________________________________________________________________________
Неисправности и ремонт ведущего моста МТЗ-80, МТЗ-82
Появление следов смазки на фланце карданного
вала и корпусе главной передачи трактора МТЗ-80, МТЗ-82
свидетельствует о потере эластичности или разрушении манжеты ведущей
шестерни.
Рис. 1. Передний ведущий мост трактора МТЗ-82
1, 11, 12, 16 — конические роликовые подшипники; 2 — уплотнения вала
фланца колеса; 3 — цилиндрический роликовый подшипник; 4— ведомая
шестерня нижней конической пары; 5 — ведомая шестерня верхней
конической пары; 6, 22 — ведущая шестерня; 7, 17 — сдвоенные
конические подшипники; В — корпус главной передачи; 9 — манжеты
уплотнения вала ведущей шестерни; 10— вел ведущей шестерки; 13 —
шестерня полуоси; 14 — сателлиты; 15 — ведомая шестерня главной
передачи; 18—труба-шкворень; 19 — гильза; 20 — пружина подвески; 21
— шариковые подшипники; 23 — ось качания моста; 24 — оси сателлитов
При замене манжеты 9 (см. рис. 1) ведущей шестерни главной передачи
переднего ведущего моста МТЗ-82 отсоединяют карданный вал,
отворачивают корончатую гайку и снимают фланец кардана. Затем
отворачивают болты крепления стакана подшипников главной передачи и
двумя монтажными болтами выпрессовывают его из корпуса моста. После
этого выпрессовывают ведущую шестерню из стакана и далее извлекают
обойму в сборе с манжетой. Следы масла на внутренней поверхности
обода колеса или фланца диска свидетельствуют о выходе из строя
манжет оси колеса.
У трактора МТЗ-80 для снятия стакана манжет предварительно снимают
колесо и крышку редуктора в сборе. Затем отворачивают два болта
крепления радиального подшипника 3 (см. рис. 1), снимают ведомую
шестерню 4 и выпрессовывают фланец колеса 2. Стакан манжет
выпрессовывают из крышки вместе со стаканом подшипников с помощью
двух монтажных болтов.
Нагрев корпуса верхней конической пары колесного редуктора трактора
МТЗ-82, отсутствие в нем смазки указывают на износ или разрушение
манжеты вертикального вала. Для
замены манжеты спрессовывают колесный редуктор в сборе, трубу
верхней конической пары 18 (см. рис. 1), выпрессовывают вертикальный
вал и затем опору пружины.
Уменьшение хода сжатия подвески, снижение ее жесткости
свидетельствуют о потере упругости пружин. Затрудненное вращение
рулевого колеса на поворотах (при исправном гидроусилителе руля)
указывает на выход из строя упорных подшипников или заедание
телескопических соединений подвески. Для того чтобы заменить детали
подвески трактора МТЗ-82, достаточно снять колесный редуктор. При
замене гильзы шкворня используют специальные съемники. В процессе
разборки заменяют вышедшие из строя детали, а также контролируют
наиболее изнашиваемые поверхности.
Заклинивание обоих колес, повышенный шум и сильные стуки в корпусе
моста трактора МТЗ-80, МТЗ-82, чрезмерный нагрев стакана подшипников
главной передачи, большое количество металлических частиц в масле,
слитом из корпуса моста, указывают на разрушение или предельный
износ подшипников ведущей шестерни главной передачи или
дифференциала, сколы или выкрашивание зубьев конических шестерен
главной передачи.
Усиливающиеся при поворотах трактора шумы и стуки в корпусе моста,
сблокированность обеих осей колес на поворотах, отсутствие
блокировки колес при буксовании свидетельствуют о выходе из строя
деталей дифференциала или механизма блокировки. При устранении
отказов и неисправностей главной передачи и дифференциала переднего
ведущего моста трактора МТЗ-80, 82 - мост вывешивают, устанавливают
на подставки и, в первую очередь, снимают главную передачу. Проводят
внешний осмотр ее деталей и, проворачивая монтажным ломиком ведомую
шестерню, осмотр деталей дифференциала.
В процессе разборки обращают внимание на посадку обойм подшипников.
При ослаблении посадки обоймы легко проворачиваются или перемещаются
в осевом направлении, проводят обмер посадочных диаметров деталей.
Стаканы редуктора главной передачи МТЗ-80, МТЗ-82 заменяют при
износе посадочных мест под подшипники до размеров — более: 80,12 и
62,12 мм. В большинстве случаев шестерню-вал главной передачи
заменяют при сколах или износе зубьев. Реже обе конические шестерни
заменяют при износе посадочных мест под подшипники ведущей
шестерни-вала до размеров — менее 34,90 и 29,96 мм.
Рис. 2. Проверка правильности регулировки осевого зазора в
подшипниках ведущей шестерни редуктора главной передачи моста
трактора МТЗ-82
1 — стакан подшипников главной передачи: 2 — ведущая шестерня; 3 —
индикатор
После сборки главной передачи редуктора переднего ведущего моста
МТЗ-80, МТЗ-82 проверяют правильность установки конических
подшипников, для чего индикатором (рис. 2) измеряют осевое
перемещение ведущей шестерни. Показания индикатора не должны
превышать 0,5 мм. Если осевой зазор в конических подшипниках больше
нормы, то выпрессовывают ведущую шестерню. Она расположена между
внутренней обоймой заднего подшипника и буртиком шестерни-вала.
Методом подбора уменьшают суммарную толщину колец на величину
измеренного зазора.
Если после повторной проверки осевой зазор отсутствует, проверяют
момент проворачивания ведущей шестерни. Для этого используют
динамометрический ключ. В момент проворачивания ведущей шестерни
усилие на ключе должно быть 30...50 Нм. Если момент проворачивания
больше указанного, это свидетельствует о чрезмерной затяжке
конических подшипников. Для ослабления затяжки устанавливают
регулировочные кольца большей толщины.
Если в процессе осмотра обнаруживаются поломки или износы деталей
дифференциала ведущего моста трактора МТЗ-80, 82, а также в тех
случаях, когда необходимо заменить шестерни главной передачи,
проводят операции по снятию дифференциала. Перед тем, как приступить
к снятию, вывешивают переднюю часть трактора. Подставку-упор
целесообразней устанавливать под переднюю полураму, так как
предварительно у трактора необходимо снять крышку моста. Крышку
выпрессовывают из корпуса двумя монтажными болтами в сборе с
подвеской и колесным редуктором.
Снимаемый агрегат имеет большую массу, и его центре тяжести смещен к
колесному редуктору. Поэтому при снятии балансируют агрегат на
тросовой схватке, а при транспортировке соблюдают осторожность,
чтобы он не потерял устойчивости. У трактора МТЗ-82 коробки
дифференциала и корпус моста заменяют, если внешние и внутренние
диаметры под подшипники менее 59,88 и более 110,14 мм. Так как
замена данных деталей сопряжена с большими затратами труда, то при
обнаружении указанных износов передний ведущий мост заменяют в
сборе.
После сборки и установки дифференциала в корпус моста проверяют
осевое перемещение ведомой шестерни главной передачи — зазор в
подшипниках дифференциала. При перемещении шестерни в осевом
направлении показания индикатора должны находиться в пределах: для
трактора МТЗ-82— 0,01 ...0,10 мм. Если же перемещение шестерни
больше 0,5 мм, а также при отсутствии зазора в подшипниках проводят
регулировку. Изменяют количество прокладок, которые расположены
между корпусом и крышкой моста у МТЗ-82. Для уменьшения зазора
несколько прокладок удаляют, а для увеличения устанавливают
дополнительные.
После того, как осевой зазор в подшипниках главной передачи и
дифференциала отрегулирован, устанавливают главную передачу в корпус
моста и проверяют, а при необходимости регулируют боковой зазор
между зубьями конических шестерен. Данная операция для трактора
МТЗ-82 обязательна после замены деталей главной передачи и после
регулировки осевого зазора в подшипниках дифференциала.
У трактора МТЗ-80 боковой зазор регулируют изменением толщины пакета
прокладок, расположенных под стаканом подшипников главной передачи.
При удалении части прокладок зазор между шестернями уменьшается, а
при добавлении прокладок — увеличивается. После того, как боковой
зазор отрегулирован, вывешенный передний мост прокручивают либо за
колесо, либо за фланец кардана. При этом главная передача должна
проворачиваться плавно, без рывков и заеданий.
Правильность сборки и регулировки дифференциала и главной передачи
переднего ведущего моста МТЗ-80, МТЗ-82 проверяют по пятну контакта
зубьев конических шестерен. При правильной регулировке пятно краски
располагается на середине зуба по длине и высоте и занимает не менее
половины его площади. Проворачивание поддомкраченного колеса
рывками, повышенный постоянный шум или стуки в колесном редукторе,
перегрев корпусных деталей, биение колес при движении являются
признаками среза шлицев, облома зубьев шестерен, износа или поломки
подшипников конечной передачи, ослабления затяжки крепежных деталей.
Рис. 3. Спрессовка подшипников с вертикального вала или
полуоси трактора МТЗ-80, МТЗ-82
1— полуось; 2— кольцевые захваты; 3— подшипники
Детали колесного редуктора трактора МТЗ-80, МТЗ-82 заменяют по
следующей схеме. При снятой крышке редуктора демонтируют ведомую
коническую шестерню, фланец диска колеса
и его подшипники. Стакан подшипников выпрессовывают из крышки с
помощью монтажных болтов через технологические отверстия. При снятом
редукторе выпрессовывают гильзу
шкворня, меняют пружину подвески, а при снятой нижней крышке
съемником выпрессовывают ведущую шестерню нижней конической пары.
После снятия редуктора в сборе
монтажными болтами спрессовывают трубу вертикального вала.
Далее выпрессовывают вертикальный вал, свинчивают круглую гайку и
спрессовывают подшипники (рис. 3). При снятом редукторе и трубе
вертикального вала, а также червяке и
клиньях выпрессовывают корпус верхней конической пары (рис. 4).
Далее, перед тем как выпрессовать полуось, выворачивают стопорный
болт.
Рис. 4. Выпрессовка корпуса верхней конической пары
редуктора МТЗ-80, МТЗ-82
1— корпус верхней конической пары; 2— кольцевые захваты
В процессе разборки заменяют вышедшие из строя детали, а также
контролируют поверхности тех деталей, которые подвержены наиболее
интенсивному износу. После замены подшипников колесного редуктора и
его деталей, а также при проверке его технического состояния
проводят ряд контрольно-регулировочных работ. У трактора МТЗ-82
контролируют и регулируют подшипники фланца колеса, а также верхней
и нижней конических пар шестерен колесного редуктора.
Для проверки технического состояния подшипников фланца колеса
трактора МТЗ-80, МТЗ-82 его снимают и на корпус редуктора закрепляют
штатив измерительного устройства. При
показаниях индикатора более 0,5 мм конические подшипники регулируют
за счет изменения суммарной толщины регулировочных колец, которые
расположены между внутренними
обоймами подшипников, путем подбора или их обработки на токарном
станке.
Проверить правильность подбора регулировочных колец без сборки
редуктора можно при помощи приспособления (рис. 5). Трубу 1
приспособления упирают в торец внутренней обоймы подшипника. При
заворачивании болтов 2 в подшипниках выбирается зазор. Установив
индикатор, как показано на рисунке 5, заворачивают болты 3. Если в
подшипниках имеется зазор, крышка редуктора вместе со штативом и
индикатором переместится вверх на его величину.
Рис. 5. Проверка правильности регулировки конических
подшипников фланца колеса трактора МТЗ-82
1— труба; 2. 3— болты
Чтобы проверить правильность сборки или оценить техническое
состояние зубьев шестерен верхней и нижней конических пар конечной
передачи, измеряют боковой зазор между
зубьями. Он определяется по величине перемещения болта крепления
диска колеса (рис. 6).
Рис. 6. Измерение бокового зазора между зубьями конических
шестерен верхней и нижней конических пар колесного редуктора
трактора МТЗ-82
1— колесный редуктор; 2— болт крепления колеса
Поворачивая диск колеса (полуось должна быть зафиксирована),
определяют суммарный зазор в шестернях конечной передачи. Если
показания индикатора превышают 1,0 мм,
измеряют отдельно боковой зазор в зубьях шестерен нижней конической
пары.
Снимают верхнюю крышку редуктора МТЗ-80, МТЗ-82 и фиксируют
вертикальный вал. Повторяют измерения. Разность первого и второго
измерений соответствует зазору в зубьях верхней конической пары
шестерен. Допустимая величина показаний индикатора при измерении
зазора в зубьях верхней и нижней пар шестерен, при которых возможна
дальнейшая эксплуатация редуктора без регулировки,— 1,0 мм.
Для уменьшения зазора между зубьями нижней конической пары через
технологические отверстия отворачивают болты крепления стакана
подшипников фланца колеса. Затем двумя монтажными болтами
спрессовывают стакан до освобождения двух пакетов прокладок и
убирают часть из них, но при этом толщина оставшихся пакетов должна
быть одинаковой. Боковой зазор в нижней конической паре колесного
редуктора МТЗ-80, МТЗ-82 может увеличиваться из-за износа или
разрушения подшипников ведущей шестерни. Для их проверки снимают
нижнюю крышку и рукой перемещают ведущую шестерню в осевом и
радиальном направлениях.
Чтобы отрегулировать зазор в зубьях шестерен верхней конической
пары, выворачивают болтыкрепления редуктора и фланца трубы.
Монтажными болтами спрессовывают трубу
вертикального вала из корпуса конической пары. Убирая часть
прокладок, уменьшают зазор в зацеплении.
Если изменением толщины прокладок добиться ощутимого уменьшения
зазора не удается, с помощью индикаторного приспособления измеряют
осевые перемещения полуоси и вертикального вала — контролируют
степень затяжки их конических подшипников. Предельно допустимые
осевые перемещения валов — 0,5 мм. Чрезмерный осевой зазор может
быть вызван самоотворачиванием круглых гаек подшипников. Его
регулируют затяжкой круглых гаек до отказа и последующим
отворачиванием их на 10...15°. Подшипники валов затянуты правильно,
если осевое перемещение валов находится в пределах 0,05...0,15 мм.
После регулировки валы должны проворачиваться в подшипниках от
усилия руки.
Предельно-допустимые размеры
деталей конечных передач тракторов МТЗ-80, МТЗ-82
Наружные диаметры полуоси и вертикального вала под подшипник 5707 –
34,9 мм
Внутренние диаметры корпуса конической пары и трубы вертикального
вала подшипника 5707 – 72,1 мм
Внутренний диаметр корпуса редуктора :
- под подшипник 208 – 80,1 мм
- под подшипник 36209К1 – 85,14 мм
Наружный диаметр ведущей шестерни нижней конической пары:
- под подшипник 208 – 39,9 мм
- под подшипник 36209К1 – 44,9 мм
Наружный диаметр фланца диска колеса :
- под подшипник 2310К – 49,9 мм
- под подшипник 7212 – 59,9 мм
Внутренний диаметр стакана подшипников фланца диска колеса под
подшипник 7212 – 110,1 мм
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________