________________________________________________________________________
Гидроподжимная муфта трактора МТЗ-80, МТЗ-82
Гидроподжимная муфта ГПМ МТЗ-80, МТЗ-82 - фрикционные, многодисковые, мокрые, непостоянно замкнутые. Они попарно собраны в барабанах 10 (рис. 1). В барабане 10 двойнойГПМ МТЗ-80, МТЗ-82 с двух сторон выполнены расточки (полости), в которые установлены подвижные поршни 8, уплотняемые чугунными разрезными кольцами 12 и 9.
В гнездах каждого из поршней установлено по
шестнадцать отжимных пружин 3, предварительно сжатых опорным диском
1, зафиксированным на ступице, барабана стопорным кольцом 2. В
поршнях имеется по два центробежных шариковых клапана 4 сброса
давления рабочей жидкости из рабочих полостей цилиндров после
отсоединения цилиндров от нагнетательной магистрали управления
коробкой передач.
Рис. 1. Двойная гидроподжимная муфта ГПМ коробки передач
МТЗ-80, МТЗ-82 с переключением под нагрузкой
1 - опорный диск; 2 - стопорное кольцо; 3 -пружина отжимная; 4
-центробежный шариковый клапан сброса давления; 5 - опорный диск; 6
-стопорное кольцо; 7 -ведомые диски (металлокерамические); 8 -
поршень; 9 - кольцо уплотнительное; 10- барабан; 11 - ведущие диски
(стальные); 12 - кольцо уплотнительное
В пазах барабана установлены ведущие стальные диски 11, а между ними
- ведомые металлокерамические диски 7 с внутренними шлицами.
Замыкаются пакеты дисков опорными
дисками 5, фиксируемыми стопорными кольцами 6,
Масло к ГПМ МТЗ-80, МТЗ-82, для их переключения, подается через
четыре продольных и радиальные каналы первичного вала в полость
между поршнем 8 и барабаном 10. Под действием давления масла поршень
8 двигается, преодолевая усилие пружин 3, сжимая пакет ведущих 11 и
ведомых 7 дисков.
Гидроподжимная муфта ГПМ МТЗ-80, МТЗ-82 включается и начинает
передавать крутящий момент от шестерни первичного вала на
промежуточный вал. Механизм управления
коробкой передач обеспечивает переключение:диапазонов передач
посредством зубчатых муфт.
Выбор необходимого диапазона передач осуществляется вращением
рукоятки 1 (рис. 2) рычага 7, включение перемещением рычага 7 в
продольном направлении относительно оси
трактора согласно схеме переключений.
Рис. 2. Механизм переключения передач диапазонов тракторов
МТЗ-80, МТЗ-82
1 - рукоятка;. 2 - выключатель блокировки запуска двигателя; 3
крышка; 4 - фиксатор; 5 - кронштейн; 6 - труба: 7 - рычаг с зубчатым
венцом; 8, 9 - вал переключения; 10 - стопорный болт;
11- рычаг
Механизм управления КПП МТЗ-80, МТЗ-82 состоит из механизма
управления диапазонов и механизма переключения передач. Механизм
переключения диапазонов передач состоит из крышки 3 (рис. 2), в
расточке которой закреплен кронштейн 5. В кронштейне 5 установлена
труба 6, фиксируемая от осевых перемещений в кронштейне болтом 10,
который входит своим носком в поперечный паз трубы, обеспечивая тем
самым возможность ее поворота относительно кронштейна.
В трубе установлен рычаг 7 с шестерней 8, находящийся в зацеплении с
рейкой вала 9. На рычаге 7 имеется рукоятка 1. На валу 9 жестко
закреплено два рычага 11. Осевая фиксация
вала 9 обеспечивается фиксатором 4. Блокировка пуска двигателя при
включенном диапазоне осуществляется выключателем 2.
При вращении рукоятки 1 поворачивается рычаг 7 и своим зубчатым
венцом 8 перемещает вал переключения 9 с рычагами 11. Усилие
включения от рычагов 11 передается на поводки
механизма переключения 2, 4, 6, 26 (см. рис. 5 КПП МТЗ-80, МТЗ-82) и
через вилки переключения 1, 3, 5, 27 на каретки зубчатых муфт 7 и
23, 3 (см. рис. 3 КПП МТЗ), которые перемещаясь вдоль оси валов,
обеспечивают получение соответствующих диапазонов передач.
Рис. 3. Механизм переключения передач тракторов МТЗ-80,
МТЗ-82 с переключением под нагрузкой
1 - рычаг; 2 -трос; 3, 4 - кронштейны; 5 - рычаг; 6 - рукоятка; 7 -
вал; 8 - втулка; 9 - штифт
Механизм переключения передач трактора МТЗ-80,82 состоит из рычага 5
с рукояткой 6 (рис. 3), соединенного тросом 2 с рычагом 1. Трос 2
установлен в кронштейнах 3 и 4. Рычаг 1
через шлицы и штифт 9 соединен с вилкой 8, которая установлена на
вал 7 распределителя.
Рычаг переключения передач 5 имеет пять фиксированных положений:
нулевое и четыре положения, соответствующие I, II, III, IV
передачам. Крайнее переднее положение рычага соответствует IV
передаче. При перемещении рычага 5 усилие тросом 2 передается через
рычаг 1, шлицы и штифт 9, втулку 8 на вал 7 гидрораспределителя,
обеспечивая получение необходимых передач.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________