________________________________________________________________________
Гидросистема трактора Т-40 и ее компоненты
Гидросистема трактора Т-40 разделена на
раздельно-агрегатную гидронавесную систему и систему гидроусилителя
руля. Обе системы работают от одного насоса, но выполняют различные
функции.
Гидронавесная система трактора Т-40 обеспечивает работу с навесными,
полунавесными, прицепными орудиями и машинами, а также с некоторыми
специальными машинами.
Система гидроусилителя руля служит для уменьшения усилия на рулевом
колесе.
Рис.43. Схема гидросистемы
трактора Т-40
1—гидробак; 2 — насос; 3 — клапан деления потока; 4 — золотник; 5 —
пружина золотника; в — фильтр; 7 — гидроусилитель руля; 8 —
гидрораспределитель; 9 — основной гидроцилиндр; 10 — выносные
гидроцилиндры
Гидросистема трактора Т-40 (рис. 43) состоит из шестеренного насоса
2, клапана 3 деления потока, гидробака 1 с фильтром, гидроусилителя
7 руля, гидрораспределителя 8, основ¬ного и выносных гидроцилиндров,
запорных устройств разрывных муфт, трубопроводов и шлангов.
Масло из гидробака 1 поступает к шестеренному насосу 2, который
нагнетает его в клапан 3 деления потока.
Клапан делит поток масла на две части: одна поступает в
гидрораспределитель 8 гидронавесной системы, другая — в
гидроусилитель руля 7.
Гидрораспределитель направляет поток масла либо в гидробак по
сливному маслопроводу, либо в гидроцилиндр 9, либо через боковые или
задние выводы непосредственно к гидроприводу сельскохозяйственной
машины.
Узлы гидросистемы трактора Т-40
Привод насоса гидросистемы трактора Т-40
Привод насоса гидросистемы трактора Т-40 (рис. 44) представляет
собой шариковую муфту, которая позволяет включать и выключать насос
при небольшой частоте вращения коленчатого вала.
Рис. 44. Механизм включения
насоса гидросистемы трактора Т-40
1 — насос гидросистемы; 2 — ось рычага включения насоса; 3 — корпус
привода насоса; 4 — шарик; 5 — втулка валика насоса; 6 —
шарикоподшипники; 7 — шестерня привода насоса; 8 — передний лист; 9
— ось шестерни привода; 10 - муфта включения насоса; 11 — ручка
фиксатора; 12 - рычаг включения насоса; 13 - вилка включения насоса
Привод гидронасоса трактора Т-40 выключают при работе трактора на
стационаре, во время пуска дизеля зимой, а также при неисправности
гидросистемы или гидроусилителя руля.
При самовыключении гидронасоса в работе ослабляют крепление рычага
привода и, поворачивая его с последующей затяжкой болта, находят
положение, соответствующее нормальному включению и выключению
гидронасоса.
Шестеренный насос (рис. 45) предназначен для нагнетания рабочей
жидкости в гидросистему трактора Т-40. В алюминиевом корпусе 1
выполнены расточки под ведущую 2 и ведомую 8 шестерни и втулки 3.
Рис. 45. Насос гидросистемы
трактора Т-40
1 — корпус; 2 — ведущая шестерня; 3 — втулка; 4,6 — манжеты; 5 —
болт; 7 — крышка; 8 — ведомая шестерня
Втулки изготовлены из бронзы, они служат опорами для шестерен и
уплотняют их торцовые поверхности. Выходной конец вала ведущей
шестерни уплотнен манжетой 6.
При вращении ведущей шестерни масло из бака поступает в камеру
всасывания насоса, отсюда, захваченное впадинами шестерен, оно
перемещается в камеру нагнетания и здесь вытесняется в гидросистему входящими в
зацепление зубьями шестерен.
Для уменьшения внутренних утечек в насосе гидравлической системе
трактора Т-40 применено автоматическое регулирование зазора по
торцам шестерен. Для этого масло из камеры нагнетания подводится под
втулки 3.
Одновременно на втулки действует давление масла со стороны шестерен,
но на меньшей площади. За счет разности площадей, находящихся под
давлением, втулки прижимаются с некоторым усилием к шестерням и тем
самым уменьшают утечки по торцовым зазорам.
Камера давления под втулками уплотнена резиновой манжетой 4 и
отделена от камеры всасывания специальным уплотнением. Все
внутренние утечки в
насосе поступают в камеру всасывания.
Гидрораспределитель трактора Т-40
Гидрораспределитель трактора Т-40 клапанно-золотникового типа
предназначен для управления гидроцилиидрами и предохранения
гидросистемы от перегрузок.
Состоит он из корпуса 6 (рис. 46), двух крышек, трех золотников 7,
перепускного 13 и предохранительного 22 клапанов, уплотнений и
других деталей.
На трактор Т-40 устанавливается гидрораспределитель с тремя
одинаковыми золотниками, имеющими автоматическое устройство возврата
в нейтральное положение с фиксацией в четырех положениях «подъем»,
«нейтральное», «опускание принудительное», «плавающее» (перечисление
дано в порядке расположения). Перевод золотников в то или иное
положение осуществляется с помощью рукояток, установленных на
рычагах 11.
Рис. 46. Гидрораспределитель трактора Т-40
1 - нижняя крышка; 2 — пробка; 3 - пружина золотника; 4 —
шарик-фиксатор; 5 - обойма фиксатора; 6 — корпус; 7 - золотник; 8 —
верхняя крышка; 9 —
пыльник; 10 — уплотнительное кольцо; 11 - рычаг; 12 — пружина
перепускного клапана; 13 — перепускной клапан; 14 — шариковый
клапан; 15 —
направляющая клапана бустера; 16 — пружина бустера; 17, 24 -
регулировочные винты, 18 — гильза золотника; 19 — бустер; 20 —
фиксаторная втулка;
21 — пружина фиксатора; 22 - предохранительный клапан; 23 — пружина
предохранительного клапана; А — канал слива масла из полостей
подъема
цилиндров; Б — канал управления; В — сверление для подвода масла к
предохранительному клапану; Г - дроссельное отверстие; Д - отверстие
для
соединения о нагнетательным трубопроводом
Возврат каждого золотника распределителя трактора Т-40 из рабочего
положения в нейтральное осуществляется пружиной при срабатывании
механизма автоматического возврата, размещенного внутри части
золотника.
Из положения «подъем» золотники возвращаются вручную или
автоматически при давлении в гидролинии, соответствующем давлению
настройки
предохранительного клапана.
Из положения «опускание принудительное» золотники возвращаются
вручную или автоматически при достижении в гидролинии давления не
более 4 МПа
(40 кгс/м2).
Из положения «плавающее» золотники возвращаются автоматически после
отжатия фиксатора вручную небольшим перемещением рукоятки управления
в направлении позиции «нейтральное».
Для предохранения гидросистемы трактора Т-40 от аварийных перегрузок
в гидрораспределителе установлен предохранительный клапан 22.
Изменяя регулировочным винтом 24 усилие пружины 23, регулируют
давление срабатывания клапана в пределах 17,5—1,5 МПа (175—15
кгс/см2).
При возрастании давления в указанных пределах клапан отходит от
седла, в результате чего надпоршеньковая полость перепускного
клапана через
отверстие В и канал в корпусе гидрораспределителя соединяется со
сливом.
Из напорной полости Д через отверстие Г в перепускном клапане поток
масла устремляется в надпоршеньковую полость и далее на слив.
Вследствие дросселирования давление в надпоршеньковой полости будет
ниже, чем в напорной полости. За счет разницы давлений перепускной
клапан
отойдет от своего седла и откроет доступ основному потоку масла в
сливную полость крышки 1.
Регулировка пружины предохранительного клапана винтом в эксплуатации
допускается в случае несоответствия параметров гидрораспределителя
технической характеристике. Настройка предохранительного клапана
должна производиться в условиях ремонтной мастерской.
При нахождении золотника в положении «нейтральное» масло от насоса
перепускается через гидрораспределитель трактора Т-40 в бак,
поскольку надпоршеньковая полость перепускного клапана через каналы
Б и А связана со сливом.
При этом полости цилиндра закрыты. При нахождении золотника в
рабочих положениях «подъем» и «опускание принудительное» масло
поступает в одну
из полостей гидроцилиндра и одновременно сливается из другой через
гидрораспределитель в бак.
В положении золотника «плавающее» обе полости цилиндра связаны со
сливом. В этом случае поршень цилиндра может свободно перемещаться в
обе
стороны под действием сил, приложенных к штоку.
Положение «плавающее» обеспечивает опускание орудия под дейстствием
силы тяжести и копирование рельефа почвы опорным колесом орудия в
процессе работы.
Помните, что при эксплуатации автоматическое устройство золотников
распределителя трактора Т-40 удовлетворительно работает в интервале
температур рабочей жидкости 30—60 °С.
При отклонениях от указанных температур могут наблюдаться случаи
отказа срабатывания автоматического устройства, поэтому в таких
случаях по
окончании рабочей операции рукоятку возвращайте в нейтральное
положение вручную.
Длительная задержка рукоятки в положениях «подъем» и «принудительное
опускание» может привести к преждевременному выходу из строя насоса
и
перегреву рабочей жидкости,
Гидроцилиндры гидросистемы трактора Т-40
Гидроцилиндры трактора Т-40 предназначены для подъема рабочих
органов машины или орудия. Конструкция гидроцилиндров (рис. 47),
устанавливаемых на тракторе, одинакова; они различаются только
размерами — основной гидроцилиндр имеет диаметр поршня 90 мм,
выносной — 55 или 75 мм.
Рис. 47. Гидроцилиндр трактора Т-40
1 — задняя крышка; 2 — галка штока; 3 - уплотнительное кольцо; 4 —
поршень; 5 — шпилька; 6 — корпус (гильза); 7 — передняя крышка; 8 —
чистик; 9 —
палец; 10 — вилка штока; 11 — упор клапана; 12 — клапан; 13 — корпус
клапана; 14 — шток; 15 — маслопровод
Корпус цилиндра трактора Т-40 закрыт передней 7 и задней 1 крышками.
Крышки стянуты шпильками 5. Внутри корпуса перемещается поршень 4,
уплотненный резиновым кольцом 3. Поршень закреплен на штоке 14
гайкой 2, на другом конце штока расположены вилка 10 и подвижный
упор 11.
В передней крышке гидроцилиндра установлены резиновые кольца для
уплотнения штока, набор грязеочистительных шайб (чистиков) 8 и
клапан 12
гидромеханического регулирования хода поршня.
При подъеме орудия масло от гидрораспределителя поступает под клапан
12, открывает его (если закрыт) и по маслопроводу 15 подходит под
поршень.
При опускании орудия масло поступает в штоковую полость, а
вытесняемое из другой полости масло сливается через
гидрораспределитель в бак. В
этом случае вытесняемое масло движется до тех пор, пока упор 11,
закрепленный на штоке, не переместит клапан 12.
Клапан увлекается потоком масла и запирает выход. Давление в системе
повышается, и золотник гидрораспределителя автоматически
возвращается в
нейтральное положение, прекращая подачу масла в гидроцилиндр.
Подвижный упор 11 гидроцилиндра Т-40 может быть закреплен в любой
части штока, обеспечивая при этом регулировку хода поршня.
При длительных переездах с орудиями, поднятыми в транспортное
положение, запирают клапан 12 с помощью упора П. После того как
клапан перекрыл
полость подъема гидроцилиндра, упор 11 отводят к вилке штока.
При закрытом клапане гидроцилиндра трактора Т-40 перед опусканием
орудия в рабочее положение рукоятку гидрораспределителя перемещают
кратковременно в положение «подъем» для открытия клапана
гидроцилиндра.
На тракторах предусмотрена установка выносных гидроцилиндров
двустороннего действия, т. е. гидроцилиндров, в обе полости которых
(подъема и
опускания) от гидрораспределителя подводится масло.
При таком соединении в резьбовое отверстие крышки, связанное с
полостью подъема гидроцилиндра, устанавливают замедлительный клапан.
В процессе эксплуатации нельзя переставлять замедлительные клапаны с
отверстия полости подъема гидроцилиндра, обозначенной литерой 77, в
полость О опускания, так как это приведет к увеличению давления в
системе и изменению скорости подъема орудий.
Кроме гидроцилиндров двустороннего действия Т-40 могут быть
подключены гидроцилиндры и одностороннего действия. В этом случае на
боковые выводы на тракторе, соединенные с полостью О
гидрораспределителя, устанавливают заглушки, а из полости опускания
гидроцилиндров удаляют масло, в резьбовое отверстие крышки против
литеры О устанавливают сапун, прикладываемый к каждому
гидроцилиндру.
Помните, что при подключении гидроцилиндров одностороннего действия
нельзя задерживать рукоятки гидрораспределителя в положении
«опускание»,
так как полость опускания гидрораспределителя заглушена. Это может
привести к перегреву масла и выходу из строя уплотнений.
Гидробак и арматура трактора Т-40
Гидробак трактора Т-40 (рис. 48) является резервуаром для рабочей
жидкости гидросистемы. В нем масло очищается, проходя через фильтр,
отстаивается от попавших в него пузырьков воздуха и охлаждается.
Рис. 48. Гидробак трактора Т-40
1 — всасывающий патрубок; 2 — магнитная пробка; 3 — фильтроэлемент;
4 — корпус; 5 — уплотнительные прокладки; 6 — предохранительный
клапан;
7 - масломерная линейка (щуп); 8 — пружина; 9 — крышка; 10 -
заливной фильтр
Состоит он из двух сваренных между собой штампованных половин. В
верхней части бака смонтирован фильтр гидросистемы. Фильтр закрыт
крышкой 9.
Рядом с заливным фильтром 10, предохраняющим гидробак от попадания
крупных частиц, расположена масломерная линейка 7. Линейка имеет три
метки. Уровень масла при работе с различными орудиями должен
находиться между верхней и средней метками.
На ниппеле масломерной линейки установлена дренажная трубка для
сообщения внутренней полости гидробака с атмосферой.
В нижней части гидробака Т-40 приварен всасывающий патрубок 1,
соединяемый со всасывающей магистралью насоса. Для слива масла из
гидробака
установлена магнитная пробка 2.
Во время работы масло по двум сливным магистралям (от
гидрораспределителя и гидроусилителя) проходит через фильтр и
сливается в гидробак,
далее по всасывающему патрубку оно поступает к насосу гидросистемы.
Фильтр гидросистемы трактора Т-40 ФСВ25-80-0,63 со сменным бумажным
фильтроэлементом «Реготмас 635-1». Номинальное давление
фильтроэлемента 0,63 МПа (6,3 кгс/см2), тонкость фильтрации 25 мкм,
давление начала открытия предохранительного клапана 0,2+0'05 МПа
(2+0'5 кгс/см2), максимально допустимый расход 160 л/мин,
максимальная температура рабочей жидкости - 90 °C.
Бумажный фильтроэлемент 3 установлен в корпусе 4 единым блоком с
трубой, пружиной, втулкой и предохранительным клапаном 6, который
вставляется в гидробак и поджимается пружиной 8 с крышкой 9.
Предохранительный клапан 6 состоит из сферы, прижимаемой пружиной к
сливному отверстию в корпусе.
Рис. 49. Запорное устройство трактора Т-40
1 — стопорное кольцо; 2 — крестовина; 3 — правый корпус; 4 —
накидная гайка; 5 — пружина; 6 — шарики; 7 — кольцо; 8 — левый
корпус
Запорное устройство (рис. 49) предотвращает вытекание масла из
металлических трубопроводов и шлангов при их разъединении.
Устройство состоит из
двух корпусов: 3 и 8, соединенных гайкой 4.
Шариковые клапаны 6 при этом прижаты друг к другу, и проход для
масла открыт. Чтобы поток масла не сдвинул шарики 6 в одну сторону и
не они
перекрыли проходное сечение, под них установлены крестовины 2,
препятствующие их смещению.
Корпуса уплотнены кольцом 7 из маслостойкой резины, поэтому гайку 4
при соединении затягивают не туго, а усилием руки до конца резьбы.
Левая часть устройства неподвижно закреплена на тракторе и штуцером
соеди¬нена с маслопроводом. Штуцер правой частью соединен со шлангом
гидроцилиндра, установленного на орудии.
При разъединении машины или орудия трактора Т-40 отвертывают гайку
4, шарики под действием пружины и давления масла запирают отверстия
в обеих половинах устройства, герметизируя гидросистему.
На тракторе Т-40 установлены четыре запорных устройства для
соединения со шлангами правого и левого выносных гидроцилиндров.
В процессе эксплуатации необходимо следить за тем, чтобы накидные
гайки 4 запорных устройств были затянуты до отказа. В противном
случае шарики
не обеспечат необходимого сечения для прохода масла, что приведет к
повышению сопротивления и потере рабочего давления.
Рис. 50. Разрывная муфта трактора Т-40
1 — кольцо; 2 — пружина; 3 — запорная втулка; 4 — кольцо; 5 —
опорная втулка; 6 — крестовина; 7 — пружина; 8, 10 — шарики; 9 —
левый корпус;
11 — правый корпус
Разрывная муфта трактора Т-40 (рис. 50) предназначена для
автоматического разъединения шлангов без потерь масла при случайных
обрывах прицепа или машины с гидроприводом.
В комплект дополнительного оборудования по требованию заказчика
прикладывают две разрывные муфты с кронштейном для крепления их на
агрегатируемой машине с гидравлическим управлением.
Разрывная муфта трактора Т-40 по конструкции аналогична запорному
устройству, но две ее части соединены между собой не гайкой, а
шариковым замком.
При монтаже разрывной муфты Т-40 на сельскохозяйственной машине
устанавливают кронштейн, в котором закрепляют запорную втулку 3. К
штуцеру с
одной стороны присоединяют шланг от заднего вывода трактора, с
другой стороны — шланг от гидроцилиндра агрегатируемой машины.
При рывке шланга (при обрыве прицепа), присоединенного к штуцеру,
обе половины муфты смещаются влево, сжимая пружину 2 при неподвижной
запорной втулке 3.
Муфта движется до тех пор, пока шарики 10 не выйдут из-под запорной
втулки 3, а следовательно, и из кольцевой канавки в корпусе 11. При
этом обе
половины муфты разъединяются, а шарики-клапаны 8 под действием
пружины 7 запирают отверстия для выхода масла.
Усилие размыкания муфты равно примерно 200 Н (20 кгс) при отсутствии
давления в шлангах.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________