________________________________________________________________________
Основные элементы двигателя Д-260
Блок цилиндров Д-260
Блок цилиндров двигателя Д-260 трактора МТЗ-1221 является основной
корпусной деталью и выполнен в виде моноблока, представляет собой
жесткую чугунную отливку. В расточках блока установлены шесть
съемных гильз, изготовленных из специального чугуна. Гильза
устанавливается в блок цилиндров по двум центрирующим поясам. В
верхнем поясе гильза закрепляется буртом, в нижнем - уплотняется
двумя резиновыми кольцами, размещенными в канавках блока цилиндров.
Между стенками блока цилиндров Д-260 и гильзами циркулирует
охлаждающая жидкость. Поперечные перегородки блока цилиндров имеют
приливы, предназначенные для образования опор коленчатого вала. На
эти приливы установлены крышки. Приливы вместе с крышками образуют
постели для коренных подшипников. Постели под вкладыши коренных
подшипников расточены с одной установки в сборе с крышками. Менять
крышки местами не допускается.
Дизельный
двигатель Д-260 ММЗ
1 – масляный картер; 2 – масляный насос; 3 – демпфер; 4 – шкив
коленчатого вала; 5 – ремень вентилятора; 6 – крышка распределения;
7 – шкив натяжной; 8 – форсунка для охлаждения поршня; 9 –
вентилятор; 10 – водяной насос; 11 – корпус термостатов; 12 – шатун;
13 – поршень; 14 – гильза цилиндров; 15 –колпак; 16 крышка головки
цилиндров; 17 – головка цилиндров; 18 – блок цилиндров; 19 – задний
лист; 20 – маховик; 21 – коленчатый вал; 22 – маслоприемник; 23 –
распределительный вал.
Блок цилиндров Д-260 имеет продольный масляный канал, от которого по
поперечным каналам масло подводится к коренным подшипникам
коленчатого вала, а затем к шейкам распределительного вала и
форсункам для охлаждения поршней. Форсунки для охлаждения поршней
установлены в блоке цилиндров в верхней части второй, четвертой и
шестой опор коленчатого вала. На водораспределительном канале блока
цилиндров имеется площадка для установки жидкостно-масляного
теплообменника. Подвод и отвод масла от теплообменника
осуществляется по каналам в блоке.
Для повышения жесткости нижняя плоскость блока цилиндров двигателя
Д-260 смещена вниз на 80 мм относительно оси коленчатого вала. К
переднему торцу блока прикреплен стальной щит распределения и крышка
распределения, а к заднему - стальной лист, посредством которого
дизель соединяется с остовом трактора МТЗ-1221. Передней опорой
дизеля служат два кронштейна, установленные на боковых поверхностях
блока цилиндров. Снизу блок цилиндров закрыт масляным картером.
Головки блока цилиндров Д-260
Головка блока цилиндров Д-260 отлита из чугуна (одна головка на три
цилиндра) - взаимозаменяемые. Во внутренних полостях головок
цилиндров имеются впускные и выпускные каналы, закрываемые
клапанами. Для обеспечения отвода тепла головки цилиндров имеют
внутренние полости, в которых циркулирует охлаждающая жидкость.
Головки цилиндров имеют вставные седла клапанов, изготовленные из
жаропрочного и износостойкого сплава.
На головках цилиндров Д-260 устанавливаются форсунки (по 3 на каждую
головку), стойки, оси коромысел с коромыслами, крышки головок и
колпаки крышек, закрывающие клапанный механизм. Для уплотнения
разъема между головками и блоком цилиндров установлена прокладка из
безасбестового полотна. Отверстия для гильз цилиндров и масляного
канала окантованы листовой сталью. При сборке дизеля цилиндровые
отверстия прокладки дополнительно окантовываются фторопластовыми
кольцами.
Проверка затяжки болтов крепления головок блока цилиндров
Д-260
Рис.1 -
Схема последовательности затяжки болтов крепления головки цилиндров
Проверку затяжки болтов крепления головок цилиндров двигателя Д-260
трактора МТЗ-1221 производите по окончании обкатки и через 1000
часов работы на прогретом дизеле в следующей последовательности:
- снимите колпаки и крышки головок цилиндров;
- снимите оси коромысел с коромыслами и стойками;
- динамометрическим ключом произведите затяжку всех болтов крепления
головок цилиндров, предварительно отпустив их на 1/6 оборота,
моментом 200:10 Нм в последовательности, указанной на рис.1.
После проверки затяжки болтов крепления головок цилиндров установите
на место оси коромысел и отрегулируйте зазор между коромыслами и
клапанами. Установите на место крышки головок цилиндров и колпаки
крышек.
Кривошипно-шатунный механизм двигателя Д-260
Основными деталями кривошипно-шатунного механизма являются:
коленчатый вал с коренными и шатунными подшипниками, маховик, поршни
с поршневыми кольцами и пальцами, шатуны.
Коленвал Д-260 трактора МТЗ-1221 - стальной, имеет семь коренных и
шесть шатунных шеек. Для уменьшения нагрузок на подшипники от сил
инерции на первой, шестой, седьмой и двенадцатой щеках коленчатого
вала устанавливаются съемные противовесы. В шатунных шейках имеются
полости для дополнительной центробежной очистки масла. Полости шеек
закрыты резьбовыми заглушками.
Осевое усилие коленвала Д-260 воспринимается четырьмя
биметаллическими сталеалюминиевыми полукольцами, установленными в
расточках блока цилиндров и крышки четвертого коренного подшипника.
Впереди и сзади коленчатый вал уплотняется манжетами.
На передний
конец вала устанавливаются: с натягом шестерня привода механизма
газораспределения (шестерня коленчатого вала) и шестерня привода
масляного насоса, шкив привода водяного насоса, генератора,
компрессора кондиционера воздуха (на тракторе МТЗ-1221). Для
снижения уровня крутильных колебаний коленчатого вала Д-260 на
ступице шкива установлен демпфер силиконовый.
Поршень двигателя Д-260 ММЗ изготовлен из алюминиевого сплава. В
днище поршня выполнена камера сгорания. В верхней части поршень
имеет три канавки - в первые две устанавливаются компрессионные
кольца, в третью - маслосъемное кольцо с расширителем. Поршневой
палец полый, изготовлен из хромоникелевой стали. Осевое перемещение
пальца в бобышках поршня ограничивается стопорными кольцами.
Шатун двигателя Д-260 ММЗ - стальной, двутаврового сечения. В
верхнюю головку его запрессована втулка. Для смазки поршневого
пальца в верхней головке шатуна и втулке имеется отверстие. Расточка
нижней головки шатуна под вкладыши производится в сборе с крышкой.
Шатун и крышка имеют одинаковые номера, набитые на их поверхностях.
Крышки шатунов не взаимозаменяемы. Кроме того, шатуны имеют весовые
группы по массе верхней и нижней головок. Обозначение группы по
массе наносится на торцовой поверхности верхней головки шатуна. На
дизеле Д-260 должны быть установлены шатуны одной группы.
Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленвала Д-260
тонкостенные, изготовленные из биметаллической полосы. По
внутреннему диаметру вкладыши изготавливаются двух размеров в
соответствии с номиналом шеек коленчатого вала. Маховик изготовлен
из чугуна, крепится к фланцу коленчатого вала болтами. На маховик
напрессован стальной зубчатый венец.
Механизм газораспределения (ГРМ) Д-260
Механизм газораспределения ГРМ дизеля Д-260 ММЗ состоит из шестерен,
распределительного вала, впускных и выпускных клапанов, а также
деталей их установки и привода: толкателей, штанг, коромысел,
регулировочных винтов с гайками, тарелок, сухариков, пружин, стоек и
осей коромысел.
Распредвал Д-260 - четырехопорный, получает вращение от коленчатого
вала через шестерни распределения. Толкатели - стальные, имеют
сферические донышки с наплавкой спецчугуном. Кулачки
распределительного вала изготовлены с небольшим уклоном, за счет
этого толкатели в процессе работы совершают вращательное движение.
Штанги толкателей изготовлены из стального прутка. Сферическая
часть, входящая внутрь толкателя, и чашка штанги закалены. Коромысла
клапанов стальные, качаются на оси, установленной в стойках. Ось
коромысел полая, имеет шесть радиальных отверстий для смазки
коромысел. Перемещение коромысел вдоль оси ограничивается распорными
пружинами.
Впускные и выпускные клапаны Д-260 изготовлены из жаропрочной стали,
перемещаются в направляющих втулках, запрессованных в головки
цилиндров. Каждый клапан закрывается под действием двух пружин:
наружной и внутренней, которые закреплены на его стержне при помощи
тарелки и сухариков.
Уплотнительные манжеты, установленные на направляющие втулки
клапанов, исключают попадание масла в цилиндры дизеля через зазоры
между стержнями клапанов и направляющими втулками. Шестерни
распределения двигателя Д-260 ММЗ размещены в картере, образованном
щитом распределения, прикрепленным к блоку цилиндров, и крышкой
распределения.
Проверка зазора между клапанами и коромыслами двигателя Д-260
Проверку и регулировку зазоров между клапанами и коромыслами
двигателя Д-260 производите через 500 часов работы после проверки
затяжки болтов крепления головок цилиндров или, при необходимости,
на непрогретом дизеле (температура воды и масла должны быть не более
60?С). Величина зазора между торцами стержней клапанов и бойками
коромысел должна быть 0,25 мм для впускных и 0,45 мм для выпускных
клапанов.
При регулировке зазор между торцем стержня клапана и бойком
коромысла на непрогретом дизеле Д-260 устанавливайте:
- впускные клапаны - 0,25 мм;
- выпускные клапаны - 0,45 мм;
Регулировку производите в следующей последовательности:
- снимите колпаки крышек головок цилиндров и проверьте затяжку
болтов и гаек крепления стоек осей коромысел;
- проверните коленчатый вал до момента перекрытия клапанов в первом
цилиндре (впускной клапан первого цилиндра начинает открываться, а
выпускной заканчивает закрываться);
- отрегулируйте зазоры в третьем, пятом, седьмом, десятом,
одиннадцатом и двенадцатом клапанах (считая от вентилятора), затем
проверните коленчатый вал на один оборот, установив перекрытие в
шестом цилиндре, и отрегулируйте зазоры в первом, втором, четвертом,
шестом, восьмом и девятом клапанах.
Рис.2 - Регулировка зазора в клапанах
1 – щуп; 2- контргайка; 3 – регулировочный винт
Для регулировки зазора зазоров между клапанами и коромыслами
двигателя Д-260 отпустите в соответствии с рис.2 контргайку 2
регулировочного винта 3 и, вворачивая или выворачивая винт,
установите между бойком коромысла и торцом стержня клапана
необходимый зазор по щупу 1. После установки зазора затяните
контргайку и снова проверьте зазор щупом проворачивая штангу. По
окончании регулировки зазора в клапанах поставьте на место колпаки
крышек головок цилиндров.
Клапаны Д-260 можно регулировать также на каждом цилиндре при
положении поршня в верхней мертвой точке. Для этого проверните
коленвал до момента установки поршня первого цилиндра в верхнюю
мертвую точку, соответствующую концу такта сжатия и отрегулируйте
зазор в клапанах первого цилиндра.
Проверните коленчатый вал на 1/3 оборота и отрегулируйте зазор в клапанах пятого цилиндра, т.е. зазор в клапанах регулируйте в последовательности, соответствующей порядку работы цилиндров (1-5-3-6-2-4), проворачивая коленчатый вал на 1/3 оборота по ходу часовой стрелки.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________