Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Устройство, запчасти и комплектующие.

________________________________________________________________________

Пневматическая система тормозов трактора Т-150

Пневматическая система предназначена для обеспечения работы тормозов трактора Т-150 и прицепа, оборудованного однопроводной системой, пневматического привода стеклоочистителей и выключения муфты сцепления. Кроме того, сжатый воздух используется для накачивания шин.

В пневматическую систему входят: компрессор 2 (рис. 58) с регулятором 3 давления; воздушные баллоны 15 с предохранительным клапаном 14, краном 11 отбора воздуха и спускным краником 16; тормозной кран 9; тормозные камеры 1; соединительная головка 13: разобщительный кран 12; двухстрелочный манометр 5; стеклоочиститель 6 с краником 7 и трубопроводы 10 с арматурой.



Рис. 58. Схема пневматической системы тормоза Т-150К

А — отвод к пневмоусилителю выключения муфты сцепления; 1 —тормозная камера; 2 — компрессор; 3 — регулятор давления; 4 — педаль тормоза; 5 — манометр, 6 — стеклоочиститель; 7 — краник стеклоочистителя; 8 —рычаг тормоза прицепа, 9 — тормозной кран; 10 — трубопроводы, 11 — край отбора воздуха; 12 — разобщительный кран: 13—соединительная головка; 14 — предохранительный клапан; 15 —воздушный баллон; К—спускной краник.

При нажатии на педаль 4 тормоза воздух, нагнетаемый компрессором 2 в воздушные баллоны 15, через тормозной кран 9 подается в тормозные камеры 1 трактора.

Шток тормозной камеры, перемещаясь, проворачивает разжимной кулак колесного тормоза и прижимает тормозные колодки к барабану.

Одновременно с этим через тормозной кран пневмосистемы Т-150 происходит выпуск сжатого воздуха из соединительной магистрали прицепа и сжатый воздух поступает из воздушных баллонов прицепа к его тормозным камерам.

При нажатии на педаль нижняя стрелка манометра 5 покажет давление
воздуха, подводимого к тормозным камерам трактора.

Верхняя стрелка постоянно показывает давление в пневмосистеме. Рычаг 8 независимого управления тормозами прицепа приводит в действие только колесные тормоза прицепа.

Им пользуются для подтормаживания прицепа, не нажимая на педаль 4, чтобы избежать наката прицепа на трактор и складывания поезда при движении на спусках, поворотах, при резком торможении, для маневрирования на месте и т. п. Стеклоочиститель 6 включают поворотом ручки краника 7 против хода часовой стрелки.

Компрессор пневмосистемы Т-150 (рис. 59) поршневого типа, двухцилиндровый, одностороннего действия, предназначен для нагнетания воздуха в пневматическую систему.

Воздушный компрессор получает вращение от шкива коленчатого вала дизеля через клиноременную передачу. Воздух к нему подводится по трубопроводу из воздухоочистителя дизеля.

При достижении в пневматической системе Т-150К предельного давления воздуха 0,73—0,77 МПа (7,3—7,7 кгс/см2) срабатывает регулятор давления для перевода компрессора на режим холостой работы. Это обеспечивается разгрузочным устройством, состоящим из двух плунжеров 25, штоков 21, коромысла 24 и пружины 22.

Когда давление воздуха в воздушном баллоне снижается до 0,6—0,64 МПа (6—6,4 кгс/см), регулятор давления разъединяет его с разгрузочным каналом 34 и выпускает из него воздух в атмосферу.

Плунжеры под действием пружины 22 возвращаются в исходное положение и впускные клапаны 19 закрываются. Компрессор снова начинает подавать сжатый воздух в пневматическую систему.



Рис. 59. Компрессор Т-150

1 — кронштейн компрессора; 2 — подшипник коленчатого вала передний; 3 — крышка передняя; 4 — манжета резиновая; 5 — вал коленчатый; 6 — шкив: 7 — шатун; 8 — кольцо поршневое маслосъемное; 9 — палец поршневой; 10 — кольцо поршневое компрессионное; 11— поршень; 12 — седло нагнетательного клапана; 13 — клапан нагнетательный; 14 — головка цилиндров; 15 — пружина нагнетательного клапана; 16 — пробка нагнетательного клапана; 17 — ограничитель подъема впускного клапана; 18 — пружина впускного клапана; 19 — клапан впускной; 20— седло впускного клапана: 21 — шток впускного клапана; 22 — пружина коромысла; 23 — гнездо штока впускного клапана; 24 — коромысло; 25 — плунжер; 26 — колпак; 27 — кожух регулятора давления; 28 — шток шариковых клапанов; 29 — контргайка; 30 — клапан выпускной шариковый; 31 — клапан впускной шариковый; 32 — корпус регулятора давления с седлом впускного шарикового клапана; 33 — полость всасывания, соединяющаяся с воздухоочистителем дизеля; 34 — канал разгрузочный; 35 — гайка кольцевая; 36 — поворотный угольник маслоподводящей трубки; 37 — пружина уплотнителя; 38 — уплотнитель; 39 — крышка задняя; 40 — подшипник коленчатого вала задний.

Система смазки компрессора Т-150К — смешанная. Масло по подводяшей трубке из масляной магистрали дизеля поступает к задней крышке картера компрессора и через уплотнитель 38 по каналам коленчатого вала — к подшипникам шатунов.

Коренные шарикоподшипники, поршневые пальцы и стенки цилиндров сматываются разбрызгиванием. Масло стекает через канал в кронштейне 1 крепления компрессора в полость передней крышки.

Блок и головка компрессора пневмосистемы Т-150 охлаждаются жидкостью, подводимой из системы охлаждения дизеля. Заполнение системы охлаждения компрессора происходит только при работающем дизеле.

Поэтому, залив охлаждающую жидкость в радиатор, запустите дизель, дайте ему поработать 3—5 мин, после чего проверьте уровень охлаждающей жидкости в радиаторе.

Регулятор давления (рис. 59) установлен на компрессоре Т-150 и служит для выключения его при достижении давления в системе 0,73—0,77 МПа. (7,3—7,7 кгс/см2) и для включения — при падении давления ниже 0,6— 0,64 МПа (6,0—6,4 кгс/см2). Необходимое давление сжатого воздуха поддерживается регулятором давления автоматически.



Рис.60. Предохранительный клапан тормозов Т-150

1 - седло клапана, 2 - шариковый клапан, 3 - корпус, 4 - пружина, 5 - контргайка, 6 - регулировочный винт, 7 - стержень

Предохранительный клапан (рис. 60) установлен на левом воздушном баллоне и служит для предохранения системы от чрезмерного повышения давления при отказе регулятора давления. Он сообщает пневматическую систему с атмосферой, когда давление в ней превысит 0,9—1,05 МПа (9—10,5 кгс/см2).

Тормозной кран (рис. 61) установлен на правом лонжероне рамы под кабиной трактора и служит для управления пневматическим приводом тормозов трактора Т-150К и прицепа.

Верхняя секция тормозного крана служит для распределения сжатого воздуха на прицеп, а нижняя — на тормоза трактора. В нижней секции расположен выключатель стоп-сигнала. Совместный привод тормозного крана осуществляется тягой 1 через двуплечий 4 и малый 27 рычаги.

Рычаг 33 приводит в действие только секцию прицепа. Работа крана в отторможенном состоянии. Впускной клапан 14 секции прицепа открыт, и сжатый воздух из воздушных баллонов трактора поступает в магистраль прицепа (стрелка А).

Давление поступающего воздуха регулируется пружиной 5. Впускной клапан секции трактора закрыт, а выпускной — открыт, и тормозные камеры через окно Д соединены с атмосферой.



Рис. 61. Тормозной кран (комбинированный) Т-150

Стрелками указано направление воздуха: Л — в магистраль прицепа; Б — к тормозным камерам трактора; В — от воздушного баллона: Д — окно, соединенное с. атмосферой; 1 — тяга привода тормозного крана; 2 — защитный чехол; 3—крышка корпуса рычагов; 4 — двуплечий рычаг; 5 —
уравновешивающая пружина; 6 — направляющая штока; 7 — шток; .8 — корпус; 9 — диафрагма с направляющим стаканом; 10 — седло выпускного клапана; 11 — выпускной клапан; 12 — возвратная пружина клапана; 13 — седло впускного клапана; 14 — впускной клапан; 15 — пробка; 16 — крышка; 17 — возвратная пружина диафрагмы; 18—диафрагма выключателя сигнала торможения; 19 — соединительная пружина контакта; 20 — пружина контакта; 21 — клемма выключателя сигнала торможения; 22 — подвижный контакт; 23 — корпус выключателя; 24 — канал; 25 — уравновешивающая пружина; 26 — стакан; 27 — малый рычаг; 28 —корпус рычагов; 29 — болт рычага ручного привода; 30 — болт-ограничитель хода штока; 31 — валик рычага ручного
привода: 32 — регулировочный болт; 33 — рычаг ручного приводе.

Работа крана при торможении. Усилие от тормозной педали передается через тягу 1 па рычаг 4, который перемещает шток 7, сжимая пружину 5. Седло 10 отходит от выпускного клапана 11 секции прицепа, клапан 14 закрывается.

Воздух из магистрали прицепа выходит в атмосферу через окно Д, в результате на прицепе срабатывает воздухораспределитель, подавая воздух к тормозным камерам прицепа трактора Т-150.

Нижний конец рычага 4 нажимает на рычаг 27, который перемешает стакан 26, закрывает выпускной клапан секции трактора и открывает впускной клапан. Сжатый воздух поступает к тормозным камерам трактора (стрелка Б).

Одновременно сжатый воздух через канал 24 поступает к диафрагме 18, сжимает пружину 20 и подвижным контактом 22 замыкает клеммы 21 выключателя сигнала торможения, включая лампочки стоп-сигнала в задних фонарях.

Работа тормозного крана Т-150К при оттормаживании. Нагрузка с рычага 4 снимается и пружина 5 возвращает шток 7 в первоначальное положение.

Выпускной клапан 11 секции прицепа садится на седло 10, а впускной клапан 14 открывает доступ воздуха в воздухораспределитель прицепа. Происходит его оттормаживание.

Одновременно закрывается впускной и открывается выпускной клапаны секции трактора. Сжатый воздух из тормозных камер трактора выходит в окно Д и тормоза растормаживаются.

Воздушные баллоны 15 (рис. 58) установлены справа и слева у входа в кабину и служат для запаса сжатого воздуха, его охлаждения и конденсации содержащихся в воздухе паров воды и масла.

На правом баллоне имеется кран 11 отбора воздуха. Снизу на каждом баллоне установлены краники 16 для выпуска конденсата.



Рис.62. Тормозная камера Т-150

1 - диафрагма, 2 - пружина, 3 - крышка корпуса, 4 - хомутик, 5 - корпус, 6 - шток, 7 - вилка

Тормозные камеры (рис. 62) установлены на кронштейнах разжимных кулаков колесных тормозов и служат для приведения их в действие за счет энергии сжатого воздуха.

Соединительная головка 12 (рис. 58) и разобщительный кран 12 расположены на левом кронштейне заднего навесного устройства и служат для соединения воздухопроводов трактора Т-150 и прицепа, оборудованного однопроводной пневматической тормозной системой.

В случае отрыва прицепа от трактора соединительная головка разъединяет без повреждения шланги и перекрывает выход воздуха из системы трактора. Разобщительный край предназначен для отключения тормозной магистрали при работе трактора без прицепа.

Разборка, проверка и обслуживание деталей пневматической системы трактора Т-150

Очистите компрессор Т-150 от пыли и грязи; отверните гайки крепления головки цилиндров компрессора и снимите головку; очистите от нагара поршни, впускные и нагнетательные клапаны, седла и пружины клапанов, воздушные каналы; проверьте состояние уплотнительных колец плунжеров 25 (рис. 59). Изношенные кольца замените новыми. Перед установкой плунжера смажьте его дизельным маслом.

В случае необходимости проверку состояния уплотнительных колец плунжеров можно произвести без снятия головки цилиндров. Для этого снимите патрубок подвода воздуха к компрессору, выньте пружину 22 и коромысло 24, подтяните гнездо штока 21 вверх и снимите его вместе со штоком.

Введите крючок, изготовленный из проволоки, в отверстие диаметром 2,5 мм в торце плунжера 25 и выньте плунжер из гнезда; притрите к седлам клапаны, не обеспечивающие герметичности, а сильно изношенные или поврежденные замените новыми.

Новые клапаны притрите к седлам до получения непрерывного кольцевого контакта при проверке на краску; установите головку цилиндров, затяните гайки в два приема.

При появлении стуков в компрессоре Т-150К, вызванных увеличением зазора между подшипниками шатунов и шейками коленчатого вала, замените вкладыш шатунов.

Если компрессор не обеспечивает требуемого давления в системе, проверьте состояние трубопроводов и их соединений, а также герметичность клапанов.

При повышенном содержании масла в конденсате, сливаемом из воздушных баллонов, проверьте состояние поршневых колец, поршней, цилиндров, масляного уплотнения заднего конца коленчатого вала и подшипников нижних головок шатунов.

При замене поршневых колец компрессионные кольца устанавливайте выточками вверх. Проверьте работу предохранительного клапана 14 (рис. 58), для чего потяните стержень клапана вверх.

Если при поднятом стержне воздух выходит через клапан, а при опущенном — не выходит, клапан исправный. При повышенной утечке воздуха снимите клапан, разберите, промойте детали в бензине и просушите.

Рабочие поверхности пояска седла 1 (рис. 60) и шарикового клапана 2 не должны иметь повреждений. После сборки проверьте клапан на герметичность мыльной эмульсией и отрегулируйте на выпускное давление 0,9—1,05 МПа (9—10,5 кгс/см2).

В случае неисправности тормозного крана Т-150 снимите его, разберите, промойте трущиеся детали в бензине, протрите мягкой тряпкой и смажьте их тонким слоем смазки. Соберите тормозной кран, проверьте легкость хода диафрагм, штока, пружин и рычагов и отрегулируйте его.

Разборку, чистку и регулировку тормозного крана должен производить квалифицированный механик в условиях мастерской на специальном стенде. В конце каждого рабочего дня при наличии сжатого воздуха в баллонах откройте спускные краны и слейте конденсат.

Особенно тщательно сливайте конденсат зимой, чтобы избежать замерзания его в трубопроводах. Выполняйте профилактические мероприятия по определению состояния воздушных баллонов.

Для этого снимите с трактора Т-150К воздушные баллоны, очистите наружные и внутренние поверхности паром и горячей водой. При обнаружении коррозии баллон замените. Очищенные баллоны испытайте гидравлически при давлении 1,4МПа (14 кгс/см2).

Утечка жидкости не допускается. Запрещается испытывать баллоны сжатым воздухом; снимите тормозные камеры, разберите, очистите от пыли и грязи, проверьте состояние диафрагмы 1 (рис. 62) и пружины 2.

После установки на трактор проверьте герметичность тормозных камер мыльной эмульсией. Для этого, нажав на педаль тормоза, наполните камеры сжатым воздухом.

После разборки и установки новой камеры размер А должен быть 74—75 мм; продуйте все воздухопроводы и проверьте мыльной эмульсией герметичность соединений и гибких шлангов.

При обнаружении утечки воздуха в местах соединений подтяните гайки соединительных муфт. Поврежденные трубопроводы и гибкие шланги замените. Следите, чтобы воздухопроводы были закреплены и не были деформированы.

При проверке герметичности всей пневмосистемы Т-150 помните, что падение давления воздуха в пневматическом приводе при неработающем компрессоре допускается не более 0,03 МПа (0,3 кгс/см2) от номинального его значения: при свободном положении органов управления — в течение 30 мин; при полном приведении в действие органов управления, исключая падение давления за счет заполнения тормозной магистрали,— в течение 15 мин.

В холодное время года проверяйте герметичность пневматической системы в теплом помещении, чтобы оттаяла замерзшая в системе вода. Нельзя подогревать баллоны открытым огнем (паяльной лампой, факелом и пр.).

Проверку исправности магистрали управления тормозами прицепа Т-150 производите следующим образом; откройте крышку соединительной головки трактора, нажмите на обратный клапан головки 13 (рис. 58) и откройте разобщительный кран 12.

В этом положении при опущенной педали 4 тормоза через соединительную головку воздух должен выходить. При нажатии на педаль тормоза выход воздуха должен прекратиться.

Перед соединением головок 13 трактора и прицепа очистите их от пыли струей воздуха. Для этого поверните крышку соединительной головки, нажмите на обратный клапан и поверните ручку разобщительного крана.

Затем соедините головки и откройте разобщительные краны на тракторе Т-150 и прицепе (разобщительный кран открыт, когда его ручка расположена параллельно корпусу).

При утечке воздуха между головками проверьте состояние резиновых колец и при необходимости замените их. Перед каждым выездом с прицепом проверьте, открыты ли разобщительные краны 12 (рис. 58).

При разъединении магистралей закройте краны, разъедините головки и закройте их крышками. Перед каждым выездом убедитесь, что давление в пневматической системе не ниже 0,45 МПа (4,5 кгс/см2).

Во время движения оно должно быть 0,6—0,77 МПа (6—7,7 кгс/см2). Во избежание израсходования воздуха при торможениях категорически запрещается останавливать дизель на спусках. В движении периодически следите за показаниями стрелок манометра пневматической системы.

При резком нажатии на педаль тормоза во время хода до упора показание верхней стрелки манометра несколько снижается, а нижней — возрастает до давления в пневмосистеме Т-150К и, пока педаль нажата, не должно быть перемещения стрелок.

Если стрелки показывают понижение давления, это свидетельствует об утечке воздуха из системы, которую следует обнаружить и устранить. После того, как педаль тормоза резко отпущена, время падения давления в тормозных камерах не должно превышать 2 с.

При полном нажатии на педали тормоза нижний конец ее не должен доходить до пола кабины на 10—30 мм. Если педаль упирается в пол кабины или зазор меньше указанного, регулируйте привод тормозного крана.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________