________________________________________________________________________
Система охлаждения двигателя Д-245
Система охлаждения Д-245 (Рисунки 1а и 1б )
МТЗ-892, МТЗ-92П закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости от
центробежного насоса. Система охлаждения двигателя Д-245 в составе
автотранспортного средства должна обеспечивать температуру выходящей
из дизеля охлаждающей жидкости не более плюс 100°С и масла – не
более плюс 115° С при температуре окружающего воздуха плюс 40° С.
Водяной насос (помпа) Д-245 приводится во вращение клиновым ремнем
от шкива коленчатого вала. Смазка Литол в подшипниковую полость
насоса заложена при сборке. В процессе
эксплуатации смазывание подшипников не требуется.
Температуру жидкости в системе охлаждения Д-245 МТЗ-892, МТЗ-92П контролируют по
дистанционному термометру, датчик которого установлен в головке
цилиндров. Кроме того, в крышке корпуса термостата установлен датчик
светового сигнализатора аварийной температуры охлаждающей жидкости.
Запрещается эксплуатация дизеля при загорании светового
сигнализатора аварийной температуры охлаждающей жидкости в системе
охлаждения.
Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения Д-245 должна
поддерживаться в пределах от 85º С до 95º С. Для ускорения прогрева
дизеля после пуска и автоматического регулирования температурного
режима при различных нагрузках и температурах окружающего воздуха
служит термостат с температурой начала открытия основного клапана
87±2 °С. Имеется два варианта установки вентилятора на дизеле: без
проставки и с проставкой. Возможна установка вентилятора с
электромагнитной или вязкостной муфтой отключения вентилятора.
Рис.1а - Схема системы охлаждения Д-245. (Дизели с ЖМТ)
1- водяной насос; 2 - термостат; 3 – ремень привода водяного насоса;
4 – вентилятор; 5 – рубашка охлаждения головки цилиндров; 6 –
рубашка охлаждения блока цилиндров; 7 –
гильза блока цилиндров; 8 – краники для слива охлаждающей жидкости;
9 – патрубок; 10 – пробка заливной горловины; 11 – световой
сигнализатор аварийной температуры
охлаждающей жидкости; 12 указатель температуры охлаждающей жидкости;
13 – радиатор; 14 – фильтр масляный; 15 – жидкостно- масляный
теплообменник (ЖМТ); 16 – пробка для слива охлаждающей жидкости; 17 – патрубок отвода охла-ждающей
жидкости от ЖМТ; 18 –патрубок подвода охлаждающей жидкости к ЖМТ.
Рис.1б – Схема системы охлаждения
Д-245. (Двигатель без ЖМТ)
1- водяной насос; 2 - термостат; 3 – ремень привода водяного насоса;
4 – вентилятор; 5 – рубашка охлаждения головки цилиндров; 6 –
рубашка охлаждения блока цилиндров; 7 –
гильза блока цилиндров; 8 – краники для слива охлаждающей жидкости;
9 – патрубок; 10 – пробка заливной горловины; 11 – световой
сигнализатор аварийной температуры
охлаждающей жидкости; 12 указатель температуры охлаждающей жидкости;
13 – радиатор.
Обслуживание системы охлаждения Д-245
Проверку уровня охлаждающей жидкости МТЗ-892, МТЗ-92П проводите ежесменно перед
пуском дизеля. Снимите пробку радиатора и проверьте уровень
охлаждающей жидкости, который должен быть до
верхнего торца заливной горловины. Не допускайте снижения уровня
ниже, чем на 40 мм от верхнего торца заливной горловины.
Обслуживание и промывка системы охлаждения Д-245
Систему охлаждения заполняйте низкозамерзающей охлаждающей
жидкостью. Следите за температурой охлаждающей жидкости, нормальная
рабочая температура должна быть 85-95°С. При повышении температуры выше нормальной проверьте уровень
охлаждающей жидкости в радиаторе, герметичность радиатора и
натяжение ремня вентилятора.
При необходимости, но не реже чем через каждые 120 тыс. км пробега
транспортного средства, промойте систему охлаждения Д-245 от
загрязнений. Для промывки используйте
раствор из 50-60 г кальцинированной соды на 1 л воды.
Промывку системы МТЗ-892, МТЗ-92П производите в следующем порядке:
- залейте в радиатор 2 л керосина и заполните систему приготовленным
раствором;
- запустите дизель и проработайте 8-10 ч или 350-400 км пробега,
после чего слейте раствор и промойте систему охлаждения чистой
водой.
Разборка и сборка водяного насоса (помпы) Д-245
Отверните гайку 9 (рис.2) крепления шкива привода водяного насоса. С
помощью съемника снимите шкив 7 водяного насоса. Извлеките из
корпуса насоса кольцо 12, стопорящее
подшипниковый узел. Снимите крыльчатку 3 с вала насоса 2, используя
резьбовое отверстие в торце крыльчатки (М18x1,5), с помощью
специального болта.
Выпрессуйте вал с подшипниками из корпуса водяного насоса Д-245.
Направление выпрессовки - в сторону установки шкива. Спрессуйте
подшипники с вала. Снимите кольцо упорное
13. Выпрессуйте сальник из корпуса насоса. Детали продефектуйте.
Рис.2 – Водяной насос (помпа) Д-245
1 – корпус; 2 – валик насоса; 3 – крыльчатка; 4 – уплотнение
водяного насоса; 5 – подшипник; 6 – втулка; 7 – шкив; 8 – шпонка; 9
– гайка; 10 – заглушка; 11 – шайба; 12 – кольцо стопорное;
13 – кольцо упорное.
Установите на вал помпы Д-245 кольцо упорное 13, напрессуйте
подшипники. Заполните подшипники и подшипниковую полость смазкой в
количестве 45г. Запрессуйте вал с
подшипниками в корпус насоса. Установите кольцо 12, стопорящее
подшипниковый узел. Установите шкив насоса, шайбу и гайку. Гайку
затянуть, обеспечив значение крутящего
момента 120…140Нм.
Через оправку напрессуйте уплотнение водяного насоса Д-245
внутренним корпусом на вал водяного насоса и, одновременно,
запрессуйте наружным корпусом уплотнения в корпус
водяного насоса до упора фланца корпуса уплотнения в привалочную
поверхность корпуса насоса, при этом конструктивное исполнение
оправки должно обеспечить напрессовку
внутреннего корпуса уплотнения таким образом, чтобы торцовая
поверхность внутреннего корпуса располагалась на расстоянии 11,2±0,2
мм от привалочной поверхности корпуса
насоса.
Напрессуйте на вал крыльчатку, установите заглушку в торец
крыльчатки. Утопание торца крыльчатки относительно привалочной
плоскости корпуса водяного насоса Д-245 не должно
превышать 0,3мм, выступание крыльчатки не допускается. Установите
водяной насос на дизель.
Проверка натяжения ремня вентилятора двигателя Д-245
Проверку производите через каждые 5 тыс. км пробега. Натяжение ремня
вентилятора двигателя Д-245 считается нормальным, если прогиб его на
ветви шкив коленчатого вала - шкив
генератора, в соответствии с рисунком 30, находится в пределах мм
12-17 при нажатии на ремень с усилием 40 Н.
Для регулировки
натяжения ремня двигателя ослабьте крепление
генератора. Поворотом корпуса генератора отрегулируйте натяжение
ремня. Затяните болт крепления планки и гайки болтов крепления
генератора.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________