Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Устройство, запчасти и комплектующие.

________________________________________________________________________

Пусковое устройство дизеля Д-144 трактора Т-40

В зависимости от комплектации дизеля может применяться одно из двух видов пусковых устройств: электрический стартер 241.3708 или пусковой агрегат (двигатель) ПА-8М1.

Стартер 241.3708 двигателя Д-144 трактора Т-40

Дизель Д144 запускается с помощью электрического стартера (рис. 20) с электромагнитным тяговым реле.

Стартер установлен с правой стороны дизеля и включается дистанционно поворотом ключа включателя свечи накаливания и стартера с места водителя.

Для пуска дизеля Д-144 трактора Т-40 переведите ключ включателя в первое положение (при этом включается свеча накаливания), а затем — во второе положение (включается стартер).



Рис 20. Стартер 241.3708 дизеля Д-144 трактора Т-40

1 — крышка со стороны коллектора; 2 — контактный диск; 3 - шток; 4 - электромагнитное реле; 5 — сердечник-якорь; 6 — эксцентриковая ось; 7 — вилка рычага привода; 8 — крышка со стороны привода; 9 — шестерня; 10 — привод; 11 — корпус; 12 — якорь; 13 — защитный кожух; 14 - торцовый коллектор; 15 — щетки

Стартер Д-144 трактора Т-40 представляет собой электродвигатель постоянного тока с последовательной обмоткой возбуждения. На стартере применен торцовой коллектор.

Вал якоря 12 вращается в трех подшипниках скольжения, запрессованных в крышках 1 и 8 и среднем опорном диске. К коллектору 14 пружинами прижимаются восемь щеток 15, установленных в щеткодержателях на крышке 1.

На валу якоря установлен привод. Муфта привода 10 передает вращающий момент только в одном направлении: к коленчатому валу дизеля, обеспечивая автоматическое расцепление валов стартера и дизеля после пуска.

Электромагнитное тяговое реле 4 установлено на крышке 8 и предназначено для ввода шестерни привода в зацепление с венцом маховика дизеля и подключения стартера дизеля Д-144 трактора Т-40 к аккумуляторной батарее.

При включении стартера тяговое реле через рычаг 7 перемещает привод по винтовым шлицам вала и вводит шестерню 9 в зацепление с венцом маховика, а после этого включает электрическую цепь стартера.

После отключения тягового реле под действием возвратной пружины шестерня 9 привода выйдет из зацепления с венцом маховика, главные контакты реле разомкнутся и стартер отключится.

Регулировка включения стартера 241.3708 дизеля Д-144 трактора Т-40

Регулируют включение стартера следующим образом (см. рис. 31): на выводную клемму обмоток реле подается напряжение 8— 12 В от низковольтного агрегата или аккумуляторной батареи.

Корпус стартера 241.3708 должен быть соединен с массой или минусовой клеммой батареи. (Чтобы якорь стартера не вращался, главные контакты реле должны быть обесточены).

При включении тока тяговое реле 4 срабатывает и сердечник-якорь займет крайнее включенное положение, а шестерня привода должна занять крайнее правое положение.

При этом зазор между шестерней и гайкой на валу якоря должен быть в пределах 3 ± 1 мм.

Чтобы отрегулировать этот размер, расконтривают эксцентриковую ось 6 и поворотом ее вокруг собственной оси устанавливают нужный размер. После регулировки застопоривают ось гайкой.

Пусковой двигатель ПА-8М1 дизеля Д-144 трактора Т-40

Пусковой двигатель трактора Т-40— двухтактный, карбюраторный, с кривошипно-камерной петлевой продувкой.

Охлаждение агрегата воздушное, с подачей воздуха к оребрению цилиндра и головки от колеса центробежного вентилятора, установленного на маховике и имеющего частоту вращения
коленчатого вала.



Рис. 21. Пусковой двигатель Д-144 трактора Т-40

1 — шестерня; 2 — винт; 3 — гайка; 4 — рычаг регулятора; 5 — магнето; 6 — шестерня коленчатого вала; 7 — муфта; 8 — тяга; 9 — палец; 10 — электростартер; 11 — прокладка; 12 — выпускной патрубок; 13 — цилиндр; 14 — выпускная труба; 15 — поршневой палец; 16 — поршневое кольцо; 17 — поршень; 18 — головка цилиндра; 19 — кожух; 20 — высоковольтный провод; 21 — свеча зажигания; 22 — глушитель; 23 — впускной патрубок; 24 — карбюратор; 25 — кнопка-утопитель; 26 — воздухоочиститель; 27 — крышка; 28 — рычаг дроссельной заслонки; 29 — пусковое устройство; 30 — шатун; 31 — храповик; 32 — маховик; 33 — кожух; 34 — ротор вентилятора; 35 —коленчатый вал; 36 — картер

Пусковой агрегат Д-144 трактора Т-40 устанавливают на дизель совместно с механизмом передачи (редуктором). Механизм передачи пускового агрегата снижает частоту вращения при передаче крутящего момента от коленчатого вала пускового агрегата к маховику дизеля.

Благодаря наличию муфт сцепления, а также муфты обгона в шестерне включения механизм привода обеспечивает соединение пускового агрегата с дизелем в процессе пуска и разобщение их после пуска дизеля.

Условия работы механизма передачи момента пускового агрегата и его регулирование. По мере увеличения свободного хода рычага муфты сцепления ПД8М ухудшается ее работа.

Это свидетельствует о необходимости регулировки привода муфты. Привод муфты регулируют путем натяжения оплетки троса.

Регулировочный винт 1 (рис. 22) на заводе устанавливают так, чтобы зазор между торцом штока 19 и упором регулировочного винта был от 0,2 до 2 мм. В процессе эксплуатации этот размер не изменяется. Во время регулировки рычаг муфты сцепления должен находиться в крайнем нижнем положении.



Рис 22. Механизм передачи пускового агрегата дизеля Д-144 трактора Т-40

1 — регулировочный винт; 2 — гайка; 3 — рычаг; 4 — тормозок; 5 — диск тормоза; 6 — муфта сцепления; 7 — ролик; 8 — картер; 9 — ведущий барабан муфты сцепления; 10 — манжета; 11 — вилка включения шестерни привода; 12 - валик вилки включения; 13 — обгонная муфта; 14 — вал редуктора; 15 — кольцо; 16 — рычаг включения; 17 — маховик; 18 — крышка редуктора; 19 — шток

При снятии с трактора Т-40 пускового двигателя следует осмотреть зубья шестерни механизма передачи и венца маховика. При необходимости зачищают забоины.

Убеждаются, что шестерня привода полностью входит в зацепление с венцом маховика. Ход шестерни регулируют рычагом, расположенным на редукторе.

При соприкосновении рычага с головкой регулировочного болта шестерня должна упираться в торец втулки на валу редуктора. После установки управления включением шестерни проверяют ее полное включение. Ход регулируют, увеличивая или уменьшая длину тяги.

Для поддержания работоспособности механизма передачи не рекомендуется резко включать муфту сцепления, не следует допускать продолжительной работы пускового агрегата при выключенной муфте сцепления. При изнашивании диски муфты сцепления заменяют новыми.

Система зажигания пускового агрегата дизеля Д-144 трактора Т-40 состоит из магнето, свечи зажигания и провода высокого напряжения. На пусковом агрегате установлено магнето правого вращения.

Крепление магнето к агрегату фланцевое, на трех болтах. Привод магнето осуществляется через жесткую полумуфту от приводной шестерни пускового агрегата. Выключение магнето дистанционное, с помощью кнопочного включателя, расположенного на щитке приборов.

 

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________