________________________________________________________________________
Ремонт коробки передач КПП тракторов МТЗ-80, МТЗ-82
Большой свободный ход рычага переключения
передач КПП тракторов МТЗ-80, МТЗ-82, неполный выход шестерен из
зацепления, самопроизвольное
выключение передач свидетельствуют об износе поверхностей трения
вилок переключения, кулисы, пазов скользящих кареток, потере
упругости
пружин фиксаторов (рис.1).
Рис.1. Коробка передач КПП МТЗ-80, МТЗ-82
1 — ведомая шестерня понижающего
редуктора; 2 — стакан первичного вала; 3 — первичный вал; 4, 6, 31,
34, 36,
50, 55, 62, 63, 65, 70, 73 — кольца; 5, 9, 11, 16. 33, 37, 48, 54,
58, 60, 64, 72 — подшипники; 7 — скользящая шестерня IV и V передач;
8 — скользящая
шестерня III передачи; 10 — вторичный вал; 12 — распорная втулка; 13
— ведомая шестерня II ступени редуктора; 14 — регулировочная
прокладка; 15
— стакан; 17, 27 — шайбы; 18 — шестерня; 19 — корончатая гайка; 20,
41 - крышки; 21, 42 — прокладки; 22 — ведомая шестерня V передачи и
заднего
хода; 23 — ведомая шестерня IV передачи; 24 — промежуточный вал; 25
— ведомая шестерня III передачи; 26 — промежуточная шестерня; 28 —
упор;
29 — ведущая шестерня I ступени редуктора; 30 — внутренний вал; 32 —
крыльчатка; 35 — стакан ведущей шестерни II ступени редуктора; 38,
52 —
гнезда; 39 — ведущая шестерня II ступени редуктора со втулкой; 40,
51, 57— втулки; 43 — корпус коробки передач; 44 — промежуточная
шестерня
заднего хода; 45 — ось промежуточной шестерни заднего хода; 46 —
планка; 47 — гнездо подшипника; 49 — гайка промежуточного вала; —
заглушка;
56 — промежуточная шестерня понижающего редуктора; 59, 61 —
маслоотражательные шайбы; 66 — ведомая шестерня включения
ходоуменьшителя;
67 — ведомая шестерня I передачи и заднего хода со втулкой;. 68 —
вал I передачи и заднего хода; 69 — свертная втулка; 71 — скользящая
шестерня I
передачи и заднего хода
Если неисправности обнаруживаются при включении или выключении I
передачи и заднего хода, то снимают боковую крышку, а затем вилку
переключения коробки передач МТЗ-80, МТЗ-82.
При обнаружении следов износа и толщине щек вилки менее 8,0 мм вилку
I передачи и заднего хода заменяют. Наряду с этим проверяют
техническое
состояние сопряжений вилок переключения и скользящих кареток.
Для этого снимают вилки и поочередно вставляют их в соответствующие
пазы скользящих кареток, проверяя зазор между ними. Если зазор
превышает
1,5 мм, вилку заменяют. Блок шестерен заменяют при ширине паза более
10,8 мм.
Появление посторонних шумов в коробке передач МТЗ-80, МТЗ-82,
чрезмерный нагрев отдельных участков корпуса указывают на разрушение
или
заклинивание подшипников валов.
Чтобы выявить и устранить эти дефекты, из коробки передач МТЗ-80,
МТЗ-82 сливают масло, снимают пол кабины и крышку коробки передач;
при
необходимости снимают боковые крышки или раздаточную коробку.
После этого монтажным ломиком проворачивают все доступные для
проверки валы, воздействуя на них в осевом и радиальном
направлениях. При
проверке обоймы подшипников не должны проворачиваться в своих
гнездах, а какие-либо перемещения валов не должны ощущаться.
Если обнаруживают следы износа подшипников, их посадочных мест,
легко ощутимые перемещения валов, то коробку передач снимают с
трактора и
разбирают, заменяя изношенные подшипники.
Стуки в коробке передач МТЗ-80, МТЗ-82, исчезающие при переключении
на другую передачу, могут свидетельствовать об усталостном
разрушении
или выкрашивании зубьев отдельных шестерен.
Оценить степень износа или обнаружить дефекты зубьев шестерен можно
при снятых крышках коробки передач и снятой раздаточной коробке. Для
проверки рекомендуется поддомкратить одно из ведущих колес трактора
и, прокручивая его, осмотреть зубья всех видимых шестерен.
При обнаружении дефектов шестерен коробку передач разбирают в
последовательности, показанной на рис. 2.6.2—2.6.30, изношенные
детали
заменяют.
После снятия механизма переключения КПП МТЗ-80, МТЗ-82 проверяют
наличие следов износа на наконечнике рычага переключения передач и
контролируют размеры деталей: толщину щек вилок, зазор между
планками переключения и т. д.
При наличии видимых следов износа на наконечнике рычаг переключения
заменяют. Вилки заменяют при толщине щек менее 8,2 мм. Зазор между
планками переключения должен находиться в пределах 0,3— 1,6 мм.
Рис. 2. Выпрессовка стакана подшипника ведущей шестерни II ступени
редуктора МТЗ-80, МТЗ-82
1 — стакан; 2 — крыльчатка; 3 — корпус коробки передач; 4 —
технологический болт
Рис. 3. Снятие ведущей шестерни главной передачи КПП тракторов
МТЗ-80, МТЗ-82
1 — ведущая шестерня; 2 — болт
Допустимые размеры деталей механизма переключения передач КПП
МТЗ-80, МТЗ-82, мм
Диаметр валика механизма переключения передач - 24,85
Диаметр сферического наконечника рычага переключения передач - 14,85
Диаметр отверстия вилки переключения под валик - 25,08
Диаметр пазов в валике переключения под фиксаторы - 10,5
Толщина щек вилок переключения - 8,2
Ширина кольцевого паза скользящей шестерни под вилку переключения -
9,3
Осевой зазор в подшипниках вторичного вала КПП МТЗ-80, МТЗ-82
проверяют индикатором. Для этого ножку индикатора упирают в торец
зуба
шестерни и монтажным ломиком перемещают вторичный вал в осевом
направлении.
Осевой зазор в конических подшипниках вторичного вала не должен
превышать 0,3 мм. Следует иметь в виду, что большой осевой зазор
может
возникнуть не только из-за износа подшипников, но и
самопроизвольного отворачивания гайки крепления вторичного вала.
Для регулировки осевого зазора отворачивают болты крепления и
выпрессовывают стакан подшипника вторичного вала коробки передач
МТЗ-80,
МТЗ-82. Изменяя толщину прокладок, устраняют осевое перемещение вала
(рис. 4).
После регулировки осевого зазора проверяют установочную высоту
ведущей шестерни главной передачи. Она должна быть в пределах
57,85—58,15
мм.
Если результаты замера отличаются от допустимых значений, то снимают
ведущую шестерню и либо шлифованием регулировочной втулки, либо
установкой втулки большей толщины добиваются требуемой установочной
высоты ведущей шестерни главной передачи.
Рис.4. Регулировка осевого зазора в подшипниках вторичного вала КПП
МТЗ-80, МТЗ-82
1 — стакан вторичного вала, 2 — регулировочные прокладки; 3 —
технологические болты
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________