________________________________________________________________________
Обзор характеристик мотоблока Салют-100
Мотоблок модели Салют-100 работает как
в прицепном, так и в приводном состоянии, последнее обеспечивается
двигателем 168F. Этот агрегат имеет следующие преимущества: он имеет
малый размер и вес, легок в обращении, надежен в работе, удобен в
техобслуживании и при перевозке.
Такой мотокультиватор в основном пригоден для использования на узких
участках земли, в горных местностях, огородах, в плодовых и
цветочных садах, теплицах.
В сочетании с разными навесными орудиями, мотоблок может выполнять
несколько функций: вспахивать и бороновать землю, сеять,
культивировать, рыть траншеи, окучивать и т.д., а также
использоваться в качестве стационарного источника мощности.
Основные конструктивные особенности мотоблока Салют-100 по сравнению
с Салют-5 не изменились. Поперечно расположенный двигатель, привод
сцепления с двумя ремнями, шестерёнчатый редуктор, шкив отбора
мощности, регулируемая в горизонтальной и вертикальной плоскости
рукоятка.
Управление трансмиссией и редуктором перенесено на руль. Ранее
приходилось наклоняться, чтобы переключить её в необходимый режим. А
в тандеме с
тележкой управление трансмиссией требовало и вовсе недюжинной
ловкости.
Теперь всё управление расположено на руле, что делает
работу с
мотокультиватором значительно удобнее, а управление простым и
комфортным, как в бытовой технике.
Кроме того, в модели мотоблока Салют-100 уделено пристальное
внимание эргономичности рукояток руля, которые удобно держать и
благодаря которым
вы почти не ощутите сильной вибрации.
Рычаги управления на новой машине выполнены из пластика. Теперь
рычаг сцепления не защемляет руку, как прежний, в металлическом
исполнении. И
нынешний рычаг в нажатом положении не тянет вверх, поэтому рука не
устаёт – это новая технология.
Конструктивную часть руля менять не стали. Она очень удачна и
выдержала испытание временем. Руль надёжен и легко регулируется во
всех
направлениях (вверх-вниз, вправо-влево), т. е. поворачивается на все
360 градусов, что существенно расширяет функциональные возможности
мотоблока.
С таким рулём можно использовать навесное оборудование как на
передней, так и на задней сцепке.
Обе сцепки очень надёжны и выдерживают большие нагрузки. Их наличие
у мотоблока позволяет оптимально распределять усилия и весовой
баланс при
работе с различным навесным оборудованием. А это существенно
облегчает работу. Конструкция надёжная, проверенная временем,
принципиально
улучшить в ней что-то сложно.
Технические характеристики мотоблока Салют-100
Двигатель - Lifan 168F-2B, OHV; горизонтальный вал; 196 см3
Мощность (максимальная) - 4,8 кВт (6,5 л. с.) при 3600 об/мин
Объем топливного бака - 3,6 л
Емкость масляного картера - 0,6 л
Трансмиссия - ременное сцепление; шестерёнчатый редуктор;
Количество передач — 4 передние, 2 задние, с возможностью
перестановки ведущего шкива; отбор мощности с помощью шкива
Скорость перемещения - 2,8–7,8 км/ч
Транспортная колея - 360–650 мм
Диаметр фрез - 310 мм
Ширина обработки при культивации - 300/ 600/ 980 мм; глубина
обработки — до 250 мм
Комплектация - 6 раздельных секций почвофрез, диски для защиты
растений; съёмные щитки для фрез; 2 колеса, втулки — удлинители
колёсных осей;
сошник; кронштейн для навесного оборудования; щуп для проверки
уровня масла в редукторе; инструменты
Габариты (в состоянии для транспортировки) - 1510×620×1335 мм
Вес: 95,0 кг (с комплектом поставки)
Основные узлы мотоблока Салют-100
Двигатель
Сейчас мотоблок комплектуется модернизированным двигателем
производства китайской компании Lifan, достаточно известного
производителя малых
моторов.
Но двигатель — это тот компонент техники, который проще всего
заменить: посадочные размеры у моторов одной группы одинаковы. В
ближайшее время
планируется производство мотоблоков Салют-100 и с моторами других
фирм, например, Honda, Briggs&Stratton.
Ожидается также выпуск модификации «Салют-100» с дизельным мотором.
Для мотоблоков средней весовой категории дизель практически не
применяется, так что такая новинка тоже вызовет интерес у
покупателей.
Редуктор
Редуктор - самая важная часть любого мотоблока. Почти на всех
достаточно мощных культиваторах и многих мотоблоках применяется
передача
крутящего момента в редукторе с помощью одной или нескольких цепей.
Однако под высокими нагрузками цепи быстро растягиваются и
изнашиваются — в общем, для мотоблоков это не лучшее решение.
Гораздо надежнее в
этом отношении шестеренчатый редуктор. Стоит заметить, что
шестеренчатый редуктор удобнее и с точки зрения установки разных
двигателей.
Его запас прочности позволяет применять более широкий ассортимент
моторов с разными номинальными значениями мощности и крутящего
момента.
Служит такой редуктор долго, ремонтируется просто, но и стоит
дороже, особенно если речь идёт о высококачественном исполнении.
Применяемые на мотоблоках Салют-100 всех модификаций редукторы
рассчитаны на срок службы не менее трех тысяч моточасов. Это
заведомо выше
расчетного срока службы большинства двигателей.
Установленный редуктор соединен с коробкой передач в единое целое,
что тоже важно с точки зрения надежности. Имеются две передние и
одна задняя
передача. Для проверки уровня масла в редукторе в комплект входит
специальный щуп.
Сцепление
Для передачи крутящего момента от двигателя к редуктору используется
передача с двумя ремнями. Тут практически ничего не изменилось. Как
и раньше,
на валу двигателя установлен шкив с двумя парами ручьёв разного
диаметра.
Если перевернуть шкив и установить ремни на другую пару ручьёв, мы
фактически получим удвоение доступных передач: четыре передние и две
задние.
Особенности и отличия мотоблока Салют-100
Самое важное для пользователя отличие модели Салют-100 — система
управления выбором передач. Рукоятка вынесена на рулевую колонку, к
оператору.
Редуктор для этого изменять не пришлось — вместо находящейся на нём
рукоятки установили «качающуюся» кулису с тросовым управлением. Это
особенно удобно при буксировке тележки-прицепа: не нужно тянуться
переключать передачи, ручка — прямо «под руками».
Узел регулировки высоты рукоятки управления прикрыт пластиковой
накладкой. Ещё одна накладка закрывает поперечину рукоятки
управления, на
которой теперь расположилась рукоятка выбора передач. Изменены также
защитные кожухи сцепления и шкива отбора мощности — они практически
полностью прикрывают эти узлы и обеспечивают лучшую грязе- и
пылезащиту.
Все эти детали выполнены в едином «обтекаемом» дизайне. Обновились и
крепёжные элементы, например кожух крепления шкива отбора мощности
крепится на винтах с широкими шляпками, под крестовую отвёртку.
Рукоятка сцепления — современного типа, с переменным усилием: при
нажатии сопротивление чувствуется, а в прижатом к ручке состоянии
усилие
удержания минимально.
Комплектация и оборудование мотоблока Салют-100
В комплект входит набор фрез с дисками для защиты растений, два
пневматических колеса, которые можно установить прямо на выходной
вал редуктора,
и пара втулок — удлинителей колёсных осей, которые используют, если
требуется расширить колею.
Практически все производители сейчас изготавливают фрезы из
штампованных стальных заготовок, порой даже обычной полосы. На
мотокультиваторе
Салют-100 ножи фрез специально разработанной серповидной формы для
оптимального вхождения в почву, к тому же изготовлены из пружинной
стали —
это гораздо надёжнее.
Фрезы собраны на болтах, соединяются с помощью стальных пальцев,
причём в комплект входит три пары фрез (многие объединяют две
ближние к
редуктору пары в единый узел).
В общем, и этот элемент мотоблока выполнен качественно и с запасом.
Прочие крупные узлы принципиально не изменились, а перечислять
мелкие
улучшения можно ещё очень долго.
Мотоблок Салют-100 заранее комплектуется не только сошником, но и
кронштейном для установки навесного оборудования (раньше он
предлагался
отдельно).
Для передачи крутящего момента на навесное оборудование ремень можно
установить на ведомый шкив сцепления (на нём три ручья, а ремней от
двигателя, как было сказано выше, два) либо на одноручьёвый шкив с
другой стороны ведущего вала редуктора.
Соответственно и ассортимент навесного оборудования (а тем более
прицепного) весьма велик. В частности, можно присоединить к данной
модели
снегоотбрасыватель с дальностью выброса до семи метров,
лопату-отвал, подметальную щётку, сегментно-пальцевую и роторную
косилки, а также
большой ассортимент навесного оборудования для обработки почвы.
Возможно также использование мотоблока с оборудованием многих
других, в том числе отечественных, производителей.
Техническое обслуживание мотоблока Салют-100
Техническое обслуживание мотоблока Салют-100 после каждой рабочей
смены:
- Очистьте всю поверхность машины и проверьте, нет ли утечек масла и
горючего.
- Проверьте все соединения, особенно, соединительные болты шасси,
фаркопа и корпуса передачи, а также контровочные болты ведущих
колес.
- Проверьте, достаточен ли уровень масла. Долейте масла при
необходимости.
- Проверьте натяжение клинового ремня и давление заполнения шин.
- Проверьте рабочее состояние мотоблока (подозрительные звуки из
двигателя, выхлопной трубы и коробки передач). Проведите осмотр и
ремонт, в
случае необходимости.
- После выполнения специальных работ проводите техническое
обслуживание воздушного фильтра каждые 8-50 часов.
- Смажьте детали.
Техническое обслуживание мотоблока Салют-100 каждые 100 часов
эксплуатации:
- Выполните все работы, указанные в инструкции по техническому
обслуживанию после каждой рабочей смены.
- Смените машинное масло, снимите грязь с топливного фильтра и
очистьте масляный фильтр.
- Проверьте зазоры заборных и выхлопных клапанов двигателя и
декомпрессора на соответствие требованиям. Отрегулируйте их при
необходимости.
- Проверьте работоспособность органов управления и отрегулируйте при
необходимости.
- Очистьте фильтрующий аппарат в топливном баке. Проверьте натяжение
гаек на головке цилиндра и затяните их при необходимости.
- Проверьте уровень масла в коробке передач и долейте при
необходимости.
- Смажьте детали.
Техническое обслуживание мотоблока Салют-100 каждые 500 часов
работы:
- Выполните все работы, указанные в инструкции по техническому
обслуживанию (каждые 100 часов).
- Очистьте коробку передач и замените масло. Масло доливать до
перелива через отверстие.
- Очистьте головку цилиндра, заборные и выхлопные клапаны, поршневые
кольца, масляный фильтр, топливный бак, а также коробку передач,
снимите
нагар и грязь.
- Проверьте работоспособность и состояние вышеуказанных деталей и
компонентов (герметичность воздушных клапанов, зазор поршневых
колец,
качество распыления горючего – в инжекторе, и т.д.), выполните
необходимую регулировку или ремонт.
- Когда двигатель разобран, следует провести общую регулировку и
пробный прогон.
- Смажьте детали согласно таблице смазки.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________