________________________________________________________________________
Ремонт и регулировки ТНВД и турбокомпрессора трактора Т-150
Ремонт топливного насоса СМД-60/62
трактора Т-150
К основным дефектам двухплунжерного топливного насоса высокого
давления ТНВД НД-22/664 относится износ прецизионных деталей:
плунжеров и втулок плунжеров.
Плунжерные пары восстанавливают хромированием с последующей
механической обработкой. После замены изношенных деталей топливный
насос испытывают и регулируют на стенде.
Регулировки ТНВД СМД-60/62 трактора Т-150 проводят в следующем
порядке. Проверяют уровень масла в картере насоса и зазор в
соединительной муфте.
Прокачивают ручным подкачивающим насосом систему низкого давления до
появления из-под штуцера подвода топлива к насосу сплошной струи
топлива без воздуха и затягивают штуцер.
Создают ручным подкачивающим насосом в системе питания давление
0,08...0,10 МПа (0,8...1,0 кгс/см2). Проворачивают вручную шпиндель
стенда до
появления топлива через штуцеры высокого давления и проверяют угол
начала подачи топлива для первого штуцера.
Нормативные значения этих углов следующие: для первого штуцера — 0°,
второго — 45° ± 30', третьего — 120° ± 30', четвертого — 165° ± 30',
пятого —
240° ± 30' и шестого штуцера — 285° ± 30'. Для настройки угла начала
подачи топлива насосом используют несколько размерных групп
компенсационных
тарелок пружин толкателя, устанавливаемых между роликом толкателя и
плунжером.
Угол начала впрыска проверяют после присоединения форсунок к ТНВД
Т-150К. После проверки угла начала подачи штуцеры соединяют
топливопроводами с форсунками. Закрепляют рычаг управления насосом в
положение максимальной подачи топлива.
Включают стенд, прокачивают систему высокого давления при 8,3...10,0
с-1 шпинделя до момента появления отчетливого впрыска топлива в
пеногаситель
на стенде.
После этого регулируют подачу топлива на пусковых
оборотах, скоростной режим, подачу топлива на номинальных оборотах,
коррекцию
подачи.
Проверяют подачу топлива на максимальной частоте холостого хода и
максимальной частоте вращения кулачкового вала, которая
соответствует полному
выключению подачи топлива. Регулировочные параметры топливного
насоса приведены в таблице.
Регулируемые параметры топливного насоса НД-22/664 трактора Т-150К
Частота вращения в режиме пуска, с-1 - 1,6
Подача топлива в режиме пуска, мм3/цикл - 160-180
Частота вращения на номинальном режиме, с-1 - 17,5
Средняя подача топлива по штуцерам при номинальной частоте вращения
за 750 циклов, см3 - 86+1
Неравномерность подачи топлива по штуцерам со стендовыми форсунками
на номинальном режиме, % - 3-4
Начало действия регулятора при частоте вращения кулачкового вала
ТНВД СМД-60/62, сг-1 - 18+0,08
Максимальная частота вращения на холостом ходу, с-1 - 18,6
Подача топлива насосом при максимальной частоте вращения за 1000
циклов, см3 - не менее 20
Полное автоматическое выключение подачи топлива при частоте
вращения, с-1 - не более 20
Частота вращения кулачкового вала насоса, соответствующая
максимальному крутящему моменту коленчатого вала, с-1 - 12,5
Подача топлива ТНВД НД-22/664 трактора Т-150К в режиме,
соответствующем максимальному крутящему моменту коленчатого вала за
650 циклов - 88-95
Начало действия корректора, с-1 - 15,8-17
Регулировка автоматической муфты опережения впрыска топлива
заключается в установлении угла разворота ведомой полумуфты 5 (рис.
30)
относительно ведущей 1. Величину угла разворота изменяют при снятом
кожухе 4 регулировочными прокладками 9, устанавливаемыми под пружины
7.
С увеличением количества прокладок под каждой из пружин уменьшается
угол разворота полумуфты. Регулируют на стенде, оборудованном
предварительно отрегулированным топливным насосом с комплектом
форсунок и топливопроводов.
Установка топливного насоса ТНВД Т-150 на двигатель СМД-60/62
происходит в следующем порядке:
- Устанавливают поршень первого цилиндра в положение ВМТ на такте
сжатия.
- На кулачки шестерни привода надевают текстолитовую шайбу.
- Устанавливают полумуфту автомата опережения кулачками в
вертикально устойчивое положение и крепят ТНВД Т-150.
- При этом кулачок с меткой должен быть вверху, а прорезь на
текстолитовой шайбе совпадать с меткой «Т» на шестерне.
- Кулачки полумуфты должны войти в прорези текстолитовой шайбы.
- Совмещают метку на фланце топливного насоса со средним делением
шкалы на проставке и закрепляют болтами.
- Присоединяют топливные трубки и тягу управления ТНВД.
Форсунка двигателя Т-150
Детали форсунки СМД-60/62 трактора Т-150 с поломками и трещинами
любого размера не ремонтируют. Герметичность по сопряженным
плоскостям
корпус форсунки - корпус распылителя восстанавливают доводкой
сопряженных плоскостей.
Износ торца корпуса форсунки от иглы распылителя устраняют после
выпрессовки штифтов шлифованием торца с последующей доводкой
плоскостей.
При этом торец должен быть перпендикулярен к оси резьбы под гайку
распылителя.
Наиболее распространенным дефектом распылителя форсунки трактора
Т-150К является его закоксовывание.
Очищать распылитель от нагара
следует
осторожно деревянными или латунными скребками, а прочищать сопловые
отверстия иглой, которая имеется в комплекте инструмента.
После ремонта и сборки форсунки регулируют и испытывают на
герметичность, на давление и угол впрыскивания. Давление начала
впрыскивания должно
быть равно 17,5+0'5 МПа (175- кгс/см).
По пропускной способности распылителя форсунки дизеля СМД-60/62
сортируют на две группы: первая группа - от 97 до 100 мм3/цикл,
вторая - от 101 до
103 мм3/цикл. Маркировку группы наносят на корпусе.
На двигатель устанавливают форсунки одной группы. Момент затягивания
гайки распылителя равен 60 Нм (6 кг/см), гайки колпака — 100 Нм (10
кг/см) и
штуцера подвода топлива — 90 Нм (9 кг/см).
Турбокомпрессор СМД-60/62 трактора Т-150
К основным дефектам турбокомпрессора СМД-60/62 относятся трещины,
изломы, повреждение резьбы, износ поверхностей трения. На внешней
поверхности и лопатках вставки компрессора не должно быть
механических повреждений, загрязнений и наплывов.
На поверхности фланца крепления корпуса турбины Т-150 к впускному
коллектору двигателя допускается не более трех раковин длиной до 2
мм и
глубиной до 1,5 мм, размещенных на расстоянии не менее 3 мм от
кромок и 10 мм одна от другой.
На каждой обработанной поверхности допускается не более трех
одиночных раковин длиной не более 3 мм и глубиной до 2 мм,
находящихся на
расстоянии не менее 3 мм от кромок, фасок и краев отверстий и 5 мм
одна от другой. Смещение осей резьбовых отверстий под шпильки
крепления
корпусов турбины и компрессора не должно превышать 0,2 мм.
На внешней поверхности вставки турбины Т-150К дизеля СМД-60/62
задиры и механические повреждения не допускаются.
На каждой
обработанной
поверхности допускается не более трех одиночных раковин длиной до
0,3 мм и глубиной 2 мм, расположенных на расстоянии не менее 10 мм
от кромок,
краев отверстий и одна от другой.
Овальность и конусность отверстий среднего корпуса под подшипник
после восстановления не должны превышать 0,01 мм. Величина износа
допускается
до диаметра 32+0'035 мм. Шероховатость поверхности отверстий должна
соответствовать 6 классу. Корпус турбины изготовлен из чугуна
СЧ18-36.
Трещины корпуса турбины СМД-60/62 трактора Т-150 разделывают под
сварку и заваривают методом отжигающих валиков электродуговой
сваркой.
Корпус компрессора отлит из алюминиевого сплава. К основным его
дефектам относятся также трещины и изломы.
Вал ротора с изношенными канавками уплотнительной втулки турбины,
поверхностями под подшипник скольжения и маслоотражателем
компрессора
восстанавливают заменой изношенных деталей.
Из стали 45Х изготовляют заготовку втулки уплотнения и
напрессовывают ее, предварительно нагрев до 400 °С, на вал ротора до
упора в диск турбины.
Формируют канавки втулки, подрезают торец втулки, нарезают резьбу и
канавки на конце вала со стороны компрессора.
Валик шлифуют до нужных размеров. Овальность и конусность шеек вала
не должны превышать 0,005 мм. Диски уплотнения турбины и компрессора
с
изношенными отверстиями под уплотнительные кольца ремонтируют
методом постановки втулок.
Для этого диск растачивают до диаметра 32,8 мм, нагревают до 100...
150 С и запрессовывают втулку. Размеры втулки: наружный диаметр 32,9
мм,
внутренний диаметр 28 мм, длина 11 мм (для диска уплотнения
компрессора) и 15 мм (для диска уплотнения турбины).
Внутренний диаметр втулки диска уплотнения турбокомпрессора
СМД-60/62 трактора Т-150К растачивают под размер 29,6 мм, а втулки
диска уплотнения
турбины — под размер 28,6 мм. Шероховатость обработанной поверхности
должна быть не ниже 1,25 мкм.
Износ поверхностей под уплотнительные кольца не допускается.
Возможны только матовые пояски на поверхности сопряжений с
уплотненным кольцом.
При сборке ротора его балансируют в два этапа: сначала вал ротора в
плоскости колеса турбины, а потом ротор в сборе в плоскости колеса
компрессора.
При балансировке применяют технологическую втулку и шпонку, которые
фиксируют на валу резиновыми кольцами. Балансировку вала ротора в
сборе,
проводят до тех пор, пока не достигнут дисбаланса не более 0,2 Нм
(0,2 гсм). Разукомплектование ротора после динамической балансировки
не
допускается.
Уплотненные кольца устанавливают на вал ротора и маслоотбойник при
помощи специального приспособления. Установленные кольца должны под
действием своей массы опускаться в канавки ротора. Замки их должны
быть разведены в противоположные стороны.
Вал ротора устанавливают в отверстия подшипника так, чтобы
уплотнительные кольца вошли в отверстия диска уплотнения турбины
СМД-60/62 от
легкого нажатия рукой.
Гайку на валу ротора затягивают до совмещения
рисок на валу ротора и гайке. Момент затяжки должен быть в пределах
40...45 Нм
(4,0...4,5 кг/см).
Осевое перемещение ротора в среднем корпусе допускается в пределах
0,2...0,3 мм. Зазор между колесом компрессора и вставкой корпуса
компрессора
на диаметре 108 мм должен находиться в пределах 0,6 мм, а между
колесом турбины и вставкой ее —0,5...0,9 мм.
Такие значения зазора получают постановкой прокладок. После сборки
турбокомпрессора Т-150, проворачивая ротор от усилия руки, заливают
15...20 г
моторного масла в маслопроводный канал.
Ротор должен легко проворачиваться без зацепления за неподвижные
детали. Противодавление на выходе из турбины должно быть не более 2
кПа (200
мм вод. ст.). Расход воздуха на контрольном режиме должен быть в
пределах 0,18 кг/с. Его замеряют периодически.
Параметры турбокомпрессора должны соответствовать нормам режима
контрольно-сдаточных испытаний. При этом должны быть достигнуты
герметичность всех соединений и корпусных деталей, равномерность
работы и стабильность параметров, отсутствие при работе посторонних
шумов.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________