________________________________________________________________________
Сцепление трактора Т-150
Муфта сцепления трактора Т-150 (рис. 28) —
фрикционная, двухдисковая, постоянно замкнутая, предназначена для
передачи крутящего момента от дизеля на трансмиссию, а также служит
для кратковременного разъединения дизеля с трансмиссией при
работающем дизеле, для обеспечения
безударного переключения передач и плавного трогания с места.
Муфта сцепления установлена на маховике дизельного двигателя и
закрыта чугунным корпусом. Ведомые диски муфты сцепления имеют
гасители крутильных колебаний пружинно-фрикционного типа.
Упругим элементом гасителя являются восемь витых цилиндрических
пружин, равномерно расположенных по окружности фланца ступицы.
Рис. 28. Муфта сцепления Т-150К и
привод ее управления
1 — педаль; 2 — пневматическая камера; 3 — стакан, 4 — корпус
выжимного подшипника, 5— масленка, 6 — вилка; 7—регулировочная
гайка, 8 —болт; 9 —стопорная пластина, 10—выжимной подшипник; 11
—упор выжимного подшипника; 12 — упорное кольцо; 13 —отжимкой рычаг;
14 —кожух, 15—маховик; 16—промежуточный диск, 17—нажимной диск
(корзина), 18—рычаг; 19 — валик выключения; 20—пневмосервемеханизм;
21—двойная вилка; 22—пружина тормозка; 23 — колодка тормозка; 24 —
гайка корпуса следящего устройства, 25 — тяга сервомеханизма; 26 —
контргайка; 27 — вилка тяги; 28 — рычаг педали.
Механизм выключения муфты сцепления Т-150К состоит из четырех
отжимных рычагов 13 корзины сцепления с упорным кольцом 12, четырех
вилок 6, корпуса 4 с установленными в нем выжимным подшипником 10,
упором 11 выжимного подшипника, двойной вилки 21 и валика 19.
Отжимные рычаги пальцами соединяются с нажимным диском (корзиной)
сцепления Т-150 и вилкой 6.
Первоначальная установка отжимных рычагов 13
в одной плоскости, а также восстановление их положения при износе
фрикционных накладок ведомых дисков, осуществляется регулировочными
гайками 7.
Для сокращения времени и обеспечения безударного введения в
зацепление шестерен II и III диапазонов в раздаточной коробке, а
также шестерен I диапазона и заднего хода коробки передач, в корпусе
муфты сцепления установлен колодочный тормозок.
Рис. 29. Следящее устройство
пневмосервомеханизма трактора Т-150
1 — клапан; 2 — манжета; 3—сальник; 4—регулировочная гайка; 5—
вилка; 6—корпус; 7—плунжер; 8—пружина плунжера, 9—пружина клапана;
10 — гайка переходная.
Для уменьшения усилия, необходимого для выключения муфты сцепления,
в ее привод установлен пневматический усилитель.
Выключение муфты сцепления производится педалью 1 через рычаг 28,
тягу 25, пневмосервомеханизм 20, рычаг 18 валика вилки отвода,
корпус 4, выжимной подшипник 10.
При нажатии на педаль муфты сцепления Т-150 плунжер 7 (рис. 29)
пневмо сервомеханизма открывает клапан 1, и сжатый воздух из
пневматической системы поступает в пневматическую камеру привода
управления муфтой сцепления.
Шток пневматической камеры, перемещаясь,
поворачивает рычаг валика вилки выключения и выключает муфту
сцепления.
При отпускании педали муфты сцепления клапан закрывается, и сжатый
воздух из пневматической камеры через пневмосервомеханизм выходит в
атмосферу, и муфта сцепления включается.
Регулировка муфты сцепления и тормозка трактора Т-150К
Правильно отрегулированная муфта сцепления во включенном состоянии
не должна пробуксовывать и при нажатии на педаль должна полностью
выключаться.
Для нормальной работы муфты сцепления между упором 11 (рис. 28)
выжимного подшипника и кольцом 12 отжимных рычагов при включенной
муфте
должен быть зазор в пределах 3,5—4,0 мм.
По мере износа фрикционных накладок ведомых дисков сцепления Т-150
зазор уменьшается или совсем исчезает, в результате чего муфта
пробуксовывает.
При этом происходит интенсивный износ фрикционных накладок ведомых
дисков и упорного кольца отжимных рычагов, а также выход из строя
выжимного подшипника, в результате чего возможен полный отказ в
работе муфты сцепления.
При слишком большом зазоре (более 5 мм) муфта сцепления выключается
не полностью и это приводит к быстрому износу фрикционных накладок
ведомых дисков и накладки колодки тормозка, что затрудняет
переключение передач, в особенности при трогании трактора с места.
Регулировка зазора между упором выжимного подшипника 10 и кольцом 12
отжимных рычагов корзиной сцепления Т-150К выполняется в следующем
порядке:
- отпустите контргайки тяги 25 и ввертывайте ее, увеличивая зазор,
или вывертывайте, уменьшая зазор;
- затяните контргайки тяги;
- проверьте зазор щупом.
Если невозможно восстановить указанный выше зазор изменением длины
тяги 25, в том случае, когда корпус 4 выжимного подшипника упирается
в
торец стакана 3, необходимо регулировать первоначальное положение
отжимных рычагов 13.
Для регулировки положения отжимных рычагов корзины сцепления Т-150:
- снимите крышку люка корпуса муфты сцепления;
- проворачивая коленчатый вал дизеля, поочередно отпустите болты
крепления пластин 9, сдвиньте их от гайки и отверните каждую
регулировочную
гайку 7 на полтора оборота (при повороте регулировочной гайки на
одну грань упорное кольцо 12 отжимных рычагов перемещается на 1,1
мм);
- увеличивая длину тяги 25, отрегулируйте зазор между упором
выжимного подшипника с кольцом отжимных рычагов корзины сцепления
Т-150 в пределах
3,5—4,0 мм;
- проверьте равномерность зазора и одновременность касания отжимных
рычагов кольца 12 при выключении муфты сцепления;
- после установки требуемого зазора застопорите регулировочные гайки
7 стопорными пластинами 9 и затяните болты 8;
Проверьте величину хода корпуса 4 выжимного подшипника, который
должен быть в пределах 21—22 мм при ходе педали 150—160 мм.
Одновременно с
регулировкой муфты сцепления проверьте и при необходимости
отрегулируйте тормозок.
Рис. 30. Регулировка тормозка Т-150
1 — ключ; 2 — гайка; 3 — тормозная колодка.
Для проверки и регулировки зазора (рис. 30) между шкивом вала муфты
сцепления и фрикционной накладкой колодки тормозка Т-150 полностью
выключите муфту, а затем гайкой 2 серьга тормозка отрегулируйте
зазор в пределах 3,0—8,5 мм между торцом бонки тормозной колодки 3 и
торцом гайки.
Для получения необходимого зазора отверните гайку 2 до полного
выхода ее выступа из паза бонки колодки тормозка, а затем заверните
ее на один-два
щелчка.
При необходимости регулировки зазора между клапаном 1 (рис. 53) и
плунжером 7 пневмосервомеханизма 20 (рис. 28), отвинтите гайку 10
(рис. 29) ивыньте клапан 1 с пружиной 9.
Затем, отвинчивая или завинчивая
регулировочную гайку 4, отрегулируйте расстояние от торца плунжера
до посадочного
торца под клапан в корпусе.
Зазор должен быть в пределах 1,8 мм. После установки необходимого
зазора законтрите контргайкой регулировочную гайку, установите на
место клапан с
пружиной и соберите привод управления муфтой сцепления Т-150К.
Работу привода управления муфтой сцепления проверяйте при давлении
воздуха в пневматической системе не менее 0,5 МПа (5 кгс/см2).
Во время работы дизеля не держите ногу на педали муфты сцепления,
так как это приводит к преждевременному износу фрикционных накладок
ведомых
дисков и выходу из строя выжимного подшипника и кольца отжимных
рычагов корзины сцепления Т-150К.
Муфта сцепления и дизель сбалансированы в сборе. Поэтому для
сохранения первоначальной балансировки после разборки установите
нажимной диск
(корзину) с кожухом относительно маховика в положение, в котором они
находились до разборки.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________