Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Устройство, запчасти и комплектующие.

________________________________________________________________________

ТНВД дизельного двигателя Д-160

Неисправностями топливного насоса ТНВД дизельного двигателя Д-160 трактора Т-130, вызывающими необходимость его ремонта, являются:

- снижение подачи топлива насосом вследствие износа его плунжерных пар, вызывающее снижение мощности двигателя и затрудненный его запуск;

- разрегулировка насоса по величине подачи и углу опережения впрыска топлива в результате износа деталей кулачкового механизма и привода плунжеров;

- разрегулировка регулятора в связи с износом его деталей.

Неисправностями ТНВД Д-160, при наличии которых насос подлежит замене, являются:

- снижение подачи топлива, обусловленное износом плунжерной пары, и падение мощности двигателя, увеличение удельного расхода топлива более 5 %;

- трещины в корпусе насоса;

- заедание рейки;

- течи топлива в секциях насоса, течи смазочного масла;

- посторонний стук деталей кулачкового механизма и регулятора;

- колебание рейки топливного насоса, приводящее к неустойчивой работе двигателя;

- наличие брызг топлива в зоне пружины клапана.

Снятие и разборка топливного насоса высокого давления ТНВД Д-160

Для проверки состояния топливного насоса дизельного двигателя Д-160 его снимают вместе с регулятором и топливным фильтром. Предварительно снимают крышу капота.

Очищают от пыли и грязи ТНВД Т-130 с регулятором и фильтр тонкой очистки топлива, топливоподкачивающий насос и работомер. Снимают гидронасос. Закрывают проходной кран топливного бака. Вывертывают пробку и сливают топливо из топливного фильтра.

Отсоединяют топливопроводы высокого давления от секций топливного насоса, трубку подвода топлива к топливоподкачивающему насосу, сливные трубки от фильтра тонкой очистки топлива, топливного и топливоподкачивающего насосов, трубку указателя давления топлива, тягу от рычага регулятора и ее пружину.

Закрывают отверстия у отсоединенных трубок и открытых штуцеров предохранительными пробками и гайками-колпачками.

Захватывают приспособлением топливный насос с регулятором и присоединяют к подъемнику.

Масса ТНВД Д-160 в сборе с регулятором и фильтром 86 кг. Отвертывают болты крепления корпуса регулятора к блоку дизеля и к кожуху шестерен распределения.

Подтянув топливный насос на себя, снимают корпус регулятора с установочных штифтов блока, а затем, передвинув насос влево, выводят шестерню привода регулятора из кожуха шестерен распределения.

При устранении неисправностей только в самом насосе (поломка пружины толкателя и др.) он может быть снят без регулятора.

Для этого снимают боковую крышку корпуса регулятора и отсоединяют от тяги рейки насоса тягу, соединяющую ее с двуплечим рычагом регулятора. Затем отвертывают гайки со шпилек крепления насоса и снимают его.



Рис.19. Топливный насос высокого давления ТНВД дизеля Д-160 трактора Т-130

При разборке ТНВД отвертывают болты крепления и снимают крышку 19 (рис. 19) бокового люка с прокладкой. Снимают секции16 насоса. Закрывают отверстия топливоподводящих трубок 15 деревянными пробками. Отвертывают болты крепления крышки корректора и снимают ее вместе с прокладкой.



Рис.20. Тяга рейки топливного насоса Д-160

Вынимают упорное кольцо 3 тяги рейки (рис. 20), для чего снимают проволочное кольцо 2 и вынимают стопорный штифт 1 из отверстий кольца и тяги. Вынимают тягу 4 (см. рис. 19) рейки из корпуса насоса. В случае необходимости свертывают с тяги контргайку 3, вынимают стопорный угольник 6 и свертывают муфту 5.



Рис.21. Корректор цикловой подачи топлива ТНВД Д-160

Отгибают края замковой пластины 1 (рис. 21) с граней болтов крепления деталей корректора цикловой подачи топлива, вывертывают болты и снимают детали 2, 8 и 9 корректора вместе с установочным штифтом 7.

Свертывают со шпильки гайку крепления прижима заглушки 13 (см. рис. 19) ТНВД 51-67-9сп и снимают вместе с уплотнительным резиновым кольцом 14. Для снятия заглушки в ней имеется резьбовое отверстие М8.

Вывертывают из нижней крышки 22 блока переходный штуцер сливной трубки. Отвертывают болты крепления нижней крышки и снимают ее вместе с прокладкой.

Ослабляют затяжку контргаек 10 регулировочных хвостовиков 12 толкателей, вывертывают хвостовики вместе с контргайками и снимают тарелки 11.

Свертывают со шпилек крепления подшипника 28 гайки и снимают крышку 30 подшипника с прокладкой. Вынимают кулачковый валик 26 вместе с подшипником 28 и прокладкой, поворачивая его так, чтобы затылки кулачков становились против толкателей, утопив их в гнездах корпуса насоса.

Чтобы утопить толкатели в гнездах насоса, применяют болты с резьбой М10Х1 и шайбы. Надевают на болт А шайбу Б и ввертывают болт в резьбовое отверстие толкателя 5. Завинчивая болт, утапливают толкатели до такого положения, когда можно свободно вынуть кулачковый валик.

Необходимо удерживать толкатели, чтобы они не выскочили под действием пружины.

Вынимают толкатели 9 (см. рис. 19) вместе с пружинами 7 из гнезд блока насоса. Отгибают края замковой пластины 1 с граней болтов 2 крепления упорной шайбы 29 кулачкового валика. Вывертывают болты и снимают упорную шайбу с замковой пластиной. Снимают с шейки валика подшипник 28.

Выпрессовывают направляющие пальцы 23 толкателей из корпуса насоса. Для съемника в пальцах имеется резьба М8. Вывертывают при необходимости шпильки крепления подшипника 28 и шпильку крепления заглушки 13.



Рис.22. Блок ТНВД Т-130

Выпрессовывают с помощью ступенчатой оправки из блока 7 (рис. 22) втулки 6 тяги рейки, переднюю втулку 8 кулачкового валика и втулку 2 (рис. 23) из корпуса заднего подшипника 1.



Рис.23. Задний подшипник кулачкового валика

Штифты и топливоподводящие трубки выпрессовывают при необходимости их замены. Устанавливают толкатели лысками подставку с отверстием и с помощью оправки выпрессовывают оси 27 (см. рис. 19) из роликов 25. Вынимают резиновое кольцо из выточки в торце толкателя 9.

Секция ТНВД 51-67-9сп

Секция топливного насоса дизельного двигателя Д-160 трактора (бульдозера) Т-130 подлежит замене при пусковой подаче топлива меньше 250 мм3 за цикл. Секция может быть снята без снятия топливного насоса.

Для этого отсоединяют топливопро­воды высокого давления от секций и закрывают отверстия в топливо­проводах и секциях предохранительными пробками и гайками-колпачками. Снимают крышку смотрового люка насоса.

Отвертывают болт, снимают поводок, соединяющий рейку с тягой насоса. Отвертывают болты и удаляют планки, удерживающие рейку в пазах блока насоса.

Затем вынимают рейку из корпуса насоса. Отвертывают болты и удаляют прижимные угольники, крепящие секцию к блоку насоса.

Приподнимают секцию вверх и снимают ее с установочных штифтов. Пальцем через смотровой люк удерживают плунжер от выпадения из гильзы и передвигают секцию в сторону, так чтобы конец плунжера вышел из паза регулировочного винта толкателя.



Рис.24. Секция топливного насоса Д-160

Вынимают секцию и глушат отверстие подвода топлива предохранительной пробкой. Вставляют в отверстие трубки в блоке насоса деревянные пробки, закрепляют колпачком 1 (рис. 24) со скобой секцию снизу.

Разборка секции ТНВД Т-130

Очищают секцию и промывают снаружи, а затем насухо вытирают. Снимают с секции защитные детали 4, 5 и Р, закрывающие топливные каналы, и колпачок 1 со скобой, закрывающий секцию снизу.

Вынимают из гильзы 18 плунжер 6 с зубчатым сектором. Вывертывают винт 3 крепления зубчатого сектора 2 на плунжере. Вставляют отвертку в прорезь сектора 2, слегка разводят его и снимают с пояска плунжера 6.

Зажимают корпус 16 секции, так чтобы штуцер 12 оказался сверху. Снимают со штуцера стопорное кольцо 11 с обоймой.

Вынимают из корпуса штифт 8 стопорного кольца. Вывертывают из корпуса штуцер 12, на который навертывают защитный колпачок. Снимают пружину 10.

Вынимают гнездо 14 обратного клапана вместе с клапаном 13 и уплотнительным кольцом 15 . Клапан 13 вместе с гнездом укладывают в ванну для мойки прецизионных деталей.

Вывертывают отверткой стопорный винт 17 и удаляют его вместе с прокладкой. Вывертывают продувочную иглу 7 из корпуса секции. Вынимают гильзу 18 и кладут в ванну для мойки прецизионных деталей.

Регулятор ТНВД Д-160

Снимают топливный насос высокого давления 51-67-9сп дизельного двигателя Д-160 с регулятором и сливают топливо из фильтра тонкой очистки. Отсоединяют тягу рейки насоса от тяги 4 (рис. 25) регулятора. Снимают топливный насос, топливный фильтр, топливоподкачивающий насос и работомер.



Рис.25. Регулятор ТНВД Д-160

Снимают с втулки корпуса регулятора резиновое уплотнительное кольцо. Снимают боковые крышки с прокладками с люков корпуса. Отсоединяют тягу 4 от двуплечего рычага. Снимают сливную горловину с прокладкой. Отвертывают болты крепления крышки люка регулировки минимальной и
максимальной частот вращения и снимают ее вместе с прокладкой.

Отвертывают болты крепления верхней крышки 16 корпуса регулятора и снимают ее вместе с прокладкой. Снимают стопорную муфту 10 с головки болта 9 упора 5 минимальной частоты вращения. Вывертывают болт из упора и вынимают его вместе с пружиной 7 и шайбой.

Сжимают пружину 12 болта 13 упора 25 максимальной частоты вращения до выхода штифта из колпачка и вынимают штифт. Снимают стопорную муфту с головки болта 13, вывертывают болт из упора 25 и вынимают его и колпачок с пружиной 12.

Отвертывают гайку стопорного болта наружного рычага и сбивают рычаг с нижнего валика 24.

Вынимают из паза нижнего валика сегментную шпонку. Вынимают из корпуса регулятора рычаги 14, 20 и 2 в сборе с пружиной 8 регулятора.

Вынимают упоры максимальной 25 и минимальной 5 частот вращения. Снимают с вертикального валика 15 регулятора муфту 19. Отгибают концы замковых шайб с граней болтов крепления корпуса шарикоподшипника.

Вывертывают болты и вынимают из корпуса валик 15 регулятора в сборе с грузами и конической шестерней. Удаляют регулировочные прокладки 23, связывают их в пакет, чтобы установить при сборке.



Рис. 26. Пружина регулятора ТНВД Т-130 с рычагами

Отсоединяют рычаги 1, 8 к 10 (рис. 26) от пружины регулятора 6, расшплинтовав и выбив соединительные пальцы.



Рис.27. Валик регулятора с грузами

Отсоединяют грузы 6 (рис. 27). Отсоединяют сухарики 8 от грузов регулятора. Вынимают шплинт 17 и отвертывают корончатую гайку. Снимают съемником коническую шестерню 2. Снимают корпус 15, шарикоподшипник 4 и упорный фланец 5.



Рис.28. Валик привода к насосу Д-160 и регулятору

Отгибают концы замковых шайб 8 (рис. 28) с граней болтов крепления подшипника валика 1 привода насоса и регулятора. Вывертывают болты и вынимают валик за шестерню вместе с подшипником из корпуса регулятора.

Отгибают стопорную пластину 11 с грани гайки 10 крепления шестерни 12 привода и отвертывают гайку. Снимают с помощью съемника шестерню с валика.

Отгибают концы стопорных шайб 8 с граней болтов крепления упорных плит 6, вывертывают болты и удаляют дистанционные втулки 7, упорную плиту 6, упорную шайбу 13 и вторую упорную плиту и регулировочные прокладки.

Связывают прокладки в пакет, чтобы установить их на прежнее место при сборке.



Рис.29. Корпус регулятора ТНВД 51-67-9сп

Вынимают призматическую шпонку 9 из паза валика. Устанавливают валик 1 на пресс и выпрессовывают его из конической шестерни 5. Выпрессовывают с помощью оправки игольчатые подшипники 14 (рис. 29) из корпуса регулятора (задний игольчатый подшипник выпрессовывают внутрь корпуса, чтобы не выбивать заглушку 13).

Выпрессовку сальника 12, снятие трубки 7 подвода масла, штифтов и втулок выполняют только при необходимости их замены или ремонта.

Вынимают плунжер 6 (см. рис. 25) из гильзы 18. Вставляют отвертку в прорезь зубчатого сектора 2 и, слегка разведя его, надевают сектор на поясок плунжера, так чтобы торец сектора с риской был обращен к верхнему торцу плунжера.

Зубчатый сектор устанавливают на плунжер так, чтобы метка плунжера находилась примерно на середине между резьбовым отверстием и крайним зубом сектора. Смазывают маслом резьбу винта 3 и ввертывают его в сектор до упора.

Протирают льняной салфеткой верхний торец гильзы 18 и торец в корпусе 16 секции и вкладывают гильзу в корпус, так чтобы паз на головке гильзы находился против отверстия под стопорный винт 17.

Надевают на винт 17 прокладку и туго завертывают его в корпус секции. Хвостовик винта должен войти в паз гильзы. После полной затяжки винта гильза плунжера должна иметь продольный люфт, определяемый на ощупь.

Надевают на гнездо 14 клапана уплотнительное кольцо 15 и вкладывают его вместе с клапаном 13 в корпус секции. Осаживают уплотнительное кольцо оправкой до упора в бурт гнезда.

Надевают пружину 10 на хвостовик обратного клапана и завертывают штуцер 12 специальным ключом в корпус секции до упора. Навертывают на конец штуцера защитный колпачок 9.

Вставляют снизу в гильзу 18 плунжер 6 и затягивают штуцер секции, окончательно проверяя одновременно легкость перемещения плунжера в гильзе.

Запрессовывают штифт 8 в отверстие на верхней плоскости корпуса секции. Напрессовывают на штуцер секции стопорное кольцо 11, так чтобы штифт 8 вошел в какой-либо паз на наружной поверхности кольца. Завертывают в резьбовое отверстие на верхней плоскости секции продувочную иглу 7.

Вставляют в отверстие подвода топлива секции пробку 4 с резиновым кольцом 5. Снизу секцию закрывают защитным колпачком со скобой. На площадке корпуса секции, ниже стопорного винта гильзы выбивают цифру, обозначающую номер группы плотности плунжерной пары.

Перед установкой секции протирают чистой салфеткой и осматривают плоскости прилегания секции к корпусу топливного насоса.

Удаляют защитную пробку из топливоподводящей трубки блока насоса, снимают с секции защитный колпачок 1 (см. рис. 25) со скобой и вынимают из отверстия для подвода топлива пробку 4 с уплотнительным резиновым кольцом 5. Надевают кольцо на трубку подвода топлива в корпусе насоса.

Снимают рейку топливного насоса ТНВД дизельного двигателя Д-160 трактора (бульдозера) Т-130. Опускают секцию вместе с плунжером в корпус насоса, поддерживая пальцем плунжер от выпадания из гильзы. Заводят конец плунжера в паз регулировочного хвостовика толкателя и сажают секцию на штифты.

После установки всех четырех секций закрепляют их на корпусе топливного насоса прижимными угольниками и болтами с пружинными шайбами. Зазор между плоскостями корпусов секции и насоса не допускается.

Повертывают зубчатые секторы вместе с плунжерами, так чтобы зуб на каждом секторе был обращен в сторону рейки насоса. Вставляют рейку, совмещая зубья с меткой каждого сектора с риской на впадинах зубьев рейки, и вводят ее в зацепление с секторами.

Для облегчения правильного зацепления рейки с секторами предварительно совмещают метки на зубьях секторов крайних секций с рисками на приливах корпуса ТНВД Д-160.

При вводе рейки на место необходимо, чтобы крайние риски на рейке совпадали с рисками на приливах корпуса насоса. При этом меченые зубья крайних секторов должны войти в зацепление с мечеными впадинами зубьев рейки, а секторы остальных двух средних секций можно установить после ввода рейки на место.

Проверяют легкость перемещения рейки и убеждаются в совпадении меток на рейках и зубьях секторов. Ставят на место планки крепления рейки и закрепляют их болтами с пружинными шайбами.

Проверяют боковой зазор в сцепленных зубьях секторов и рейки путем прижатия рейки до упора в зубчатые секторы и замера зазора между плоскостями планок и рейки.

Этот зазор допускается не более 0,25 мм. Проверку зазоров производят отдельно для I, IV и для II,III секций. Ставят на рейку и закрепляют призонным болтом с пружинной шайбой поводок, соединяющий рейку с тягой.

Вторично проверяют легкость перемещения рейки за тягу из одного крайнего положения в другое. При этом допускается усилие не более 5 Н. Устанавливают на место крышку бокового люка и закрепляют ее болтами с пружинными шайбами. Присоединяют к секциям топливопроводы высокого давления.

Регулировка ТНВД Д-160

Регулировку топливного насоса трактора Т-130 начинайте с проверки и обеспечения установочных размеров. Максимальный вылет тяги 5 рейки (расстояние А от торца регулировочной муфты 2 до задней плоскости корпуса насоса) измеряйте при положении рычага 11, соответствующем выключенной подаче.

Кольцо 6 тяги при этом должно упираться в корпус насоса. Вылет тяги 5 рейки равен 30,8±0,2 мм. для ТНВД дизеля Д-108 и 26,5±0,2 мм. для дизеля Д-160 и регулируется перемещением муфты 2, после чего фиксируется контргайкой 1.



Рис. 30. Регулировка топливного насоса Д-160

Для проверки герметичности и давления открытия нагнетательных клапанов подайте топливо в головку ТНВД 51-67-9сп под давлением 0,17+0,2 МПа при положении рычага 11, соответствующем выключенной подаче.

Течь топлива из штуцеров нагнетательных секций в течении 2 минут с момента подачи топлива не допускается. В противном случае, при исправной пружине нагнетательного клапана, замените нагнетательный клапан в сборе с корпусом.

Постепенно увеличивая давление, наблюдайте, при каком давлении начинается истечение топлива из сливных трубок. Давление открытия нагнетательных клапанов должно находиться в пределах 0,9+1,4 МПа. В случае несоответствия замените нагнетательный клапан или его пружину.

Угол начала подачи топлива определяется по моменту начала движения топлива в моментоскопе, присоединенном к нажимному штуцеру насоса.

При этом необходимо, чтобы в головке ТНВД 51-67-9сп поддерживалось избыточное давление в пределах 0,04+0,1 МПа. Для проверки угла с симметричным профилем кулачка рычаг 11 установите на упор в болт 12.

На штуцер первой секции закрепите моментоскоп, наполните его топливом на ЛА высоты и, наблюдая за уровнем топлива в трубке, поверните привод вала в направлении вращения часовой стрелки. В момент начала движения топлива зафиксируйте показания на градуированном диске.

Затем поверните привод вала против хода часовой стрелки и вновь зафиксируйте показания на градуированном диске в момент начала движения топлива в трубке моментоскопа.

Число градусов, заключенное между полученными двумя делениями на градуированном диске стенда, разделите пополам и найдите среднее значение. Оно должно совпадать с точностью ±1° с табличным значением геометрического угла начала подачи топлива.

В случае несоответствия полученного значения с табличным, произведите регулировку ТНВД Д-160 заворачивая или выворачивая болт толкателя.

Регулировочный болт толкателя законтрите контргайкой. Начало подачи топлива следующей секции (согласно порядку работы секций) должно происходить через 90° поворота кулачкового вала.

В насосе с несимметричным профилем кулачка геометрический угол начала подачи топлива первой секцией оценивается расстоянием от торца плунжера до верхней привалочной плоскости насоса перед установкой его на стенд.

Для регулировки угла начала подачи топлива топливного насоса дизельного двигателя Д-160 трактора (бульдозера) Т-130 необходимо установить шестерню привода так, чтобы расстояние от средины впадины зубьев, отмеченных кернером и цифрой 1, до боковой (левой, если смотреть со стороны привода) привалочной плоскости корпуса регулятора было равно 74±0,4 мм.

При этом расстояние от верхней привалочной плоскости насоса до опорного хвостовика толкателя 1 секции должен быть равен 45,5±0,05 мм. При необходимости отрегулируйте положение хвостовика, заворачивая его или выворачивая.

При регулировке начала действия регулятора рычаг 11 установите на упор в болт 12 и постепенно увеличивайте частоту вращения вала стенда.

Зафиксируйте частоту вращения вала в момент начала отхода муфты 2 от пружины 3 корректора. При несовпадении с табличными данными измените положение болта 12.

Для регулирования подачи топлива и ее равномерности на номинальном скоростном режиме подложите под пружину 3 щуп. Установите номинальную частоту вращения, рычаг 11 поверните до упора в болт 12. Давление топлива на впуске в должно лежать в пределах 0,07+0,12 МПа.

В случае несоответствия цикловой подачи табличным значениям, регулирование подачи топлива проводите изменяя положение плунжера относительно зубчатого сектора, предварительно ослабив затяжку стяжного винта зубчатого сектора.

Плунжер поворачивают, используя специальные плоские лыски, выполненные «под ключ». При этом допускаемая неравномерность подачи между секциями - не более 3%.

При положении рычага 11 управления на упоре в болт 12 проверьте соответствие частоты вращения полного выключения подачи топлива табличному значению. В противном случае замените пружину 8 регулятора и регулировку начните с настройки начала действия регулятора.

Установите частоту вращения вала привода равной 250±20 и освободите рычаг 11 управления.

Вращением регулировочного болта 9 установите расстояние А вылета тяги 5 рейки равным 13,8±0,5 мм для дизеля Д-160.

Установите частоту вращения вала привода 500±20. Подача топлива второй и третьей секциями насоса должна прекратиться при вылете рейки равном 9±0,5 мм.

При повороте рычага 11 управления до упора в болт 9 (пружина 10 минимальной частоты вращения сжата) подача всеми секциями должна прекратиться.

При сборке ТНВД 51-67-9сп трактора Т-130 необходимо соблюдать следующие требования:

В стенке передней втулки должно быть просверлено для прохода масла отверстие диаметром 8 мм на расстоянии (22 ± 0,25) мм от торца втулки.

Развертку обеих втулок кулачкового валика производить совместно, чтобы обеспечить их соосность. Посадка втулок в блоке насоса и корпусе подшипника - с натягом 0,008...0,052 мм.

Нормальный зазор между шейками кулачкового валика и отверстиями втулок должен быть в пределах 0,025 ... 0,075 мм. Допустимый зазор 0,13 мм. Втулка подшипника после запрессовки в корпус не должна выступать за торец прилегания упорной шайбы кулачкового валика.

Втулки тяги рейки развертывать совместно после запрессовки в корпус насоса, так чтобы расстояние от оси втулок до нижней площадки паза под рейку было (24 ±0,1) мм. Посадка втулок в корпусе насоса — с натягом 0,005 ... 0,042 мм. Нормальный зазор между втулками и тягой рейки должен быть в пределах 0,03 ... 0,074 мм. Допустимый зазор 0,145 мм.

При перешлифовывании передней шейки кулачкового валика (до диаметра не менее 33,5 мм) следует перешлифовать на тот же размер заднюю шейку валика привода насоса, так как обе эти шейки вращаются в одной и той же втулке. Для перешлифованных шеек нужно изготовить втулки с уменьшенным внутренним диаметром, обеспечив зазор между шейкой и втулкой в пределах 0,025 ... 0,075 мм.

Тяга рейки вместе с рейкой должна легко, без заеданий передвигаться из одного крайнего положения в другое усилием не более 5 Н.

Нормальный зазор между рейкой и направляющими в блоке топливного насоса — в преде­лах 0,045 ... 0,145 мм.

Осевое перемещение (люфт) кулачкового валика, ограничиваемое упорной шайбой — не более 0,7 мм.

При отжатой рейке : до упора в направляющие пластины боковой зазор между зубьями рейки и секторов плунжеров для всех четырех секторов должен быть не более 0,15 мм.

Запрессовывают в блок с помощью ступенчатой оправки и молотка втулки 6 (см. рис. 22) тяги рейки заподлицо с плоскостями блока насоса. Развертывают втулки совместно под размер тяги рейки, обеспечив зазор между втулками и тягой в пределах 0,030 ... 0,074 мм.

Запрессовывают в блок переднюю втулку 5, так чтобы торец втулки выступал за плоскость блока на (22 ± 0,5) мм. Запрессовывают в корпус 1 (см. рис. 23) подшипника кулачкового валика бронзовую втулку 2 заподлицо с поверхностью выточки под упорную шайбу в корпусе подшипника.

Завертывают до отказа в резьбовые отверстия на задней плоскости блока шпильки 1 (см. рис.22) крепления подшипника. Вставляют в блок и закрепляют гайками корпус подшипника кулачкового валика с запрессованной в него втулкой.

Развертывают совместно переднюю втулку и втулку в корпусе подшипника. Расстояние от оси развернутых втулок до оси установочного штифта в передней плоскости блока насоса должно быть (169,444 ± 0,05) мм. После совместного развертывания втулок вынимают задний подшипник из блока насоса.

Вставляют в отверстия под толкатели блока насоса две оправки. Смазывают маслом направляющие пальцы и запрессовывают их ударами медного молотка в блок насоса заподлицо с торцами бобышек.

Вынимают оправки из блока насоса. Отклонение от параллельности плоскости пальцев относительно образующих отверстия под толкатель допускается не более 0,05 мм.

Зажимают кулачковый валик 26 (см. рис. 19) в вертикальном положении в тисках с медными губками, протирают и смазывают маслом заднюю шейку кулачкового валика и отверстие бронзовой втулки в корпусе 28 подшипника, надевают корпус подшипника на шейку.

Протирают опорную плоскость упорной шайбы 27 и торец валика. Кладут шайбу на торец валика, совместив отверстия в ней с отверстиями в валике.

Торец шайбы должен утопать относительно плоскости фланца корпуса подшипника не более 0,16 мм. Кладут на упорную шайбу замковую пластину 1 и закрепляют шайбу на валике двумя болтами 2, концы пластины после затяжки болтов отгибают на грани их головок.

Кладут тягу 4 (см. рис. 20) ушком на медную подставку. Смазывают маслом втулку 5 и запрессовывают ее в ушко тяги ударами медного молотка заподлицо с торцами ушка тяги.

Надевают на тягу упорное кольцо З и совмещают отверстие в кольце с отверстием в тяге и вставляют стопорный штифт 7, а затем надевают на выточку кольца пружинное кольцо 2.

Ось ролика при сборке следует запрессовывать в толкатель концом с закругленной шлифованной кромкой торца. Отверстие в ролике смазывают маслом и вставляют ролик в паз толкателя. Запрессовывают ось, пропустив ее через ролик в отверстие толкателя, так чтобы торцы оси были утоплены относительно боковых плоскостей толкателя.

Ролик должен свободно вращаться на оси. Нормальный зазор между осью и отверстием в ролике должен быть в пределах 0,003 ... 0,037 мм.

Общая сборка ТНВД Д-160

Запрессовывают в накладку 9 (см. рис. 21) штифт 7. Надевают на штифт последовательно пластинчатую пружину 2 корректора, повернув ее длинным концом в сторону тяги 4 рейки и подкладку 8 пружины.

Вставляют собранный комплект штифтом 7 в отверстие блока и совмещают отверстия в этих деталях с резьбовыми отверстиями на плоскости блока.

Кладут на накладку стопорную пластину и закрепляют все детали корректора двумя болтами, которые затем стопорят, отогнув на грани их головок края пластины.

Для ТНВД 51-67-9сп толщина подкладки 8 пружины 2,8 мм, для насоса дизеля Д-160Б —3,6 мм.

Проверяют после закрепления деталей корректора размер от плоскости блока до конца пружины корректора. Этот размер должен быть (2,8 ± 0,1) мм для дизеля Д-160 и (3,6 ± 0,1) мм для дизеля Д-160Б.

Промывают блок топливного насоса ТНВД Т-130 в керосине и проверяют чистоту топливных каналов специальным магнитным щупом. Запрессовывают в отверстие передней плоскости блока установочный штифт 5 (см. рис. 22), так чтобы он выступал над плоскостью на 4,5 ... 5 мм.

Завертывают до упора шпильку 2 крепления прижима заглушки топливного канала. Надевают на заглушку уплотнительное резиновое кольцо 14 (см. рис. 19).

Вставляют заглушку в цилиндрическую выточку топливного канала и закрепляют ее с помощью прижима гайкой с пружинной шайбой.

Ставят блок на верхнюю плоскость. Вставляют в гнезда толкателей блока пружины 7. Смазывают толкатели 9 маслом и вставляют их в гнезда блока.

Проверяют легкость перемещения толкателей в гнездах и зазор между плоскостью лыски толкателя и направляющим пальцем, зазор должен быть в пределах 0,02 ... 0,025 мм.

Надевают на шпильки крепления заднего подшипника кулачкового валика прокладку [толщина (0,6 ± 0,1) мм], совместив отверстие для прохода масла в прокладке (диаметр 5 мм) с отверстием в блоке насоса.

Смазывают маслом переднюю шейку и кулачки валика 28 и переднюю втулку в блоке и вставляют валик вместе с задним подшипником в блок, поворачивая валик так, чтобы кулачки проходили над толкателями своими затылками, и утапливают толкатели в гнездах при прохождении под ними кулачков валика.

Когда шейка валика войдет в переднюю втулку, ударами медного молотка окончательно сажают задний подшипник валика на шпильки.

Проверяют вращение кулачкового валика во втулках. Проверяют проволокой совпадение косого отверстия диаметром 4 мм в корпусе подшипника с отверстием в прокладке и блоке насоса.

Проверяют осевое перемещение кулачкового валика, ограничиваемое упорной шайбой. Осевое перемещение (люфт) валика допускается не более 0,7 мм.

На нижний фланец блока топливного насоса дизельного двигателя Д-160 трактора (бульдозера) Т-130 устанавливают прокладку, смазав ее солидолом. Устанавливают крышку 22 и закрепляют ее болтами с пружинными шайбами.

Ставят блок насоса кулачковым валиком вниз. Укладывают в выточки толкателей прокладки. Кладут на толкатели тарелки, повернув их носиком внутрь блока, и завертывают в толкатели регулировочные хвостовики навернув на них предварительно контргайки.

Запрессовывают в отверстия верхней плоскости восемь установочных штифтов 4 (см. рис. 22) под секции насоса, так чтобы они выступали над плоскостью на 5,5 ... 6 мм.

Запрессовывают топливоподводящие трубки 3. Торцы трубок должны выступать над плоскостью на 9,5 ... 10,5 мм. Отверстия трубок глушат деревянными пробками.

Смазывают втулки под тягу рейки графитной смазкой и вставляют тягу в сборе с упорным кольцом со стороны передней плоскости насоса. Навертывают на конец тяги 4 (см. рис. 19) рейки с резьбой муфту 6.

Закладывают в прорезь муфты и тяги стопорный угольник 5 и навертывают гайку 3. Затяжку гайки для стопорения муфты производят после установки тяги рейки в положение максимальной подачи.

Устанавливают секции. Вставляют рейку в пазы блока насоса, заложив поводок в выточку тяги рейки. Нормальный зазор между торцами выточки в тяге и поводком 0,020 ... 0,130 мм.

Закрепляют рейку направляющими пластинами 7 с болтами и пружинными шайбами. Пластины устанавливают соответствующего варианта, чтобы обеспечить при отжатой рейке до упора в направляющие пластины боковой зазор между зубьями рейки и зубчатых секторов не более 0,15 мм.

Проверяют легкость перемещения тяги рейки вместе с рейкой из одного крайнего положения в другое и совпадение меток на рейке и зубьях секторов, усилие перемещения тяги не должно быть более 5 Н.

Проверяют боковой зазор в зацеплениях зубьев секторов и рейки. Для этого прижимают рейку до упора в зубчатые секторы и замеряют щупом зазор между плоскостями направляющих пластин и рейки.

Этот зазор допускается не более 0,25 мм. Проверку зазоров производят отдельно для I, IV и для II, III секций. Закрепляют на рейке 20 (см. рис. 19) поводок 18 болтом 17 с пружинной шайбой.

Укладывают на фланец крышки 5 корректора прокладку и прикрепляют крышку к блоку двумя болтами с отверстием в головке и простым болтом с пружинными шайбами.

Укладывают на фланец крышки 19 бокового люка блока насоса прокладку и прикрепляют крышку к блоку болтами с пружинными шайбами. Завертывают в нижнюю крышку переходной штуцер сливной трубки и коническую пробку 24. Ввертывают в заливное отверстие блока насоса пробку 21.

Секции, крышку корректора и крышку бокового люка блока насоса устанавливают после регулировки толкателей на момент подачи и установки рейки в положение полной подачи.

Установка ТНВД 51-67-9сп

Надевают на топливоподводящую трубку 3 корпуса регулятора резиновое уплотнительное кольцо (см. рис. 26).

Надевают на шпильки корпуса паронитовую прокладку толщиной 0,5 ... 0,7 мм и затем топливный насос, вставив выступающую часть передней втулки кулачкового валика насоса через отверстие в корпусе регулятора на шейку валика привода к насосу и регулятору.

Затем окончательно сажают на шпильки и установочный штифт до прилегания фланцев и закрепляют насос гайками с пружинными шайбами.

Соединяют тягу рейки топливного насоса с двуплечим рычагом регулятора тягой с помощью оси и двух шплинтов. Устанавливают крышку бокового люка регулятора. Присоединяют к переходному штуцеру, ввернутому в нижнюю крышку насоса, сливную трубку.

При сборке регулятора ТНВД 51-67-9сп необходимо соблюдать следующие требования:

Масса груза дизеля должна быть 0,2 кг. Отклонение допускается не более 10 г.

Нормальный зазор между вертикальным валиком регулятора и втулкой должен быть в пределах 0,016 ... 0,051 мм. Допустимый зазор 0,080 мм. Посадка втулки вертикального валика в крышке регулятора с натягом 0,027 ... 0,095 мм.

Посадка втулки оси грузов в отверстие ушков вертикального валика регулятора с натягом 0,010 ... 0,034 мм. Нормальный зазор между отверстием во втулке и осью груза должен быть в пределах 0,040 ... 0,071 мм. Допустимый зазор 0,11 мм.

Нормальный зазор между осью сухарика и отверстием в ушках груза должен быть в пределах 0,010 ... 0,035 мм. Допустимый зазор 0,20 мм. Допустимый зазор между отверстием сухарика и осью 0,20 мм.

Во втулке валика привода, запрессованной в блок ТНВД, должно быть просверлено отверстие для подвода масла диаметром 8 мм на расстоянии 22 мм от переднего торца. Нормальный зазор между валиком привода и отверстием втулки должен быть в пределах 0,025 ... 0,077 мм, допустимый зазор 0,134 мм.

При увеличении зазора между нижним валиком и отверстиями в корпусе регулятора допускается ремонт корпуса запрессовкой в отверстия под нижний валик бронзовых или чугунных втулок. Зазор между нижним валиком и отверстием в корпусе регулятора должен быть в пределах 0,02 ... 0,085 мм.

Осевое перемещение валика привода к топливному насосу ТНВД дизельного двигателя Д-160 трактора (бульдозера) Т-130 и регулятору должно быть в пределах 0,035 ... 0,145 мм.

При увеличении осевого перемещения более 0,6 мм необходимо заменить упорную шайбу. Допускается восстановление осевого перемещения переворачиванием упорных плит или опиливанием дистанционных втулок на одинаковую величину.

Разность в высоте всех трех втулок допускается не более 0,03 мм. Зазор между поводковыми выступами валика привода к насосу и регулятору и пазом в кулачковом валике должен быть 0,07 ... 0,145 мм.

Штуцер, к которому присоединяется трубка от топливного манометра, должен быть проверен на отсутствие засорения отверстий в гасителях-заглушках (диаметром 0,25 ... 0,35 мм), запрессованных в штуцер. Если топливо или воздух не проходят через отверстия заглушек, необходимо прочистить их и произвести вторичную проверку.

Проворачивание осей грузов во втулках вертикального валика, грузов в пазах валика и сухариков на своих осях должно быть свободным, без заеданий.

Выступание шплинтов осей грузов над поверхностью приливов вертикального валика не допускается.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________