________________________________________________________________________
Детали топливной системы трактора Т-25
В топливную систему (систему питания) Д-21 трактора Т-25 входят
следующие узлы и агрегаты: воздухоочиститель, впускной трубопровод,
топливный бак, топливный фильтр, подкачивающий насос, всережимный
регулятор оборотов, топливный насос, форсунки, топливопроводы
высокого и низкого
давления.
Система питания работает следующим образом. Атмосферный воздух
засасывается в цилиндры двигателя через воздухоочиститель и впускной
трубопровод. В воздухоочистителе воздух очищается от пыли и других
продуктов загрязнения, проходя четыре ступени очистки
(сухо-инерционную,
мокроконтактную и две фильтрующие).
Из бака топливо поступает через фильтр грубой очистки к
подкачивающему насосу, который под давлением прокачивает его через
фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки и далее к головке
топливного насоса Д-21 трактора Т-25.
Плунжерная пара по топливопроводам высокого давления подает топливо
к форсункам. Трубка слива от форсунок в топливный бак соединена с
фильтром тонкой очистки для автоматического удаления воздуха из
системы.
На двигателе Д-21 трактора Т-25 Владимирец устанавливается топливный
насос ТНВД НД21/2. Топливный насос, всережимный регулятор и
подкачивающий насос смонтированы в одном агрегате. Воздухоочиститель
имеет четыре ступени очистки и обеспечивает очистку воздуха от пыли
на
99,5—99,7%.
Воздухоочиститель топливной системы Т-25
Воздухоочиститель (рис. 28) устроен следующим образом. Остовом его
служит корпус 6, к которому приварена головка 15, с вваренными в нее
центральной трубой 16 и патрубком 3.
Корпус отштампован из листовой стали толщиной 1 мм таким образом,
что в верхней его части образовано дно со 156 отверстиями диаметром
10 мм. Дно
служит опорой для двух верхних фильтрующих элементов (четвертая
ступень очистки). Головка 15 также отштампована из миллиметровой
листовой
стали.
Рис. 28. Воздухоочиститель топливной системы Д-21 трактора Т-25 ВТЗ
1 — инерционная головка (сухоочиститель); 2 — стяжной хомут; 3 —
патрубок; 4 и 5 — фильтрующие элементы; 6 — корпус; 7 —
уплотнительное кольцо; 8
— фильтрующий элемент; 9 — кассета; 10 — насадок; 11 — поддон; 12 —
масляная ванна; 13 — замок; 14 — уплотнительное кольцо; 15 —
головка; 16 —
центральная труба; 17 — крыльчатка; 18 — колпак; 19 — гайка-барашек.
В нижней части к корпусу воздухоочистителя Д-21 трактора Т-25 с
помощью трех замков присоединяется поддон 11 масляной ванны. Внутри
поддона
точечной сваркой приварена масляная ванна 12. Поддон масляной ванны
и ванна также отштампованы из миллиметровой листовой стали.
Поддон на расстоянии 89 мм от верхнего края имеет круговую выдавку
(зиг), которая служит указателем, до какого уровня следует заполнять
масло. Всего
в поддон заправляется 0,9 кг масла. Масляная ванна (вторая ступень
очистки) имеет по верхнему краю шесть равномерно расположенных по
окружности
отверстий диаметром 5 мм, а в нижней части одно отверстие также
диаметром 5 мм.
Благодаря этим отверстиям масло в поддоне и в масляной ванне
устанавливается на одном уровне при нормальном положении и при
наклонных
положениях двигателя.
В нижней части корпуса воздухоочистителя топливной системы Д-21
трактора Т-25 в специальной кассете 9 расположен фильтрующий элемент
(третья
ступень очистки).
Кассета состоит из корпуса, нижняя часть которого имеет 12
выштампованных отверстий трапециевидной формы. Ребра между
отверстиями служат
опорой фильтрующего элемента.
Верхнюю часть кассеты образует обойма в сборе, состоящая из
сваренных вместе обоймы, двух втулок и опоры элементов. Поверхности
кассеты
фосфатированы.
Корпус кассеты и обойма после укладки в корпус фильтрующего элемента
соединяются вместе завальцовкой закраин корпуса на закраины обоймы.
В
процессе эксплуатации кассета не разбирается. Фильтрующий элемент
промывают вместе с кассетой.
Фильтрующие элементы, размещенные в корпусе и в кассете,
пластмассовые. Элементы 4 и 5 изготовлены из специальной
мелкопористой пластмассы
(пенополиуретан), причем поры элемента 4 мельче, чем у элемента 5.
Фильтрующий элемент 8, устанавливаемый в кассету, изготовлен из
термофиксированной капроновой щетины.
На верхней части центральной трубы 16, выступающей из головки,
размещена инерционная головка, так называемый сухоочиститель (первая
ступень
очистки воздуха). Сухоочиститель Д-21 трактора Т-25 закрепляется на
центральной трубе стяжным хомутом 2. В верхней части сухоочистителя
в колпаке
18 имеются заборные отверстия, через которые воздух поступает в
воздухоочиститель.
В верхней части корпуса сухоочистителя приварена крыльчатка 17, а в
нижней части по периметру выполнены четыре щелевидных отверстия для
выброса
пыли. Воздух очищается следующим образом.
Во время хода впуска во впускном трубопроводе двигателя Д-21
трактора Т-25 и в воздухоочистителе создается значительное
разрежение, под действием
которого воздух с большой скоростью засасывается через заборные
отверстия. Проходя через направляющие лопатки в крыльчатке
сухоочистителя,
воздух приобретает винтовое движение.
Более тяжелые частицы пыли под действием центробежных сил
прижимаются к стенкам сухоочистителя и затем вылетают наружу через
щелевые
отверстия в нижней части корпуса. Сухоочиститель удаляет от 45 до
70% пыли. Воздух, очищенный от крупных частиц пыли, поступает в
центральную
трубу и с большой скоростью ударяется о поверхность масла.
При этом частицы пыли теряют свою энергию и оседают на дне поддона.
Затем воздушный поток круто меняет направление и движется вверх,
проходя
через фильтрующий элемент.
Этот элемент смачивается маслом, которое уносится воздухом из
масляной ванны. Вместе с задержанными в элементе частицами пыли
масло вновь
стекает в поддон. Таким образом происходит самоочищение фильтрующего
элемента .
Уплотнительное кольцо 14, обеспечивающее надежное уплотнение стыка
кассеты 9 с центральной трубой 16, не позволяет воздуху миновать
фильтрующий элемент 8 и поступать прямо к элементам 5 и 4, а
уплотнительное кольцо 7 не дает ему возможности миновать
сухоочиститель и элемент 8.
В фильтрующем элементе 8 задерживается вся основная масса пыли,
содержащаяся в воздухе после сухоочистителя.
Воздух, проходя далее через элементы 5 и 4, оставляет в них все
мельчайшие частицы пыли, которые не были удалены из него
сухоочистителем и
элементом 8. Очищенный воздух через патрубок 3 поступает во впускной
трубопровод двигателя и далее в цилиндры.
ТНВД двигателя Д-21 трактора Т-25
Топливный насос ТНВД НД-21/2 двигателя Д-21 трактора Т-25 ВТЗ (рис.
29) одноплунжерный, с дозированием топлива и изменением конца
подачи. Он
снабжен механическим всережимным регулятором прямого действия и
поршневым топливоподкачивающим насосом с ручной прокачкой топлива.
ТНВД обеспечивает короткий впрыск топлива, автоматическое увеличение
его подачи на пусковых оборотах и заданный запас крутящего момента
при
перегрузке двигателя.
Максимальная цикловая подача топливного насоса двигателя Д-21
трактора Т-25, выполненного с плунжером, имеющим диаметр 8 мм при
ходе 8 мм, равна
170 ммг/цикл. Включение и выключение подачи топлива обеспечивается
непосредственно с места тракториста рычагом управления 3.
Рис. 29. ТНВД НД-21/2 двигателя Д-21 трактора Т-25 (общий вид)
1 — переходной фланец; 2 — шлицевая втулка; 3 — рычаг управления
топливом; 4 — корпус насоса; 5 — головка насоса; 6 — сапун; 7 — винт
холостых
оборотов; 8 — винт полного выключения подачи; 9 — корректор; 10 —
насос ручной прокачки топлива; 11 — топливоподкачивающий насос
низкого
давления; 12 — пробка контроля уровня масла; 13 — сливная пробка.
Выключение подачи топлива осуществляется также регулятором при
достижении предельного числа оборотов. В обоих случаях перемещение
рычажной
системы вызывает смещение дозатора в крайнее нижнее положение. При
этом подачи топлива к форсункам не происходит, так как всасывающее
отверстие во втулке перекроется после того, как отсечное отверстие
плунжера выйдет из дозатора.
ТНВД Т-25 приводится от коленчатого вала двигателя через ведущую
шестерню 26 (см. рис. 12), промежуточную шестерню 22, шестерню
привода
топливного насоса 23 и шлицевую втулку 2 (рис. 29). Насос крепится к
двигателю через переходный фланец 1 четырьмя болтами диаметром 12.
Два верхних болта ввертываются непосредственно в тело фланца; два
нижних фиксируются гайками. Для стопорения болтов служат пружинные
шайбы,
устанавливаемые под головку болтов.
Работа топливного насоса ТНВД двигателя Д-21 трактора Т-25 выглядит
следующим образом. При вращении кулачкового вала кулачок набегает на
ролик
42 (рис. 30) толкателя и заставляет плунжер двигаться вверх (ход
нагнетания). Плунжер от валика 12 регулятора и через промежуточную
шестерню 8 и
зубчатую втулку 7 получает вращательное движение, распределяя
топливо по цилиндрам.
Под действием возвратной пружины 6 плунжер движется вниз (ход
всасывания). За один оборот кулачкового вала плунжер совершает два
рабочих цикла.
При ходе плунжера вниз топливо из полости всасывания по каналу Д во
втулке 1 (рис. 31) поступает в надплунжерное пространство.
При ходе плунжера ТНВД Т-25 вверх топливо частично вытесняется
обратно во всасывающую полость до момента перекрытия всасывающего
отверстия Д
во втулке торцом плунжера.
Начало перекрытия отверстия Д является геометрическим началом подачи
топлива в цилиндр двигателя через распределительные каналы В в
плунжере,
втулке и в головке и через нагнетательные клапаны, топливопроводы и
форсунки.
Продолжительность и количество подачи топлива определяется моментом
выхода отсечного отверстия плунжера из дозатора 2. После этого
происходит
разгрузка топливопровода высокого давления через жиклер
нагнетательного клапана 3 (рис. 42) и обратный клапан 4.
Рис. 30. Топливный насос ТНВД НД-21/2 двигателя Д-21 трактора Т-25
Владимирец (продольный и поперечный разрезы)
1 — установочный фланец; 2 — шлицевая втулка; 3 — стяжной болт; 4 —
крышка с манжетой; 5 — толкатель в сборе; 6 — пружина толкателя; 7 —
зубчатая втулка; 8 — промежуточная шестерня в сборе; 9 — плунжерная
пара в сборе; 10 — стяжная гайка; 11 — головка насоса в сборе; 12 —
валик
регулятора; 13 — крышка регулятора; 14 — лимб; 15 — сапун; 16 —
крышка с корректором; 17 — пружина регулятора; 18 — винт; 19 —
пружина корректора;
20 — корпус корректора; 21 — шток корректора; 22 — рычаг корректора;
23 — ось серьги пружины; 24 — ось вильчатого рычага; 25 — штуцер
подвода
масла; 26 — груз регулятора; 27 — муфта; 28 — ступица груза; 29 —
перепускная трубка; 30 — крышка с подшипником; 31 — корпус насоса;
32 —
эксцентриковый валик; 33 — штифт; 34 — эксцентрик; 35 и 38 —
конические шестерни; 36 — демпферная пружина; 37 — ограничительная
шайба; 39 —
пробка слива масла; 40 — кулачковый валик; 41 — шарикоподшипник; 42
— ролик толкателя; 43 — штуцер отвода отсечного топлива в сборе; 44
—
штуцер; 45 — дозатор; 46 — привод дозатора; 47 — сухарик; 48 —
втулка привода дозатора; 49 — чека; 50 — пусковая пружина; 51 — тяга
регулятора; 52
— стопорный винт толкателя; 53 — пробка уровня масла; 54 —
топливоподкачивающий насос; 55 — отсечной клапан; 56 — винт полного
выключения
подачи; 57 — винт холостых оборотов; 58 — рычаг управления подачей
топлива.
Нагнетательные пластинчатые клапаны двойного действия обеспечивают
одинаковую разгрузку всех топливопроводов высокого давления и
равномерную
подачу топлива в цилиндры. Изменение количества подаваемого топлива
производится осевым перемещением дозатора по плунжеру, что
осуществляется
регулятором через систему рычагов.
Регулятор ТНВД НД-21/2 двигателя Д-21 трактора Т-25 приводится от
кулачкового вала через конические шестерни 35 и 38 (см. рис. 30) и
демпферную
пружину 36, уменьшающую неравномерность вращения регулятора.
В случае, если пружина выходит из строя, ступица начинает работать с
жестким упором на штифт 33. Для запуска двигателя рычаг управления
поворачивается до упора в винт 3 регулировки максимальных оборотов
холостого хода.
При этом рычаг управления растягивает пружину 8 регулятора и упором
рычага корректора 12 сжимает пружину 9 корректора. Вильчатый рычаг 5
имеет
свободное перемещение относительно рычага корректора ТНВД НД-21/2
двигателя Д-21 трактора Т-25.
Величина рабочего перемещения регулируется тягой 2. Перемещение
происходит под действием пружины запуска 1, что увеличивает подачу
топлива при
запуске двигателя.
Это достигается за счет добавочного перемещения дозатора 2 (см. рис.
31) вверх. При увеличении числа оборотов вала ТНВД НД-21/2 двигателя
Д-21
трактора Т-25 свыше 100—150 в минуту (200—300 об/мин двигателя) под
действием центробежной силы грузов муфта перемещает вильчатый рычаг
вверх.
Рычаг через тягу регулятора и привод дозатора передвигает дозатор
вниз в сторону уменьшения подачи топлива до тех пор, пока подача
топлива в
цилиндры двигателя не будет соответствовать установленному
скоростному режиму.
Ненагруженный двигатель при полностью натянутой пружине регулятора —
положение рычага на упоре винта — будет работать на максимальных
холостых оборотах. В данном случае центробежная сила грузов 7
уравновешивается усилием только пружины 8. Дозатор устанавливается в
положение,
обеспечивающее подачу топлива, соответствующую заданным максимальным
оборотам двигателя.
При этом вильчатый рычаг 5 перемещает рычаг корректора вниз,
освобождая шток 11 и пружину 9 корректора от действия пружины
регулятора. В процессе
увеличения нагрузки двигателя (от холостого хода до номинального)
обороты вала двигателя и ТНВД Т-25 снижаются.
Центробежная сила грузов уменьшается и рычаги 5 и 12 под действием
пружины 8 поворачиваются вокруг оси. вильчатого рычага 6,
соответственно
перемещая дозатор вверх и увеличивая подачу топлива. При номинальном
числе оборотов рычаг корректора 12 вплотную подходит к головке штока
11.
Подача топлива изменяется перемещением рычага. С увеличением
нагрузки свыше номинальной число оборотов двигателя и ТНВД падает и
рычаг
корректора под действием пружины регулятора через шток сжимает
пружину корректора.
Величина хода штока корректора и усилие затяжки его пружины
определяют степень корректирования подачи топлива, обеспечивающую
увеличение
крутящего момента двигателя и преодоление временной перегрузки.
Рис. 31. Система топливоподачи двигателя Д-21 трактора Т-25 ВТЗ
1 — втулка; 2 — дозатор; 3 — демпфер; 4 — фильтр топливный; 5 —
нагнетательный клапан; 6 — пружина клапана насоса; 7 — штуцер с
жиклером; 8 —
насос ручной прокачки топлива; 9 — топливоподкачивающий насос: 10 —
впускной клапан; 11 — пружина клапана; 12 — пружина поршня; 13 —
поршень.
Для остановки двигателя используют рычаг 58 управления топливом,
отклоняя его вперед по ходу. При этом пружина 17 действует на рычаг
22 корректора,
который заставляет вращаться вильчатый рычаг вокруг его оси, и через
тягу 51 и привод 46 (см. рис. 30) перемещает дозатор 45 вниз в
положение
выключенной подачи топлива.
Работа системы топливоподачи низкого давления двигателя Д-21
трактора Т-25 обеспечивается поршневым насосом 9 (см. рис. 31).
Насос приводится от
кулачкового валика 40 (см. рис. 30) через эксцентриковый валик 32.
При повороте кулачкового валика топливоподкачивающего насоса
эксцентрик набегает на ролик толкателя и с помощью штока 20,
преодолевая
сопротивление пружин 21 и 24, перемещает поршень 23.
Обратное движение поршня происходит под действием пружины. При ходе
поршня 13 (см. рис. 31) под действием пружины 12 топливо из
топливного бака,
проходя через фильтр грубой очистки, преодолевает сопротивление
пружины 11 впускного клапана, открывает впускной клапан 10 и
заполняет
надпоршневое пространство.
При этом нагнетательный клапан 5 под действием разрежения в
надпоршневой полости и усилия пружины 6 закрывается. При ходе поршня
под действием
эксцентрика топливо из надпоршневого пространства перекачивается
через нагнетательный клапан в подпоршневое пространство. Впускной
клапан 10
под действием давления в надпоршневой полости и усилия пружины 11
закрывается.
При следующем движении поршня под действием пружины надпоршневое
пространство вновь заполняется топливом, поступающим из впускного
отверстия и проходящим через впускной клапан. Топливо, имеющееся в
подпоршневой полости, нагнетается по каналу во входное отверстие
топливоподкачивающего насоса к фильтру тонкой очистки и в головку
ТНВД Т-25.
Нагнетательный клапан при этом закрыт. В зависимости от давления в
магистрали до фильтра тонкой очистки топлива происходит изменение
величины
перемещения (хода) поршня за счет того, что толкатель отрывается от
эксцентрика в тот момент, когда наступает равновесие между усилием
пружины,
действующим по одну сторону поршня, и давлением топлива по другую
сторону поршня.
Для выравнивания давления топлива в отсечной полости головки ТНВД
НД-21/2 двигателя Д-21 трактора Т-25 Владимирец перед отсечными
окнами
плунжера устанавливается демпфер 3, выполненный в виде
подпружиненного поршня.
Через зазор между поршнем и штуцером 43 (см. рис. 30) происходит
незначительное перетекание топлива через демпфер во всасывающую
полость
системы низкого давления. Удаление воздуха из системы происходит
автоматически через жиклер штуцера 7 (см. рис. 31), установленный в
фильтре 4
тонкой очистки топлива.
Топливо, перетекающее через жиклер, вместе с отсечным топливом
форсунок стекает непосредственно в топливный бак. Вручную топливную
систему
прокачивают, перемещая поршень насоса 8. При ходе поршня вверх
топливо всасывается через клапан 10 под поршень, а при обратном ходе
топливо
через клапан 5 нагнетается к фильтру тонкой очистки.
Корпус ТНВД НД-21/2 двигателя Д-21 трактора Т-25 алюминиевый,
неразъемный, с тремя полостями: насосной, регуляторной и кулачкового
механизма, в
которых размещены соответственно плунжерная пара с приводом, узел
регулятора с приводом и детали кулачкового механизма. К правой
стороне корпуса
на двух шпильках крепится подкачивающий насос 11 (см. рис. 29) с
устройством ручной прокачки топлива.
На этой же стороне находится регулировочный люк, закрываемый
крышкой, которая крепится четырьмя винтами с пружинными шайбами.
Спереди к
корпусу на четырех шпильках с гайками и шайбами крепится переходной
фланец 1.
В верхней части полости кулачкового механизма расположена пробка 12
для контроля уровня масла. В нижней части насосной полости находится
винт
52 (см. рис. 30), фиксирующий корпус толкателя от проворачивания.
Сзади топливного насоса НД-21/2 двигателя Д-21 трактора Т-25 на
шести винтах диаметром 6 мм крепится крышка, в которой смонтирован
корпус
корректора. Винты стопорятся пружинными шайбами. Помимо пружинной
шайбы под головку винтов подкладывается чистая шайба.
Внизу на двух винтах диаметром 6 мм размещена крышка с подшипником.
С левой стороны корпуса находится резьбовое отверстие, в которое
ввертывается штуцер 44 подвода топлива. Ниже расположено резьбовое
отверстие, в которое ввертывается штуцер 43 отвода отсечного топлива
с
вмонтированным отсечным клапаном 55.
Сверху корпуса на четырех шпильках удерживается головка насоса в
сборе 11, а на двух винтах — крышка 13 регулятора. Здесь же
находится резьбовое
отверстие для ввертывания сапуна 15.
Топливные фильтры системы двигателя Д-21 трактора Т-25
Топливные фильтры грубой и тонкой очистки топлива трактора Т-25
установлены на специальном кронштейне в передней части двигателя, на
крышке
распределительных шестерен. Фильтры предназначены для очистки
топлива от механических примесей и воды. Корпус фильтров общий и
отлит из
чугуна.
После механической обработки корпус подвергается гидравлическому
испытанию в течение 1 мин под давлением 3 кг/см2, течи при этом не
допускается.
В корпусе выполнены каналы для подвода топлива от бака к фильтру
грубой очистки, от фильтра грубой очистки к подкачивающему насосу,
от
подкачивающего насоса к фильтру тонкой очистки и от него к головке
насоса.
При установке на двигатель Д-21 трактора Т-25 каналы корпуса фильтра
соединяются топливопроводами низкого давления с подкачивающим и
топливным
насосами и топливным баком. Фильтр грубой очистки топлива (рис. 32)
состоит из корпуса 6, фильтрующего элемента 5, колпака 3 фильтра с
успокоителем 4.
Колпак крепится к корпусу дужкой 2, концы которой заходят в
отверстие в корпусе фильтра, и через поджимную втулку затягивается
гайкой-барашком 1.
Между колпаком и корпусом фильтров размещается резиновая прокладка.
Фильтрующий элемент в сборе вворачивается в корпус.
Рис. 32. Фильтры топливной системы Д-21 трактора Т-25
1 — гайка-барашек; 2 — дужка; 3 — колпак фильтра грубой очистки; 4 —
успокоитель; 5 — фильтрующий элемент; 6 — корпус фильтров; 7 —
стержень; 8
— фильтрующий элемент БФДТ; 9 — колпак фильтра тонкой очистки; 10 —
шайба упорная; 11 — пружина; 12 — сливная пробка.
В процессе фильтрации топливо в фильтре проходит следующий путь. Из
бака топливной системы трактора Т-25 под действием разрежения,
создаваемого
топливоподкачивающим насосом, оно поступает по топливопроводу в
канал корпуса фильтров и по нему в колпак.
Обтекая коническую поверхность отражателя фильтрующего элемента, по
зазору между ним и колпаком топливо идет в нижнюю часть колпака и
через
сетку и отверстия в фильтрующем элементе проходит в канал корпуса
фильтра, а оттуда по топливопроводу низкого давления — к
подкачивающему
насосу Т-25.
Фильтрующая сетка, завальцованная в отражатель фильтрующего
элемента, изготавливается из латунной сетки с числом отверстий 80 на
1 см2. Каждое
отверстие — квадратное со стороной, равной 0,07 см.
При прохождении через сетку топливо очищается от находящихся в нем
загрязняющих частиц, размеры которых больше 100 мк. Успокоитель
создает
условия для отстоя воды в нижней части колпака. Так как удельный вес
воды больше, чем у топлива, вода остается в нижней части колпака
ниже
успокоителя.
Фильтр тонкой очистки топлива Д-21 трактора Т-25 состоит из корпуса
6 (рис. 32), колпака 9, бумажного фильтрующего элемента БФДТ 8,
стержня 7,
упорной шайбы 10, пружины 11 и сливной пробки 12.
К нижней части дна колпака приварена бонка, в которую с наружной
стороны вворачивается сливная пробка 12, а изнутри стержень 7. Бонка
имеет
отверстия для слива отстоя. Внутри колпака на стержне размещается
бумажный фильтрующий элемент, изготовленный из специальной
фильтровальной
бумаги. Для увеличения поверхности фильтрования бумага гофрируется.
Снаружи гофрированный элемент защищен каркасом из специальной
водоотталкивающей бумаги, имеющей на своей поверхности отверстия для
прохода
топлива. Снизу и сверху к фильтрующему элементу приклеены клеем
уплотняющие прокладки из фетра или маслобензостойкой резины. Для
изоляции
внутренней полости фильтрующего элемента от наружной на стержне
внизу и вверху имеются резиновые уплотняющие кольца.
Очистка топлива в фильтре Д-21 трактора Т-25 происходит следующим
образом. Топливо от подкачивающего насоса подается по топливопроводу
низкого
давления к корпусу и по каналу проходит в колпак, заполняя
пространство между колпаком и фильтрующим элементом.
Разница давлений до фильтра (создаваемого подкачивающим насосом) и
после фильтра (сопротивление самого фильтра и топливного насоса)
обеспечивает прохождение топлива во внутреннюю полость фильтрующего
элемента.
При этом топливо очищается от содержащихся в нем механических
примесей и воды. Из внутренней полости топливо поступает в канал
корпуса фильтров
и по топливопроводу низкого давления к головке насоса. Для
уплотнения стыка колпака с корпусом между ними в кольцевой канавке
устанавливается
резиновое уплотняющее кольцо.
Топливопроводы трактора Т-25
Топливо к агрегатам и узлам системы питания Д-21 трактора Т-25 ВТЗ
подводится топливопроводами низкого и высокого давления.
Топливопроводами низкого давления соединяются топливный бак с
фильтром грубой очистки топлива, фильтр грубой очистки с
подкачивающим насосом,
подкачивающий насос с фильтром тонкой очистки, фильтр тонкой очистки
с головкой топливного насоса, головка топливного насоса с
всасывающей
полостью подкачивающего насоса и форсунки с топливным баком (для
слива топлива).
Топливопроводы изготовлены из медной трубки наружным диаметром 10 мм
и толщиной стенки 1 мм.
Сливная трубка от форсунок трактора Т-25 — стальная диаметром 5 мм и
толщиной стенки 0,8 мм. Перепускная трубка — латунная диаметром 6 мм
и
толщиной стенки 1 мм.
Поворотные угольники припаяны к трубкам латунью. Каждая трубка перед
установкой на двигатель проверяется на герметичность под давлением 3
кг/см2,
в течение 1 мин, промывается дизельным топливом и продувается сжатым
воздухом.
Проводы высокого давления топливной системы трактора Т-25 соединяют
топливный насос с форсунками. При работе двигателя давление внутри
этих
трубок достигает 250 кг/см2, поэтому они изготовлены из стальных
цельнотянутых трубок, диаметр которых 7 мм. Диаметр отверстия в
трубках равен мм.
Концы трубок для герметизации соединения со штуцерами топливного
насоса и форсунок высаживаются на конус.
Форсунка двигателя Д-21 трактора Т-25
На двигателе Д-21 трактора Т-25 устанавливается бесштифтовая,
открытого типа форсунка с трехсопловым распылителем. Форсунка
устроена
следующим образом. В корпусе 3 (рис. 33) имеются два канала.
По каналу меньшего диаметра, смещенному с оси форсунки, через штуцер
6 и специальный фильтр в нем для дополнительной очистки топлива к
распылителю подводится топливо от насоса. В центральном канале
помещена штанга 4, соединяющая иглу распылителя с пружиной.
Рис. 33. Форсунка двигателя Д-21 трактора Т-25 Владимирец
1 — корпус распылителя; 2 — гайка распылителя; 3 — корпус; 4 —
штанга; 5 — гайка форсунки; 6 — штуцер подвода топлива; 7 — медная
прокладка; 8 —
регулировочный винт; 9 — отводное отверстие; 10 — колпак; 11 —
контровочная гайка; 12 — гайка пружины; 13 — пружина; 14 —
установочный штифт; 15
— игла распылителя; 16 — медная прокладка; 17 — сопловое отверстие
распылителя.
Корпус распылителя фиксируется установочными штифтами 14
относительно корпуса форсунки двигателя Д-21 трактора Т-25.
Распылитель прижат к
корпусу 1 гайкой 2. Давление распиливания топлива регулируется
винтом 8, который ввернут в гайку 12 пружины 13.
При вворачивании винта 8 давление распыла увеличивается, при
выворачивании — уменьшается. Регулировочный винт имеет контргайку
11. Сверху винт
закрыт колпаком форсунки. Между ним и корпусом форсунки установлена
медная прокладка 7.
В головке цилиндра двигателя форсунка крепится гайкой 5. При
установке форсунки стык головки цилиндров и торца гайки распылителя
уплотняется
медной прокладкой 16. Перед сборкой все детали форсунки тщательно
промывают в профильтрованном дизельном топливе, а каналы продувают
сжатым
воздухом.
У каждой форсунки трактора Т-25 проверяют герметичность, регулируют
давление впрыска, контролируют качество распыла и пропускную
способность.
Затем форсунку испытывают на хорошо профильтрованной смеси
дизельного топлива с веретенным или авиационным маслом, имеющей
вязкость 1,85—1,9° по Энглеру.
По окончании испытаний, обкатки и проверки на герметичность форсунку
регулируют на давление начала впрыска топлива, после чего затягивают
контргайку 11 и на стенде проверяют при давлении впрыска 170+5
кг/см2 на качество распыла, делая 80—100 качаний рычага в минуту.
Нормально работающая форсунка трактора Т-25 дает три струи
равномерно распыленного топлива и удовлетворяет следующим
требованиям:
- Распыленное топливо имеет туманообразное состояние.
- Топливо равномерно распределяется по поперечному сечению струи. На
глаз не должно быть заметно отдельно вылетающих капель, сплошных
струек
и легко различимых местных сгущений.
- Ось конуса струи совпадает с осью распыливающего отверстия;
отклонение допускается не более чем на V4 угла конуса струи.
- При выходе струи из отверстия не замечается подтекания, появления
топлива на торце в виде капли. Допускается только увлажнение торца.
- Начало и конец впрыска четкие, впрыск сопровождается резким
звуком. Отсечка подачи должна быть резкой.
При регулировании топливного насоса и форсунок для одного двигателя
Д-21 трактора Т-25 следует подбирать все форсунки примерно
одинаковой
пропускной способности, что и у форсунок, установленных на
двигатель.
Пропускная способность форсунок проверяется на дизельном топливе с
вязкостью 1,3—1,5° по Энглеру при температуре 15—20° на контрольном
насосе
при номинальных оборотах кулачкового вала топливного насоса.
Работа форсунки происходит следующим образом. Топливо от секции
высокого давления ТНВД Д-21 трактора Т-25 под давлением до 240—270
кг/см2
через штуцер 6 по смещенному с оси форсунки каналу в корпусе 3
поступает в корпус распылителя 1 и но зазору между иглой и носком
корпуса
распылителя поступает к конической поверхности иглы.
Силой, создаваемой давлением топлива на конические поверхности иглы
в ее нижней части и в месте перехода к верхней притертой части,
преодолевается сопротивление пружины 13 и игла поднимается, открывая
доступ топливу к распыливающим отверстиям 17 носка распылителя.
Происходит впрыск. По окончании подачи давление топлива падает и
пружина возвращает иглу, запирая доступ топлива к отверстиям.
Топливо, просочившееся по зазору между притертой частью иглы 15 и
корпусом 1 распылителя, заполняет внутренние полости форсунки и
через
отверстия 9 в колпаке, через сливную трубку попадает в топливный
бак.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________