________________________________________________________________________
Ремонт уравновешивающего механизма дизеля Д-160
Основными неисправностями уравновешивающего механизма дизельного
двигателя Д-160 трактора Т-130 являются износы зубчатых венцов
шестерен, поломки их зубьев, износы противовесов и подшипников.
Снятие и разборка уравновешивающего механизма
двигателя Д-160
Снимают нижний картер или его переднюю часть. Отсоединяют муфту привода
масляного насоса. Отсоединяют трубку подвода смазочного масла.
Отгибают стопорные шайбы и вывертывают болты крепления уравновешивающего
механизма к блоку дизеля. Снимают механизм.
Если под лапами крепления стояли регулировочные прокладки, наносят
соответствующие метки, чтобы при сборке установить прокладки в прежнем
числе и положении.
Рис. 13. Уравновешивающий механизм дизеля Д-160
Устанавливают механизм на стенд для разборки. Срезают расклепанный конец
стопорного штифта на кольце 7 (рис. 13), выбивают штифт и свертывают кольцо с
валика 5.
Вынимают валик вместе с шестерней 5 из втулок 6 корпуса 11. Срезают расклепанный
конец штифта 4 и выбивают его, снимают шестерню 5 с валика.
Расстопоривают и отвертывают болты и снимают упорную шайбу 3.
Снимают съемником шестерню 2 с ведущего противовеса 9. При необходимости замены
выпрессовывают штифты 12.
Устанавливают уравновешивающий механизм Т-130 привалочной плоскостью вниз.
Расстопоривают и отвертывают гайки со шпилек и снимают поддон 13
со штифтов корпуса 11.
Корпус и поддон нельзя раскомплектовывать, так как отверстия под втулки
противовесов расточены в этих деталях в сборе. Вынимают противовесы 9 и 10 с
втулками 1. Снимают втулки с противовесов.
Рис.14. Установка противовесов и шестерни привода Д-160 трактора
Т-130
Зачищают раскерненные места, выбивают штифты 1 (рис. 14) и выпрессовывают две
втулки 6. Вывертывают пробки 5, 10 (шесть штук) и промывают дизельным топливом
каналы для подвода смазочного масла.
Ремонт корпуса уравновешивающего механизма
дизеля Д-160
Корпус уравновешивающего механизма изготовлен из чугуна СЧ 20. Корпус
выбраковывают, если он имеет трещины, проходящие через посадочные отверстия
втулок или обломы и трещины фланцев, захватывающие два и более отверстий под
болты.
Другие трещины засверливают по концам, зачищают, разделывают и заваривают.
Допускается заделка трещин в стенках корпуса эпоксидным составом.
При износе поверхностей отверстий под втулки противовесов их восстанавливают
методом железнения или растачивают на ремонтный размер и устанавливают в них
специально изготовленные втулки.
Внутреннюю поверхность втулок развертывают в сборе с корпусом под новый
промежуточный валик на диаметр 27 + 0,105, а противовесы на 55+0,03 мм.
Несоосность отверстий втулок отремонтированного корпуса должна быть не более
0,05 мм для втулок промежуточного валика и 0,04 мм для втулок противовесов.
Сборка и установка уравновешивающего
механизма Т-130
При сборке уравновешивающего механизма не допускается: а) раскомплектовка втулок
с корпусом и их перестановка местами; б) раскомплектовка корпуса и поддона, так
как растачивание отверстий под втулки противовесов производится в этих деталях
совместно. Осевой зазор противовесов должен быть 0,10 ... 0,70 мм.
Запрессовывают в корпус 11 (см. рис. 13) два штифта 12 и два штифта в отверстия
на плоскости прилегания поддона, так чтобы они выступали над плоскостями корпуса
на (11 ± 1) мм.
Запрессовывают в корпус втулки 6 (см. рис. 14), совместив их отверстия с
отверстиями в корпусе 11. Через отверстия в корпусе запрессовывают во
втулки стопорные штифты 1 и раскернивают торцовую поверхность отверстия в
четырех точках по окружности.
Штифты должны утопать относительно внутренней поверхности втулки не более 1,5
мм.
Устанавливают корпус 11 привалочной плоскостью вниз. Надевают на противовесы
втулки и устанавливают их в корпус, так чтобы метки С на зубе и на
впадине зубчатых венцов противовесов совпадали.
Лыски на буртах втулок должны сопрягаться с фрезерованными плоскостями корпуса
уравновешивающего механизма.
Втулки устанавливают на прежние места, руководствуясь цифровыми метками.
Устанавливают поддон 14 на шпильки и штифты 9 корпуса 11, навертывают гайки на
шпильки, подложив стопорные шайбы.
Проверяют после затяжки гаек свободу вращения противовесов и боковой зазор между
зубьями, который должен быть для новой пары противовесов 0,08 .. 0,35 мм.
Проверяют осевой люфт противовесов (0,1 ... 0,7 мм), отгибают усики стопорных
шайб на грани гаек и корпуса. Запрессовывают в шпоночный паз
ведущего противовеса 9 (см. рис. 13) шпонку и насаживают шестерню 2, закрепляют
ее болтами с упорной шайбой, которые стопорят проволокой.
Проверяют совпадение рисок Г на шестерне 2 и поддоне 14 (рис. 14) при
совмещенных метках С на зубчатых венцах противовесов.
Запрессовывают в шпоночный паз валика 8 шпонку 12 и напрессовывают шестерню.
Просверливают отверстие диаметром 5+0,16 мм в ступице шестерни на расстоянии (8
± 0,5) мм от торца ступицы, забивают штифт 4 и расклепывают его с двух сторон.
Устанавливают валик 8 (см. рис. 1) во втулки 6, вводят шестерню 5 в зацепление с
шестерней 2 и продвигают валик до упора в корпус. Навертывают на
валик кольцо 7 шлифованной стороной к втулке, и вращением кольца регулируют
осевой люфт валика в пределах 0,05 ... 0,2 мм.
Просверливают сквозное отверстие диаметром 5+0,6 мм, через кольцо и валик
забивают штифт 3 (см. рис. 2) и расклепывают его с обеих сторон.
Ввертывают в резьбовые отверстия механизма шесть пробок 5 и 10, если их
вывертывали при разборке.
Если используется валик, бывший в эксплуатации, осевой люфт регулируют
навертыванием кольца 7 на валике 8 и сверлят новое отверстие под стопорный
штифт.
После сборки уравновешивающий механизм Д-160 должен быть обкатан в
течение 5 мин по режиму: при 400 об/мин промежуточного валика — в
течение 2 мин, при 1200 об/мин — 3 мин.
Устанавливают поршни 1—4-го цилиндров или 2—3-го цилиндров в ВМТ; метки 1—4 или
2—3 на маховике должны совпадать с острием указателя.
Протирают привалочные плоскости блока и уравновешивающего механизма Т-130. Совмещают риски на зубчатом венце шестерни ведущего
противовеса с риской на поддоне уравновешивающего механизма и в этом положении
устанавливают уравновешивающий механизм на блок двигателя, введя в зацепление
шестерни.
Закрепляют механизм болтами со стопорными шайбами, концы которых отгибают на
грани болтов. Момент затяжки болтов 157 ... 196 Нм.
Проверяют боковой зазор между зубьями шестерни привода уравновешивающего
механизма и промежуточной шестерни; зазор должен быть 0,08 ... 0,40 мм.
Проверку производят в трех местах по окружности зубчатого венца с помощью
приспособления с индикатором, покачивая шестерню привода механизма
в пределах зазора в зубьях или с помощью свинцовой проволоки толщиной 0,6 ...
0,8 мм.
Под лапы уравновешивающего механизма допускается подкладывать стальные
регулировочные прокладки общей толщиной не более 0,3 мм.
Подсоединяют трубку подвода смазывающего масла, подложив под штуцер медные
кольца. Устанавливают нижний картер или его переднюю часть.
Технические требования деталей
уравновешивающего механизма двигателя Д-160 трактора (бульдозера) Т-130
Втулка противовесов
Наружный диаметр втулки 65+0,050мм; внутренний диаметр 55+0,030 мм.
Втулка 51-66-ЗРП ремонтного размера имеет уменьшенный внутренний диаметр
54,3+0,06 мм.
Втулка промежуточного валика
Наружный диаметр втулки равен 36+0,11 мм; внутренний диаметр 27+0,105 мм.
Втулка 51-66-19РП ремонтного размера имеет уменьшенный внутренний диаметр
26,З+0,045мм.
Противовесы
Диаметр опорных шеек противовесов 55-0,110 мм.
Средняя длина общей нормали зубьев противовесов 52,13-0,111 мм, допустимая
средняя длина общей нормали — 51,6 мм.
Осевой люфт противовесов 0,10...0,70 мм.
Корпус в сборе
Внутреннюю поверхность втулок разверните совместно в сборе с корпусом: под новый
промежуточный валик на диаметр 27+0,105 мм; под противовесы 55+0,030 мм.
Несоосность втулок отремонтированного или нового корпуса должна быть не более
0,05 мм для втулок промежуточного валика и не более 0,04 мм для втулок
противовесов. Раскомплектование втулок с корпусом и их перестановка не
допускается.
Не допускается разукомплектовка корпуса и поддона, так как расточка отверстий
под втулку противовесов производится в этих деталях совместно.
Механизм в сборе
Зазор в сопряжении втулка — промежуточный валик 0,053...0,112 мм. Допустимый
зазор 0,19 мм, предельный 0,25 мм.
Зазор в сопряжении втулка — противовес 0,110...0,170 мм. Допустимый зазор 0,26
мм, предельный 0,35 мм. После сборки уравновешивающий механизм должен быть
обкатан в течение 5 мин по следующему режиму: при 400 мин-1 промежуточного
валика — 2 мин, при 1200 мин-1 3 мин. Удары, стуки и повышенный шум при этом не
допускаются. При обкатке применяйте моторное или дизельное масло.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________