________________________________________________________________________
Технические параметры дизельного двигателя Д-160
На тракторе (бульдозере) Т-130 установлен четырехцилиндровый
четырехтактный рядный дизель Д-160 жидкостного охлаждения с наддувом от
турбокомпрессора, со смесеобразованием и сгоранием топлива в камере,
расположенной в днище поршня.
Основной сборочной единицей, воспринимающей нагрузки при работе двигателя Д-160,
является литой чугунный блок цилиндров со вставными гильзами.
Вертикальные перегородки блока двигателя вместе с передней и задней стенками
служат опорами распределительному, коленчатому валам и валику декомпрессора.
С правой стороны блока цилиндров дизеля Д-160 трактора Т-130
находятся люки для осмотра коренных и шатунных подшипников, люки под
кронштейны толкателей. Нижняя часть блока закрыта картером, имеющим два сливных
отверстия, закрытых пробками.
К блоку крепится большинство сборочных единиц и агрегатов дизеля.
Головка блока цилиндров двигателя общая на два цилиндра.
На двигателе установлен коленчатый вал - стальной кованый пятиопорный с
противовесами и каналами в шатунных шейках для центробежной очистки
масла.
Пять коренных и четыре шатунных подшипника скольжения сталебронзовые. На фланце
коленчатого вала закреплен болтами маховик.
На носке коленвала дизеля Д-160 имеется храповик для проворачивания коленчатого
вала пусковой рукояткой.
Поршень двигателя Т-130 овально бочкообразный из алюминиевого сплава с камерой
сгорания в днище, с тремя компрессионными и двумя
маслосъемными кольцами.
Шатуны дизеля – стальные кованые.
Для уменьшения возникающих при работе вибраций на дизеле с номинальной частотой
вращения 1250 об/мин установлен уравновешивающий механизм.
Механизм закреплен четырьмя болтами на нижней плоскости блока и закрыт картером.
Смазка подшипников уравновешивающего механизма – централизованная от общей
системы смазки дизеля.
На дизельном двигателе Д-160 трактора (бульдозера) Т-130 установлен механизм
газораспределения, который состоит из кулачкового распределительного вала,
толкателей с кронштейнами, штанг, коромысел с валиками и стойками, клапанов с
пружинами.
Клапаны подвесные, по одному впускному и выпускному на каждый цилиндр.
Распределительный вал обеспечивает своевременное открытие и закрытие клапанов в
соответствии с фазами газораспределения.
Декомпрессионный механизм дизельного двигателя Д-160 предназначен для
принудительного открытия впускных клапанов для облегчения прокручивания
коленчатого вала дизеля перед запуском или при регулировках, а также экстренной
остановки дизеля в аварийных ситуациях.
Система питания топливом состоит из бака, форсунок, топливного насоса высокого
давления с регулятором частоты вращения и проточной системой смазки от общей
системы смазки дизеля, топливоподкачивающего насоса, топливных фильтров грубой и
тонкой очистки.
Топливный насос высокого давления, секционный четырех плунжерный, с перепуском
топлива, с пластинчатым корректором подачи топлива.
Дизель трактора Т-130 имеет топливоподкачивающий насос
поршневого типа, предназначенный для подачи топлива от бака к топливному насосу
и ручной прокачки топлива при удалении воздуха из топливной системы.
На дизелях Д-160 с установленным электрофакельным устройством
топливоподкачивающий насос предназначен для создания давления перед пуском
дизеля в топливопроводе, подключенном к свече ЭФУ.
Электрофакельное устройство двигателя состоит из факельной штифтовой свечи и
электромагнитного клапана.
Топливо для ЭФУ из фильтра тонкой очистки по топливопроводу поступает к
электромагнитному клапану и, после его открытия, – к свече.
Система питания воздухом состоит из воздухоочистителя, турбокомпрессора,
впускных и выпускных коллекторов, глушителя с выхлопной трубой.
Воздухоочиститель дизеля двухступенчатый.
Система смазки дизеля Д-160 комбинированная: под давлением от шестеренного
масляного насоса и разбрызгиванием.
На двигателе Т-130 установлен масляный насос,
который является трехсекционным, с двумя нагнетательными секциями и одной
откачивающей.
При работе дизеля нагнетательные секции подают масло из центрального и переднего
маслоприемников картера к маслораспределительной плите, а
откачивающая секция перекачивает масло из задней части картера и от пятого
коренного подшипника в среднюю часть картера к центральному маслоприемнку.
Система охлаждения дизеля Д-160 жидкостная, закрытая, с принудительной
циркуляцией охлаждающей жидкости от центробежного насоса.
Регулирование температуры охлаждающей жидкости в системе автоматическое – двумя
термостатами двойного действия.
Технические характеристики двигателя Д-160
трактора Т-130
Номинальная эксплуатационная мощность двигателя, кВт (л.с.) - 117,7
Частота вращения, об/мин:
- коленчатого вала двигателя при номинальной мощности - 1250
- вал отбора мощности - 1000
Диаметр цилиндра, мм - 145
Ход поршня, мм - 205
Удельный расход топлива при номинальной эксплуатационной мощности, г/кВт/ч -
244,3
Применяемое топливо: дизельное
Обкатка дизельного двигателя Д-160 трактора
(бульдозера) Т-130
При подготовке дизеля к работе должны быть выполнены
следующие требования:
Отремонтированный дизельный двигатель должен пройти холодную обкатку,
горячую обкатку на холостом ходу и под нагрузкой.
Перед установкой двигателя на испытательный стенд необходимо провернуть на два
оборота его коленчатый вал усилием руки, приложенным к рычагу с плечом 500 мм;
вал должен проворачиваться плавно, без заеданий.
Должны быть проверены и при необходимости отрегулированы зазоры между
коромыслами и клапанами, а также подъем клапанов при декомпрессии.
Зазоры должны
быть равны 0,25 ... 0,33 мм для всех клапанов, подъем клапанов при декомпрессии
должен быть 0,7 ... 2,5 мм при зазоре между штангой декомпрессора и хвостовиком
коромысла 0,45 ... 1,0 мм.
Перед заправкой двигателя Д-160 маслом необходимо заменить в центрифуге штатный
ротор технологическим фильтром. Фильтр должен обеспечивать
тонкость очистки 70 ... 90 мкм.
Перед установкой в центрифугу технологический ротор с фильтром надо очистить и
промыть дизельным топливом. Снять пробку и пружину перепускного
клапана центрифуги и заглушить клапан.
Должны быть заправлены маслом:
- картер основного двигателя через главный маслопровод
- картер пускового двигателя (1,9 л. до верхней метки масломерной линейки)
- корпус редуктора пускового двигателя (0,8 л. до верхней метки масломерной
линейки)
- корпус конической передачи механизма ручного пуска пускового двигателя (0,2 л.
до половины корпуса конических шестерен) и дозаправлен корпус
топливного насоса (0,6 л. до нижней кромки масло заливного отверстия
- воздухоочиститель пускового двигателя 0,5 л профильтрованным отработанным
моторным маслом
Обкатка должна проводиться на летнем дизельном топливе или на топливе для
быстроходных дизелей.
Наружная поверхность двигателя Д-160 должна быть чистой, сухой, особенно в
местах соединения деталей, вокруг заглушек и заваренных мест.
Обкатка дизеля проводится без вентилятора, генератора, первой ступени
воздухоочистителя и выпускной трубы.
Начинать обкатку можно, лишь убедившись в исправности двигателя, наличии
топлива, охлаждающей жидкости и масла в соответствующих системах.
Холодная обкатка дизеля Д-160 бульдозера Т-130
Холодную обкатку дизеля необходимо проводить при положении рычага
декомпрессора «Рабочее».
В начале обкатки следует проверить подачу масла ко втулкам коромысел через
штанги толкателей и герметичность уплотнений форсунок в головках цилиндров.
Продолжительность холодной обкатки дизеля Д-160 — 30 мин, в том числе 10 мин при
частоте вращения 400 ... 500 об/мин, далее плавно повышать частоту вращения до
900 об/мин и выполнить обкатку при этой частоте.
Во время холодной обкатки необходимо промыть топливную аппаратуру прокачкой
топлива через трубки высокого давления при полной подаче топлива насосом.
Для этого в течение первых 5 мин обкатки снять с концов трубок высокого давления
защитные пробки и присоединить перепускные трубки.
Не раньше, чем за 5 мин до конца холодной обкатки, присоединить трубки высокого
давления к форсункам. Время промывки топливной аппаратуры
дизеля 20 мин.
Ненормальные стук и шумы в дизеле в процессе холодной обкатки не
допускаются.
Подтекания топлива, масла и воды в местах соединения трубопроводов и в стыках
сопряженных деталей не должно быть.
В конце холодной обкатки вода в системе охлаждения должна иметь температуру 50
... 60 °С, давление масла в магистрали — 0,14 ... 0,25 МПа. Давление масла перед
турбокомпрессором в конце холодной обкатки должно быть не менее 0,1 МПа.
Горячая обкатка двигателя Д-160 трактора Т-130 на
холостом ходу
Продолжительность горячей обкатки дизеля на холостом ходу 20 мин, в том числе
при частоте вращения 500 об/мин — 10 мин, далее требуется плавно
повышать частоту вращения до максимальной холостого хода и так же плавно снижать
до нуля.
Минимально устойчивая частота вращения холостого хода должна быть (525 ± 25)
об/мин (при положении наружного рычага регулятора,
соответствующем касанию трехплечего рычага упора минимальной подачи).
Максимальная частота вращения холостого хода при полном натяжении пружины
регулятора 1320 об/мин для дизеля Д-160 и 1140 об/мин для дизеля Д-160Б (наружный рычаг находится в крайнем положении к маховику). Частоту вращения
регулируют (при необходимости) поворотом болтов.
При работе дизеля на холостом ходу второй и
третий цилиндры должны выключаться из работы. Выключение
цилиндров следует проверять при частоте вращения 550—850 об/мин.
Подачу топлива включают только после достижения давления масла перед
турбокомпрессором 0,1 МПа (1 кгс/см2).
При включении подачи топлива турбокомпрессор должен работать со специфическим,
постепенно нарастающим звуком высокого тона, характерным только для работы
двигателя с наддувом.
В процессе обкатки необходимо удалить воздух из топливной системы, для чего
открыть продувочный вентиль топливного фильтра и закрыть его, когда в выходящем
из сливной трубки топливе не будет пузырьков воздуха.
Во время обкатки давление топлива должно быть 0,07 ... ...0,11 МПа при частоте
вращения 1070 об/мин для дизеля Д-160Б и 1250 об/мин для дизеля Д-160.
Давление масла в масляной магистрали — 0,2 ... 0,35 МПа. Температура выходящих
воды и масла — 75 ... 85 °С. Допускается слабое дымление отдельных цилиндров.
По окончании обкатки необходимо после остановки дизеля подтянуть гайки
крепления: головки цилиндров, коллекторов, стоек валиков коромысел,
форсунок и турбокомпрессора.
Малые гайки крепления головки блока цилиндров Д-160 допускается подтягивать в
произвольном порядке.
На прогретом дизеле после подтяжки гаек крепления головок цилиндров и стоек
валика коромысел должны быть отрегулированы зазоры в клапанах и
подъем клапанов при декомпрессии.
Горячая обкатка двигателя Д-160 бульдозера Т-130 под
нагрузкой
Продолжительность горячей обкатки под нагрузкой (при
полном натяжении пружины регулятора) —55 мин, в том числе:
- плавное снижение нагрузки до нуля, проверка максимальной частоты вращения
холостого хода — 5 мин;
- плавное снижение частоты вращения до минимальной холостого хода и регулировка
ее в пределах 500 ... 550 об/мин — 3 мин.
Обкатка двигателя Д-160 производится при следующих
нагрузках:
- Мощность нагружения, кВт ........... 22 36 55 73 82 94 110
- Продолжительность, мин.................. 15 10 10 4 3 3 2
Для дизеля Д-160Б—9 мин. Обкатка дизеля Д-160Б на этом заканчивается.
Максимальная мощность дизеля без вентилятора, генератора,выпускной трубы с
воздухоочистителем (вторая ступень) при стандартных условиях должна быть для
дизеля Д-160 119 ... 122 кВт при частоте вращения коленчатого вала (1250 ± 20)
об/мин, для дизеля Д-160Б — 103,5 ... 106,5 кВт при (1070 ± 20) об/мин.
При этом зазор между регулирующей муфтой и пружиной корректора при отрыве муфты
от пружины должен быть не более 0,5 мм без деформации пружины.
На каждом дизеле (независимо от необходимости подрегулировки по мощности) должны
быть проверены наличие стопорного угольника и затяжка
контргайки муфты тяги рейки топливного насоса; об этом в карте
испытаний(паспорте) дизеля должна быть сделана отметка.
После проверки и регулировки зазора крышка корректора, крышка регулировки подачи
и крышка бокового люка регулятора должны быть опломбированы.
При работе дизеля Т-130 под нагрузкой и на холостом
ходу допускается слабое дымление отдельных цилиндров.
Удельный расход топлива при номинальной мощности должен быть не более 245
г/(кВт-ч), давление наддува — не менее 0,040 МПа для дизеля Д-160 и
не менее 0,036 МПа для дизеля Д-160Б (замерять через отверстие в нагнетательном
патрубке).
После горячей обкатки под нагрузкой секция масляного фильтра турбокомпрессора
должна быть промыта только с наружной стороны.
Проверку на герметичность наружных мест уплотнений необходимо производить на
работающем дизеле в течение 5 ... 10 мин при температуре масла в картере
50...60°С и давлении 0,2... ... 0,35 МПа по указателю.
По окончании обкатки необходимо на прогретом дизеле окончательно отрегулировать
зазоры в клапанах и подъем клапанов при декомпрессии.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________