулировочного винта; 6 -ступица; 7 - болт; 8 - балластный груз; 9 - обод; 10 - шина; 11 - гайка; 12 - болт крепления балластного груза; 13 -болт ступицы: 14 - сферическая шайба; 15 - шпонка

Ступица 6 (рис. 3) задних колес тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 закреплена на выступающем конце полуоси конечной передачи заднего моста с помощью шпонки 15. вкладыша 4 и четырех болтов 13. Вкладыш снабжен регулировочным винтом (червяком) 3, который зацепляется с зубчатой рейкой, нарезанной на полуоси. Вращая червяк гаечным ключом, можно передвигать ступицу вместе с колесом относительно полуоси и бесступенчато получать нужную для работы колею.

Во фланцы ступиц задних (и передних) колес зап­рессованы болты 7, с помощью которых крепят дис­ки колес. Глубокие конусные фаски в отверстиях дисков тракторов МТЗ и на гайках наряду с центрированием колес предотвращают самовольное свинчивание гаек.

 

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________