________________________________________________________________________
Детали сцепления трактора Т-130
Основными неисправностями
муфты сцепления трактора Т-130 являются износы фрикционных
накладок, зубьев ведущих дисков и зубчатого барабана, боковых поверхностей
шлицев зубчатого барабана, муфты и карданного вала.
Снятие и разборка сцепления Т-130
Снимают кожух вентилятора-пылеотделителя и колпак с крыши кабины. Пропускают
трос подъемного устройства в кабину через люк в крыше.
Снятие фланца с нажимным диском и муфтой включения сцепления Т-130
Снимают переднюю среднюю панель пола кабины и крышку люка верхнего кожуха муфты
сцепления. Вывертывают болт крепления хомута трубы подвода масла из нижней
половины кожуха муфты сцепления.
Вывертывают болты крепления нижней половины кожуха и снимают кожух. Вывернув
штуцер крепления сливной трубы к сервомеханизму и сдвинув трубу, ввертывают
штуцер на свое место до упора.
Это предохранит поршень сервомеханизма от опускания в нерабочее положение и
заклинивания при снятии с него нагрузки.
Рис.1. Муфта сцепления трактора Т-130
Отсоединяют рукав подвода смазочного материала от пальца 15 (рис. 1) и тягу
сервомеханизма от рычага 27, перемещающего муфту включения.
Отсоединяют муфту 25 от фланца 19 верхнего вала коробки передач. Отвертывают
болты 16 крепления крышки 22 тормозка Т-130 (17).
Передвинув карданный вал 23 вместе с муфтой 25 вперед по ходу трактора и
сдвинув, придерживая тормозок, муфту 25 к фланцу верхнего вала коробки
передач, снимают и опускают муфту.
Ввертывают в нажимной диск через отверстия фланца стяжные технологические болты
М12Х35, чем снимается нагрузка с регулировочных болтов.
Из кабины через люк в верхней половине кожуха муфты сцепления опускают трос и
стропят муфту за цилиндрическую поверхность ползуна муфты включения.
Масса муфты сцепления бульдозера Т-130 - 90 кг. Трос должен быть закреплен в
кабине трактора или надежно удерживаться подъемником.
Расстопорив болты 28 крепления фланца к маховику, вывертывают их, проворачивая
маховик.
Сдвинув фланец с нажимным диском и муфтой сцепления трактора в сторону
коробки передач, снимают его вместе с карданным валом 23 с трактора, опустив
вниз.
Вынимают из фланца карданный вал с крышкой 22 тормозка и резиновым кольцом 21.
Снятие ведомых деталей муфты сцепления трактора Т-130
Расстопорив, отвертывают болты крепления отражателя 2 и крышки 3 муфты
карданного вала. Снимают отражатель, крышку, уплотнительное кольцо 4 и
уплотнительную прокладку крышки 3.
Снимают муфту 5 карданного вала, два ведомых 9 и ведущий 8 диски. Расстопорив
гайку 6 крепления зубчатого барабана 7 и, отвернув ее торцовым ключом, снимают
пластину и стопорную шайбу гайки.
Спрессовывают зубчатый барабан съемником вместе с подшипниками, распорной
втулкой и пружиной.
Разборка фланца с нажимным диском и муфты включения сцепления Т-130
Разборку проводят
при ввернутых технологических болтах М12Х35 для снятия нагрузки от
пружин с регулировочных болтов 2 (рис. 2).
Рис.2. Фланец в сборе с нажимным диском и
муфтой включения сцепления бульдозера Т-130
Расшплинтовывают гайки 8 крепления рычагов 10 и, свернув гайки с
регулировочных болтов, снимают призмы 7. Расшплинтовывают и
отвертывают гайки с пальцев 6.
Вынув пальцы из отверстий опор 4, снимают рычаги 10 и ролики 5.
Снимают с фланца 3 муфту сцепления в сборе с рычагом.
Извлекают из канавки фланца уплотнительное кольцо 16.
При последующей разборке сжимают прессом усилием 20 кН пружины
фланца и вывертывают технологические болты из нажимного диска
сцепления Т-130.
Сняв усилие пресса, разъединяют фланец с нажимным диском. Снимают
подпятники 26, пружины 23 и 24 и стаканы 25 пружин.
Расстопорив, вывертывают верхний палец 12 крепления рычага 20 и
нижний палец 21, снимают рычаг с муфты сцепления трактора Т-130.
Вывертывают болты крепления крышки 13 к корпусу 11 подшипника,
снимают крышку со штифтов.
Снимают пружинное кольцо, высвободив его из отверстия гайки 17 и
ползуна 29. Отвертывают гайку 17 специальным ключом, вставив его в
два отверстия на торце гайки. Снимают с гайки уплотнительные кольца.
Снимают корпус подшипника с ползуна с помощью съемника. Снимают с
ползуна уплотнительные кольца 15. Выпрессовывают шарикоподшипник из
корпуса подшипника.
Разборка зубчатого барабана - Вынимают из
внутренних канавок зубчатого барабана 7 стопорные пружинные кольца
(см. рис. 1) и выпрессовывают два шарикоподшипника вместе с
распорной втулкой и пружиной.
Сборка и установка сцепления Т-130
При сборке муфты сцепления трактора Т-130
необходимо соблюдать следующие требования:
- накладка сцепления тормозка (17) (см, рис. 1) должна быть
прочно приклеена клеем. Отслоение накладок не допускается;
- секторы трения ведомого диска Т-130 (9) при замене подбирать с
колебанием по толщине не более 0,1 мм;
- отклонение от плоскостности поверхностей трения ведомого диска 9
допускается не более 0,3 мм под равномерно распределенной нагрузкой
150 Н. Допускается рихтовка диска;
- отклонение от плоскостности поверхностей трения ведущего диска 8
допускается не более 0,15 мм;
- разность по массе рычагов 14 допускается не более 0,01 кг;
- колебание по нагрузке пружин муфты допускается не более 20 Н;
- отклонение от плоскостности поверхности трения нажимного диска 11
допускается не более 0,15 мм.
Сборка муфты сцепления Т-130 с рычагом
Завернув три пальца 28 (см. рис. 2) в ползун 29, раскернивают каждый
в трех местах, сопряженных с резьбой.
Запрессовав в корпус 11 подшипника две втулки 14, устанавливают
уплотнительные кольца с заглушками. Заполняют полость
шарикоподшипника 18 смазкой и запрессовывают его в корпус 11
подшипника.
Наружное кольцо подшипника упорным (широким) торцом должно быть
обращено к днищу корпуса подшипника. На тракторах более
поздних выпусков применяется радиальный шарикоподшипник 18.
Надевают на ползун 29 упорное кольцо 27. Устанавливают в канавку два
уплотнительных чугунных кольца 15. Разрезы колец располагают на 180°
относительно друг друга.
Собирают корпус 11 подшипника с крышкой 13, предварительно установив
между ними прокладку 19. Ввертывают в крышку со стороны корпуса
болты, не затягивая их.
Совместив отверстия под штифты в корпусе и крышке, запрессовывают со
стороны корпуса подшипника два штифта. Затягивают окончательно
болты.
Момент затяжки болтов 20 ... 30 Нм. Надевают на ползун разъемное
кольцо-оправку для сжатия уплотнительных колец. Напрессовывают
корпус подшипника в сборе с крышкой на ползун 29 до упора
подшипника в бурт ползуна. Удаляют кольцо-оправку.
Устанавливают в канавку круглой гайки 17 два уплотнительных кольца,
разрезы которых повернуты на 180° относительно друг друга.
Навертывают гайку 17 на резьбовой конец ползуна 29, поочередно
сжимая и заправляя уплотнительные кольца в отверстие крышки.
Затягивают гайку специальным ключом, используя два отверстия на
торце; момент затяжки 90 ... 320 Нм. Стопорят гайку пружинным
кольцом, усик которого вводят в совмещенные отверстия на гайке и
ползуне.
Корпус подшипника сцепления Т-130 должен после сборки вращаться
свободно, без заеданий. Устанавливают на корпус 11 подшипника рычаг
20 седлом шаровой гайки в сторону маховика.
Закрепляют рычаг пальцами 12 и 21 со стопорными пластинами; момент
затяжки пальцев 320 ... 400 Нм. Отгибают концы пластин на грани
пальцев, так чтобы одно радиальное отверстие в головке верхнего
пальца 12 не было закрыто концом стопорной пластины.
Сборка фланца с нажимным диском и муфтой включения сцепления
бульдозера Т-130
Установив в отверстия нажимного диска сцепления Т-130 (см.
рис. 2) регулировочные болты 2, укладывают диск гнездами под пружины
вверх.
Укладывают в
гнезда подпятники 26 пружин, пружины 23 и 24, на пружины
устанавливают стаканы 25.
Установив фланец 5 на пружины, совмещают отверстия фланца с
регулировочными болтами и стаканами пружин.
Сжимают прессом усилием 20 кН пружины и ввертывают в нажимной диск 1
со стороны фланца три технологических стяжных болта М12Х35 для
удержания пружин. Снимают фланец с пресса.
Устанавливают в канавку фланца 3 уплотнительные кольцо 16. Заполнив
смазкой полость А ползуна муфты сцепления Т-130, надевают ее на
фланец вместе с рычагом.
Палец 22 фланца должен войти в отверстие ползуна. Установив в паз
опоры 4 ролик 5 и надев на регулировочный болт рычаг 10, закрепляют
рычаг на опоре пальцем 6 с гайкой и зашплинтовывают гайку.
Аналогично устанавливают остальные рычаги. Установив на
регулировочные болты 2 призмы 7, навертывают гайки 8 и
зашплинтовывают шплинтами 9.
Установка ведомых деталей муфты сцепления Т-130
Напрессовывают зубчатый барабан 7 (см. рис. 1) в сборе с
подшипниками на цапфу коленчатого вала до упора. Устанавливают
шайбу, стопорную пластину, завертывают гайку 6 торцовым ключом и
стопорят, отогнув края пластины на грани гайки.
Устанавливают на наружные шлицы зубчатого барабана ведомый диск 9, а на сухари 10 маховика — ведущий диск 5. Ставят
второй ведомый диск 9 на шлицы барабана 7.
Ступицы ведомых дисков должны быть обращены в сторону нажимного
диска. Устанавливают на внутренние шлицы зубчатого барабана муфту
(5) карданного вала, предварительно смазав шлицы смазкой, заполняют
смазочным материалом полость А муфты.
Установив уплотнительное кольцо 4, прокладку, крышку 3 и отражатель
2, закрепляют муфту 5 карданного вала болтами со стопорными
пластинами. Болты стопорят, отогнув пластины на грани головок
болтов.
Установка тормозка Т-130 и фланца с нажимным диском
Смазывают шлицы карданного вала смазкой. Надевают на карданный вал
23 крышку 22 тормозка Т-130 с резиновым уплотнительным кольцом 21 и
вставляют вал в отверстие фланца.
Застропив фланец за ползун муфты сцепления Т-130, заводят его в
выточку маховика 1. При этом сухари 10 маховика должны войти в пазы
нажимного диска 11, а шлицевый конец карданного вала — в муфту 5
вала.
Прикрепляют фланец, поворачивая маховик, болтами 28 со стопорными
пластинами под каждой парой болтов к маховику. Болты стопорят,
отогнув концы пластин на грани головок болтов. Вывертывают
технологические болты из нажимного диска.
Сдвигают карданный вал 23 вперед по ходу трактора. Смазав прокладку
26 солидолом, приклеивают ее к крышке 22 тормозка Т-130.
Устанавливают
тормозок 17 на карданный вал.
Устанавливают пружинное кольцо 20 во внутреннюю полость муфты.
Укладывают в канавку на торцовой поверхности муфты 25 резиновое
кольцо 24.
Заполняют полость Г муфты смазкой и устанавливают ее на шлицы
карданного вала, а тормозок — на наружные шлицы муфты.
Сдвигают тормозок, карданный вал и муфту 25 к верхнему валу
коробки передач. Закрепляют крышку 22 тормозка к муфте, поочередно
вворачивая
болты 16 с пластинами 18 и пружинными шайбами. Момент затяжки болтов
70 ... 90 Нм.
Присоединяют муфту 25 к фланцу 19 верхнего вала коробки передач
призонными болтами со стопорными пластинами. Присоединяют штуцером
рукав подвода смазочного материала к пальцу 15 рычага включения
муфты сцепления.
Стопорят штуцер проволокой, соединяя ее с рукавом. Присоединяют
рычаг включения 27 к тяге сервомеханизма с помощью шаровой гайки.
Для установки рычагов 14 в нужное положение отодвигают ползун муфты
включения от фланца на размер В = (10 ± 1) мм и навертывают
регулировочные гайки до касания рычагов 14 поверхности упорного
кольца муфты сцепления Т-130.
Зазор между рычагами и упорным кольцом в этом положении должен быть
Б = 0 ... 0,2 мм. Гайки 12 зашплинтовывают проволокой 13.
Устанавливают нижнюю половину кожуха муфты сцепления на кожух
маховика и прикрепляют ее болтами к кожуху маховика и верхней
половине кожуха
муфты сцепления.
Прикрепляют хомут трубы подвода масла к сервомеханизму на нижней
половине кожуха.
Вывертывают из сливного отверстия сервомеханизма
штуцер,
временно удерживающий поршень сервомеханизма, и прикрепляют им
сливную трубу к сервомеханизму.
Устанавливают переднюю панель пола в кабине трактора.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________