________________________________________________________________________
Сцепление и коробка передач трактора МТЗ-320
Сцепление трактора МТЗ-320
На минитракторе МТЗ-320 установлена сухая однодисковая фрикционная
муфта сцепления постоянно-замкнутого типа.
Муфта сцепления МТЗ-320 крепится на маховике 1 (рис.4) двигателя
шестью болтами 3 на трех установочных штифтах 2.
Рис. 4. Муфта сцепления МТЗ-320
1 - маховик двигателя; 2 - установочный штифт; 3 - болт; 4 - палец;
5 - ведомый диск; 6 - отжимной рычаг; 7 - вилка; 8 - гайка
регулировочная, 9 - опорный диск; 10 - опора; 11 - отводка; 12
-нажимной диск; 13 - нажимные пружины; 14 - пластины: 15 - стопорная
пластина: 16 - болт, 17-оправка.
Крутящий момент от маховика двигателя МТЗ-320 и нажимного диска 12,
соединенного с опорным диском 9 упругими пластинами 14, передается
через ведомый диск 5 на первичный вал КПП.
Между нажимным и опорным дисками установлены девять пар нажимных
пружин 13.
Выключение сцепления МТЗ-320 производится при помощи 3-х отжимных
рычагов 6, соединенных пальцами с нажимным диском и опирающихся
через вилки 7 и регулировочные гайки 8 на опорный диск.
Зазор А=2±0,125 мм между поверхностью опорного диска 9 и опорой 10
регулируется гайками 8 с использованием оправки 17.
Стопорение гаек 8 от отворачивания обеспечивается стопорными
пластинами 15. которые крепятся к опорному диску 9 болтами 16.
Управление сцеплением минитрактора МТЗ-320
Управление сцеплением МТЗ-320 производится педалью 5 сцепления (рис.
5) через систему рычагов и отводку 11 (рис. 4) с выжимным
подшипником.
Рис. 5. Управление сцеплением
МТЗ-320
1 - рычаг; 2 - вилка; 3 - контргайка; 4 - тяга; 5 - педаль
сцепления; 6 - ограничитель хода педали.
При нажатии на педаль управления сцеплением МТЗ-320 отжимные рычаги
6 отводят нажимной диск 12 назад, освобождая ведомый диск 5,
сцепление выключается.
Включение сцепления МТЗ-320 при отпускании педали управления
осуществляется нажимными пружинами 13.
Коробка передач КПП МТЗ-320
Коробка передач трактора МТЗ-320 (рис. 6) механическая, ступенчатая,
диапазонная (2 диапазона переднего хода и 1 диапазон заднего хода),
с переключением передач и диапазонов с помощью зубчатых муфт.
Рис. 6. Коробка передач КПП
МТЗ-320
1 - первичный вал; 2 - подшипник; 3 - роликоподшипник; 4 - ведущая
шестерня 4-ой передачи; 5 - втулка; 6 - муфта; 7 - ведущая шестерня
3-ей передачи; 8 - роликоподшипник; 9 - зубчатый венец 2-ой
передачи; 10 - зубчатый венец 1-ой передачи; 11 - подшипник; 12 -
ведомая шестерня 2-ой передачи; 13 - муфта; 14 - первый
промежуточный вал; 15 - ведомая шестерня 1-ой передачи; 16 - втулка;
17 - шестерня привода ВОМ; 18 - подшипник; 19 - муфта; 20 -
шестерня; 21 - запорный промежуточный вал; 22 - зубчатый венец
понижающего редуктора; 23 - подшипник; 24 - шестерня привода ВОМ; 25
- вал привода ВОМ; 26 - подшипник; 27 - роликоподшипник; 28 -
ведомая шестерня понижающего редуктора; 29 - муфта; 30 - ведомая
шестерня повышающего редуктора; 31 - шестерня синхронного привода
ВОМ; 32 - подшипник; 33 - выходной вал; 34 - корпус КПП; 35 -
подшипник; 36 - ведомая шестерня II диапазона; 37 - ведомая шестерня
I диапазона; 38 - муфта; 39 - втулка; 40 - ведомая шестерня з/х; 41
- подшипник; 42 - шестерня; 43 - ведомая шестерня 4-ой передачи; 44
-шестерня з/х; 45 - подшипник; 46 - передний корпус КПП.
КПП МТЗ-320 обеспечивает получение 16 передач вперед и 8 назад (с
использованием редуктора), привод переднего моста, а также
синхронного и зависимого заднего ВОМ и насоса гидронавесной системы.
Коробка передач МТЗ-320 состоит из двух корпусов 34, 46,
обозначенных одним порядковым номером, первичного вала 1, первого и
второго промежуточных валов 14 и 21, вала 25 привода ВОМ, выходного
вала 33, а также шестерен, зубчатых муфт переключения и механизма
управления КПП МТЗ-320.
Первичный вал КПП МТЗ-320 (1) установлен в корпусах коробки передач
на двух шариковых подшипниках 2, 11, выполнен как одно целое с
ведущими шестернями 9 и 10 1-ой и 2-ой передач.
Кроме того, на нем на игольчатых подшипниках установлены шестерни 4
и 7 3-ей и 4-ой передач, а также зубчатая муфта 6 включения 3-ей и
4-ой передач, связанная с валом 1.
Первый промежуточный вал 14 установлен на двух шариковых подшипниках
18 и 45, на нем неподвижно на шпонках установлены двухвенцовые
шестерни 42, 43, а также на игольчатых подшипниках установлены
ведомая шестерня 2-ой (12) и 1-ой (15) передач.
Кроме этого, на валу КПП МТЗ-320 установлены жестко связанная с
шестерней 15 посредством втулки 16 шестерня 17 привода ВОМ и
связанная с валом муфта 13 переключения передач.
Второй промежуточный вал 21 выполнен как одно целое с ведущей
шестерней 22 понижающего редуктора КПП МТЗ-320, установлен на двух
шариковых подшипниках 23 и 41.
На валу на игольчатых подшипниках установлены шестерня 40 заднего
хода, ведомая шестерня 37 1-го диапазона и ведомая шестерня 36 11-го
диапазона, а также муфты переключения 19.
Передний конец вала 25 привода ВОМ установлен на игольчатом
подшипнике в расточке второго промежуточного вала, задний - в
корпусе 34 на шарикоподшипнике 26.
На шлицах вала 25 установлена подвижная шестерня 24 привода ВОМ.
Через выходные шлицы вала 25 осуществляется привод заднего ВОМ, а
привод переднего ВОМ осуществляется через внутренние шлицы.
Выходной вал 33 установлен на шарикоподшипниках 32 и 35, на нем на
игольчатых подшипниках установлены ведомые шестерни 28 повышающего и
30 понижающего редуктора, муфта включения 29, а также шестерня 31
привода синхронного ВОМ, жестко связанная с валом шпонкой.
Через выходные шлицы вала 33 осуществляется привод на передний и
задний мосты трактора МТЗ-320.
Управление коробкой передач МТЗ-320
Переключение передач осуществляется рычагом 10 (рис. 7), который
воздействуя на поводки 7, 8 с закрепленными на них болтом вилками 6,
9, перемещает муфты 6, 13 (рис. 6), связанные с валами 1, 14,
осуществляя включение соответствующих передач.
Рис. 7. Управление коробкой
передач МТЗ-320
Переключение диапазонов и включение заднего хода коробки передач
МТЗ-320 осуществляется рычагом 5 (рис. 7), с помощью которого
перемещаются поводки 2, 4 с закрепленными на них вилками для
переключения муфт 19 и 38 (рис. 6).
Включение I диапазона и заднего хода осуществляется муфтой 38: при
перемещении ее назад (вправо на рис. 6) включается I диапазон, при
перемещении вперед (влево) - задний ход.
II диапазон включается при установке муфты 19 в правое положение.
Переключение режимов привода ВОМ МТЗ-320 (зависимый или синхронный)
осуществляется рычагом 13 (рис. 7) с помощью которого шестерня 24
(рис. 6) с имеющимся на нем фиксатором устанавливается в одном из
трех положений:
переднее (левое) в зацеплении с шестерней 17 - включен зависимый
ВОМ, заднее (правое) в зацеплении с шестерней 31 - включен
синхронный ВОМ, среднее - нейтральное.
Переключение редуктора МТЗ-320 осуществляется поводком 14 (рис. 7) с
закрепленной на нем вилкой 16, которая, перемещая муфту 29 (рис. 6),
включает повышающую (левое положение муфты) или понижающую ступень
редуктора.
Привод насоса гидронавесной системы МТЗ-320 производится рычагом 11
(рис. 7).
Положение шестерен и зубчатых муфт в нейтральном и включенном
положениях коробки передач МТЗ-320 фиксируется подпружиненными
шариками 15.
Для предотвращения одновременного включения зубчатых муфт 6, 13
(рис. 6) и 19, 38 установлены блокирующие шарики 3 (рис. 7).
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________