Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Устройство, запчасти и комплектующие.

________________________________________________________________________

Валы отбора мощности ВОМ трактора Т-40

Задний вал отбора мощности трактора Т-40

Для привода рабочих органов сельскохозяйственных машин, агрегатируемых с трактором Т-40, последний оборудован задним валом отбора мощности (ВОМ) с независимым и синхронным приводом.



Рис. 33. Валы отбора мощности ВОМ трактора Т-40

1 — втулка; 2 — ведомый вал бокового ВОМ; 3, 4 — регулировочные прокладки; 5 — ведущая шестерня привода бокового ВОМ: 6 — ведущий вал привода бокового ВОМ; 7 — шестерня; 8 — вилка переключения шестерни привода бокового ВОМ; 9 — валик вилки переключения; 10 — рычаг; 11 — вал муфты сцепления ВОМ; 12 — Рукоятка; 13 — ведомая шестерня независимого привода бокового н заднего ВОМ; 14 — вилка переключения заднего ВОМ; 15 — рычаг управления; 16 — шестерня привода передних колес; 17 — наружная обойма муфты переключения; 18 — внутренняя обойма муфты переключения; 13 — шестерня вторичного вала коробки передач; 20 — шестерня привода синхронного вала; 21 — вал заднего ВОМ; 22 — корпус трансмиссии; 23 — синхронный вал; 24 — стакан подшипника; 25 — болт; 26 — фиксатор

Вал 21 (рис. 33) заднего ВОМ трактора Т-40 смонтирован в корпусе муфты главного сцепления и корпусе трансмиссии в двух подшипниках и проходит внутри полого синхронного вала 23.

Шестерня 13 независимого привода бокового и заднего валов отбора мощности установлена на двух роликоподшипниках, постоянно зацеплена с валом-шестерней 11 муфты сцепления ВОМ.

Шестерня 16 синхронного привода и коническая шестерня 20 посажены на шлицевые концы полого синхронного вала 23. Шестерня 20 постоянно зацеплена с конической шестерней вторичного вала коробки передач.

Синхронный вал установлен на два шарикоподшипника. Между фланцем стакана 24 и передней стенкой корпуса трансмиссии установлены прокладки, необходимые для регулировки зазора в зацеплении конических шестерен при сборке узла.

Муфта переключения смонтирована на шлицах переднего конца вала 21 отбора мощности. Она состоит из двух обойм: внутренней 18 и наружной 17.

Внутренняя обойма закреплена неподвижно между ступицами приводных шестерен, а наружную можно перемещать и вводить в зацепление со шлицами на ступицах приводных шестерен 13 и 16.

При включении вала отбора мощности трактора Т-40 наружную обойму перемещают рычагом 15 при помощи вилки 14, которая установлена на рычаге.

Независимый привод вала отбора мощности трактора Т-40 включается при перемещении обоймы вперед. Включают независимый привод вала отбора мощности только при выключенной муфте сцепления ВОМ. Этот привод передает вращение от дизеля независимо от скорости движения трактора или его остановки.

Синхронный привод включается при перемещении обоймы назад от нейтрального положения. В этом случае вращение коленчатого вала дизеля к валу отбора мощности передается через муфту главного сцепления, одну из передач коробки на вторичный вал, через коническую пару шестерен на
синхронный вал 23 и шестерню 16.

Включают синхронный привод вала отбора мощности только при выключенной муфте главного сцепления и полной остановке трактора.

Боковой вал отбора мощности трактора Т-40

Для более удобного привода механизмов сельскохозяйственных машин, располагающихся спереди, справа или слева, на тракторе Т-40 предусмотрен боковой вал отбора мощности ВОМ, который устанавливают с левой стороны трактора в расточку корпуса муфты сцепления.

Ведомый вал 2 (см. рис. 33) вращается в двух шарико-подшипниках. Вал выполнен заодно с конической шестерней, которая при установке бокового вала на трактор входит в зацепление с ведущей конической шестерней 5.

Между фланцем стакана и корпусом муфты сцепления помещают прокладки 5, которыми при установке бокового ВОМ регулируют зазор в зацеплении зубьев конических шестерен.

Привод бокового вала отбора мощности трактора Т-40

Привод бокового ВОМ трактора Т-40 смонтирован в корпусе муфты сцепления.

Шестерня 7 (см. рис. 33) переключения установлена на шлицевом валу 6 и расположена между двумя приводными шестернями 13 и 16. Ее свободно перемещают по шлицам вала и вводят в зацепление с венцами приводных шестерен.

Ведущая коническая шестерня 5 вращается вместе с валом 6, опирающимся на два подшипника, установленных в расточках корпуса муфты.

Установленная под крышкой уплотнительная прокладка предотвращает попадание масла в сухую полость муфты сцепления. Зазор (не более 1 мм) между наружной обоймой подшипника и упором регулируют при помощи шайб, подкладываемых под упор.

Механизм переключения трактора Т-40 состоит из вилки 8, рычага 10 и рукоятки 12 управления. Конец вилки входит в кольцевую канавку шестерни переключения. Вилка переключения закреплена на валике 9, который перемещают в отверстиях прилива корпуса.

В кольцевые выточки на валике 9 под действием пружины входит шарик-фиксатор 26, фиксирующий валик в трех положениях. В головке вилки сделан прилив с пазом, в который входит рычаг 10, соединенный с рукояткой управления.

Перемещая шестерню 7 по шлицам вала и вводя ее в зацепление с одной из приводных шестерен, включают боковой ВОМ. Если шестерню 7 ввести в зацепление с шестерней 13 при выключенной муфте сцепления ВОМ, то боковой ВОМ получит независимый привод и будет вращаться с постоянной частотой.

Шестерня 16 соединена с вторичным валом коробки передач трактора Т-40, поэтому если ввести в зацепление с ней шестерню 7, то боковой ВОМ получит синхронный привод. Включают синхронный привод только при выключенной муфте главного сцепления.

При установке бокового вала отбора мощности зазор в зацеплении конических шесте-рен регулируют прокладками 3, устанавливаемыми между фланцем стакана подшипников и корпусом муфты.

Механизм бокового вала отбора мощности ВОМ трактора Т-40, его привод и управление на тракторе не установлены.

Их поставляют по требованию заказчика отдельным комплектом. При необходимости установки бокового ВОМ на трактор следует получить детали механизмов и изготовить болт и резьбовое кольцо 2 приспособления.

Механизм привода бокового ВОМ трактора Т-40 устанавливают в последовательности:

- снимают левую половину полика, крышку корпуса муфты сцепления и крышку бокового ВОМ;

- на вал 6 (см. рис. 33) устанавливают стопорное кольцо, коническую шестерню 5 и цилиндрическую шестерню 7;

- через боковое отверстие в корпусе муфты устанавливают в гнездо передней стенки корпуса подшипник 405 до упора в крышку. Затем вводят собранный вал во внутреннюю обойму подшипника и перемещают цилиндрическую шестерню по шлицам так, чтобы она срезанными вершинами зубьев
вошла в заднее отверстие корпуса. В таком положении вал будет лежать на двух опорах;

- собирают приспособление для запрессовки (навертывают на болт кольцо). Заводят приспособление так, чтобы конусная головка болта упиралась в центровое отверстие вала, а кольцо — в корпус коробки передач. Выворачивая болт, запрессовывают вал в подшипник до упора в торец конической
шестерни;

- подбором прокладок 4 обеспечивают размер 19,5 мм между торцом конической шестерни и поверхностью бокового отверстия корпуса муфты сцепления. Снимают приспособление;

- с помощью этого приспособления запрессовывают подшипник 305, установив головку болта со стороны корпуса коробки передач. Закрепляют упор подшипника 305, надежно закрепив болт 25; между упором и подшипником должен быть зазор не более 1 мм;

- устанавливают вилку 8 и стопорят винт проволокой. Ставят управление ВОМ и закрепляют левую половину полика;

- перед установкой бокового ВОМ Т-40 регулируют зазор в зацеплении конических шестерен.

Подбирают такое число прокладок 3, чтобы при прикрепленном к корпусу муфты стакане отсутствовал зазор в зацеплении (ощущалось перекатывание зубьев при вращении шестерен). После этого снимают стакан ВОМ и добавляют регулировочные прокладки толщиной 0,5 мм, что обеспечивает нормальный зазор в зацеплении.

Боковой зазор в зацеплении конической пары шестерен должен быть в пределах 0,15—0,5 мм.

Удлинитель заднего вала отбора мощности трактора Т-40

Для присоединения к трактору навесных и прицепных машин, требующих привода от вала отбора мощности, на привалочную плоскость корпуса трансмиссии устанавливают удлинитель ВОМ.

Вал 6 (рис, 34) удлинителя вращается в подшипнике 4, который посажен в расточку корпуса 5.



Рис. 34. Удлинитель ВОМ трактора Т-40

1 — колпак; 2 — болт; 3 — крышка; 4 — шарикоподшипник; 5 - корпус, 6 - вал удлинителя; 7 - шлицевая втулка

Выходящий наружу шлицевой конец вала 6 закрыт колпаком 1. В передней части на шлицах вала 6 зафиксирована шплинтом шлицевая втулка 7 для соединения с хвостовиком заднего ВОМ трактора Т-40.

Корпус 5 удлинителя в передней части заканчивается фланцем с отверстиями под болты крепления. В задней части в расточке корпуса и в крышке 3 установлены манжеты.

При монтаже удлинителя на трактор снимают защитный колпак ВОМ, устанавливают удлинитель и прикрепляют его к привалочной плоскости трансмиссии болтами.

 

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________