________________________________________________________________________
Реверс-редуктор трактора МТЗ-892
Реверс-редуктор (рис.9) – узел трактора МТЗ-892, образуемый на стыке двух агрегатов трансмиссии: корпуса сцепления 12 и коробки передач 10.
Он предназначен для быстрого изменения
направления движения трактора с переднего хода на задний и наоборот
на всех передачах, что позволяет работать трактору в режиме
“челнока”.
Реверс-редуктор состоит из механизмов двух групп. В первую группу –
узел механических передач – входят механические зубчатые передачи,
которые служат для передачи и трансформации силового потока.
Вторая группа – управление реверс-редуктором – включает в себя
механизмы, конструкция которых обеспечивает оператору качественное
управление реверс-редуктором.
Узел механических передач реверс-редуктора МТЗ-892
Узел механических передач реверс-редуктора состоит из ведущей
шестерни 19, ведомой шестерни 9, сателлита 16, промежуточной
двухвенцовой шестерни 13 и синхронизатора 2.
Ведущая шестерня реверс-редуктор 19 установлена консольно на шлицах
силового вала 18. Опора силового вала 18 – шарикоподшипник 17 –
расположена в крышке 20, которая установлена в расточке корпуса
сцепления 12 и крепится к нему при помощи болтов.
Ведомая шестерня реверс-редуктора МТЗ-892 установлена на гладкой
шейке передней консоли первичного вала КПП 8 и имеет возможность
свободно вращаться на роликоподшипнике.
Шестерня 8 находится в постоянном зацеплении с большим венцом
промежуточной шестерни 13. Сателлит 16, установленный свободно на
оси 14 на роликоподшипнике, находится в постоянном зацеплении с
ведущей шестерней 19 и меньшим венцом промежуточной шестерни 13
реверс-редуктора.
Ось сателлита 14 расположена в расточке крышки 20 и стопорится от
проворота штифтом 15. Промежуточная шестерня реверс-редуктора 13
установлена на переднем гнезде 11 КПП на двух шарикоподшипниках.
Между ведущей 19 и ведомой 9 шестернями реверс-редуктора установлен
синхронизатор 2, подвижная каретка которого всегда имеет соединение
с первичным валом КПП 8 через шлицевую втулку 7.
Конические кольца синхронизатора 2 и
приваренные к ведущей 19 и ведомой 9 шестерням конусы образуют
фрикционные пары узла синхронизации.
Рис.9. Реверс- редуктор МТЗ-892
1 – крышка реверс-редуктора; 2 – синхронизатор; 3 – рычажок; 4 –
валик с вилкой; 5 – шарик фиксатора; 6 – стакан; 7 – втулка; 8 –
первичный вал КПП; 9 –
ведомая шестерня; 10 – коробка передач; 11 – гнездо переднее; 12 –
корпус сцепления; 13 – промежуточная шестерня; 14 – ось сателлита;
15 – штифт; 16 –
сателлит; 17 – шарикоподшипник; 18 – силовой вал; 19 – ведущая
шестерня; 20 – крышка; 21 – механизм параллелограмма; 22 – рычаг
управления реверс-
редуктором
Управление реверс-редуктором МТЗ-892
Управление реверс-редуктором состоит из валика с вилкой 4 (рис.9) и
крышки реверс-редуктора 1. Валик 4, в паз вилки которого входит диск
ступицы
синхронизатора 2, имеет возможность перемещаться вдоль оси в
отверстии стакана 6 первичного вала 8.
На валике 4 имеются две поперечные лунки, в которые входит
подпружиненный шарик 5 фиксатора. Лунки обеспечиваю валику 4 и
связанной с ней вилке два
фиксированных положения.
Перемещение валика с вилкой 4 осуществляется рычажком 3, движение
которого через механизм параллелограмма 21 крышки реверс-редуктора 1
согласовано с перемещением рычага управления реверс-редуктором 22.
Крышка реверс-редуктора 1 установлена на верхней плоскости корпуса
сцепления и
крепится к нему болтами.
Работа реверс-редуктора трактора МТЗ-892
Управление реверс-редуктором осуществляется рычагом управления
реверс-редуктором 22 (рис.9) согласно схеме. Рычаг управления
реверс-редуктором 22
выведен в кабину трактора и расположен под левую руку оператора.
Для переключения с заднего хода на передний, оператор перемещает
рычаг управления реверс-редуктором 22 вперед от себя.
Усилие
управления вызовет
перемещение каретки синхронизатора 2 вперед. Начав двигаться, она
размыкает ведомую шестерню реверс-редуктора 9 и первичный вал КП 8.
Дальнейшее воздействие усилия управления вызовет срабатывание
фрикционной конической пары, образованной коническим кольцом
синхронизатора 2 и
конусом ведущей шестерни реверс-редуктора МТЗ-892.
После выравнивания угловых скоростей вращения первичного вала 8 и
силового вала 18, каретка синхронизатора 2 переместится далее и
соединит первичный
8 и силовой 18 валы. При этом зубчатые передачи реверс-редуктора не
участвуют в трансформации силового потока.
Для переключения с переднего хода на задний, оператор перемещает
рычаг управления реверс-редуктором 22 назад к себе. Усилие
управления вызовет
перемещение каретки синхронизатора 2 назад. Начав двигаться, она
размыкает силовой 18 и первичный 8 валы.
Дальнейшее воздействие усилия управления вызовет срабатывание
фрикционной конической пары, образованной коническим кольцом
синхронизатора 2 и
конусом ведомой шестерни реверс-редуктора 9.
После выравнивания угловых скоростей вращения первичного вала 8 и
ведомой шестерни реверс-редуктора 9, каретка синхронизатора 2
переместится далее
и соединит первичный вал 8 с ведомой шестерней реверс-редуктора 9.
При этом силовой поток от силового вала 18 на первичный вал КПП 8
передается через
последовательное зацепление шестерен 19, 16, 13 и 9.
Синхронизатор 2 обеспечивает плавное и безударное переключение
реверс-редуктора МТЗ-892. Переключение реверс-редуктора
осуществляется на любой
передаче и только после полной остановки трактора.
В реверс-редукторе не предусмотрено нейтрального положения каретки
синхронизатора 2, поэтому в реверс-редукторе постоянно включен либо
передний ход,
либо задний ход.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________