________________________________________________________________________
Устройство и параметры трактора Т-130
Трактор (бульдозер) Т-130 и его модификации являются гусеничными тракторами
общего назначения и эксплуатируются в агрегате с бульдозерами, скреперами,
рыхлителями и другими строительно-дорожными машинами.
Компоновка бульдозера выполнена по типу полурамной конструкции с
полужесткой подвеской остова, с передним расположением двигателя и задним
расположением трансмиссии, над которой установлена кабина водителя.
Передача от вала двигателя к ведущим колесам осуществляется через трансмиссию
механического типа.
Управление механизмами трансмиссии комбинированное — механическое и
гидрофицированное.
Ходовая часть трактора Т-130 состоит из двух ходовых тележек, гусеничных цепей и
балансирного устройства и связана с остовом трактора в трех точках посредством
шарниров.
Гидросистема управления для агрегатируемых орудий - универсальная,
раздельно-агрегатная, с двумя типами навесных систем: передней и задней.
На бульдозере Т-130 установлена восьмискоростная коробка передач, обеспечивающая
максимальное тяговое усилие трактора (на первой передаче) до
88,2 кН при скорости движения 3,7 км/ч.
Первая передача является резервной и используется для работ, где требуется
пониженная технологическая скорость.
На тракторах с задней навесной системой в целях предотвращения ее разрушения
работа на первой передаче не допускается.
Двигатель трактора Т-130
На тракторе установлен дизельный двигатель Д-160 -
четырехцилиндровый четырехтактный дизель с наддувом от турбокомпрессора,
с объемно-пленочным смесеобразованием в камере, расположенной в днище
поршня.
Для снижения вибрации двигатель снабжен уравновешивающим механизмом.
Блок цилиндров двигателя Д-160 трактора Т-130 - с вставными гильзами,
головка блока общая на два цилиндра, с двумя клапанами на каждый
цилиндр:
впускным и выпускным.
Соединение головки с блоком уплотняется медно-асбестовой прокладкой.
Картер двигателя состоит из двух половин, передняя его часть может быть
снята без снятия двигателя с трактора.
Коленчатый вал двигателя имеет пять опор, с
центробежной очисткой масла в высверленных полостях шатунных шеек.
Коренные и шатунные подшипники имеют тонкостенные сталеалюминиевые
взаимозаменяемые вкладыши.
Топливный насос секционный, имеет четыре плунжера, с центробежным
всережимным регулятором и пластинчатым корректором подачи топлива.
На насосе ТНВД имеется работомер, показывающий моточасы работы дизеля
Д-160.
Топливные фильтры грубой очистки — с сетчатым фильтрующим элементом,
тонкой очистки — с двухслойными фильтрующими сменными элементами
из хлопчатобумажной пряжи.
Форсунки дизеля Д-160 — закрытого типа, с пятью
распыливающими отверстиями.
Воздухоочиститель — с двумя ступенями очистки воздуха: первая ступень —
мультициклонный очиститель с эжекционным автоматическим
удалением пыли, вторая —фильтр со сменными бумажными
фильтрами-патронами.
Уравновешивающий механизм двигателя имеет корпус с бронзовыми втулками —
опорами двух противовесов с зубчатыми венцами, которые приводятся во
вращение от шестерен привода масляного насоса.
Центробежная сила, развиваемая вращающимися грузами на противовесах,
уравновешивает момент от сил инерции второго порядка
поступательно-движущихся масс поршневого комплекта.
Смазочная система двигателя двигателя Д-160 трактора Т-130
комбинированная — под давлением от шестеренного масляного насоса и
разбрызгиванием.
Масло забирается нагнетательной секцией масляного насоса из средней
части картера и через маслоприемник, маслораспределительную плиту
подается к центробежному фильтру, откуда по маслопроводу — в коренные
подшипники коленчатого вала, а по каналам в коленчатом валу — в полости
шатунных шеек, где, очищаясь за счет центробежной силы при вращении
шейки, поступает в зазоры шатунных подшипников и по каналу в стержне
шатуна к поршневому пальцу.
Часть масла из верхней головки шатуна по двум каналам в ней
впрыскивается на днище поршня, охлаждая его.
По трубкам и высверленным каналам масло под давлением поступает для
смазывания подшипников уравновешивающего механизма, переднего подшипника
распределительного вала, регулятора и других механизмов двигателя.
Масло, вытекающее из зазоров кривошипно-шатунного механизма,
разбрызгивается и масляным туманом смазывает гильзы цилиндров, поршни,
шестерни и другие вращающиеся детали двигателя.
Масло, стекающее в картер двигателя, двумя откачивающими секциями
масляного насоса перекачивается из передней и задней частей картера в
его
среднюю ванну, откуда нагнетательной секцией снова подается для
смазывания механизмов дизеля.
Нагретое в дизеле масло охлаждается в масляном радиаторе. Детали
пускового двигателя П-23 смазываются разбрызгиванием масла,
заливаемого в поддон этого двигателя.
Система охлаждения двигателя двигателя Д-160 бульдозера Т-130
жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией воды от центробежного
насоса.
Температура охлаждающей воды регулируется автоматически двумя
термостатами и с помощью шторки перед радиатором.
В зимнее время температура воды регулируется теплым чехлом, надеваемым
на капот трактора. Вода центробежным насосом подается по патрубкам в
блок цилиндров и головку пускового двигателя, из которого отводится в
головки цилиндров дизеля Д-160.
Из водораспределительной камеры по отверстиям в стенке блока вода
проходит к каждому цилиндру, охлаждает их гильзы и по отверстиям в
верхней стенке блока поступает в головки цилиндров через
стаканчики-дефлекторы, которые направляют струи воды на охлаждение
межклапанных перемычек и втулок форсунок.
Из головки цилиндров двигателя Д-160 трактора Т-130 вода по водоотводной
трубе поступает в трубчатый радиатор, где воздушным потоком от
вентилятора охлаждается и из нижнего коллектора радиатора снова
поступает в водяной насос.
Когда вода еще не нагрета, клапаны термостата закрыты, и вода по
перепускной трубе перепускается во всасывающую полость водяного насоса,
минуя радиатор.
По мере нагревания воды клапаны термостатов открываются, и вода
поступает в радиатор, где охлаждается, проходя по трубкам.
Пуск тракторных двигателей Д-160, Д-160Б осуществляется от
четырехтактного двухцилиндрового бензинового пускового двигателя.
Пуск двигателя Д-160-14 производится электростартером от системы
электрооборудования напряжением 24 В.
Трансмиссия бульдозера Т-130
Трансмиссия бульдозера Т-130 механическая, многоступенчатая с
восьми-скоростной коробкой передач, обеспечивающая максимальное тяговое
усилие трактора 128,3 кН при скорости движения 2,51 км/ч.
Муфта сцепления Т-130 — фрикционная, постоянно замкнутая, с двумя
ведущими и ведомыми дисками.
На верхний вал коробки передач вращение от муфты сцепления передается
через карданный вал и зубчатые муфты.
Выключение муфты, разъединение дисков облегчается гидравлическим
сервомеханизмом.
Коробка передач трактора Т-130 восьмискоростная, прикреплена к передней
стенке корпуса бортовых фрикционов. Коробка четырехвальная, с
шестернями постоянного зацепления.
На промежуточных валах КПП шестерни установлены на шлицах, на верхнем и
нижнем валах — свободно вращаются на чугунных втулках.
Переключение передач осуществляется двумя рычагами: правым рычагом
включается задний ход и диапазоны переднего хода «Нормальный» и
«Ускоренный», левым рычагом переключаются скорости движения.
Главная (коническая) передача передает вращение от продольно
расположенного нижнего вала коробки передач на поперечный вал главной
передачи.
Бортовые фрикционы прикреплены к поперечному валу
главной передачи; на наружных барабанах фрикционов установлены ленточные
тормоза.
Фрикционы и тормоза управляются механизмом поворота. Для снижения усилия
выключения фрикционов имеется гидравлический сервомеханизм.
Главная передача и бортовые фрикционы размещены в сварном корпусе.
Бортовой редуктор Т-130 (правый и левый) двухступенчатый с двумя парами
прямозубых цилиндрических шестерен, закрытых снаружи кожухом,
прикрепленным к корпусу бортовых фрикционов.
Для исключения вытекания масла из редуктора на ступице и полуоси
шестерни установлены лабиринтные и гребенчатые уплотнения.
Шестерни, валы, подшипники коробки передач и главной передачи
смазываются — под давлением и разбрызгиванием — маслом, поступающим от
насоса, установленного на корпусе коробки передач и приводимого во
вращение от шестерни на первом промежуточном валу.
Масло фильтруется в отдельном фильтре и охлаждается в масляном
радиаторе, установленном позади масляного радиатора двигателя.
Шестерни и подшипники бортового редуктора смазываются разбрызгиваемым
маслом, залитым в кожух редуктора.
Ходовая тележка имеет пять опорных и два поддерживающих катка.
Натяжение гусеницы производится гидравлическим механизмом.
Болотоходный трактор Т-130МБ в ходовой тележке имеет семь опорных
катков, уширенные башмаки гусениц.
Первая передача заблокирована путем установки
втулки-упора, исключающей возможность перемещения валика с вилкой в
сторону
включения первой передачи.
Гидросистема Т-130МБ для управления механизмами трактора и
агрегатируемыми орудиями состоит из гидронасоса и сервомеханизмов
управления муфтой сцепления и бортовыми фрикционами, гидронасоса
управления навесными и прицепными орудиями, двух гидробаков с фильтрами,
расположенными в соединяющей баки трубе, двух гидроцилиндров управления
ножом бульдозера, распределителя, задней навесной гидравлической
системы, монтируемой на задней стенке корпуса бортовых фрикционов,
трубопроводов и соединительных муфт.
Оснащение трактора указанными гидроагрегатами производится в
зависимости от использования трактора на различных работах.
Трактор Т-130М является модернизированным трактором Т-130 и отличается
от последнего большим тяговым усилием на первой передаче, а именно 128,3
кН при скорости движения 2,51 км/ч вместо 88,2 кН при скорости 3,7 км/ч
на первой передаче трактора Т-130, а также установкой на дизеле Д-160
пускового двигателя П-23У вместо пускового агрегата ПА-700.
Пусковой двигатель П-23У по большинству деталей унифицирован с пусковым
двигателем П-23, установленным на дизеле Д-108 тракторов Т-100М и
Т-100МЗ.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________