________________________________________________________________________
Типы и устройство жаток
Для скашивания хлебов и укладывания скошенной массы в валки используются жатки.
Они отличаются по способу агрегатирования,
но имеют много общих рабочих органов, почти аналогичных по
конструкции.
Жатка рядковая скоростная ЖРС-4.9А
Жатка ЖРС-4.9А прицепная агрегатируется с тракторами МТЗ-80 и
ЮМЗ-6Л. Ширина захвата жатки — 4,9 м.
Жатка состоит из следующих основных узлов и механизмов: платформы,
режущего аппарата, большого и малого транспортеров, мотовила,
делителей, ходовых колес, сницы (прицепа), механизмов управления и
передач.
Платформа жатки служит для размещения всех рабочих органов и
передаточного механизма. Она имеет раму, ветровой щит и опирается на
пневматические колеса.
К левой части платформы шарнирно присоединена
треугольная сница с переходной скобой и компенсатором.
Режущий аппарат, как и у косилок, включает в себя пальцевый брус с
пальцами, нож сегментного типа, прижимы ножа и приводной
кривошипно-шатунный
механизм.
Транспортер выполнен из трех ремней с планками, которые движутся в
желобах, выштампованных в стальных настилах платформы.
Ленты
транспортеров
движутся навстречу друг другу и выбрасывают стебли через окно в
валок.
Мотовило машины эксцентриковое, универсальное. Устройство мотовила
такое же, как и у жатки зернового комбайна.
Граблины мотовила отделяют порцию хлебной массы, подводят ее к
режущему аппарату, поддерживают во время срезания и укладывают
срезанные
стебли на транспортеры.
Механизм управления жаткой состоит из двух выносных гидроцилиндров.
Гидроцилиндром, установленным на снице, регулируют наклон платформы,
а
следовательно, и высоту среза в пределах 10—35 см.
Начальная регулировка высоты среза производится подъемом или
опусканием платформы путем перемещения опорных колес винтовыми
механизмами.
Второй гидроцилиндр расположен под левой поддержкой мотовила. Этим
гидроцилиндром регулируется высота расположения мотовила.
Привод рабочих органов жатки осуществляется от вала отбора мощности
трактора, который соединяется с распределительным валом жатки.
С задней стороны жатки на распределительный вал насажен шкив с тремя
ручьями, два из которых предназначены для клиновых ремней,
передающих
вращение на вал привода ножа, а третий — на шкив конического
редуктора и ведущий вал малого транспортера.
Мотовило приводится от конического редуктора, а большой транспортер
— от ведущего вала малого транспортера.
Жатка валковая ЖВН-6
Жатка ЖВН-6 навешивается на зерновой комбайн. Жатка состоит из
основного корпуса, корпуса навески, режущего аппарата, мотовила,
транспортера,
делителей и механизма привода.
Каркас корпуса жатки образован трубчатой балкой, к которой приварены
горизонтальные и вертикальные уголки.
К вертикальным уголкам приварено листовое железо и образует ветровой
щит, предотвращающий падение скошенной массы с транспортера.
По
обеим сторонам корпуса закреплены бортовые щиты, которые переходят в
делители.
На щитах установлены гидроцилиндры для подъема мотовила. На левом
бортовом щите закреплен щиток для регулирования ширины валка.
Корпус жатки соединен с корпусом навески при помощи сферического
шарнира и подвешен с двух сторон на рычагах уравновешивания к двум
блокам пружин.
Это позволяет жатке перемещаться относительно корпуса в продольном и
поперечном направлениях.
Во время работы корпус жатки опирается на два башмака, установленных
под днищем жатки.
Башмаки, скользя по земле, копируют поверхность поля и обеспечивают заданную высоту среза.
Башмаки устанавливают в шести различных
положениях, в результате чего высота среза изменяется от 12 до 24
см.
На корпусе навески закреплен приводной вал с предохранительной
муфтой, от которого вращение передается на промежуточный вал и
карданную передачу.
Гидроцилиндры служат для подъема и опускания
жатки.
Режущий аппарат устроен аналогично режущему аппарату жатки ЖРС-4,9А.
Мотовило пятилопастное.
Оно состоит из вала с крестовинами, к лучам
которых крепятся планки.
Подшипники мотовила установлены на поддержках, поднимаемых
гидроцилиндрами.
Вал мотовила получает вращение от вариатора,
при помощи которого изменяется частота вращения мотовила от 22 до 58
об/мин.
Транспортер состоит из пяти ремней с планками. Они перемещаются в
ручьях, выштампованных в настиле жатки.
Ремни транспортера натянуты между ведущим и ведомым валиками, к
которым приварены диски, препятствующие смещению лент.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________