________________________________________________________________________
Коробка передач тракторов ЮМЗ
Коробка
переключения передач тракторов ЮМЗ бывает двух типов:
КПП ЮМЗ с подвижными шестернями.
КПП ЮМЗ с шестернями постоянного зацепления - синхронизированная.
Коробка передач ЮМЗ с подвижными шестернями имеет первичный вал 3
(рис. 10), вторичный 24, промежуточный 28, вал 37 ходоуменьшителя
(редуктора), ось 39 шестерни заднего хода.
Рис.10. Коробка передач КПП ЮМЗ с
подвижными шестернями
1 - корпус; 2 - вал привода ВОМ; 3 - первичный вал; 4 - стяжной болт
первичного вала; 5 - шестерня первичного вала КПП ЮМЗ; 6 - стакан
подшипников; 7 - регулировочные прокладки; 8 - блок шестерен II и IV
передач; 9, 10, 11 и 12 - ползуны переключения передач и редуктора;
13-фиксатор; 14- блокировочный валик; 15защелка, 16 - поводок
промежуточного валика переключения редуктора; 17 - тяга защелки; 18
- предохранительный чехол; 19 - рычаг переключения передач; 20-
кулиса; 21 - упор валика переключения КПП ЮМЗ; 22 - блок шестерен
III и V передач; 23 - шестерня I передачи и
заднего хода; 24 - вторичный вал; 25, 26 и 27 - ведущие шестерни
заднего хода, I и II передач; 28 - промежуточный вал КПП ЮМЗ, 29 -
блок шестерен IV и V передач; 30 - пробка; 31 и 36 - ведущие
шестерни II передачи и редуктора: 32 и 34 - ведомые шестерни; 33
кронштейн редуктора; 35 - зубчатая муфта; 37 - вал редуктора; 38 -
промежуточная шестерня заднего хода; 39 - ось; 40 и 41 - вилки; 42 -
валик вилок
На валах коробки передач трактора ЮМЗ
неподвижно размещены: шестерня 5 первичного вала, ведомая
шестерня 32 постоянного зацепления, ведущая шестерня 31 второй
передачи, блок шестерен 29 четвертой и пятой передач, ведущие
шестерни 27, 26 и 25, соответственно третьей, первой передачи и
заднего хода, промежуточная шестерня 38 заднего хода, ведомая и
ведущая шестерни редуктора.
На валах коробки передач ЮМЗ подвижно
размещены: блок шестерен второй и четвертой передач, блок
шестерен третьей и пятой передач 22, шестерня первой передачи и
заднего хода 23, зубчатая муфта редуктора 35.
Механизм переключения передач состоит из прямоугольных ползунов с
приваренными вилками, пластинчатых замков и шариковых фиксаторов.
Рычаг переключения передач трактора ЮМЗ установлен на крышке,
снабжен кулисой и чехлом, предупреждающим попадание пыли и грязи в
рабочие полости.
Устройство механизма переключения передач ЮМЗ аналогично тракторам
МТЗ.
На тракторах ЮМЗ-80, ЮМЗ-82 установлена механическая, 12 скоростная,
трехдиапазонная, коробка передач ЮМЗ (КПП) с шестернями постоянного
зацепления и синхронизаторами инерционного типа (или
девятискоростная с подвижными шестернями).
Схема переключения диапазонов и передач ЮМЗ-80/82 приведена на
рис.11.
Рис. 11. Схема переключения
диапазонов (а) и передач (б) тракторов ЮМЗ-80, ЮМЗ-82
Ходоуменьшитель трактора ЮМЗ предназначен для использования трактора
при работе с машинами, требующими пониженных скоростей (погрузчики
корнеклубнеплодов, подборщики овощей, рассадочно-посадочные машины и
др.).
Устройство коробки передач
трактора ЮМЗ-6
КПП трактора ЮМЗ-6 десятиступенчатая, четырехходовая. Она состоит из
корпуса, трех валов, шестерен, редуктора и механизма переключения
передач. Корпус коробки передач отлит заодно с корпусом заднего
моста.
Корпус трансмиссии (заднего моста) ЮМЗ-6 передним фланцем соединен с
корпусом сцепления болтами и центрирующими штифтами. На передней
стенке корпуса имеется ряд расточенных отвертий. Малые верхние
отверстия служат для установки валиков переключения передач.
Два центральных отверстия предназначены для установки первичного и
промежуточного валов КПП ЮМЗ-6. С левой стороны от центральных
отверстий имеется расточка в которой неподвижно устанавливают ось
промежуточной шестерни. Корпус трансмиссии разделен литой
вертикальной
перегородкой на два отсека. В переднем отсеке смонтирован механизм
коробки передач.
В центральной части коробки передач ЮМЗ-6 размещены три вала:
первичный, промежуточный и вторичный. Первичный и вторичный валы
расположены соосно. Первичный вал установлен в стакане на двух
роликовых цилиндрических подшипниках.
Стакан закреплен болтами на передней стенке корпуса трансмиссии.
Первичный вал изготовлен заодно с задней вилкой соединительной
муфты. На шлицах вала помещена шестерня, которая является ведущей на
всех передачах. Осевое перемещение шестерне вдоль вала
предотвращается
стяжным болтом, свободно проходящим внутри первичного вала.
В задней части стакана установлен шариковый подшипник, который
является передней опорой вторичного вала КПП ЮМЗ-6. Под фланец
стакана устанавливают набор регулировочных прокладок, необходимых
для регулировки осевого смещения вторичного вала.
Задней опорой вторичного вала служит
цилиндрический подшипник, который помещен в стакане, установленного
в расточке перегородки корпуса трансмиссии.
Вторичный вал КПП ЮМЗ-6 изготовлен как одно целое с конической
шестерней, которая передает вращение механизму заднего моста на в
передачах. На наружной поверхности в имеются шлицы, по которым могут
свободно перемещаться три каретки, с помощью которых можно получить
пять
различных передач.
Первая и вторая каретки (по ходу трактора) представляют собой
двойные шестерни, а задняя — одинарную шестерню, поскольку шестерни
кареток ведомые, то с мощью наименьшей из них по диаметру можно
установить самую высокую передачу.
Промежуточный вал коробки передач ЮМЗ-6 пустотелый, расположен ниже
вторичного вала и вращается в двух шариковых подшипниках. Внутри
вала проходит вал привода ВОМ, который в задней части опирается на
бронзовую втулку, запрессованную в расточку промежуточного вала, а в
передней — на шариковый подшипник, установленный в специальном
корпусе.
В задней части вал имеет шлицы, на них помещены шесть шестерен,
которые от смещения вдоль вала удерживаются стопорной пластиной,
установленной в вырезе вала перед первой неподвижной шестерней.
Вторая и третья шестерни объединены в одном блоке. Первая шестерня,
кроме
наружных, имеет еще и внутренние зубья, в которые может входить
малый венец двойной подвижной шестерни.
Двойная подвижная шестерня свободно размещена на гладкой части
промежуточного вала и имеет внутри бронзовую втулку. Большой венец
этой шестерни постоянно находится в зацеплении с шестерней
первичного вала.
С помощью двойной подвижной шестерни и
встроенного с правой стороны редуктора можно удвоить число передач,
получаемых передвижением кареток на вторичном валу.
Редуктор КПП ЮМЗ-6, необходимый для понижения скоростей и
удваивающий число передач, представляет собой обособленный узел.
Механизм редуктора смонтирован на специальном кронштейне, который
закреплен болтами к корпусу коробки передач с правой стороны.
Кронштейн отливают из чугуна вместе с двумя приливами, которые имеют
соосные расточки. В них помещены шариковые подшипники, являющиеся
опорами вала редуктора. Вал редуктора несет на себе ведомую
шестерню, внутри которой запрессована бронзовая втулка. На шлицевой
части вала
установлены ведущая шестерня редуктора и зубчатая муфта.
ЗЗубчатая муфта КПП ЮМЗ-6 может перемещаться вдоль вала под действием
вилки переключения, которая входит в кольцевую канавку на ступице
муфты. Если переместить зубчатую муфту вперед, произойдет зацепление
ее внутренних зубьев с зубьями малого венца ведомой шестерни, что
будет
соответствовать включенному редуктору.
ЕЕсли переместить зубчатую муфту назад, то произойдет отключение ее
от ведомой шестерни, которая, оставаясь в зацеплении с двойной
шестерней промежуточного вала, свободно вращается на валу редуктора.
Промежуточная шестерня заднего хода расположена сзади в нижней части
переднего отсека корпуса трансмиссии и находится в постоянном
зацеплении с ведущей шестерней заднего хода, установленной на
промежуточном валу.
Шестерня вращается в двух шариковых подшипниках на неподвижной оси,
закрепленной в расточках кронштейна корпуса коробки передач ЮМЗ-6.
От проворачивания в корпусе ось стопорят установочным болтом,
цилиндрический венец которого входит в паз, выфрезерованный на оси.
Детали коробки передач ЮМЗ-6 смазываются разбрызгиванием масла,
находящегося в корпусе трансмиссии. Его заливают через отверстие в
крышке коробки передач, закрываемое пробкой. На стенке кронштейна
редуктора имеются две контрольные пробки.
Масло заливают до уровня верхней пробки и доливают, когда уровень
масла достигнет нижней пробки. Сливают грязное масло через два
отверстия, расположенные в дне корпуса. Сливные отверстия закрывают
магнитными пробками.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________