________________________________________________________________________
Система смазки и система питания двигателя Д-240
Система смазки двигателя Д-240
На двигателе Д-240 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 применена комбинированная
одноконтурная система смазки. Насос 2 (рис. 1) засасывает масло
через маслозаборник 1 и нагнетает в полнопоточную активно-реактивную
(бессопловую) центрифугу 4. Дальше масло через радиатор 5 или минуя
его поступает в магистраль блок-картера к коренным подшипникам
коленчатого вала и подшипникам
распределительного вала.
От коренных подшипников по сверлениям в щеках оно подводится к
шатунным. От шейки распределительного вала масло пульсирующим
потоком поступает во внутреннюю полость оси коромысел, а через
отверстия в ней - к втулкам коромысел. По имеющимся в коромыслах
каналах масло поступает к сферическим поверхностям штанг толкателей.
Рис.1. Взаимодействие устройств системы смазки Д-240
1 - маслозаборник; 2 - насос; 3 - предохранительный клапан; 4 -
центифуга; 5 - радиатор; 6 - указатель манометра; 7 - сливной
клапан; 8 - клапан-термостат радиатора; К и Ш - коренные и шатунные
подшипники; Р - опоры распределительного вала; ПН и ПШ - шестерни
привода топливного насоса и промежуточная: ВК - втулки коромысел
Гильзы цилиндров, поршни, толкатели, кулачки распределительного
вала, зубья шестерен и другие детали двигателя Д-240 трактора
МТЗ-80, МТЗ-82 смазываются
маслом, вытекающим из зазоров подшипников. Предохранительный клапан
3 ограничивает давление масла на входе в фильтр не более 0,7 МПа.
Редукционный клапан (термостат) 8 перепускает холодное масло в
магистраль мимо радиатора. Это ускоряет прогрев масла и двигателя.
Сливной клапан 7 ограничивает рабочее давление в главной магистрали
в пределах 0,2...0,3 МПа. Для контроля давления масла в системе
смазки Д-240 служит манометр 6. Топливный насос с регулятором и
пусковой двигатель с редуктором имеют автономные системы смазки.
Рис. 2. Схема действия активно-реактивной центрифуги Д-240
1 - ось; 2 - колпак; 3 - ротор; 4 - корпус центрифуги; 5 - подводной
канал; 6 - отводная трубка: 7 - насадок; 8 - колонка ротора; 9 -
гайка специальная; 10 - шайба; 11 - гайка: ВП и НП - верхняя и
нижняя полости; В и Н- каналы
Ротор активно-реактивной центрифуги Д-240 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 свободно посажен на ось 1
(рис. 2.). К ней неподвижно прикреплен насадок 7, имеющий каналы Н,
расположенные по касательной к его окружности. Аналогично выполнены
и каналы В в верхней части колонки ротора. Нагнетаемое насосом масло
по каналу 5, кольцевому каналу и отверстиям в оси поступает в
насадок 7, а оттуда выходит через каналы Н в полость НП колонки
ротора.
Струи масла, которые выходят с большой скоростью и направляются
каналами Н по касательной и внутренней стенке колонки, создают
активный момент, заставляющий ротор вращаться. Из полости НП колонки
через ее радиальные отверстия масло поступает в полость ротора 3,
где очищается от посторонних примесей (как описано выше). Очищаемое
масло через каналы В в верхней части колонки проходит в полость ВП.
При этом возникают реактивные силы, крутящий момент которых
совпадает с активным моментом.
Эти крутящие моменты, слагаясь, обеспечивают вращение ротора с
частотой около 6000 мин'. Очищаемое масло из полости ВП по каналу и
трубке в оси направляется для смазки трущихся поверхностей.
Охлаждают масло с целью недопущения уменьшения вязкости ниже
предельной и замедления процесса окисления. Применяемые в настоящее
время на тракторах МТЗ-80, 82 радиаторы позволяют снизить
температуру масла на 10-15°С.
Система питания двигателя Д-240
Система питания Д-240 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 состоит из устройств, обеспечивающих
раздельную подачу в цилиндры дизеля топлива и воздуха, а также
выпуск отработанных продуктов в атмосферу.
Рис. 3. Общее устройство системы питания дизеля Д-240
1 - глушитель; 2 - воздухоочиститель; 3 - фильтр грубой очистки
воздуха; 4 - впускной коллектор; 5 - электрофакельный подогреватель;
6 - топливная трубка к электрофакельному подогревателю; 7 -
дренажная трубка; 8 - трубка высокого давления; 9 - заливная
горловина; 10 -топливные баки; 11 - топливомерная трубка; 12 -
сливной кран; 13 - трубка от топливного бака; 14 - фильтр грубой
очистки топлива; 15 - рукоятка продувочного вентиля; 16 - фильтр
тонкой очистки топлива; 17-трубка от фильтра тонкой очистки к
топливному насосу; 18 - трубка от фильтра-отстойника к топливному
насосу; 19 - регулятор топливного насоса; 20 - топливная трубка от
подкачивающего насоса к фильтру тонкой очистки; 21 - подкачивающий
насос; 22 - перепускная трубка; 23 - топливный насос; 24 - форсунки;
25 - выхлопной коллектор; 26 - нижний фильтрующий элемент; 27 -
средний фильтрующий элемент; 28 - верхний фильтрующий элемент
У дизеля Д-240 топливо из баков 10 (рис. 3) поступает в фильтр
грубой очистки 14. Очищенное от грубых механических примесей топливо
отсасывается подкачивающим насосом 21 и нагнетается под давлением
около 0,2 МПа в фильтр тонкой очистки 16. От фильтра тонкой очистки
топливо подается трубкой 17 к распределительному каналу головки ТНВД
23, так как к насосу топливо подается с избытком, часть его
пропускается через клапан и возвращается трубкой 22 к подкачивающему
насосу.
Секции ТНВД трактора МТЗ-80, МТЗ-82 в необходимом количестве и в соответствии с порядком
работы цилиндров дизеля подают топливо трубками высокого давления к
форсункам 24, которые впрыскивают его в камере сгорания. Часть
топлива просачивается через зазоры деталей форсунок и отводится
дренажными трубками 7 в бак.
Заданный скоростной режим поддерживается регулятором 19. Воздух,
поступающий в цилиндры дизеля, очищается в комбинированном
воздухоочистителе 2. К электрофакельному подогревателю 5, которым
пользуются при пуске двигателя в холодное время года, топливо
поступает от фильтра Д-240 тонкой очистки трубкой 6.
Фильтр грубой очистки топлива Д-240 рассматриваемых дизелей
комбинированный (инерционная очистка и фильтрация через латунную
сетку с ячейками размером 0,25x0,25 мм) и
состоит из корпуса 5 (рис. 4.), стакана 15, направляющего конуса 2 с
сеткой, успокоителя 16.
Рис.4. Фильтр грубой очистки топлива Д-240
Корпус и стакан топливного фильтра Д-240 грубой очистки соединяют
болтами 4 при помощи кольца 3. Уплотнение их осуществляется
паронитовой прокладкой 11. В корпус завернуты штуцерные болты 6 и 7,
а также пробка 10,закрывающая отверстие, предназначенное для
удаления воздуха из полости фильтра при заполнении его топливом.
Топливо очищается следующим образом. Через штуцерный болт 6 оно
поступает в кольцевую полость 9, откуда через многодырчатую
распределительную шайбу 12 на поверхность направляющего конуса 2.
Затем стекает к кольцевой щели между конусом и стаканом. Топливо
забирается из фильтра-отстойника через штуцерный болт 7 благодаря
отсасывающему действию подкачивающего насоса.
Стекая с кромки направляющего конуса, оно резко изменяет направление
движения и проходит через сетку фильтрующего элемента, направляясь
вверх. Механические примеси и вода (более тяжелые частицы)
продолжают двигаться по инерции вниз и собираются под успокоителем
16. Успокоитель ограничивает взбалтывание примесей при движении
трактора.
Рис.5. Фильтр тонкой очистки топлива двигателя Д-240
Фильтр тонкой очистки топлива дизеля Д-240 состоит из корпуса 3
(рис. 5), крышки 2 с продувочным вентилем 1, трех бумажных
фильтрующих элементов 4, работающих параллельно, и уплотнителя 6.
Фильтрующие элементы нанизаны на шипы уплотнителя и крышки и
уплотнены резиновыми кольцами 7.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________