________________________________________________________________________
Устройство и регулировка прицепного плуга
Пятикорпусной прицепной плуг
Труженик-У можно переоборудовать в четырех- или трехкорпусной, для
чего один или два задних корпуса снимают.
Плуг Труженик состоит из плоской рамы, опорных колес, механизмов
управления и регулирования, прицепа, рабочих органов и устройства
для присоединения борон.
Рама плуга составлена из продольных брусьев-грядилей, поперечных
распорок и балки жесткости, скрепленных между собой болтами и
хомутами.
Рама плуга опирается на колеса: переднее
правое - бороздное, левое-полевое и заднее. В рабочем положении
бороздное и заднее колеса движутся по дну борозды, а полевое - по
поверхности невспаханного поля.
Заднее колесо испытывает значительное боковое давление, создаваемое
отваливаемыми пластами на рабочие поверхности корпусов. Поэтому обод
колеса выполнен коническим, а плоскость вращения колеса наклонена к
дну борозды.
Колеса вращаются на подшипниках, наружные обоймы которых
запрессованы в ступицах, а внутренние - на полуосях. Полуоси колес
закреплены в кронштейнах коленчатых осей жестко.
Коленчатые оси передних колес вставлены в
стальные подшипники, закрепленные на раме, а ось заднего колеса в
стакан. Оси всех колес связаны с гидроподъемником.
Механизмы прицепного плуга служат для перевода его из транспортного
положения в рабочее и обратно, установки на заданную глубину
вспашки, выравнивания рамы и регулированияравномерности глубины
вспашки всеми корпусами.
Прицепной плуг имеет четырехзвенные механизмы: подъема; полевого,
бороздного и заднего колес; связи полевого колеса с бороздным и
задним колесами. Механизм подъема, работающий от гидроподъемника,
служит для перевода плуга в транспортное и рабочее положение.
Для установки гидроподъемника к раме прикреплен кронштейн, который
одновременно является левым подшипником оси бороздного колеса. С
кронштейном шарнирно соединяют корпус гидроцилиндра, а шток - с
верхним концом рычага. Гидроцилиндр используют только для подъема
плуга.
Для этого от распределителя гидросистемы трактора шлангом высокого
давления подают масло в заднюю полость цилиндра.
Под давлением масла
шток
поршня втягивается в цилиндр, поэтому рычаг и кулак поворачивают ось
полевого колеса и рама плуга поднимается. Опускается плут под
действием силы
тяжести.
Компенсационные пружины облегчают подъем плуга и амортизируют удар
корпусов при его опускании.
Степень натяжения пружин необходимо
отрегулировать. При излишнем натяжении пружин корпуса плуга медленно
заглубляются в почву и неустойчиво движутся в почве, равномерность
глубины
вспашки нарушается.
Слабое натяжение пружин может привести к поломке при ударе корпусов
о поверхность поля и к медленному выглублению при переводе плуга в
транспортное положение.
Механизм полевого колеса используют для регулирования глубины
вспашки. Механизм состоит из оси полевого колеса, к которой приварен
кулак,
регулировочного винта, шарнирно соединенного с рычагом, и гайки,
установленной шарнирно в кронштейне.
При вращении штурвала по часовой стрелке рычаг упирается в кулак и
поворачивает ось. Полевое колесо подкатывается под раму плуга, и
глубина
вспашки уменьшается. Если отвести рычаг назад, то плуг под действием
силы тяжести опустится, и глубина вспашки увеличится.
Одновременно с поворотом оси полевого колеса через кулак и тягу
воздействие передается на механизм заднею колеса, а через кулису,
планку и кулак -
на механизм бороздного колеса, и рама опускается или поднимается
параллельно поверхности почвы.
Механизм полевого колеса можно
использовать для
перевода плуга в транспортное положение (при неисправном
гидроподъемнике).
Механизм бороздного колеса состоит из оси с кулаком, планки, кулисы,
по пазу которой перемещается гайка, и ввернутого в него винта со
штурвалом.
Кулиса приварена к оси полевого колеса с наклоном назад. При
вращении штурвала по часовой стрелке гайка поднимается вверх и назад
по пазу кулисы,
тянет через планку кулак, поворачивает ось, колесо выкатывается
из-под рамы, правая сторона рамы опускается, и передний корпус
заглубляется больше,
чем задний.
При обратном вращении рама поднимается, глубина вспашки переднего
корпуса уменьшается. Этим механизмом устраняют поперечный перекос
рамы.
Механизм заднего колеса образован рамкой, между планками которой на
оси установлен двуплечий рычаг, снабженный роликом. Ролик упирается
в
стакан, надетый на ось. В стакан вставлена ось. Между ушками стакана
закреплена лапка поворота с ввернутым в нее установочным болтом. В
поперечную планку рамки ввернут болт.
Механизм заднего колеса срабатывает лишь под воздействием механизма
связи, для этого к рычагу присоединена тяга, соединенная с кулаком
оси
полевого колеса.
При переводе прицепного плуга в транспортное положение верхний конец
рычага перемещается вперед, ролик упирается в стакан и поворачивает
его вместе с осью; колесо подкатывается под раму, и она поднимается.
Прицеп плуга присоединяют серьгами к отогнутым вниз концами первого
и третьего грядилей. Прицеп состоит из поперечной планки, продольной
тяги,
раскоса, соединенного с тягой при помощи ползуна. К переднему концу
тяги присоединен предохранитель со скобой.
При встрече корпуса с
аварийным
препятствием предохранительный штифт срезается, и плуг отъединяется
от трактора.
Подготовку плуга к работе проводят сначала на ровной площадке, а
затем в поле. В зависимости от задач вспашки, типа и агрофона поля
закрепляют на
раме необходимые рабочие органы.
Раму располагают параллельно поверхности поля, устанавливают корпуса
на заданную глубину вспашки, регулируют прицеп плуга так, чтобы
грядили
располагались параллельно направлению движения, все корпуса имели
одинаковую глубину вспашки, а передний корпус отрезал пласт шириной,
равной
его нормальной ширине захвата.
Чтобы отрегулировать плуг на заданную глубину вспашки, его переводят
в рабочее положение. Под полевое колесо подкладывают брусок
толщиной,
равной глубине пахоты минус степень деформации почвы от воздействия
массы плуга (1 - 2 см). Бороздное и заднее колеса должны опираться
при этом на
площадку.
Вращая штурвалы, устанавливают плуг так, чтобы носки долотообразных
лемехов всех корпусов коснулись опорной площадки, а пятки лемехов
расположились на высоте 10 мм.
Болтами регулируют положение, у заднего колеса так, чтобы конусный
обод его слегка касался стенки борозды или имел отклонение в сторону
поля на 5 -
10 мм, а зазор между концом полевой доски заднего корпуса и опорной
поверхностью, составлял 10-20 мм.
Для регулировки натяжения тяги механизма связи в рабочем положении
плуга под полевое колесо подкладывают брусок толщиной, равной
половине
глубины пахоты, и натягивают тягу.
Положение прицепа относительно рамы плуга можно изменять в
горизонтальной и вертикальной плоскостях. В первом случае
переставляют раскос и
продольную тягу на поперечной планке, а также передвижной ползун на
продольной тяге при помощи имеющихся в них отверстий.
Продольную тягу следует закреплять под прямым углом к поперечной
планке. Этой регулировкой пользуются при изменении ширины захвата
плуга, при
снятии одного или двух корпусов.
В вертикальной плоскости прицеп регулируют перестановкой скоб по
высоте на отогнутых концах грядилей. С увеличением глубины вспашки,
прицеп
закрепляют на верхних отверстиях, при уменьшении - на нижних.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________