Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Устройство, запчасти и комплектующие.

Сцепление трактора Т-40 и его компоненты

Муфта сцепления трактора Т-40 предназначена для разъединения цепи, по которой мощность от дизеля передается к коробке передач трактора, а также для кратковременного разъединения цепи от дизеля к трансмиссии при работающем дизеле с целью обеспечения безударного переключения передач и плавного трогания трактора с места.

Муфта сцепления трактора Т40 (рис. 23) — сдвоенная, включает в себя муфту главного сцепления и муфту сцепления вала отбора мощности, каждая из которых однодисковая, сухая, постоянно замкнутая, с раздельным управлением.

Муфта сцепления Т-40 позволяет передавать вращение и крутящий момент от дизеля двумя разными потоками для передвижения трактора и агрегатируемой машины и для привода ее рабочих органов.

Это позволяет переключать передачи или останавливать трактор без выключения вала отбора мощности.



Рис. 23. Муфта сцепления трактора Т-40

1 — педаль муфты сцепления ВОМ; 2, 33 — пружины педалей; 3 — тяга педали муфты сцепления ВОМ; 4 — валик вилки выключения муфты сцепления ВОМ; 5 — стакан нажимной пружины; 6 — нажимная пружина; 7 — палец; 8 — ведущий диск муфты сцепления ВОМ; 9 — нажимной диск муфты главного сцепления; 10 — вал муфты сцепления ВОМ; 11 — вал муфты главного сцепления; 12 — роликоподшипник; 13 — манжета; 14 — коленчатый вал; 15 — упорный подшипник отводки выключения муфты сцепления ВОМ; 16 — нажимной диск муфты сцепления ВОМ; 17 — ведомый диск муфты сцепления ВОМ; 18 — ведомый диск муфты главного сцепления; 19 — маховик; 20 — регулировочный болт; 21 — отжимной рычаг муфты главного сцепления; 22, 25 — гайки; 23 — отжимной рычаг муфты сцепления ВОМ; 24 — упорный подшипник отводки выключения муфты главного сцепления; 26 — нажимной болт; 27 - валик вилки выключения муфты главного сцепления; 2S — рычаг; 29 — шарикоподшипник; 30 — педаль муфты главного сцепления; 31 — тяга
педали муфты главного сцепления; 32 — рычаг переключения ВОМ; 34 — тяга механизма блокировки; 35 — рычаг; 36 — промежуточный валик механизма блокировки; 37 — валик механизма блокировки муф¬ты сцепления с коробкой передач

Муфта сцепления трактора Т40 смонтирована на маховике дизеля и состоит из ведомых дисков 17 и 18, нажимных дисков 9, 16 и ведущего диска 8.

С помощью нажимных пружин 6 ведомые диски постоянно поджимаются к ведущему диску и маховику.

При нажатии на педаль муфты главного сцепления перемещается отводка с подшипником 24. Последний, нажимая на рычаги 21, выключает муфту главного сцепления.

При нажатии на педаль муфты сцепления ВОМ трактора Т-40 перемещается втулка с подшипником 15, который, нажимая на рычаги 23, выключает муфту сцепления ВОМ.

Для обеспечения нормальной работы муфты сцепления Т40 в процессе эксплуатации трактора выполняют следующие рекомендации:

- не выключают муфту сцепления без надобности и не держат ее долго выключенной при работающем дизеле;

- не держат ногу на педали муфты при движении трактора;

- выключают муфту быстро, нажимая на педаль до отказа;

- включают муфту плавно, но без задержки педали в промежуточном положении;

- своевременно регулируют свободный ход педалей.

Регулировка муфты сцепления трактора Т-40

Вследствие постепенного изнашивания накладок ведомого диска сцепления трактора Т-40 концы рычагов приближаются к подшипнику, выбирая зазор.

При отсутствии зазора лапки рычагов будут касаться обоймы подшипника, что вызовет повышенный износ деталей в месте касания.

Дальнейшее приближение рычагов к обойме может привести к пробуксовке муфты сцепления и повышенному изнашиванию накладок.

Для восстановления ее нормальной работоспособности устанавливают зазор 4 мм между отжимными рычагами и упорными подшипниками отводок.

Муфты регулируют при уменьшении свободного хода педали до 25 мм двумя способами — тягой и болтами.

При регулировке сцепления трактора Т40 тягой выполняют следующие операции:

- открывают верхний люк корпуса муфты, расшплинтовывают ось вилки тяги и вынимают ее, снимают вилку с рычага;

- свинчивая вилку, устанавливают такую длину тяги, чтобы при соединении вилки с рычагом зазор между выжимным подшипником отводки и концами рычагов был равен 4 мм;

- устанавливают ось вилки и зашплинтовывают ее. Устанавливают крышку люка.

Когда изменением длины тяги невозможно отрегулировать муфту главного сцепления Т-40, необходимо ее регулировать регулировочными болтами:

- открывают верхний люк корпуса муфты и расшплинтовывают гайки 22 (рис. 24) регулировочных болтов;

- поскольку ранее регулировали муфту только изменением длины тяги, то вначале необходимо восстановить ее длину до первоначальной (это нужно для последующих регулировок изменением длины тяги);

- затем, отвертывая гайки 22 регулировочных болтов, перемещают конец каждого рычага муфты вперед (к дизелю) примерно на 7—8 мм, соединяют рычаг муфты с вилкой тяги;

- ось вилки зашлинтовывают;

- окончательно регулируют по щупу зазор между концами отжимных рычагов и выжимным упорным подшипником отводки, зазор должен быть равным 4 мм.

Разница зазоров между рычагами не должна превышать 0,4 мм. Последовательность регулировки муфты сцепления ВОМ такая же.



Рис. 24. Схема системы управления муфтами главного сцепления и сцепления ВОМ трактора Т-40

Поз. 1, 3, 21, 22, 23, 26, 30, 31 — отводка выключения муфты сцепления ВОМ; 39 — отводка выключения муфты главного сцепления

Во время разборки привода муфты главного сцепления и муфты сцепления ВОМ трактора Т-40 необходимо правильно устанавливать пружины сервоустройства, снижающие усилия на педалях.

Пружину устанавливают в одно из отверстий кронштейна так, чтобы педаль удерживалась в крайнем верхнем положении, а при нажатии на нее снижала усилие на педали.

 

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________