Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Устройство, запчасти и комплектующие.

________________________________________________________________________

Вал отбора мощности ВОМ трактора Т-150

На тракторах Т-150 и Т-150К используют двухскоростной независимый вал отбора мощности (ВОМ), состоящий из редуктора с гидроподжимной муфтой и тормозом, привода и механизма управления муфтой.

Редуктор ВОМ устанавливают на задней полураме трактора Т-150К или на корпусе заднего моста трактора Т-150.

Разборка редукторов ВОМ Т-150



Рис. 74. Редуктор вала отбора мощности ВОМ Т-150К

С установленного на стенд редуктора вала отбора мощности Т-150 снимают трубу всасывания и нагнетания, пробку сливного отверстия, пробку-сапун, поддон, колпак, корпус уплотнения, корпус клапанов и распределительного устройства, масляный насос, муфту фланца, корпус уплотнения ведущего вала и замковую шайбу с ведомого вала.

Используя наставки и гидроскобу, выпрессовывают сначала ведущий вал с крышкой, шестерней и втулкой, а затем ведомый вал с уплотнительными кольцами и шарикоподшипниками. Вынимают из корпуса гидроподжимную муфту с тормозом.

Стакан подшипника выпрессовывают из корпуса при помощи наставки и молотка, а шарикоподшипник— с ведомого вала при помощи гидроскобы и пустотелой наставки.

Гидроподжимную муфту разбирают на приспособлении, применяемом для разборки муфт коробки передач.

Корпус редуктора ВОМ Т-150К:

- К основным дефектам относятся трещины и изломы, повреждение резьбы, неплоскостность привалочных поверхностей, износ поверхностей под крышки и стаканы подшипников.

- Корпус редуктора ВОМ Т-150 выбраковывают при наличии трещин, которые выходят на посадочные поверхности, изломов и пробоин.

- Изношенные поверхности под крышки и стаканы подшипников восстанавливают расточкой и установкой на эпоксидном клее стальных колец с последующей их обработкой до номинального размера.

- При неплоскостности привалочных поверхностей корпуса, превышающей 0,10 мм, их шлифуют.

- Трещины, которые не выходят на посадочные поверхности, разделывают под сварку. Кромки разделки зачищают щеткой из нержавеющей проволоки диаметром 0,15 мм и обезжиривают.

- Перед сваркой кромки разделки трещины травят 10%-ным раствором NaOH, нагретым до 50...75 °С, осветляют в 10%-ном растворе азотной кислоты при 18...20 °С, промывают горячей водой и сушат.

- После травления и осветления поверхность кромки трещины должна быть серебристо-матовая, без следов загрязнения.

- Корпус редуктора вала отбора мощности Т-150К нагревают до 240...250 °С в течение часа и заваривают трещину аргонодуговой сваркой неплавящимся вольфрамовым электродом с присадочным прутком диаметром 4 мм из сплава АВЛ-11.

- Сварной шов должен быть ровным, плотным, без трещин, пористости, непроваренных мест и наплывов.

- После зачистки сварного шва его проверяют на герметичность. При этом на поверхности шва, обработанной мелом, в течение 5 мин не должны появляться пятна керосина.

Валы редуктора ВОМ трактора Т-150:

- К основным дефектам ведущего и ведомого валов относятся износ поверхностей под шарикоподшипники, шлицов и шлицевых пазов, повреждение резьбы, деформация, износ поверхности под сальник и кольца гидрораспределителя, органические и минеральные отложения в каналах.

- Поврежденную резьбу валов наплавляют виброконтактным способом, обтачивают до номинального размера, сверлят отверстия, фрезеруют лыски и нарезают новую резьбу.

- Изношенные шлицы вала наплавляют в среде углекислого газа. Вал обтачивают, фрезеруют шлицы, закаливают их токами высокой частоты и шлифуют вал до номинального размера.

- Изношенные поверхности под подшипники качения наплавляют виброконтактным способом наплавочной проволокой 1,8Нп-50, обтачивают и шлифуют до номинального размера.

- После обтачивания можно также обработать поверхности пластическим деформированием при помощи обкатки роликами.

- Посадочные поверхности под подшипник качения с небольшим износом восстанавливают при помощи эластомера ГЭН-150В. Втулку ведущего вала с изношенными сверх допустимых размеров шлицевыми пазами заменяют новой.

Сборка редуктора ВОМ трактора Т-150К

Запрессовывают в поршень муфты тормоза сливной клапан и устанавливают иа поршень уплотнительное кольцо и поршень.

Устанавливают в гнезда поршня пружины, нажимную втулку и кольцо, а в барабан фрикциона — диски и в канавки барабана—кольца. Ведущие диски муфты тормоза должны свободно перемещаться по шлицам.

Ведомые диски должны перемещаться в осевом направлении под действием собственной массы. После сборки муфту с тормозом испытывают на прижатие пакета дисков к упорному диску.

При этом под действием воздуха давлением 0,3...0,4 МПа (3,0... 4,0 кгс/см2) поршень должен плотно прижать пакет дисков к упорному диску, а от усилия пружин легко, без заедания возвратиться в первоначальное положение и плотно зажать тормозной диск между нажимными дисками. Клапан постоянного давления собирают в таком порядке.

Запрессовывают в крышку втулку, завертывают во фланец регулировочный винт и устанавливают шайбу. Устанавливают на золотник шайбу, а золотник в корпус. Устанавливают пружину, фланец и колпак и ввертывают в крышку пробки.

При сборке клапана плавного включения устанавливают на эксцентрик уплотнительные кольца, вставляют эксцентрик в гнездо крышки, устанавливают шток, пружину, гнездо клапана и шарик, после чего запрессовывают седло и устанавливают фланец.

В собранном клапане шток должен свободно перемещаться в отверстии под давлением эксцентрика и возвращаться в исходное положение под действием пружины возврата штока. Седло запрессовывают заподлицо с поверхностью крышки.

К стенду для разборки и сборки редуктора ВОМ Т-150 ведомый вал подается в подсобранном виде: с напрессованным подшипником 210, проставочным и стопорным кольцом, с уплотнительными кольцами в выточках и ввернутой в торец вала пробкой; ведущий вал — с запрессованной шлицевой втулкой (привода масляного насоса), крышкой с подшипником 409, проставочным кольцом, ведущей шестерней и втулкой; корпус уплотнения — с резиновыми манжетами, корпусом сальника, войлочным сальником и прокладкой; стаканы подшипников — с подшипниками качения и прокладками.

На стенде гидроподжимную муфту с тормозом и ведомой шестерней устанавливают в корпус редуктора и при помощи гидроскобы и специальных наставок запрессовывают ведомый вал в ведомый барабан.

При сборке ведомого вала с гидроподжнмной муфтой совмещают маслоподводящие отверстия на валу с каналами в ступице барабана фрикциона.

Для этого ведомый вал и барабан фрикциона собирают так, чтобы стрелки, набитые на барабане и валу, были обращены вверх.

Со стороны шлицевого конца ведомого вала устанавливают проставочную втулку, напрессовывают подшипник 311 со стаканом и закрепляют его гайкой. Устанавливают корпус уплотнения в стакан подшипника, пользуясь специальной оправкой, и защитный колпак.

При установке корпуса клапанов и распределительного устройства предварительно совмещают выступы корпуса с прорезями тормозного диска.

При помощи гидроскобы и специальных наставок запрессовывают в корпус редуктора ВОМ Т-150К ведущий вал в сборе и шарикоподшипник 308 со стаканом.

Устанавливают корпус уплотнения, муфту фланца, гидронасос НШ-6Т, поддон, трубу всасывания и трубу нагнетания, ввертывают пробку сливного отверстия и пробку-сапун.

Перед сборкой маслопроводы гидросистемы редуктора ВОМ испытывают на герметичность: трубу всасывания под давлением 0,3...0,4 МПа (3...4 кгс/см2), а трубу нагнетания под давлением 5 МПа (50 кгс/см2).

Внутренние полости маслопроводов промывают, продувают сжатым воздухом и предохраняют от загрязнения пробками. В собранном редукторе ВОМ валы должны легко проворачиваться от усилия руки, без рывков и заедания. Собранный редуктор ВОМ обкатывают.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________