________________________________________________________________________
Система питания двигателя Д-260
Система питания дизельного двигателя Д-260, в
соответствии с рис.1, состоит из топливного насоса, форсунок,
трубопроводов низкого и высокого давления, воздухоочистителя,
впускного и выпускного коллекторов, турбокомпрессора, топливных
фильтров грубой и тонкой очистки, а также топливного бака,
устанавливаемого на тракторе МТЗ-1221.
Рис.1- Схема системы питания дизеля Д-260
1 - топливный бак; 2 - трубка топливная от топливного бака; 3 -
фильтр грубой очистки топлива; 4 - трубка топливная от фильтра
грубой очистки топлива; 5 - топливный насос; 6 - пробка спуска
воздуха из головки топливного насоса; 7 - трубка отвода топлива в
топливный бак; 8 - трубка подвода топлива от подкачивающего насоса к
фильтру тонкой очистки топлива;
9 - пробка слива отстоя; 10 - фильтр топливный тонкой очистки; 11 -
трубка отвода топлива от фильтра тонкой очистки в полость низкого
давления насоса; 12 - трубка топливная высокого давления; 13 -
пневмокорректор; 14 - трубка подвода воздуха от впускного тракта
после турбокомпрессора к пневмокорректору; 15 - впускной коллектор;
16 - трубка подвода дренажного топлива во впускной коллектор; 17 -
трубопровод от форсунок в бак; 18 - топливопровод дренажный; 19 -
форсунка; 20 -головка цилиндров; 21 – электрический датчик
засоренности воздухоочистителя; 22 - турбокомпрессор; 23 -
воздухоочиститель; 24 - глушитель; 25 - фильтр грубой очистки
воздуха (моноциклон); 26 - пробка спуска воздуха из фильтра
топливного тонкой очистки.
Топливный насос ТНВД Д-260
На дизели Д-260 устанавливается рядный топливный насос высокого
давления ТНВД 363.1111005-40 производства ОАО «ЯЗДА» г. Ярославль.
Топливный насос высокого давления ТНВД-363 двигателя Д-260 имеет
шесть секций и предназначен для подачи в цилиндры дизеля в
определенные моменты времени строго дозированных порций топлива под
высоким давлением.
ТНВД 363 двигателя Д-260 тракторов МТЗ-1221 приводится в действие от
коленчатого вала через распределительные шестерни дизеля и полумуфту
привода, установленную на кулачковом валу. При установке топливного
насоса на дизель необходимо в соответствии с рисунком 2 установить
полумуфту привода 5 в расточки шестерни привода топливного насоса 6,
установить шайбы с гайками 2 и затянуть гайки моментом 70...80 Нм.
Рис.2 - Привод топливного насоса ТНВД Д-260
1 – крышка люка; 2 – гайка; 3 – шпилька; 4 – гайка специальная; 5 –
полумуфта привода; 6 – шестерня привода топливного насоса
Проверить установочный угол опережения впрыска топлива и при
необходимости произвести регулировку.
Топливный насос высокого давления ТНВД 363 (рисунок 3) имеет два
рычага:
- рычаг управления 29, с упором максимального и минимального
холостого хода;
- рычаг останова 22, отключающий подачу топлива в крайнем положении
(при вращении по часовой стрелке).
С ТНВД Д-260 в одном агрегате объединены топливоподкачивающий насос
16 и регулятор частоты вращения с корректором по наддуву
30.Топливоподкачивающий насос установлен на корпусе насоса высокого
давления, предназначен для подачи топлива из топливного бака к
топливному насосу и приводится в действие эксцентриком кулачкового
вала.
Рис.3 – Топливный насос высокого давления ТНВД-363 двигателя Д-260
1 –секция топливного насоса; 2 – табличка; 3 – прокладка фланца; 4 –
фланец; 5 - крышка подшипника; 6 - шпонка; 7 - полумуфта привода; 8
– гайка крепления полумуфты; 9 – кулачковый вал; 10 – манжета крышки
подшипника; 11 – прокладка крышки подшипника; 12 – подшипник; 13 –
направляющий штифт толкателя; 14 – толкатель; 15 – корпус топливного
насоса; 16 – топливоподкачивающий насос; 17 – шпилька кронштейна
поддержки ТНВД; 18 – регулировочные прокладки; 19 – кольцо
подшипника; 20 – болт; 21 – кронштейн; 22 – рычаг останова; 23 –
болт; 24 – корпус регулятора; 25 – крышка регулятора; 26 – крышка
смотрового люка; 27 – болт регулировки минимальной частоты вращения;
28 – болт регулировки максимальной частоты вращения; 29 – рычаг
управления; 30 – корректор по наддуву; 31 – шпилька; 32 – гайка; 33
– шайба; 34 – перепускной клапан. 52-пробка; 62- пробка
Для удаления воздуха из системы питания на топливоподкачивающем
насосе Д-260 установлен насос ручной прокачки поршневого типа. Для
обеспечения надежного запуска двигателя в регуляторе предусмотрено
пусковое устройство, которое обеспечивает увеличенную подачу топлива
во время пуска двигателя. В головке топливного насоса установлен
перепускной клапан 34, который служит для создания необходимого
давления (0,12…0,19 МПа) в каналах низкого давления ТНВД-363.
Избыточное топливо, подаваемое топливоподкачивающим насосом, через
перепускной клапан поступает на слив в бак. При неработающем
двигателе перепускной клапан обеспечивает герметичность полости
низкого давления ТНВД, что является необходимым условием для
надежного пуска двигателя.
Детали топливного насоса смазываются маслом от системы смазки
дизеля.
Форсунка Д-260 - Для впрыскивания топлива в цилиндры дизеля
применяется форсунка с пятидырчатым распылителем закрытого типа. Она
обеспечивает необходимый равномерный распыл топлива под большим
давлением. С целью повышения надежности распылителя и стабильности
его пара-метров на дизеле под форсунку установлена прокладка-экран.
Прокладка-экран состоит из стальной обоймы и прокладки из
фторопласта. Фторопластовая прокладка разрезная с Г-образным
сечением.
Фильтр грубой очистки топлива двигателя Д-260 трактора МТЗ-1221 -
Для предварительной очистки топлива от механических примесей и воды
служит фильтр грубой очистки. Он состоит из корпуса, рассеивателя,
отражателя с сеткой, стакана с успокоителем.
Фильтр тонкой очистки топлива служит для окончательной очистки
топлива и имеет сменный бумажный элемент. Топливо, проходя сквозь
шторы бумажного фильтрующего элемента, очищается от механических
примесей. В нижней части корпуса фильтра находится отверстие с
пробкой для слива отстоя. Для удаления воздуха из системы питания на
крышке фильтра расположена специальная пробка.
Для очистки всасываемого в цилиндры воздуха служит воздухоочиститель
двигателя Д-260 ММЗ сухого типа с применением в качестве
фильтрующего элемента бумажных фильтр-патронов, изготовленных из
специального высокопористого картона. Воздухоочиститель имеет три
ступени очистки. Первой ступенью очистки служит моноциклон, второй и
третьей - основной и контрольный бумажные фильтр-патроны.
Воздух под действием разрежения, создаваемого турбокомпрессором
дизеля Д-260, проходя через воздухоочиститель, очищается от пыли и
поступает в нагнетательную часть турбокомпрессора, откуда под
давлением подается в цилиндры дизеля. Для контроля за степенью
засоренности фильтр-патронов и определения необходимости проведения
технического обслуживания воздухоочистителя на впусном тракте дизеля
должен быть установлен датчик сигнализатора засоренности воздушного
фильтра. Воздухоочиститель и датчик сигнализатора засоренности
устанавливает потребитель.
Турбокомпрессор двигателя Д-260
На дизеле Д-260 тракторов МТЗ-1221 установлен турбокомпрессор,
использующий энергию отработавших газов для наддува воздуха в
цилиндры дизеля. Принцип работы турбокомпрессора заключается в том,
что отработавшие газы из цилиндров дизеля под давлением поступают
через выпускной коллектор в улиточные каналы турбины. Расширяясь,
газы вращают колесо турбины с валом, на другом конце которого колесо
турбокомпрессора через воздухоочиститель всасывает воздух и подает
под давлением в цилиндры дизеля.
Турбокомпрессор Д-260 выполнен по схеме (рис.4): радиальная
центростремительная турбина и центробежный одноступенчатый
компрессор при консольном расположении колес относительно опор.
Рис.4 - Турбокомпрессор Д-260
1 - колесо турбины с валом; 2 - корпус турбины; 3 - подшипник; 4 -
маслоотражатель; 5-кольцо эксцентрическое; 6 - колесо компрессора; 7
- гайка специальная; 8, 15 –уплотнительные кольца; 9 - диффузор; 10
- крышка; 11 - корпус компрессора; 12 –упорный подшипник; 13 –
втулка распорная; 14 - корпус подшипников.
Частота вращения вала турбокомпрессора Д-260, подача и давление
нагнетаемого воздуха зависят от режима работы дизеля. Корпус турбины
2 турбокомпрессора отлит из высокопрочного чугуна. Проточная часть
турбины для прохода отработавших газов образована корпусом и колесом
турбины. Корпус компрессора 11 отлит из алюминиевого сплава, его
проточная часть образована корпусом и колесом компрессора. Корпуса
турбины и компрессора крепятся к корпусу подшипников 14, отлитому из
высокопрочного чугуна.
Колесо турбины 1 турбокомпрессора двигателя Д-260 отлито из
жаропрочного сплава и приварено к валу. Колесо компрессора 6 отлито
из алюминиевого сплава и крепится на валу специальной гайкой. Вал
вращается в радиальном подшипнике, выполненном в виде плавающей
невращающейся моновтулки 3. Моновтулка фиксируется в корпусе
подшипников фиксатором. Осевое перемещение вала воспринимает упорный
подшипник 12.
Подшипники турбокомпрессора Д-260, которые устанавливаются на
тракторы МТЗ-1221, смазываются и охлаждаются маслом, поступающим по
трубопроводу от масляного фильтра. Как в радиальном, так и в упорном
подшипниках дополнительно осуществляется центробежная очистка масла.
Из турбокомпрессора масло сливается в картер дизеля. Со стороны
компрессора и турбины установлены газомасляные уплотнения, в
качестве которых используются пружинные уплотнительные кольца 8 и
15, установленные в канавках вала. Со стороны компрессора для
повышения эффективности установлен маслоотражатель, а со стороны
турбины – экран.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________