________________________________________________________________________
Система смазки дизельного двигателя Д-144 трактора Т-40
Смазочная система дизеля Д144 трактора Т-40
(рис.4) — комбинированная. Наиболее нагруженные трущиеся поверхности
смазываются под давлением, остальные — разбрызгиванием.
Под давлением масло поступает к сопряжениям следующих деталей:
коренным и шатунным подшипникам, подшипникам распределительного
вала, промежуточной шестерне газораспределительного механизма и др.
Рис. 4. Система смазки дизельного
двигателя Д-144 трактора Т-40
1 — масляный фильтр (центрифуга); 2 -масляный радиатор; 3 —
указатель температуры масла; 4 — указатель давления масла; 5 —
шестерня привода топливного насоса; б — переключатель «зима— лето»;
7 — промежуточная шестерни газораспределения; 8 — масляный насос; 9
— редукционный
клапан
Остальные детали смазочной системы двигателя Д-144 трактора Т40
смазываются разбрызгиванием: масло выдавливается из зазоров и
специальных отверстий, стекает в масляный картер и образует масляный
туман.
К смазочной системе отнесены масляный насос, редукционный клапан,
масляный фильтр (центрифуга), масляный радиатор.
Схема системы смазки дизеля Д144 трактора Т-40
Масло из нижней части картера через маслозаборник насосом 8 (см.
рис. 4) нагнетается в полнопоточный реактивно-масляный фильтр 1
(центрифугу), где очищается от механических примесей и осадков.
Из фильтра очищенное масло поступает в масляный радиатор 2
(пере-ключатель радиатора в положении «лето») или непосредственно в
смазочную магистраль, расположенную в блоке (переключатель радиатора
в положении «зима»).
По каналам в перегородках блока цилиндров двигателя Д-144 трактора
Т-40 масло поступает к третьему коренному подшипнику, откуда по
сверлениям в щеках и шейках коленчатого вала — к шатунным и коренным
подшипникам.
От первого коренного подшипника масло подводится для смазки шестерен
газораспределения и первой шейки распределительного вала. Для смазки
второй и третьей шеек распределительного вала масло поступает из
третьего и пятого коренных подшипников коленчатого вала. К
клапанному
механизму масло поступает пульсирующим потоком.
По каналам в картере и трубке в крышке распределительных шестерен,
через отверстие в переднем листе, масло поступает к установочному
фланцу топливного насоса и втулке шестерни привода топливного
насоса.
При установке на дизель компрессора масло через отверстие в переднем
листе дизеля и отверстие в корпусе компрессора поступает для смазки
компрессора.
Из шатунных шеек коленчатого вала двигателя Д-144 трактора Т-40 по
сверлению в стержне шатуна масло поступает для охлаждения днища
поршня и смазки поршневого пальца.
Самотеком смазывается сопряжение стержень клапана — втулка клапана.
Все остальные детали смазываются разбрызгиванием и парами масла
(масляным туманом).
Рис.5. Масляный фильтр (центрифуга) двигателя Д-144 трактора Т40
1 — сопло; 2 — крышка ротора; 3 — колпак; 4 — упорная шайба; 5, 6, 7
—гайки; 8 — стопорное кольио; 9 — ось ротора; 10 — отражатель; 11 —
основание ротора; 12 — корпус
Давление масла в магистрали контролируется указателем давления 4.
Нормальное давление масла при прогретом дизеле и номинальной частоте
вращения должно быть в пределах 0,15—0,4 МПа (1,5—4 кгс/см2).
При давлении масла ниже 0,15 МПа (1,5 кгс/см2) следует остановить
дизель для выявления и устранения причин, вызывающих пониженное
давление
масла.
При работе дизеля с включенным в смазочную систему масляным
радиатором стрелка, отлитая на корпусе 12 (рис. 5) центрифуги,
должна указывать на
букву «Л» переключателя, при работе с отключенным радиатором — на
букву «3».
Принцип действия основных механизмов системы смазки двигателя Д-144
трактора Т-40
Редукционный клапан (рис. 6) служит для регулирования и поддержания
постоянного давления в смазочной системе. Клапан состоит из корпуса,
шарика,
прокладки, гайки, пружины, регулировочной пробки.
Масло от насоса через трубки поступает к редукционному клапану,
который отрегулирован на давление 0,64— 0,69 МПа (6,5—7 кгс/см3).
При давлении
0,69 МПа (7 кгс/см2) и выше масло давит на шарик 5, а через пего на
пружину 4. Пружина сжимается, шарик отходит, открывая отверстие,
через которое
часть масла сливается в картер.
Для очистки масла на дизеле Д-144 трактора Т-40 установлен
реактивный масляный фильтр (центрифуга) (см. рис. 5). Через него
проходит все масло,
поступающее в смазочную систему дизеля, а часть масла, подаваемого
насосом, сливается при работе дизеля через редукционный клапан в
масляный
картер.
Фильтр состоит из корпуса, основания ротора, отражателя, оси ротора,
стопорных колец, гаек, упорной шайбы, колпака, крышки ротора, сопл.
Масло,
поступающее из насоса, проходит по каналу в корпусе 12 центрифуги и
кольцевому зазору между трубкой и осью 9 ротора, через отверстия в
оси и
основании ротора, затем через отражатель 10 в полость ротора.
В полости ротора давление достигает 0,64— 0,69 МПа (6,5—7 кгс/см2).
Под этим давлением часть масла, снова пройдя через отражатель,
поступает к
соплам / (форсункам) и, вытекая из них с большой скоростью, создает
реактивную силу, которая приводит ротор во вращение.
Частицы (механические примеси), находящиеся в масле, отбрасываются к
стенкам ротора и оседают на них. Очищенное масло через
тангенциальное
отверстие и по центральному каналу в оси ротора поступает в главную
магистраль.
Условия работы смазочной системы двигателя Д-144 трактора Т-40
Для обеспечения нормальной работы дизеля двигателя Д-144 трактора
Т40 необходимо соблюдать следующие правила:
- заливать масло в картер дизеля только чистой посудой через воронку
с частой сеткой,
- применять масло, рекомендуемое заводом. Применение автола или
других масел недопустимо.
- не допускать работы дизеля при уровне масла в масляном картере
ниже нижней и выше верхней меток указателя уровня масла.
Рис. 6. Редукционный клапан системы смазки двигателя Д-144 трактора
Т-40
1 — гайка; 2 — шайба; 3 — регулировочная пробка; 4 - пружина; В —
шарик клапана; 6 — корпус
Способ регулирования давления масла в смазочной системе дизеля Д144
трактора Т-40
С помощью редукционного клапана можно повысить или понизить давление
масла. Для этого надо отогнуть шайбу 2 (см. рис.6), отвернуть гайку
1 и,
поворачивая отверткой пробку 3, сжать или ослабить пружину 4,
прижимающую шарик 5.
При повороте пробки вправо давление в системе повышается, а при
повороте влево — понижается.
При достижении в смазочной системе нужного давления в пределах 0,15—0,4 МПа (1,5—4 кгс/см2) (по указателю давления на щитке приборов) следует завернуть гайку 1и за-контрить ее прокладкой 2.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________