________________________________________________________________________
Детали тормозной системы трактора Т-150
Центральный тормоз Т-150
На валу привода переднего моста трактора Т-150К установлен
центральный (ленточный) тормоз плавающего типа.
Центральный (ручной) тормоз служит для
торможения трактора на стоянке, удержания его на подъеме или уклоне,
а также для экстренной остановки при отказе в работе колесных
тормозов.
Управление центральным тормозом осуществляется рычагом,
установленным на полу кабины.
Рис. 54. Центральный (стояночный)
тормоз Т-150К
1 — рычаг; 2 — защёлка; 3 — регулировочная вилка; 4 — тяга, 5 —
лента; 6— оттяжная пружина; 7, 14— кронштейны; 8 — регулировочный
болт; 9,— колодка; 10 — регулировочная гайка; 11 — барабан, 12 —
тяга; 13 — пальцы.
Центральный тормоз (рис. 54) ленточного типа установлен на валу
привода к переднему мосту раздаточной коробки. Он состоит из
барабана 11, тормозной ленты 5 с колодками 9, кронштейна 14, тяги 12
с регулировочной гайкой 10, кронштейнов 7, оттяжных пружин 6,
регулировочных болтов 8, тяги 4 и рычага 1.
Тормозная лента 5 стальная, с чугунными колодками. Рычаг 1 тормоза
установлен на кронштейне в кабине и фиксируется храповым
устройством.
Регулировка центрального тормоза Т-150
Правильно отрегулированный центральный тормоз (ручник) должен
надежно тормозить трактор на уклоне 0,34—0,43 рад (20—25°) при
подъеме рычага на 3—4 щелчка храповика.
Регулировка стояночного (центрального)
тормоза Т-150 производится следующим образом:
- Отпустите тормоз, поставив рычаг 1 (рис. 54) в нижнее положение;
- Замерьте щупом зазор между барабаном 11 и колодками тормоза ленты
5.
- Зазор должен быть 1,0—1,5 мм по всей окружности, при этом пальцы
13 должны упираться в торцы пазов кронштейна 14 центрального
тормоза.
- Регулируйте величину зазора и его равномерность гайкой 10 и
регулировочными болтами 8;
- Длину тяги 4 регулируйте вилкой 3.
- При этом рычаг 1 должен располагаться так, чтобы его защелка 2
входила во второй паз сектора кронштейна, а пальцы упирались в торцы
пазов кронштейна 14 центрального тормоза.
Разборка ручника Т-150
Рис. 55. Центральный (ручной)
тормоз Т-150К
1 - регулировочный болт; 2, 12 и 17 — кронштейны; 3 — оттяжная
пружина; 4 — барабан; 5 — лента тормоза; 6 и 16 — гайки; 7 — втулка;
8 — регулировочная тяга; 9 и 25 — двуплечие рычаги; 10 и 11 —
пальцы; 13 — тяга компенсатора; 14 — корпус компенсатора; 15 —
пружина компенсатора; 18 — ось рычага управления; 19 — защелка; 20 —
кнопка; 21 — рычаг управления; 22 и 24 — вилки; 23 — тяга; 26 — ось
двуплечего рычага
Вывертывают установочный винт, вынимают валик и снимают рычаг
центрального тормоза с кронштейна рычага. Разъединяют корпус 14
(рис. 55) компенсатора и переходной рычаг, расшплинтовав и вынув
палец.
Вынимают из ушка компенсатора шплинт,
отвертывают гайку, снимают шайбу, пружину
и корпус компенсатора.
Отсоединяют от кронштейна центрального тормоза тягу ленты 5 и ушко
ленты, расшплинтовав и вынув два пальца. Отвертывают регулировочную
гайку остановочного тормоза с тяги ленты и вынимают тягу из траверсы
ленты центрального тормоза.
Если необходимо, срубают головки заклепок,
отсоединяют шесть колодок и ушко от ленты и снимают траверсу ленты
центрального тормоза.
Сборка ручника Т-150
Соединяют ленту заклепками с шестью колодками и ушком, установив
траверсу. Устанавливают конец тяги ленты в отверстие траверсы и
закрепляют
гайкой остановочного тормоза.
Соединяют пальцами второй конец тяги ленты и ушка с кронштейном
центрального тормоза, установив шайбы и зашплинтовав. Устанавливают
в корпус
компенсатора ушко компенсатора, пружину, шайбу, закрепляют гайкой и
шплинтуют.
Устанавливают палец в совмещенные отверстия корпуса компенсатора и
переходного рычага и шплинтуют. Вставляют валик в совмещенные
отверстия
рычага центрального тормоза и кронштейна рычага и стопорят валик
установочным винтом.
При установке центрального тормоза Т-150К при крайнем нижнем
фиксированном положении рычага тормоза зазор между колодками ленты 5
и барабаном
4 должен быть в пределах 1,5...2,0 мм на всей дуге охвата. При этом
пальцы 10 и 11 должны упираться в торцы фигурных прорезей кронштейна
12.
Зазор между колодками и барабаном регулируют гайкой 6 и двумя
регулировочными болтами 1 при положении рычага 21 в крайнем нижнем
положении на
секторе.
Заедание в шарнирах тормоза не допускается. Затормаживание или
растормаживание ленты при помощи рычага должно быть легким, без
заедания в
шарнирах.
При подъеме рычага ручного тормоза на 3...4 щелчка храповика лента
центрального тормоза должна надежно тормозить барабан, при этом
храповое
устройство должно надежно удерживать рычаг в фиксированном
положении.
Колесные тормоза трактора Т-150
Колесные тормоза предназначены для полной остановки движущегося
трактора, а также для снижения скорости его движения. На всех
колесах трактора
установлены колодочные тормоза с пневматическим приводом, которыми
управляют педалью из кабины трактора.
Рис. 56. Колесный тормоз Т-150К
1 — барабан; 2 — оси колодок; 3 — чека осей колодок; 4 — стяжка оси
колодок; 5—щит; 6 — шток тормозной камеры: 7 — тормозная камера; 8 —
регулировочный рычаг; 9 — кронштейн; 10 — разжимной кулак; 11 —
пружина; 12 — колодка
Тормоз состоит из барабана 1 (рис. 56), двух колодок 12 с
фрикционными накладками, стяжной пружины 11, разжимного кулака 10 и
регулировочного
рычага 8.
Смазка и замена накладок колесных тормозов Т-150
Рис. 57. Колодка тормоза Т-150
1 — колодка; 2 — накладка.
Для обеспечения надежной работы колесных тормозов Т-150К
своевременно проводите их техническое обслуживание.
Для этого проведите следующие операции:
- Снимите барабаны 1 (рис. 56), вставив в резьбовые отверстия
болты-съемники, которые установлены на главной передаче;
- Промойте полости тормозов водой, смажьте сопрягаемые поверхности
разжимных кулаков и осей колодок тонким слоем солидола.
- Следите, чтобы смазка не попадала на накладки колодок.
- Проверяйте затяжку гаек крепления кронштейнов разжимных кулаков и
осей колодок, действие стяжной пружины.
- Если в расторможенном состоянии пружина не возвращает тормозные
колодки Т-150 в исходное положение, устраните причину заклинивания
колодок и
замените слабую пружину;
- Проверьте состояние фрикционных накладок.
- Если расстояние от рабочей поверхности накладок до головок винтов
меньше 0,5 мм, замените накладки.
- Для этого, не снимая колесный редуктор с трактора, выньте пружину
11, чеку 3 и стяжку 4 осей колодок.
- Проверните колесный редуктор так, чтобы одна из шпилек крепления
колеса оказалась против середины тормозной колодки Т-150К.
- Подвиньте колодку 12 к шпильке крепления колеса, проверните ее на
оси 2 и снимите.
- Если вследствие коррозии снять колодку с оси невозможно, выньте ее
вместе с осью.
- В этом случае ось должна находиться против выемки на картере
колесного редуктора.
- При установке новых накладок в неизношенном барабане размер должен
быть 460 мм (рис. 57).
- Если барабан растачивали при ремонте, радиус колодок должен быть
соответственно равным радиусу барабана.
- После замены фрикционных накладок или при ремонте, связанном с
нарушением установки осей тормозных колодок, произведите полную
регулировку
тормозов.
Разборка колесного тормоза Т-150
Установив колесный тормоз на стенд, отсоединяют вилку штока
тормозной камеры от рычага тормоза и снимают тормозную камеру.
Снимают пружину колодок тормоза, чеки, стяжки, колодки и шайбы;
вынимают из пазов колодок сальниковые кольца; снимают регулировочный
рычаг
тормоза, регулировочные шайбы и вынимают из щита разжимной кулак
тормоза; снимают с кулака войлочное кольцо и опорную шайбу.
Снимают кронштейн тормозной камеры и вывертывают масленку из
кронштейна.
Снимают накладки с тормозной колодки тормоза Т-150К, предварительно
отвернув гайки; сняв шайбы и вынув винты, выпрессовывают палец
оттяжной
пружины.
Разбирают регулировочный рычаг тормоза: срубают заклепки, снимают
крышки корпуса, вывертывают из корпуса пробки фиксатора, вынимают
пружину и
шарик; вывертывают из корпуса ось червяка, вынимают червяк,
червячную шестерню, заглушку и вывертывают пробки; демонтируют
втулку из корпуса
рычага.
Разбирают щит, снимая при этом оси колодок, шайбы, уплотнительную
ленту и обод.
При разборке тормозного барабана вывертывают болты крепления крышки,
снимают крышку, резиновую пробку и уплотнительную ленту.
Сборка колесного тормоза Т-150
Колесные тормоза собирают на том же стенде, что и при разборке.
Вначале собирают тормозной барабан, установив при этом в его выточку
уплотнительную ленту, пользуясь приспособлением — закаткой. Перед
установкой ленту пропитывают смесью солидола и графита.
Устанавливают на тормозной барабан резиновую пробку и крышку,
завертывают болты крепления крышки. Устанавливают на щит обод и
уплотнительную ленту, вставляют оси колодок и закрепляют гайками с
шайбами.
Собирают регулировочный рычаг тормоза Т-150: запрессовывают втулку в
корпус рычага, завертывают пробки, вставляют заглушку, червячную
шестерню и червяк, ввертывают ось червяка, вставляют в корпус шарик,
пружину и завертывают пробки фиксатора, устанавливают и приклеивают
крышки
корпуса. На колодку тормоза кладут две накладки, закрепив их винтами
с гайками и шайбами.
Запрессовывают в колодку тормоза палец оттяжной пружины и
раскернивают его с двух сторон. Устанавливают на щит кронштейн
тормозной камеры и
ввертывают в кронштейн масленку.
На разжимной кулак надевают опорную шайбу и войлочное кольцо,
вставляют кулак тормоза в щит, устанавливают регулировочные шайбы и
регулировочный рычаг тормоза. Вставляют в пазы колодок сальниковые
кольца, монтируют шайбы, колодки, стяжки, чеки и пружину колодок.
Устанавливают тормозную камеру и соединяют вилку штока с рычагом
тормоза. Тормозные накладки должны плотно прилегать к поверхности
тормозных
колодок. Между тормозной накладкой и ободом колодки в отдельных
местах допускается зазор величиной до 0,3 мм.
Головки винтов крепления накладок к колодкам должны утопать в новых
накладках на 9... 10 мм. Разность замеров выступания пальца оттяжной
пружины
с двух сторон относительно колодки тормоза допускается не более 1
мм.
Внутренняя рабочая поверхность тормозного барабана должна быть
чистой, без рисок и раковин. На рабочую поверхность барабана и
накладок
попадание смазки не допускается. Втулки разжимных кулаков
запрессовывают в кронштейны заподлицо.
Выступание торцов втулок не допускается. Вал разжимного кулака
должен свободно проворачиваться во втулках кронштейна.
Соединительные трубки,
шланги и тормозные камеры герметизируют.
При испытании под давлением 1 МПа (10 кгс/см2) не должно быть утечки
воздуха. Тормозные колодки должны надежно удерживать барабан в
заторможенном состоянии; при этом ход штока тормозной камеры должен
быть 15...20 мм.
Регулировка колесных тормозов Т-150К
Если ход штока тормозной камеры больше 35 мм, произведите неполную
регулировку. Ход штока проверяйте линейкой, подавая воздух в
тормозную
камеру или нажимая на регулировочный рычаг.
Для неполной регулировки тормозов вращением оси червяка тормозного
рычага до очередного фиксированного положения добивайтесь, чтобы
хода
штоков были в пределах 15—20 мм (при нажатии на педаль тормоза).
Проверьте в движении одновременность работы всех тормозов и
убедитесь в отсутствии нагрева тормозных барабанов при включенных
тормозах. При
необходимости повторите регулировку.
При замене фрикционных накладок и в случае нарушения установки осей
тормозных колодок Т-150 произведите, полную регулировку тормозов в
следующем порядке:
- Проверьте и при необходимости отрегулируйте подшипники колесного
редуктора.
- Ослабьте гайки эксцентричных осей 2 (рис. 56) колодок. Поверните
оси колодок метками одна к другой. Метки находятся на наружных
торцах осей;
- Разожмите колодки поворотом регулировочного рычага 8.
- Проверьте и при необходимости отрегулируйте подшипники колесного
редуктора;
- Поворачивая эксцентричные оси колодок в ту или другую сторону,
сцентрируйте колодки, обеспечив их плотное прилегание колодок к
тормозному
барабану.
- Проверьте щупом через окно прилегание к тормозному барабану Т-150
на расстоянии 20—30 мм от наружных концов накладок.
- Щуп 0,1 мм не должен проходить между барабаном и накладкой по всей
ширине при разжатых колодках;
- Не отпуская регулировочный рычаг 8 (рис. 56) и удерживая оси 2
колодок от проворачивания, надежно затяните гайки осей;
- Отпустите регулировочный рычаг. При отсутствии сжатого воздуха
присоедините шток тормозной камеры;
- Проверьте, как вращаются в отторможенном состоянии барабаны. Они
должны вращаться равномерно и свободно, не касаясь колодок, так как
после
регулировки между тормозным барабаном и колодками должны быть
следующие зазоры: у разжимного кулака — 0,4—0,6 мм; у осей колодок —
0,2—0,6
мм.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________