________________________________________________________________________
Ремонт гидросистемы задней навески трактора МТЗ-80, МТЗ-82
Навесное оборудование (навеска) трактора
МТЗ-80, МТЗ-82 поднимается медленно, масло в гидросистеме
перегревается вследствие больших утечек - в соединениях перепускной
клапан — седло распределителя гидросистемы задней навески, при
(разрегулировке предохранительного клапана, нарушении герметичности
в сопряжении золотник — корпус.
Та же неисправность наблюдается при работоспособном распределителе
гидросистемы, но неисправном насосе высокого давления вследствие
больших внутренних утечек, из-за износа шестерен, корпуса, втулок
или разрушения резиновых уплотнений.
При неисправном насосе нагреваются его корпус и прилегающие к нему
участки трубопровода. При неисправном распределителе масло поступает
на слив и в этом случае нагреваются все трубопроводы большого
диаметра.
Преждевременная остановка навесного оборудования (навески) трактора
МТЗ-80, МТЗ-82, невозможность ее подъема без удержания рукоятки
золотника рукой, медленный, рывками, подъем машины, перегрев масла в
гидросистеме — все это следствие разрегулировки автоматов возврата
золотников.
На медленный подъем навесного орудия трактора МТЗ-80, МТЗ-82, кроме
неисправности насоса или гидрораспределителя, влияют и такие
факторы, как:
- использование масла, сорт которого не соответствует
рекомендованному, в том числе по вязкости;
- недостаточное количество масла в баке;
- попадание инородного тела в сопряжение седло — перепускной клапан
распределителя, в результате масло сливается через нижнюю крышку
распределителя в бак, минуя силовые цилиндры;
- большие утечки масла в сопряжении седло—шарик предохранительного
клапана распределителя, которые возникают вследствие износа
сферической поверхности шарика;
- утечки масла в сопряжении расточка корпуса распределителя —
золотник.
Появление пены в баке свидетельствует о подсосе воздуха через
неплотности трубопроводов всасывающей магистрали или повреждении
уплотнения вала насоса трактора МТЗ-80, МТЗ-82. В этом случае
подтягивают все соединения трубопроводов; если пенообразование не
прекратилось, снимают гидронасос с трактора и заменяют манжету
уплотнения вала.
Появление масла на сферических рычагах управления золотниками
распределителя указывает на повышенное давление в сливной полости
вследствие засорения основного фильтра гидросистемы или
неисправности предохранительного клапана.
Техническое состояние фильтра определяют с помощью прибора КИ-13936,
подсоединяя его к сливному трубопроводу. Давление в полости слива
распределителя трактора МТЗ-80, МТЗ-82 должно быть не более 0,25
МПа. Если давление выше, фильтр снимают, очищают от загрязнений и
проверяют техническое состояние предохранительного клапана.
Значительная усадка находящейся в поднятом состоянии навешенной
машины указывает на износ или разрушение уплотнений поршня силового
цилиндра, износ сопрягаемых деталей корпус — золотник
распределителя, негерметичность запорного и обратного клапанов
силового регулятора, утечку масла через запорный клапан
гидроувеличителя сцепного веса.
Для определения технического состояния уплотнений поршня силового
гидроцилиндра трактора МТЗ-80, МТЗ-82 поднимают навешенную машину на
3/4 хода штока и разъединяют запорное устройство магистрали,
связанное с полостью подъема. Затем измеряют расстояние от головки
штока цилиндра до его крышки и включают секундомер. При массе
навесного оборудования (или груза) 500 кг усадка штока за 30 мин
должна быть не более 25 мм.
При определении суммарных утечек масла в золотниковой паре
распределителя и силового цилиндра поднимают груз (оборудование).
Рукоятку распределителя устанавливают в нейтральное положение,
рукоятку гидроувеличителя сцепного веса — в положение «Заперто», а
рукоятку управления силовым регулятором — в положение «Выключено».
Замеряют размер по штоку линейкой и следят за стрелкой часов в
течение 1 мин. Через 30 мин замер повторяют. Разность замеров усадок
поршня силового цилиндра трактора МТЗ-80, МТЗ-82 при подключенной и
отключенной магистрали, превышающая 15 мм, свидетельствует об износе
золотниковой пары распределителя. В этом случае распределитель
снимают с трактора и заменяют новым.
Если результаты замеров находятся в пределах нормы, но при установке
рукоятки управления силовым регулятором в положение «Выключено» и
удержании навешенной машины в поднятом состоянии наблюдается усадка
штока силового цилиндра, это свидетельствует о негерметичности
обратного и запорного клапанов силового регулятора.
Для устранения такой неисправности вынимают из корпуса регулятора
детали клапанов, промывают их в чистом дизельном топливе и
прочеканивают шарики по их седлам. Если после этого навешенная
машина самопроизвольно опускается, то регулятор снимают с трактора и
заменяют новым или отремонтированным.
Если при работе трактора МТЗ-80, МТЗ-82 отсутствуют характерные
признаки, по которым можно судить о неисправности конкретного
агрегата, а гидросистема работает недостаточно четко (медленный
подъем орудия, большая его усадка в транспортном положении, перегрев
масла или пенообразование и т. п.), то в первую очередь проверяют
техническое состояние насоса высокого давления и распределителя.
Проверку начинают с определения общего состояния соединений
гидросистемы: отсутствия подтекания масла и подсоса воздуха.
На тракторе техническое состояние агрегатов гидросистемы навески
определяют с помощью прибора КИ-5473. В комплект прибора входят
дроссель-расходомер, набор подсоединительной арматуры и рукавов.
Ремонт гидрораспределителя трактора МТЗ-80, МТЗ-82
Техническое состояние распределителя трактора МТЗ-80, МТЗ-82
определяют по величине утечек масла вследствие износа золотников,
негерметичности перепускного и предохранительного клапанов, давлению
срабатывания автоматов возврата золотников или предохранительного
клапана. Для проверки выворачивают пробки-заглушки из корпуса
распределителя и подключают нагнетательный рукав (вход) прибора к
полости подъема, а сливной рукав к полости опускания.
Вход прибора подключают к нагнетательному (метка «П»), а выход — к
сливному (метка «0») трубопроводам распределителя. Если при такой
схеме подключения рукоятку любого золотника распределителя
установить в положение «Подъем», то все масло, подаваемое насосом
(за исключением утечек внутри распределителя), будет проходить через
прибор, поступать в нижнюю крышку распределителя, а затем в бак
гидросистемы.
При исправном гидрораспределителе трактора МТЗ-80, МТЗ-82 количество
масла, проходящего через пего (один из золотников находится в
положении «Подъем»), должно соответствовать замеренной
производительности насоса.
Для замера количества масла, протекающего через распределитель, и
определения утечек в ело сопряжениях пускают дизель и устанавливают
номинальную частоту вращения коленчатого вала (определяют по
тахоспидометру на щитке приборов или по частоте вращения вала отбора
мощности).
Поворотом рукоятки прибора создают противодавление по манометру, а
по шкале лимба и указателю отсчитывают количество масла,
протекающего через прибор. Результаты отсчета сравнивают с величиной
допустимых утечек масла.
Основные параметры распределителя Р75-ЗЗР гидросистемы навески
трактора МТЗ-80, МТЗ-82
Давление срабатывания, МПа:
- автомата золотника - 12,5—13,5
- предохранительного клапана - 15,5—16,0
Допустимые утечки масла, л/мин - 5,0
При значительных утечках масла в распределителе трактора МТЗ-80,
МТЗ-82 нередко заменяют один перепускной клапан. Такая частичная
замена не дает желаемых результатов, так как изнашивается не только
конусная (запорная) поверхность клапана, но и его седло. Износ
острых кромок седла клапана зачастую неравномерный и в результате
полная герметичность сопряжения не обеспечивается при установке
нового перепускного клапана.
Поэтому, если утечки превышают допустимое значение, дальнейшую
проверку прекращают, распределитель снимают с трактора и
ремонтируют. Если же утечки масла в распределителе не превышают
нормы, то продолжают проверку распределителя.
Не отключая прибора, определяют давление срабатывания автоматов
возврата золотников. Для этого пускают дизель и устанавливают
среднюю частоту вращения коленчатого вала. Рукоятку прибора
поворачивают в положение «Открыто», а проверяемый золотник — в
положение «Подъем».
Поворачивая рукоятку, создают давление в сливной магистрали и следят
за показанием манометра прибора. По достижении определенного
давления рукоятка золотника должна возвращаться в нейтральное
положение.
Наибольшее давление, отмеченное по манометру в момент возврата
рукоятки золотника в нейтральное положение, принимается за давление
срабатывания автомата. Давление срабатывания автоматов других
золотников распределителя МТЗ-80, МТЗ-82 проверяют, не переключая
рукавов прибора.
Для этого рукоятку золотника, к каналам которого подключен прибор,
фиксируют в положении «Подъем», а рукоятку проверяемого золотника
включают в это положение и слегка поддерживают рукой. Прибором
создают давление до момента срабатывания второго золотника.
Аналогичные операции проводят при проверке автомата третьего
золотника.
Давление срабатывания автоматов золотников должно быть в пределах
12,5—13,5 МПа. Если давление выше или ниже нормы, то
гидрораспределитель снимают с трактора МТЗ-80, МТЗ-82 для
регулировки на стенде или ремонта.
При удовлетворительном состоянии автоматов золотников заключительной
операцией проверки технического состояния распределителя является
определение давления срабатывания предохранительного клапана.
Для этого устанавливают максимальную частоту вращения коленчатого
вала дизеля и переводят рукоятку золотника распределителя трактора
МТЗ-80, МТЗ-82 в положение «Подъем» (лучше перевести рукоятку
выносного цилиндра, чтобы не поднимать навесное оборудование).
Удерживая рукоятку рукой, плавно перекрывают поток масла,
протекающего через прибор. При полном перекрытии потока масла
фиксируют показание манометра, которое характеризует фактическую
величину давления срабатывания предохранительного клапана.
Если давление срабатывания не соответствует 15,5—16 МПа, то есть
выше или ниже указанных значений, клапан регулируют, не снимая
распределитель с трактора. Отворачивают и снимают колпачок
предохранительного клапана, ослабляют контргайку и винтом регулируют
давление. Рукоятка золотника при этом удерживается в положении
«Подъем», а поток масла перекрыт прибором.
При значительных потерях масла вследствие утечек через перепускной и
предохранительный клапаны, через сопряжение золотник— корпус, а
также при неподдающемся регулировке предохранительном клапане или
неисправностях автоматов золотников распределитель снимают с
трактора и ремонтируют.
Для разборки распределитель трактора МТЗ-80, МТЗ-82 устанавливают на
специальное приспособление. Снимают рукоятки управления и пластины
пыльников с верхней крышки, удаляют пыльники и уплотнительные
кольца, вынимают сферические рычаги управления золотниками.
Затем снимают верхнюю и нижнюю крышки, маркируют и извлекают
золотники из корпуса, разбирают предохранительный и перепускной
клапаны. Седло перепускного клапана выпрессовывают из корпуса
ступенчатой оправкой, а гнездо предохранительного — специальным
ключом.
На конусной поверхности перепускного клапана гидрораспределителя
МТЗ-80, МТЗ-82 в месте ее соприкосновения с кромкой седла могут быть
значительные следы износа, что обусловливает потерю герметичности
сопряжения, увеличение потерь масла.
Изношенную конусную поверхность клапана восстанавливают шлифованием
в центрах шлифовального станка под углом 45°. Допускается
протачивание конусной поверхности клапана в центрах токарного станка
с последующим шлифованием мелкой наждачной шкуркой.
Торцовую поверхность седла клапана в этом случае следует также
прошлифовать на плоскошлифовальном станке или проточить на токарном
станке в разрезной оправке. Внутреннее отверстие седла и его
торцовая поверхность должны образовывать острую кромку. После
обработки седло размагничивают.
Ремонт силового гидроцилиндра трактора МТЗ-80, МТЗ-82
Основные неисправности силовых цилиндров трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
износ уплотнений цилиндра и штока, погнутость штока, появление течи
в местах крепления крышек.
Если наблюдается значительная усадка штока (при исправном
распределителе) или навешенное орудие поднимается рывками, то
силовой цилиндр снимают и разбирают для проведения технической
экспертизы деталей. Уплотнительные резиновые (кольца и манжеты при
износе и потере упругости заменяют новыми.
Если диаметр штока на 0,1—0,2 мм меньше номинального размера (в
месте наибольшего износа), шток заменяют. Прогиб штока допускается
не более 0,1 мм на всей длине. Шток правят под прессом в холодном
состоянии. Поршни и внутренняя поверхность цилиндров обычно
изнашиваются незначительно и практически не требуют ремонта.
Для проверки силовой гидроцилиндр трактора МТЗ-80, МТЗ-82
устанавливают на стенд КИ-4815М или КИ-4200 и подключают к
распределителю, соединяя рукавами полости слива и нагнетания.
Включают стенд и рукояткой распределителя несколько раз перемещают
поршень силового цилиндра, заполняя обе полости прогретым маслом.
Поршень в цилиндре должен перемещаться из одного крайнего положения
в другое при давлении не более 0,7 МПа. Увеличение давления
свидетельствует о погнутости и заедании штока.
Подтекание масла по штоку не допускается. Затем поршень перемещают в
одно из крайних положений, отсоединяют от полости цилиндра трактора
МТЗ-80, МТЗ-82 рукав слива и опускают его в мерный бачок. Создают
давление в гидросистеме стенда 10 МПа и наблюдают за состоянием
соединений цилиндра. Утечек масла через уплотнения соединений
маслопровода не должно быть.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________