Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Устройство, запчасти и комплектующие.

________________________________________________________________________

Основные детали дизельного двигателя СМД-60, 62

Двигатель СМД-60, СМД-62 трактора Т-150 четырехтактный, шестицилиндровый, с V-образным расположением цилиндров жидкостного охлаждения, непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом.

Дизель состоит из блок-картера (блока цилиндров), двух головок цилиндров, кривошипно-шатунного механизма, механизма распределения, узлов и агрегатов систем питания топливом, питания воздухом, смазки, охлаждения, выпуска отработавших газов, а также узлов и агрегатов пускового
двигателя и редуктора.

Цилиндры дизеля СМД-60, 62 трактора Т-150К расположены в два ряда под углом 1,53 рад (90°) и выполнены в общем блоке вместе с верхней частью картера.

Топливный насос ТНВД распределительного типа с механическим всережимным регулятором расположен в задней части дизеля и имеет привод от механизма газораспределения.

Для очистки топлива на двигателе Т-150 установлены два фильтра: один — для грубой очистки, другой — для тонкой очистки. Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры, на дизеле применен воздухоочиститель с бумажными фильтрующими элементами.

Для фильтрации масла применена полнопоточная масляная центрифуга. Водяной насос центробежного типа с вентилятором и компрессор имеют ременный привод от шкива на переднем носке коленчатого вала, а генератор — от шкива на водяном насосе.

Запускается дизель одноцилиндровым бензиновым пусковым двигателем, передача от которого к маховику дизеля осуществляется одноступенчатым редуктором. Для уменьшения шума дизель оборудован глушителем. На дизеле предусмотрены места для установки датчиков давления масла и
температуры воды, а также датчика сигнализации аварийного давления масла.

Каждый цикл работы дизеля СМД-62, 60 трактора Т-150 осуществляется в течение двух оборотов коленчатого вала и включает четыре такта: впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск. При такте впуска, когда поршень движется от в.м.т.к н.м.т., в цилиндр через открытый впускной клапан поступает свежий воздух.

При движении поршня от н.м.т. к в.м.т. (впускной и выпускной клапаны закрыты) воздух сжимается, при этом температура его повышается. В конце такта сжатия через форсунку в камеру в поршне впрыскивается топливо. Распыленное и перемешанное в среде сжатого воздуха топливо воспламеняется, давление в камере повышается.

Образующиеся при сгорании газы, расширяясь, давят на днище поршня, в результате чего поршень движется от в.м.т. к н.м.т. и через шатун передает усилие на кривошип коленчатого вала, заставляя его вращаться, то есть происходит рабочий ход.

Ремонт блока цилиндров двигателя СМД-60, 62 трактора Т-150

К основным дефектам блока цилиндров (блок-картера) Т-150 относятся трещины, пробоины, износ рабочих поверхностей неподвижных сопряжений (поверхности под вкладыши коренных подшипников и втулок распределительного вала, опорные поверхности под бурты гильз цилиндров, отверстия под
нижний посадочный поясок гильз), износ рабочих поверхностей подвижных сопряжений (отверстия под подшипники распределительного вала, отверстия для толкателей; отверстия под установочные штифты и направляющие втулки; повреждение резьбы шпилек и отверстий, забоины и неровности на
привалочных плоскостях).

После осмотра и испытания блока цилиндров на герметичность под давлением 0,2...0,4 МПа (2...4 кгс/см2) на протяжении 5 мин измеряют и оценивают точность его геометрических форм. Проверяют на герметичность на стендах, а соответствие размеров и формы элементов определяют универсальными измерительными средствами.

Особенность дефектации блок-картера двигателей СМД-60 и СМД-62 — тщательный контроль взаимного расположения их рабочих (несущих) поверхностей, состояния выточек под бурты гильз цилиндров в блок-картере, соосности отверстий под подшипники коленчатого и распределительного
валов, параллельности опорных поверхностей под гильзы цилиндров к плоскости, сопрягаемой с плоскостью головки блока цилиндров.

Состояние выточек под бурты гильз цилиндров проверяют при помощи приспособления, состоящего из корпуса и индикатора. Ножка имеет специальную форму. В состав приспособления входит калибр при помощи которого проводят наладку на размер по глубине выточки.

Приспособление, установленное в выточку под бурт гильзы, позволяет одновременно проверять глубину выточки (износ) и параллельность ее основания относительно верхней плоскости. Разница измерений в пределах одного гнезда не должна превышать 0,03 мм, а всего блока — 0,05 мм.

Коробление верхней плоскости контролируют при помощи линейки и щупа. Коробление не должно превышать 0,1 мм. Несоосность отверстий под коренные подшипники проверяют, используя приспособление, которое состоит из корпуса и малогабаритных индикаторов.

На корпусе расположены неподвижные и подвижные упоры. Особенность приспособления та, что шкалы индикаторов четко видны независимо от положения приспособления в корпусе.

Несоосность отверстий проверяют в вертикальном положении блока цилиндров Т-150 по отклонению стрелок индикаторов от нуля. Перед измерением приспособление неподвижными упорами устанавливают на проверочную линейку, а стрелки индикаторов совмещают с нулевыми отметками шкал.

Точность взаимного расположения отверстий под опорные шейки распределительного вала проверяют калибром (скалкой), размеры которого меньше размеров отверстий на 0,04 мм.

Допускается несоосность отверстий под коренные подшипники коленчатого вала до 0,02 мм, а под подшипники распределительного вала — до 0,03 мм.

Параллельность опорных поверхностей под гильзы к оси коленчатого вала проверяют при помощи устройства, состоящего из оправки, которая имитирует ось отверстий подкоренные подшипники, и корпуса, в котором установлены два индикатора.

К устройству приложена эталонная пластинка, предназначенная для его настройки. Сначала в отверстия устанавливают оправку, затем корпус — на опорные выточки блока цилиндров под гильзы так, чтобы наконечники индикаторов касались оправки. По разности показаний индикаторов определяют параллельность опорных буртов относительно оси коленчатого вала.

Во время дефекации блок-картера двигателя СМД-62, 60 трактора Т-150К проверяют состояние задней поверхности блока, к которой крепят картер маховика. В местах контакта этих деталей их поверхности изнашиваются. Неперпендикулярность поверхности к оси коленчатого вала не должна
превышать 3,2 мм.

Не допускаются кавитационные повреждения нижнего посадочного пояска под гильзу, так как они могут быть причиной протекания воды из водяной рубашки в картер двигателя. При износе отверстий под вкладыши подшипников до диаметра более 98,04 мм отверстия растачивают под вкладыши
ремонтного размера 98,5+0.021 мм.

Коробление или повреждение поверхностей прилегания головок цилиндров блок-картера и верхней крышки устраняют шлифованием. Допустимая не плоскостность составляет соответственно 0,10 и 0,15 мм на всей длине.

Гильзы цилиндров 9 съемные, «мокрого» типа, изготовлены из специального чугуна. Внутренняя поверхность их закалена ТВЧ. По внутреннему диаметругильзы делятся на большую (Б) и малую (Н) группы. Маркировка группы наносится ударным клеймом на торце бурта гильзы. На дизеле устанавливаются гильзы одной размерной группы.

Головка блока цилиндров СМД-60, 62 трактора Т-150 представляет собой чугунную отливку, выполненную как одно целое с клапанной коробкой. Для уплотнения плоскости разъема между головкой и блоком цилиндров установлена прокладка 3 из асбостального полотна. Головки цилиндров
взаимозаменяемы.

Ремонт головки блока цилиндров СМД-60, 62 трактора Т-150

К основным дефектам головки цилиндров двигателя СМД-60,62 относятся износ внутренних поверхностей направляющих втулок и клапанных гнезд. Износ втулок определяют при помощи пробок или индикаторного нутромера. Втулки, изношенные до диаметра более 12,06мм, заменяют новыми.

Последние развертывают до номинального размера. Износ клапанных гнезд (раковины, риски на рабочих поверхностях, утопание тарелки клапана относительно нижней плоскости головки впускного более 1,0 мм, выпускного — более 1,2 мм) контролируют калибрами или штангенглубиномером.
Изношенное седло выпрессовывают, а гнезда под седла растачивают под ремонтный размер.

При замене седел и направляющих втулок клапанов головку цилиндров Т-150 нагревают до 90 С. Седло клапанов перед запрессовкой охлаждают до минус 70...90 °С.

Седла впускных клапанов запрессовывают с натягом 0,040...0,105 мм, а выпускных — 0,035...0,105 мм. После запрессовки седло зачеканивают в шести точках, равномерно размещенных по окружности. Усилие зачеканки 5000...6000 Н (500...600 кгс).

Рабочие фаски седел впускных клапанов обрабатывают под углом 30°, а выпускных — под углом 45°. Ширина их при этом должна находиться соответственно в пределах 2...2,5 и 1,5...2,3 мм. К седлам притирают клапаны, качество притирки проверяют по наличию на их конических поверхностях
кольцевой матовой полоски, ширина которой должна находиться в пределах 1,5...2,5 мм.

Полоска не должна иметь разрывов и должна находиться в середине фаски, но не менее чем в 1,5 мм от кромки цилиндрического пояска тарелки клапана. Разница в ширине притертой фаски седла должна быть не более 0,6 мм. Биение рабочей фаски седла относительно оси втулки клапана не должно превышать 0,05 мм.

Герметичность сопряжения клапан — седло клапана для двигателя СМД-60, 62 проверяют при помощи приспособления, подающего воздух под давлением 0,03...0,05 МПа (0,3...0,6 кгс/см2). Просачивание воздуха при этом не допускается.

Можно проверять герметичность керосином, заливаемым во впускные и выпускные каналы клапанов. Подтекания или наличия капель керосина из-под тарелок клапанов в течение 1 мин не допускается.

Сухари клапанов должны плотно прилегать к поверхности втулок тарелок и стержней клапанов. Стержни клапанов перед сборкой смазывают моторным маслом или смесью моторного масла с графитом. Высота выступания шпилек над привалочными поверхностями головки цилиндров должна быть равна 79 ± 1,5 мм.

Неперпендикулярность шпилек крепления стойки оси коромысла к плоскости прилегания головки допускается не более 0,3 мм на длине 90 мм. При установке головки цилиндров на блок-картер гайки крепления затягивают в правильной последовательности.

Впускные и выпускные клапаны СМД-60, 62 трактора Т-150

На головках цилиндров двигателя трактора Т-150 смонтирован клапанный механизм. На нижней плоскости головки против каждого цилиндра выполнены по две цилиндрические расточки для установки впускного и выпускного клапанов. В расточках запрессованы седла из специального никелевого сплава.

В седлах впускных клапанов имеется ширма, при установке седла в головку она должна быть расположена относительно оси клапана. Утопание тарелок впускных клапанов относительно нижней плоскости головки составляет 0,25—0,75 мм, выпускных — 0,45—0,95 мм.

Толкатели — стальные, имеют плоские донышки. Коромысла клапанов — стальные, для впускных и выпускных клапанов они отличаются по конфигурации.

Перемещение их вдоль оси ограничивается распорными пружинами. Для подвода масла к втулкам ось коромысел выполнена полой. Впускные и выпускные клапаны изготовлены из жароупорной стали.

К основным дефектам клапанов СМД-60, 62 трактора Т-150К относятся раковины и риски на рабочей поверхности тарелки, износ рабочей поверхности и стержня, обгорание тарелок и изгиб стержня. Клапан ремонтируют при помощи шлифования рабочей фаски и последующей притирки ее к гнезду в головке цилиндров.

Допустимая непрямолинейность образующей стержня клапана, овальность и конусность его не должны превышать 0,02 мм. Биение шлифованной фаски тарелки клапана относительно оси стержня должно быть не более 0,03 мм.

Клапанные пружины должны иметь определенную упругость, размеры и форму. При сжатии наружной пружины клапана до высоты 42 мм нормальное усилие сжатия должно быть равно 446 + 26 Н (44,6 ± 2,6 кгс), допустимое — 400 Н (40 кгс). Если сжать внутреннюю пружину до высоты 37 мм,
номинальное усилие сжатия должно быть равно 256 ± 1,5 Н (25,6 ± 0 , 1 5 кгс), а допустимое усилие — 230 Н (2:3 кгс).

Внутренняя пружина клапана двигателя СМД-60, 62 должна под действием собственной массы надеваться на стержень диаметром 24 мм по всей длине и каждым концом — на калибр диаметром 24,3 мм на длине до 8 мм.

Наружная пружина клапана должна любым концом надеваться на калибр диаметром 35 мм на длине до 8 мм. После 20-кратного сжатия пружин до соприкосновения витков не должно быть остаточной деформации.

Трещины и изломы на поверхности коромысел и их осей, а также сминание резьбы не допускаются. Износ внутреннего диаметра втулки без ее замены допускается до 24,11 мм. При установке новой втулки необходимо совместить отверстия во втулке и коромысле. Допускается сверление отверстия во втулке после ее запрессовки в коромысло.

Износ бойка коромысла клапана двигателя Т-150К допускается до высоты 19,4 мм. После ремонта шлифованная и полированная поверхности его должны иметь твердость не менее HRC 50. Износ сферической поверхности регулировочного винта допускается до глубины 6,5 мм. Износ поверхности под втулки оси коромысла допускается до диаметра 28,05 мм.

Номинальное усилие при сжатии распорной пружины коромысел до высоты 91 ± 2,5 мм должно быть равно 35 ± 5,5 Н (3,5 ± 0,55 кгс), допустимое — 25 Н (2,5 кгс). Штанга толкателя не должна иметь изгиб более 0,5 мм. Общая длина ее не должна быть менее 342 мм.

Износ торцевой поверхности толкателя от кулачка распределительного вала допускается на глубину не более 0,05 мм. При ремонте ее шлифованием уменьшение высоты толкателя допускается до 67,30 мм.

Регулировка зазоров в клапанах СМД-60, СМД-62 трактора Т-150

Для регулировки клапанов двигателя СМД-60, 62 трактора Т-150 проводим следующие действия:

- Зазор между бойком коромысла и торцом клапана устанавливается по щупу. Величина зазора на непрогретом двигателе для всех клапанов находится в пределах 0,48...0,50 мм. Регулировка происходит одновременно в двух противоположных цилиндрах 1...4; 2...5; 3...6.

- Устанавливают поршень цилиндра в ВМТ на ходе сжатия. Вращая коленчатый вал при снятых колпаках головок цилиндров, наблюдают за движением клапанов первого цилиндра. После того как выпускной клапан, а затем впускной откроются, нажимают на указатель ВМТ, который находится с правой стороны на картере маховика.

- Коленчатый вал продолжают вращать до тех пор, пока стержень указателя не попадет в лунку на маховике. Устанавливают стрелку под болт на картере маховика (при снятом лючке) и совмещают ее конец с риской на маховике, обозначенной «ВМТ».

- Продолжают проворачивать коленчатый вал дизеля СМД-60, 62 по часовой стрелке примерно на 45° до совмещения стрелки с риской на маховике, обозначенной цифрами «1» и «4». При помощи щупа проверяют зазор между бойками коромысел и торцом клапанов первого и четвертого цилиндров.

- Ослабляют затяжку контргайки ключом и отверткой устанавливают регулировочный винт в положение необходимой величины зазора, при этом щуп должен плотно входить в зазор. Затянув контргайки, проверяют плавность вращения штанги и щупом проверяют величину зазора.

- Проворачивают коленчатый вал на 240 градусов в том же направлении до совмещения конца стрелки с риской на маховике, отмеченной цифрами «2» и «5», и регулируют зазоры в клапанах второго и пятого цилиндров.

- Провернув коленчатый вал до совмещения стрелки с риской на маховике, обозначенной цифрами «3» и «6», регулируют зазоры в клапанах третьего и шестого цилиндров.

- Закончив регулировку зазоров в клапанах, устанавливают на место колпаки. Во избежание появления течи из-под колпака проверяют, правильно ли установлена резиновая прокладка.

 

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________