________________________________________________________________________
Ремонт водяного насоса трактора МТЗ-80, МТЗ-82
Течь воды из дренажного отверстия,
повышенный шум и стуки при работе водяного насоса двигателя
Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 указывают на неисправность системы
водяного охлаждения (рис. 1).
Рис. 1. Водяной насос (помпа)
Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 в сборе
1 — шкив; 2 — подшипники; 3 — корпус; 4 — крыльчатка; 5 — дренажное
отверстие; 6 — валик; 7 — гайка
Появление значительного зазора в подшипнике или разрушение
подшипника могут привести к повреждению сердцевины радиатора
крыльчаткой вентилятора.
Повышенный шум и стуки указывают на предельный износ или разрушение
подшипников водяного насоса (помпы) Д-240/243 трактора МТЗ-80,
МТЗ-82, ослабление посадочного места валика под приводной шкив.
Течь охлаждающей жидкости из дренажного отверстия или следы масла на
шкиве привода свидетельствуют о разрушении уплотнений валика насоса
(С целью повышения надежности и долговечности, на дизели Д-240/243
устанавливаются водяные насосы с уплотнением и усиленным
подшипниковым узлом).
При появлении неисправностей снимают водяную помпу с дизеля
Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 (рис. 2.) и разбирают для замены
изношенных
деталей (рис. 3-7).
Если осевое перемещение валика в подшипниках превышает 0,6 мм или
наблюдается ослабление внутренних колец подшипников на валике, то
валик
заменяют в сборе с подшипниками.
При радиальном зазоре в подшипниках, превышающем 0,1 мм, подшипники
заменяют (рис. 9).
Рис. 3. Взаимное расположение деталей водяного насоса Д-240/243
трактора МТЗ-80, МТЗ-82
1 — шкив; 2 — подшипники; 3 — крыльчатка; 4 — корпус; 5 — патрубок;
6 — валик насоса; 7 — ремень привода водяного насоса; 8 — стопорная
пластина; 9 — гайка; 10 — вентилятор
Рис. 2. Снятие водяной помпы Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82
1 — шкив; 2 — водяной насос; 3 — патрубок
Рис. 4. Отворачивание гайки крепления шкива Д-240/243 трактора
МТЗ-80, МТЗ-82
1 — гайка; 2 — шкив; 3 — стопорная пластина
Рис. 5. Опрессовка шкива
помпы
1 — шкив; 2 — двухлапчатый съемник
Рис. 6. Снятие стопорного кольца подшипника
Рис. 7. Отворачивание болта крепления крыльчатки помпы Д-240/243
трактора МТЗ-80, МТЗ-82
1 — корпус водяного насоса; 2 — крыльчатка; 3 — болт
Рис. 8. Выпрессовка валика водяного насоса Д-240/243 трактора
МТЗ-80, МТЗ-82
1— корпус водяного насоса; 2 — выколотка; 3 — крыльчатка
Рис. 9. Спрессовка подшипника с валика водяного насоса Д-240/243
трактора МТЗ-80, МТЗ-82
1 — подшипник; 2 — валик водяного насоса; 3 — шток пресса
На уплотняющей шайбе торцового уплотнения допускаются кольцевые
риски и следы износа глубиной не более 0,5 мм. Толщина шайбы должна
быть
не менее 2,5 мм. Манжета не должна иметь сквозных прорывов.
При наличии трещин корпус водяного насоса Д-240/243 трактора МТЗ-80,
МТЗ-82 выбраковывают. Если трещины отсутствуют, измеряют посадочные
поверхности корпуса под подшипники валика и результаты сравнивают с
допустимыми значениями.
Номинальные и допустимые размеры водяного насоса дизеля Д-240/243
трактора МТЗ-80, МТЗ-82, мм
Расстояние от торца опорной втулки до плоскости разъема: номинальное
- 47,0—47,3 / допустимое - 48,5
Допустимый диаметр отверстий корпуса под подшипники: Подшипник 305 -
62,07 / Подшипник 304 - 52,06
Если на торцовой поверхности опорной втулки корпуса помпы Д-240/243
трактора МТЗ-80, МТЗ-82 имеются следы износа (кольцевые канавки)
глубиной более 0,5 мм, то втулку выпрессовывают и заменяют новой.
При оборке насоса резиновые манжеты устанавливают так, чтобы
отвороты с пружинами были обращены в сторону шарикоподшипников.
Гайка
ступицы должна быть затянута моментом 16—19 Нм.
После сборки насоса валик должен вращаться от усилия руки без
заеданий крыльчатки. Концы кромок лопастей вентилятора должны
находиться в
одной плоскости.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________