________________________________________________________________________
Сцепление тракторов ЮМЗ, ЮМЗ-6 и их регулировки
Устройство сцепления трактора ЮМЗ
Сцепление трактора ЮМЗ - двухпоточное (главное и ВОМ). Два ведомых
диска с фрикционными накладками различаются размерами ступиц.
Сцепление ЮМЗ имеет ведомый диск 10 (рис. 1), который надет на шлицы
вала 6, пропущенного сквозь трубчатый вал 18 и передающего вращение
коробке передач, а ведомый диск 12 сцепления ВОМ - на шлицах
трубчатого вала 18.
Рис. 1. Сцепление ЮМЗ (ведомый
диск привода ВОМ)
14 - опорный диск; 15 трубчатый вал; 19 - ведомая шестерня привода
ВОМ;
Рис.2. Устройство сцепления
трактора ЮМЗ (механизм управления)
1 - картер сцепления; 2-маховик; 3 - тяга; 4, 5 - пружины; 6 - вал:
7 - подшипник; 8 - игольчатый подшипник; 9 - упорная втулка отводки;
10 - ведомый диск; 11 и 13 - передний и задний нажимные диски; 12
отжимной рычаг; 16 - корпус отводки; 17 - кронштейн отводки; 18,20 -
вилка отводки; 21 - валик вилки; 22 - рычаг; 23 - ведущий палец
нажимных дисков; 24 - упорный болт; 25 - пружина; 26 - упор; 27 -
рычаг блокировочного валика; 28 - блокировочный валик; 29 и 32 -
тяги; 30 - педаль; 31 - рычаг сервомеханизма; 33 - защелка; 34 -
педаль защелки
В сцеплении трактора ЮМЗ нажимные диски стянуты шестью пружинами 4,
надетыми на тяги 3.
При выключении главного сцепления ЮМЗ нажимные диски 11 и 13
перемещаясь освобождают только ведомый диск 10, вследствие чего
прекращается передача вращения на вал 6 и трактор останавливается, а
диск 12, оставаясь зажатым пружинами 4, продолжает передавать
вращение к ВОМ.
Совместное перемещение дисков 11, 12 и 13 продолжается до тех пор,
пока диск 11 своими упорами 26 не дойдет до трех болтов 24,
ввинченных в кожух сцепления.
Если после этого продолжать нажимать на педаль, то назад будет
отходить лишь один диск 13, преодолевая сопротивление не только
пружин 5, но и пружин 4. Таким образом, освободится ведомый диск
сцепления ЮМЗ (12) и прекратится передача вращения к ВОМ.
Положение педали, соответствующее выключению главного сцепления, без
выключения ВОМ, фиксировано.
Педаль может перемещаться до тех пор, пока блокировочный валик 28
(рис. 2), поворачиваемый тягой 29 и рычагом 27, не упрется своей
лыской в защелку на валу 32. Это положение соответствует
освобождению ведомого диска (10).
Если нужно выключить сцепление ВОМ, то, нажав на педаль 34,
оттягивают защелку и освобождают валик блокировки 28, что позволяет
выжать до упора педаль 30. В верхнем положении педаль 30
удерживается пружиной сервомеханизма.
Сцепление на последних моделей тракторов ЮМЗ, в отличие от
рассмотренного выше, имеет дополнительно переключатель
двухскоростного ВОМ и механический привод управления с
гидроусилителем.
Регулировка сцепления ЮМЗ
Регулировка сцепления трактора ЮМЗ
включает в себя следующие действия:
Регулировка свободного хода педали (зазор между упорной втулкой
отводки и отжимными рычагами)
Регулировка хода педали до упора в защелку, обеспечивающего полное
выключение главного сцепления;
Регулировка зазора между упорными болтами и передним нажимным
диском, обеспечивающим выключение главного без выключения сцепления
привода ВОМ.
Регулировку сцепления ЮМЗ ведут в такой
последовательности:
Устанавливают свободный ход педали сцепления трактора ЮМЗ в пределах
30+5 мм изменением длины тяги. Для увеличения свободного хода тягу
следует удлинить, а для уменьшения - укоротить.
Проверяют ход педали до упора в защелку, который должен быть 145±5
мм. При необходимости ход педали регулируют тягой привода
блокировочного валика. Для увеличения хода педали тягу укорачивают,
а для уменьшения - удлиняют.
Регулируют механизм сервоусилителя ЮМЗ так, чтобы обеспечить
минимальное усилие на педали при выключении сцепления и четкий
возврат педали в исходное положение.
Регулировку производят перемещением кронштейна сервоусилителя по
овальным отверстиям. Пружины сервоусилителя поджимают упорным
винтом,
для чего его отвертывают на 3-8 мм.
Снимают крышку нижнего люка в корпусе сцепления ЮМЗ и завертывают
болты 24 до упора (см. рис. 1), а затем отворачивают каждый из них
на 7/6
оборота (семь щелчков стопорного устройства).
При сильном износе ведомых дисков регулировку сцепления проводят
изменением положения отжимных рычагов с одновременным изменением
длины
основной тяги.
Эту регулировку сцепления ЮМЗ выполняют в такой последовательности:
Снимают крышку нижнего люка сцепления.
Регулируют отжимные рычаги с помощью гаек так, чтобы обеспечить
размер 73,5 мм между торцом ступицы ведомого диска ВОМ и кулачками
отжимных рычагов;
Изменяют длину основной тяги и устанавливают зазор 3-4 мм между
упорной втулкой отводки и отжимными рычагами. Разность зазоров для
трех
рычагов не должна превышать 0,3 мм. После окончательного
установления зазора гайки отжимных рычагов зашплинтовывают;
Завертывают болты 24 до упора, а затем отпускают каждый из них на
7/6 оборота. При работе нового или отремонтированного (с заменой
дисков)
сцепления трактора ЮМЗ происходит интенсивная приработка дисков и
нарушается первоначальная регулировка.
На период приработки сцепления ЮМЗ (примерно 30 ч работы трактора)
зазор между втулкой отводки и отжимными рычагами допускается 3+1 мм,
а
разность зазоров для трех отжимных рычагов не должна превышать 1,3
мм.
Сцепление трактора ЮМЗ-6 КЛ, ЮМЗ-80/82
Трактор ЮМЗ-6 КЛ, ЮМЗ-6 КМ являются универсальными
сельскохозяйственными тракторами с колесной формулой 4К2.
В корпусе сцепления тракторов ЮМЗ-6 КЛ, ЮМЗ-6 КМ находится главное
сцепление и сцепление вала отбора мощности (с раздельным приводом).
Это сцепление отличается между собой только конструкцией и
расположением механизма управления.
В сцеплении трактора ЮМЗ-6 регулируют зазор между предохранительным
кольцом 6 (см. рис. 3) отжимных рычагов 4 и упорной втулкой 7
выжимного
подшипника, а также зазор между упорными болтами 8 и упорами 9 на
нажимном диске 3 главного сцепления.
Рис. 3. Сцепление тракторов ЮМЗ-6 КЛ, ЮМЗ-6 КМ и ЮМЗ-80, ЮМЗ-82
1 - масленка; 2 - ведомый диск; 3 - нажимной диск; 4 - отжимной
рычаг; 5 - регулировочная гайка; 6-предохранительное кольцо;
7-упорная втулка; 8 -
упорный болт; 9 - упор; 10 - валик механизма переключения ВОМ; 11 -
вилка; 12, 13 - ведомые шестерни I и II ступеней ВОМ; 14 - поводок
механизма
переключения ВОМ
Регулировка сцепления трактора ЮМЗ-6 КЛ, ЮМЗ-6 КМ
Снять крышку нижнего люка в корпусе сцепления.
Завернуть упорные болты 8 до соприкосновения их с упорами 9, а затем
отвернуть каждый из них на семь щелчков стопорного устройства, что
соответствует зазору 1,75 мм между упорными болтами и упорами 9.
Рис. 4. Управление сцеплением тракторов ЮМЗ-6, ЮМЗ-80/82
а - трактор ЮМЗ-6 КЛ, ЮМЗ-6 КМ
1 - гайка; 2, 6 - тяги; 3 -блокировочный валик; 4 - упор; 5, 7 -
рычаги; 8 - болт; 9 -кронштейн; 10 - винт; 11 - гидроусилитель; 12,
13 - нагнетательный и
сливной маслопроводы; 14 - палец; 15 - фиксатор; 16 - педаль; 17 -
рукоятка; А - упор педали;
б - трактор ЮМЗ-80, ЮМЗ-82
1 -педаль; 2, 16-тяги; 3 -фиксатор; 4 - рукоятка; 5, 12 - пружины; 6
- рычаг; 7 -гайка; 8 - качалка; 9 - кронштейн; 10 - регулировочный
винт; 11 - кронштейн;
13 - гидроусилитель; 14 - рычаг отводки; 15, 18 - пальцы; 17 - вилка
тяги; 19 - рычаг; А -упор; Б - слив масла в бак; В - паз в рычаге; Г
- подвод масла от
насоса, П - паз в держателе
Отсоединить тягу 6 (см. рис. 4, а) привода механизма управления
сцепления ЮМЗ-6 от рычага 7 отводки.
Повернуть рычаг 7 вверх до упора выжимного подшипника в
предохранительное кольцо отжимных рычагов, а затем отпустить его на
4,5 мм, что
соответствует зазору 3-4 мм между предохранительным кольцом и
упорной втулкой выжимного подшипника.
Отрегулировать, не изменяя положения рычага 7, длину тяги 6 до
совпадения отверстий в тяге с отверстием в рычаге и соединить их.
После значительного износа дисков сцепления трактора ЮМЗ-6
восстановление зазора между предохранительным кольцом отжимных
рычагов и
упорной втулкой выжимного подшипника изменением длины тяги 6 может
оказаться невозможным. В этом случае нужно изменить положение
отжимных
рычагов, а затем укоротить тягу.
Регулировка отжимных рычагов сцепления ЮМЗ-6 КЛ, ЮМЗ-6 КМ
Снять крышку нижнего люка в корпусе сцепления ЮМЗ-6 расшплинтовать
гайки 5 (см. рис. 1) тяг отжимных рычагов.
Отрегулировать вращением гаек 5 положение отжимных рычагов 4 так,
чтобы предохранительное кольцо находилось на расстоянии 83±0,5 мм от
плоскости фланца ступицы ведомого диска 2 ВОМ.
Предохранительное кольцо после регулировки должно находится в
плоскости, перпендикулярной оси вращения, т. е. в плоскости,
параллельной
упорной втулке 7 выжимного подшипника. Непараллельность не должна
превышать 0,3 мм. Перед окончательной проверкой параллельности гайки
5
нужно зашплинтовать.
После замены дисков или другого ремонта сцепления ЮМЗ-6 положение
отжимных рычагов 4 тоже должно быть отрегулировано гайками 5 так,
чтобы
расстояние между плоскостью фланца ступицы ведомого диска 2 ВОМ и
плоскостью предохранительного кольца 6 было равно 83±0,05 мм.
Регулировка механизма управления сцеплением ЮМЗ-6 КЛ, ЮМЗ-6 КМ
В случае ремонта или замены деталей механизма управления сцепления
ЮМЗ-6 отрегулировать его необходимо в такой последовательности:
Отсоединить тягу 6 (см. рис. 4, а) от рычага 7 и освободить педаль,
отвернув гайки 1.
Убедиться, что кронштейн 9 через болт 8 упирается в стенку корпуса
сцепления. При необходимости отрегулировать положение болта.
Подвести рычаг 5 к упору 4 вращением винта 10.
Отрегулировать зазор между упорной втулкой выжимного подшипника и
предохранительным кольцом отжимных рычагов сцепления ЮМЗ-6 и
соединить тягу 6 с рычагом 7.
Отрегулировать механизм блокировки передач изменением длины тяги 2.
Запустить двигатель и проверить работу привода.
Обратите внимание, что после пуска двигателя рычаг 5 должен остаться
на упоре 4. Если после начала работы двигателя рычаг отходит от
упора,
нужно ослабить затяжку гаек 1. Педаль при этом должна остаться
прижатой к упору А.
Регулировка предохранительного клапана гидроусилителя механизма
управления сцеплением ЮМЗ-6 КЛ, ЮМЗ-6 КМ
В случае разборки-сборки или появления признаков нарушения в работе
предохранительного клапана необходимо проверить давление и
отрегулировать клапан в такой последовательности:
Отсоединить (при остановленном двигателе) от гидроусилителя сливной
маслопровод 13 и на его место установить манометр.
Заглушить отсоединенный маслопровод, так как во время проверки
клапана из него будет вытекать масло.
Запустить двигатель, установить максимальную частоту вращения
коленчатого вала и снять показания манометра.
Отрегулировать при необходимости клапан на давление 3±0,5 МПа, при
этом температура масла должна быть 50±5°С.
Регулировка механизма блокировки сцепления ЮМЗ
При затруднении переключения передач необходимо отрегулировать
механизм блокировки ЮМЗ в такой последовательности:
Отсоединить тягу 2 от блокировочного валика 3.
Провернуть блокировочный валик в положение, при котором передачи
свободно переключаются, и поставить одну из передач у полу
включенное
положение.
Нажать на педаль 16 до упора ее в фиксатор 15. При затруднении
нажатия на педаль освободить ее, отвернув гайки 1.
Провернуть блокировочный валик 3 по часовой стрелке до
соприкосновения (на ощупь) его кромки с фиксатором в коробке
передач.
Отрегулировать длину тяги 2, сохранив указанное положение педали и
блокировочного валика, и установить ее на место.
Проверить регулировку тяги ЮМЗ переключением передач при нажатой
педали сцепления. Если переключение передач затруднено, укоротить
тягу на
0,5-1 оборот вилки.
Закрутить гайки 1 (если их отворачивали) и проверить правильность их
затяжки. Гайки затянуты правильно, если педаль 16 прижата к упору А
и после
пуска двигателя рычаг 5 остается на упоре 4.
Регулировка сцепления ЮМЗ-80, ЮМЗ-82
Установить зазор между упорной втулкой выжимного подшипника и
предохранительным кольцом отжимных рычагов, равным 4+0,5 мм, для
чего
необходимо:
Расшплинтовать и вынуть палец 18 (рис 2, б);
Винтом 10 установить гидроусилитель 13 с рычагом 14 в верхнее
крайнее положение;
Отвернуть винт 10 на 3 оборота и законтрить, что соответствует
зазору 4+0,5 мм между предохранительным кольцом отжимных рычагов и
упорной
втулкой выжимного подшипника, а, следовательно, свободному ходу
педали сцепления ЮМЗ-80, ЮМЗ-82, равному 30+10 мм, поршень
гидроусилителя
при этом должен находится в нижнем крайнем положении;
Отрегулировать длину тяги 16 вилкой 17 до совмещения отверстий в
тяге и рычаге 19.
Вставить и зашплинтовать палец 18. При установке тяги 16 педаль 1
должна упираться в упор А, а поршень и золотник гидроусилителя
должны
находится в нижних крайних положениях.
Регулировка привода механизма блокировки переключения передач ЮМЗ:
Ослабить гайку 7;
Посредством кронштейна 9 через качалку 8 совместить паз П в
держателе и паз В в рычаге 6;
Затянуть гайку 7;
Убедиться, что педаль 1 упирается в упор А.
Запустить двигатель и проверить работу привода. Отрегулированный
механизм блокировки передач должен обеспечивать разблокировку
валиков
синхронизированной коробки передач при ходе педали до упора в
фиксатор 3.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________