________________________________________________________________________
Рулевое управление трактора МТЗ-80, 82 - Неисправности и ремонт
Установка гидроусилителей рулевого управления
(ГУР) в гидросистеме трактора МТЗ-80, МТЗ-82 вызвана необходимостью
снижения усилия на поворот, уменьшения утомляемости тракториста,
повышения безопасности движения и качества производимых работ.
В гидросистему рулевого управления МТЗ-80, МТЗ-82 входят масляный
бак, насос высокого давления, распределитель с золотниковыми
устройствами, силовой цилиндр, арматура и трубопроводы. На тракторах
МТЗ-80, 82 устанавливают гидроусилители руля (ГУР) моноблочной
конструкций.
При моноблочной конструкции гидросистемы рулевого управления МТЗ-80,
МТЗ-82 насос подает рабочую жидкость к золотниковому распределителю
гидроусилителя руля, в котором смонтирован силовой цилиндр поворота
двустороннего действия. Усилие от поршня силового цилиндра через
рейку и сектор передается на вертикальный вал и сошку, которая через
поперечную тягу связана с поворотными колесами передней оси.
Основным регулирующим органом гидросистемы поворота является
распределитель рулевого механизма МТЗ-80, МТЗ-82.
Неисправности гидросистемы рулевого управления управления
МТЗ-80, МТЗ-82
Качество выполняемой работы тракторным агрегатом, безопасность
движения во многом зависят от технического состояния агрегатов
гидравлической системы рулевого управления. При прогретом масле в
гидросистеме вращение рулевого колеса должно быть плавным, без
рывков и без приложения значительного усилия.
Большой свободный ход
рулевого колеса при работающем дизеле указывает на износ соединений
вала рулевого механизма, увеличенный зазор в зацеплении зубчатой
передачи гидроусилителя руля МТЗ-80, МТЗ-82.
Сначала проверяют техническое состояние соединительных деталей
рулевого механизма, рулевых тяг и устраняют зазоры, заменяют детали
или регулируют. Для определения зазоров в зубчатых или червячных
зацеплениях рулевого механизма, а также усилия на ободе рулевого
колеса используют приспособление. Его устанавливают на рулевом
колесе, а указатель — на рулевой колонке.
Вращая рулевое колесо в обе стороны для устранения зазоров в
шарнирах рулевых тяг, зацеплении рулевого механизма, определяют
свободный ход рулевого колеса. Номинальный свободный ход должен быть
в пределах 25...30, допустимый—35 . С помощью прибора одновременно
можно определить усилие на ободе рулевого колеса. Для этого
отсоединяют рулевые тяги от сошки, пускают дизель и при максимальной
частоте вращения коленчатого вала тянут рукоятку динамометра
прибора.
По положению фиксаторного кольца на противоположной рукоятке
определяют усилие свободного поворота рулевого механизма. Усилие на
ободе колеса должно быть в пределах 30...50 Н. Если свободный ход
превышает допустимые значения, проводят регулировки механизмов.
Рис. 1. Регулировка свободного хода вала гидроусилителя руля
(ГУР) трактора МТЗ-80, 82
1 — лимб-транспортир; 2— болт; 3— эксцентриковая втулка; 4—
монтировочная лопатка
Зазоры в зубчатом зацеплении (червяк — сектор) тракторов МТЗ-80,
МТЗ-82 (рис. 1) устраняют поворотом регулировочной втулки 3,
предварительно отвернув стопорный болт 2. Если свободный ход вала
гидроусилителя руля уменьшился незначительно, снимают крышку корпуса
и пластинчатым щупом проверяют зазор между упором и рейкой.
Его регулируют прокладками фланца датчика
блокировки дифференциала. Затем снова регулируют зацепление червяк —
сектор, добиваясь минимального свободного хода и свободного, без
заедания, вращения червяка.
Разборочно-сборочные и регулировочные операции, выполняемые при
ремонте гидроусилителей руля (ГУР) трактора МТЗ-80, МТЗ-82 сложные и
требуют применения контрольно-испытательного оборудования после
окончательной сборки.
У гидроусилителей МТЗ-80, МТЗ-82 для замены
червяка и сектора снимают верхнюю крышку корпуса гидроусилителя и
вынимают вертикальный вал в сборе с сектором. Затем, сняв крышку
корпуса распределителя, извлекают из эксцентриковой втулки червяк в
сборе с корпусом распределителя.
Для замены червяка расшплинтовывают и отворачивают корончатую гайку
и извлекают червячный вал из корпуса распределителя. Если шариковые
подшипники червяка имеют значительный радиальный зазор, их заменяют.
При замене сектора его спрессовывают с вала двухлапчатым съемником.
Новый сектор устанавливают, совмещая метку, нанесенную на торце
шлица вертикального вала, с меткой на шлицевой впадине сектора. При
установке вертикального вала в корпус гидроусилителя руля совмещают
метки на среднем зубе сектора и впадине рейки.
У гидроусилителя руля (ГУР) МТЗ-80, 82 уплотнения поршня и штока
силового цилиндра заменить несложно. Для этого отворачивают гайки
шпилек крепления и снимают переднюю крышку, а затем гильзу силового
цилиндра. Если требуется заменить уплотнения штока, снимают поршень
и заднюю крышку силового цилиндра.
При сборке силового цилиндра сначала в гильзу устанавливают поршень. Затем гильзу вместе в поршнем надевают на шток и выточку задней крышки. Гайку поршня затягивают моментом 120 Нм.
Заключительными операциями сборки гидроусилителя рулевого
управления МТЗ-80, МТЗ-82 являются регулировки осевого перемещения
вертикального вала и зазора между
червяком и сектором. .
Зазор между червяком и сектором регулируют эксцентриковой втулкой 3
(см. рис. 1). Для измерения свободного хода вала червяка можно
использовать простое приспособление — транспортир 1 с нанесенным на
нем циферблатом.
Ослабляют предварительно болт 2 фиксации
эксцентриковой втулки и гаечным ключом слегка поворачивают вал
червяка в обе стороны. По циферблату отмечают угол свободного хода
вала червяка. Он должен быть не более 6°.
Свободный ход (зазор в зацеплении червяк — сектор) регулируют
эксцентриковой втулкой, поворачивая ее через прорезь монтировочной
лопаткой или отверткой. Иногда свободный ход уменьшается, однако
возрастает усилие поворота рулевого колеса.
Это свидетельствует о нарушении геометрических форм зубьев сектора и червяка (вследствие их износа). В этом случае сектор и червяк подлежат замене.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________