________________________________________________________________________
Ремонт поршневой группы трактора МТЗ-80, МТЗ-82
В процессе ремонта детали поршневой группы
трактора МТЗ-80, МТЗ-82 заменяют при увеличенном расходе картерного
масла или повышенном проникновении газов в картер дизеля, замеренных
диагностическими средствами.
Если диагностические параметры достигли значений, превышающих
допустимые, то дизель Д-240/243 разбирают. Для проведения
технической экспертизы деталей снимают головку цилиндров и поддон
картера.
Если после снятия головки на поверхности блока обнаружатся трещины,
то дальнейшую разборку прекращают, дизель снимают с трактора МТЗ-80,
МТЗ-82 и отправляют в ремонт.
При отсутствии явных дефектов демонтируют масляный насос,
трубопроводы и крышки шатунных подшипников, извлекают поршни в сборе
с
шатунами из гильз цилиндров.
Среди деталей поршневой группы поршневой группы двигателей Д-240/243
трактора МТЗ-80, МТЗ-82 износу наиболее подвержены: поршневые
кольца, поршень, втулка верхней головки шатуна, вкладыши шатунных
подшипников, гильзы цилиндров (рис. 1, 2).
Диаметр гильзы замеряют в месте наибольшего износа верхнего пояса
гильзы сначала в плоскости, параллельной оси коленчатого вала, а
затем в
плоскости качания шатуна.
Гильзу Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 заменяют при износе ее
рабочей поверхности более 0,4 мм на диаметр или при овальности и
конусности,
превышающих 0,06 мм. Диаметр юбки поршня измеряют в плоскости,
перпендикулярной к отверстию под поршневой палец.
Кроме диаметра юбки, у поршня контролируют зазоры по высоте между
канавками поршня и поршневыми кольцами. Если зазор между канавкой
поршня и новым поршневым кольцом превышает допустимый размер,
поршень заменяют.
Рис. 1. Взаимное расположение деталей блока цилиндров Д-240/243
трактора МТЗ-80, МТЗ-82
1 — блок цилиндров; 2 — болт; 3 — рым-болт; 4, 10, 14 — прокладки; 5
— корпус сальника; 6 — задний лист дизеля; 7 — опора картера; 8 —
крышки; 9
— крышка коренного подшипника; 11 — щит; 12 — крышка шестерен; 13 —
опора; 15 — втулки; 16 — пробка; 17 — гильза цилиндра; 18 — кольца
гильзы
Рис. 2. Взаимное расположение деталей шатунн-поршневой группы
Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82
1 — поршень; 2 — поршневые кольца; 3 — поршневой палец; 4 — втулка
верхней головки шатуна; 5 — шатун; 6 — коренной вкладыш; 7 —
маховик; 8
— крышка шатуна; 9 — вкладыш шатуна; 10 — коленчатый вал; 11 —
противовес; 12 — болт
Основные показатели поршневой группы Д-240/243 трактора МТЗ-80,
МТЗ-82
Зазор между юбкой поршня и гильзой цилиндра, мм: номинальный -
0,18—0,20 / допустимый - 0,26
Зазор в замке поршневых колец, мм: номинальный - 0,40—0,80 /
допустимый - 4,0
Зазор по высоте между канавкой поршня и поршневым кольцом, мм:
- номинальный для компрессионных колец - 0,08—0,12 / для
маслосъемных колец - 0,05—0,09
- допустимый - 0,30
При ремонте трактора МТЗ-80, МТЗ-82 поршневую группу Д-240/243 в
сборе заменяют, если зазор (разность диаметров) между юбкой поршня и
гильзой превышает допустимое значение. Гильзы из блока
выпрессовывают специальным съемником.
Если диаметры гильзы и поршня в пределах нормы, рекомендуется
выпрессовать гильзу из блока, повернуть ее вокруг оси на 90°, так
как гильза и
поршень более всего изнашиваются в плоскости качания шатуна, и вновь
запрессовать гильзу в блок.
Поршневые кольца Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 заменяют, если
зазор в замке кольца превышает допустимое значение при установке
кольца в неизношенную верхнюю часть гильзы.
Перед оборкой поршневой группы проверяют параметры поршневого
пальца, шатуна и состояние втулки верхней головки шатуна. Втулку
заменяют при увеличении диаметра отверстия под поршневой палец или
ослаблении посадки в верхней головке шатуна.
Поршневой палец и втулку верхней головки шатуна Д-240/243 трактора
МТЗ-80, МТЗ-82 заменяют при зазоре между пальцем и втулкой более
0,06 мм. Палец заменяют при овальности и конусности более 0,02 мм.
Изгиб и скручивание шатуна проверяют на приборе. При сборке шатуна в
его верхнюю головку вначале запрессовывают втулку.
Чтобы подогнать отверстие втулки верхней головки шатуна под
поршневой палец, его обрабатывают регулируемой разверткой или
раскаткой. Зазор
между отверстием втулки верхней головки шатуна и поршневым пальцем
должен быть не более 0,03 мм.
Тонкостенные сменные вкладыши шатунных подшипников коленчатого вала
Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 изготовлены с высокой точностью.
Необходимый диаметральный зазор при неизменной постели подшипника
обеспечивается соответствующим и диаметрами шеек коленчатого вала.
Поэтому вкладыши при ремонте дизеля заменяют без каких-либо
подгоночных операций и только попарно.
Не допускаются: замена одного вкладыша из пары; опиливание или
шабрение стыков вкладышей либо крышек подшипников; установка
прокладок
между вкладышами и постелью, между крышкой и шатуном. При замене
размерная группа вкладышей должна соответствовать размерной группе
шеек
коленчатого вала.
После ремонта перед установкой новых деталей поршневой группы
Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 их подбирают по размерным группам.
Гильзы цилиндров сортируют на размерные группы по внутреннему
диаметру, а поршни — по наружному диаметру юбки в нижней части.
Поршни и гильзы цилиндров, устанавливаемые на один дизель, должны
быть одной размерной группы.
Размерные группы цилиндров и поршней дизеля Д-240/243 трактора
МТЗ-80, МТЗ-82
Обозначение размерной группы / Диаметр гильзы цилиндра, мм / Диаметр
юбки поршня в нижней части по наибольшему измерению, мм
М - 110,00—110,02 / 109.88—109,90
С - 110,02—110,04 / 109.90—109,92
Б - 110,04—110,06 / 109,92—109,94
Обозначение размерных групп нанесено на нерабочем верхнем торце
гильзы и на днище поршня Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82. Перед
установкой гильзы в блок резиновые уплотнения заменяют. Гильзу
устанавливают, нанося легкие удары молотком по ступенчатой оправке.
Если гильза входит в блок туго, то для ее запрессовки используют
специальное винтовое приспособление. По окончаний запрессовки
намеряют
выступание бурта гильзы над поверхностью блока индикатором.
Выступание бурта должно быть в пределах 0,065— 0,165 мм.
В случае утопания гильз допускается установка медных прокладок под
бурт гильзы. При подборе поршней обращают внимание на размерные
группы
поршневых пальцев; их внутренняя поверхность и бобышка поршня
маркированы краской.
Поршни и поршневые пальцы Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82
подбирают одной размерной группы, что подтверждается одинаковой
маркировкой. Поршневой палец запрессовывают в поршень,
предварительно нагрев поршень в масле до температуры 70—80° С.
Разность между массами шатунов в сборе с поршнями, устанавливаемых
на один дизель Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82, не должна
превышать 15 г.
Упругость поршневых колец проверяют на специальном приспособлении.
При зазоре в замках, равном 0,3—6,6 мм, упругость колец не должна
превышать: первого (верхнего) — 60—82 Н, второго и третьего — 58—78
Н.
Поршневые кольца на поршень Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82
устанавливают в определенном порядке с использованием
приспособления, которое предохраняет кольца от случайных поломок.
Кольца, установленные в канавки поршня, должны свободно перемещаться
при поворачивании поршня и утопать в канавках под действием
собственной массы.
Замки первого и третьего поршневых колец Д-240/243 трактора МТЗ-80,
МТЗ-82 располагают в канавках поршня под углом 180° относительно
замков второго и четвертого колец.
Поршень в сборе с кольцами и шатуном обильно смазывают дизельным
маслом и посредством конусной оправки устанавливают в гильзу
цилиндра,
слегка постукивая по днищу поршня рукояткой молотка. Болты шатунных
подшипников затягивают динамометрическим ключом в два — три приема.
Регулировочные данные при сборке двигателя Д-240/243 трактора
МТЗ-80, МТЗ-82
Момент окончательной затяжки гаек крепления головки цилиндров, Нм -
150—170
Момент затяжки шатунных подшипников, Нм - 140—160
Зазор между стержнем клапана и бойком коромысла (тепловой зазор) на
холодном дизеле, мм - 0,25—0,30. Поршень при нахождении в ВМТ не
должен выступать выше поверхности блока более чем на 0,5 мм.
После ремонта и установки поршневой группы Д-240/243 трактора
МТЗ-80, МТЗ-82 и крышек шатунных подшипников устанавливают масляный
насос, его нагнетательные и всасывающие трубопроводы и закрывают
поддон картера.
Прокладку картера с двух сторон смазывают графитной пастой или
герметиком; в цилиндры заливают по 30—50 г дизельного масла.
Прокладку головки цилиндров с обеих сторон также смазывают графитной
пастой.
Болты крепления головки блока Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82
затягивают динамометрическим ключом в определенной
последовательности в два — три приема. Затем устанавливают штанги и
оси коромысел в сборе с коромыслами.
Момент затяжки гаек крепления головки цилиндров и тепловые зазоры в
клапанном механизме должны соответствовать регулировочным данным при
сборке дизеля Д-240/243.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________