Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Устройство, запчасти и комплектующие.

________________________________________________________________________

Устройство и параметры трактора Т-130

Трактор (бульдозер) Т-130 и его модификации являются гусеничными тракторами общего назначения и эксплуатируются в агрегате с бульдозерами, скреперами, рыхлителями и другими строительно-дорожными машинами.

Компоновка бульдозера выполнена по типу полурамной конструкции с полужесткой подвеской остова, с передним расположением двигателя и задним расположением трансмиссии, над которой установлена кабина водителя.

Передача от вала двигателя к ведущим колесам осуществляется через трансмиссию механического типа.

Управление механизмами трансмиссии комбинированное — механическое и гидрофицированное.

Ходовая часть трактора Т-130 состоит из двух ходовых тележек, гусеничных цепей и балансирного устройства и связана с остовом трактора в трех точках посредством шарниров.

Гидросистема управления для агрегатируемых орудий - универсальная, раздельно-агрегатная, с двумя типами навесных систем: передней и задней.

На бульдозере Т-130 установлена восьмискоростная коробка передач, обеспечивающая максимальное тяговое усилие трактора (на первой передаче) до 88,2 кН при скорости движения 3,7 км/ч.

Первая передача является резервной и используется для работ, где требуется пониженная технологическая скорость.

На тракторах с задней навесной системой в целях предотвращения ее разрушения работа на первой передаче не допускается.

Двигатель трактора Т-130

На тракторе установлен дизельный двигатель Д-160 - четырехцилиндровый четырехтактный дизель с наддувом от турбокомпрессора, с объемно-пленочным смесеобразованием в камере, расположенной в днище поршня.

Для снижения вибрации двигатель снабжен уравновешивающим механизмом.

Блок цилиндров двигателя Д-160 трактора Т-130 - с вставными гильзами, головка блока общая на два цилиндра, с двумя клапанами на каждый цилиндр: впускным и выпускным.

Соединение головки с блоком уплотняется медно-асбестовой прокладкой. Картер двигателя состоит из двух половин, передняя его часть может быть снята без снятия двигателя с трактора.

Коленчатый вал двигателя имеет пять опор, с центробежной очисткой масла в высверленных полостях шатунных шеек. Коренные и шатунные подшипники имеют тонкостенные сталеалюминиевые взаимозаменяемые вкладыши.

Топливный насос секционный, имеет четыре плунжера, с центробежным всережимным регулятором и пластинчатым корректором подачи топлива.

На насосе ТНВД имеется работомер, показывающий моточасы работы дизеля Д-160.

Топливные фильтры грубой очистки — с сетчатым фильтрующим элементом, тонкой очистки — с двухслойными фильтрующими сменными элементами из хлопчатобумажной пряжи.

Форсунки дизеля Д-160 — закрытого типа, с пятью распыливающими отверстиями.

Воздухоочиститель — с двумя ступенями очистки воздуха: первая ступень — мультициклонный очиститель с эжекционным автоматическим удалением пыли, вторая —фильтр со сменными бумажными фильтрами-патронами.

Уравновешивающий механизм двигателя имеет корпус с бронзовыми втулками — опорами двух противовесов с зубчатыми венцами, которые приводятся во вращение от шестерен привода масляного насоса.

Центробежная сила, развиваемая вращающимися грузами на противовесах, уравновешивает момент от сил инерции второго порядка поступательно-движущихся масс поршневого комплекта.

Смазочная система двигателя двигателя Д-160 трактора Т-130 комбинированная — под давлением от шестеренного масляного насоса и разбрызгиванием.

Масло забирается нагнетательной секцией масляного насоса из средней части картера и через маслоприемник, маслораспределительную плиту подается к центробежному фильтру, откуда по маслопроводу — в коренные подшипники коленчатого вала, а по каналам в коленчатом валу — в полости шатунных шеек, где, очищаясь за счет центробежной силы при вращении шейки, поступает в зазоры шатунных подшипников и по каналу в стержне шатуна к поршневому пальцу.

Часть масла из верхней головки шатуна по двум каналам в ней впрыскивается на днище поршня, охлаждая его.

По трубкам и высверленным каналам масло под давлением поступает для смазывания подшипников уравновешивающего механизма, переднего подшипника распределительного вала, регулятора и других механизмов двигателя.

Масло, вытекающее из зазоров кривошипно-шатунного механизма, разбрызгивается и масляным туманом смазывает гильзы цилиндров, поршни, шестерни и другие вращающиеся детали двигателя.

Масло, стекающее в картер двига­теля, двумя откачивающими секциями масляного насоса перекачи­вается из передней и задней частей картера в его среднюю ванну, откуда нагнетательной секцией снова подается для смазывания механизмов дизеля.

Нагретое в дизеле масло охлаждается в масляном радиаторе. Детали пускового двигателя П-23 смазываются разбрызгиванием масла, заливаемого в поддон этого двигателя.

Система охлаждения двигателя двигателя Д-160 бульдозера Т-130 жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией воды от центробежного насоса.

Температура охлаждающей воды регулируется автоматически двумя термостатами и с помощью шторки перед радиатором.

В зимнее время температура воды регулируется теплым чехлом, надеваемым на капот трактора. Вода центробежным насосом подается по патрубкам в блок цилиндров и головку пускового двигателя, из которого отводится в головки цилиндров дизеля Д-160.

Из водораспределительной камеры по отверстиям в стенке блока вода проходит к каждому цилиндру, охлаждает их гильзы и по отверстиям в верхней стенке блока поступает в головки цилиндров через стаканчики-дефлекторы, которые направляют струи воды на охлаждение межклапанных перемычек и втулок форсунок.

Из головки цилиндров двигателя Д-160 трактора Т-130 вода по водоотводной трубе поступает в трубчатый радиатор, где воздушным потоком от вентилятора охлаждается и из нижнего коллектора радиатора снова поступает в водяной насос.

Когда вода еще не нагрета, клапаны термостата закрыты, и вода по перепускной трубе перепускается во всасывающую полость водяного насоса, минуя радиатор.

По мере нагревания воды клапаны термостатов открываются, и вода поступает в радиатор, где охлаждается, проходя по трубкам.

Пуск тракторных двигателей Д-160, Д-160Б осуществляется от четырехтактного двухцилиндрового бензинового пускового двигателя.

Пуск двигателя Д-160-14 производится электростартером от системы электрооборудования напряжением 24 В.

Трансмиссия бульдозера Т-130

Трансмиссия бульдозера Т-130 механическая, многоступенчатая с восьми-скоростной коробкой передач, обеспечивающая максимальное тяговое усилие трактора 128,3 кН при скорости движения 2,51 км/ч.

Муфта сцепления Т-130 — фрикционная, постоянно замкнутая, с двумя ведущими и ведомыми дисками.

На верхний вал коробки передач вращение от муфты сцепления передается через карданный вал и зубчатые муфты.

Выключение муфты, разъединение дисков облегчается гидравлическим сервомеханизмом.

Коробка передач трактора Т-130 восьмискоростная, прикреплена к передней стенке корпуса бортовых фрикционов. Коробка четырехвальная, с шестернями постоянного зацепления.

На промежуточных валах КПП шестерни установлены на шлицах, на верхнем и нижнем валах — свободно вращаются на чугунных втулках.

Переключение передач осуществляется двумя рычагами: правым рычагом включается зад­ний ход и диапазоны переднего хода «Нормальный» и «Ускоренный», левым рычагом переключаются скорости движения.

Главная (коническая) передача передает вращение от продольно расположенного нижнего вала коробки передач на поперечный вал главной передачи.

Бортовые фрикционы прикреплены к поперечному валу главной передачи; на наружных барабанах фрикционов установлены ленточные тормоза.

Фрикционы и тормоза управляются механизмом поворота. Для снижения усилия выключения фрикционов имеется гидравлический сервомеханизм.

Главная передача и бортовые фрикционы размещены в сварном корпусе.

Бортовой редуктор Т-130 (правый и левый) двухступенчатый с двумя парами прямозубых цилиндрических шестерен, закрытых снаружи кожухом, прикрепленным к корпусу бортовых фрикционов.

Для исключения вытекания масла из редуктора на ступице и полуоси шестерни установлены лабиринтные и гребенчатые уплотнения.

Шестерни, валы, подшипники коробки передач и главной передачи смазываются — под давлением и разбрызгиванием — маслом, поступающим от насоса, установленного на корпусе коробки передач и приводимого во вращение от шестерни на первом промежуточном валу.

Масло фильтруется в отдельном фильтре и охлаждается в масляном радиаторе, установленном позади масляного радиатора двигателя.

Шестерни и подшипники бортового редуктора смазываются разбрызгиваемым маслом, залитым в кожух редуктора.

Ходовая тележка имеет пять опорных и два поддерживающих катка.

Натяжение гусеницы производится гидравлическим механизмом.

Болотоходный трактор Т-130МБ в ходовой тележке имеет семь опорных катков, уширенные башмаки гусениц.

Первая передача заблокирована путем установки втулки-упора, исключающей возможность перемещения валика с вилкой в сторону включения первой передачи.

Гидросистема Т-130МБ для управления механизмами трактора и агрегатируемыми орудиями состоит из гидронасоса и сервомеханизмов управления муфтой сцепления и бортовыми фрикционами, гидронасоса управления навесными и прицепными орудиями, двух гидробаков с фильтрами, расположенными в соединяющей баки трубе, двух гидроцилиндров управления ножом бульдозера, распределителя, задней навесной гидравлической системы, монтируемой на задней стенке корпуса бортовых фрикционов, трубопроводов и соединительных муфт.

Оснащение трактора указанными гидроагрегатами производится в зависимости от использования трактора на различных работах.

Трактор Т-130М является модернизированным трактором Т-130 и отличается от последнего большим тяговым усилием на первой передаче, а именно 128,3 кН при скорости движения 2,51 км/ч вместо 88,2 кН при скорости 3,7 км/ч на первой передаче трактора Т-130, а также установкой на дизеле Д-160 пускового двигателя П-23У вместо пускового агрегата ПА-700.

Пусковой двигатель П-23У по большинству деталей унифицирован с пусковым двигателем П-23, установленным на дизеле Д-108 тракторов Т-100М и Т-100МЗ.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________