Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Устройство, запчасти и комплектующие.

________________________________________________________________________

Детали сцепления трактора Т-130

Основными неисправностями муфты сцепления трактора Т-130 являются износы фрикционных накладок, зубьев ведущих дисков и зубчатого барабана, боковых поверхностей шлицев зубчатого барабана, муфты и карданного вала.

Снятие и разборка сцепления Т-130

Снимают кожух вентилятора-пылеотделителя и колпак с крыши кабины. Пропускают трос подъемного устройства в кабину через люк в крыше.

Снятие фланца с нажимным диском и муфтой включения сцепления Т-130

Снимают переднюю среднюю панель пола кабины и крышку люка верхнего кожуха муфты сцепления. Вывертывают болт крепления хомута трубы подвода масла из нижней половины кожуха муфты сцепления.

Вывертывают болты крепления нижней половины кожуха и снимают кожух. Вывернув штуцер крепления сливной трубы к сервомеханизму и сдвинув трубу, ввертывают штуцер на свое место до упора.

Это предохранит поршень сервомеханизма от опускания в нерабочее положение и заклинивания при снятии с него нагрузки.



Рис.1. Муфта сцепления трактора Т-130

Отсоединяют рукав подвода смазочного материала от пальца 15 (рис. 1) и тягу сервомеханизма от рычага 27, перемещающего муфту включения.

Отсоединяют муфту 25 от фланца 19 верхнего вала коробки передач. Отвертывают болты 16 крепления крышки 22 тормозка Т-130 (17).

Передвинув карданный вал 23 вместе с муфтой 25 вперед по ходу трактора и сдвинув, придерживая тормозок, муфту 25 к фланцу верхнего вала коробки передач, снимают и опускают муфту.

Ввертывают в нажимной диск через отверстия фланца стяжные технологические болты М12Х35, чем снимается нагрузка с регулировочных болтов.

Из кабины через люк в верхней половине кожуха муфты сцепления опускают трос и стропят муфту за цилиндрическую поверхность ползуна муфты включения.

Масса муфты сцепления бульдозера Т-130 - 90 кг. Трос должен быть закреплен в кабине трактора или надежно удерживаться подъемником.

Расстопорив болты 28 крепления фланца к маховику, вывертывают их, проворачивая маховик.

Сдвинув фланец с нажимным диском и муфтой сцепления трактора в сторону коробки передач, снимают его вместе с карданным валом 23 с трактора, опустив вниз.

Вынимают из фланца карданный вал с крышкой 22 тормозка и резиновым кольцом 21.

Снятие ведомых деталей муфты сцепления трактора Т-130

Расстопорив, отвертывают болты крепления отражателя 2 и крышки 3 муфты карданного вала. Снимают отражатель, крышку, уплотнительное кольцо 4 и уплотнительную прокладку крышки 3.

Снимают муфту 5 карданного вала, два ведомых 9 и ведущий 8 диски. Расстопорив гайку 6 крепления зубчатого барабана 7 и, отвернув ее торцовым ключом, снимают пластину и стопорную шайбу гайки.

Спрессовывают зубчатый барабан съемником вместе с подшипниками, распорной втулкой и пружиной.

Разборка фланца с нажимным диском и муфты включения сцепления Т-130

Разборку проводят при ввернутых технологических болтах М12Х35 для снятия нагрузки от пружин с регулировочных болтов 2 (рис. 2).



Рис.2. Фланец в сборе с нажимным диском и муфтой включения сцепления бульдозера Т-130


Расшплинтовывают гайки 8 крепления рычагов 10 и, свернув гайки с регулировочных болтов, снимают призмы 7. Расшплинтовывают и отвертывают гайки с пальцев 6.

Вынув пальцы из отверстий опор 4, снимают рычаги 10 и ролики 5. Снимают с фланца 3 муфту сцепления в сборе с рычагом. Извлекают из канавки фланца уплотнительное кольцо 16.

При последующей разборке сжимают прессом усилием 20 кН пружины фланца и вывертывают технологические болты из нажимного диска сцепления Т-130.

Сняв усилие пресса, разъединяют фланец с нажимным диском. Снимают подпятники 26, пружины 23 и 24 и стаканы 25 пружин.

Расстопорив, вывертывают верхний палец 12 крепления рычага 20 и нижний палец 21, снимают рычаг с муфты сцепления трактора Т-130. Вывертывают болты крепления крышки 13 к корпусу 11 подшипника, снимают крышку со штифтов.

Снимают пружинное кольцо, высвободив его из отверстия гайки 17 и ползуна 29. Отвертывают гайку 17 специальным ключом, вставив его в два отверстия на торце гайки. Снимают с гайки уплотнительные кольца.

Снимают корпус подшипника с ползуна с помощью съемника. Снимают с ползуна уплотнительные кольца 15. Выпрессовывают шарикоподшипник из корпуса подшипника.

Разборка зубчатого барабана - Вынимают из внутренних канавок зубчатого барабана 7 стопорные пружинные кольца (см. рис. 1) и выпрессовывают два шарикоподшипника вместе с распорной втулкой и пружиной.

Сборка и установка сцепления Т-130

При сборке муфты сцепления трактора Т-130 необходимо соблюдать следующие требования:

- накладка сцепления тормозка (17) (см, рис. 1) должна быть прочно приклеена клеем. Отслоение накладок не допускается;

- секторы трения ведомого диска Т-130 (9) при замене подбирать с колебанием по толщине не более 0,1 мм;

- отклонение от плоскостности поверхностей трения ведомого диска 9 допускается не более 0,3 мм под равномерно распределенной нагрузкой 150 Н. Допускается рихтовка диска;

- отклонение от плоскостности поверхностей трения ведущего диска 8 допускается не более 0,15 мм;

- разность по массе рычагов 14 допускается не более 0,01 кг;

- колебание по нагрузке пружин муфты допускается не более 20 Н;

- отклонение от плоскостности поверхности трения нажимного диска 11 допускается не более 0,15 мм.

Сборка муфты сцепления Т-130 с рычагом

Завернув три пальца 28 (см. рис. 2) в ползун 29, раскернивают каждый в трех местах, сопряженных с резьбой.

Запрессовав в корпус 11 подшипника две втулки 14, устанавливают уплотнительные кольца с заглушками. Заполняют полость шарикоподшипника 18 смазкой и запрессовывают его в корпус 11 подшипника.

Наружное кольцо подшипника упорным (широким) торцом должно быть обращено к днищу корпуса подшипника. На тракторах более поздних выпусков применяется радиальный шарикоподшипник 18.

Надевают на ползун 29 упорное кольцо 27. Устанавливают в канавку два уплотнительных чугунных кольца 15. Разрезы колец располагают на 180° относительно друг друга.

Собирают корпус 11 подшипника с крышкой 13, предварительно установив между ними прокладку 19. Ввертывают в крышку со стороны корпуса болты, не затягивая их.

Совместив отверстия под штифты в корпусе и крышке, запрессовывают со стороны корпуса подшипника два штифта. Затягивают окончательно болты.

Момент затяжки болтов 20 ... 30 Нм. Надевают на ползун разъемное кольцо-оправку для сжатия уплотнительных колец. Напрессовывают корпус подшипника в сборе с крышкой на ползун 29 до упора подшипника в бурт ползуна. Удаляют кольцо-оправку.

Устанавливают в канавку круглой гайки 17 два уплотнительных кольца, разрезы которых повернуты на 180° относительно друг друга. Навертывают гайку 17 на резьбовой конец ползуна 29, поочередно сжимая и заправляя уплотнительные кольца в отверстие крышки.

Затягивают гайку специальным ключом, используя два отверстия на торце; момент затяжки 90 ... 320 Нм. Стопорят гайку пружинным кольцом, усик которого вводят в совмещенные отверстия на гайке и ползуне.

Корпус подшипника сцепления Т-130 должен после сборки вращаться свободно, без заеданий. Устанавливают на корпус 11 подшипника рычаг 20 седлом шаровой гайки в сторону маховика.

Закрепляют рычаг пальцами 12 и 21 со стопорными пластинами; момент затяжки пальцев 320 ... 400 Нм. Отгибают концы пластин на грани пальцев, так чтобы одно радиальное отверстие в головке верхнего пальца 12 не было закрыто концом стопорной пластины.

Сборка фланца с нажимным диском и муфтой включения сцепления бульдозера Т-130

Установив в отверстия нажимного диска сцепления Т-130 (см. рис. 2) регулировочные болты 2, укладывают диск гнездами под пружины вверх.

Укладывают в гнезда подпятники 26 пружин, пружины 23 и 24, на пружины устанавливают стаканы 25.

Установив фланец 5 на пружины, совмещают отверстия фланца с регулировочными болтами и стаканами пружин.

Сжимают прессом усилием 20 кН пружины и ввертывают в нажимной диск 1 со стороны фланца три технологических стяжных болта М12Х35 для удержания пружин. Снимают фланец с пресса.

Устанавливают в канавку фланца 3 уплотнительные кольцо 16. Заполнив смазкой полость А ползуна муфты сцепления Т-130, надевают ее на фланец вместе с рычагом.

Палец 22 фланца должен войти в отверстие ползуна. Установив в паз опоры 4 ролик 5 и надев на регулировочный болт рычаг 10, закрепляют рычаг на опоре пальцем 6 с гайкой и зашплинтовывают гайку.

Аналогично устанавливают остальные рычаги. Установив на регулировочные болты 2 призмы 7, навертывают гайки 8 и зашплинтовывают шплинтами 9.

Установка ведомых деталей муфты сцепления Т-130

Напрессовывают зубчатый барабан 7 (см. рис. 1) в сборе с подшипниками на цапфу коленчатого вала до упора. Устанавливают шайбу, стопорную пластину, завертывают гайку 6 торцовым ключом и стопорят, отогнув края пластины на грани гайки.

Устанавливают на наружные шлицы зубчатого барабана ведомый диск 9, а на сухари 10 маховика — ведущий диск 5. Ставят второй ведомый диск 9 на шлицы барабана 7.

Ступицы ведомых дисков должны быть обращены в сторону нажимного диска. Устанавливают на внутренние шлицы зубчатого барабана муфту (5) карданного вала, предварительно смазав шлицы смазкой, заполняют смазочным материалом полость А муфты.

Установив уплотнительное кольцо 4, прокладку, крышку 3 и отражатель 2, закрепляют муфту 5 карданного вала болтами со стопорными пластинами. Болты стопорят, отогнув пластины на грани головок болтов.

Установка тормозка Т-130 и фланца с нажимным диском

Смазывают шлицы карданного вала смазкой. Надевают на карданный вал 23 крышку 22 тормозка Т-130 с резиновым уплотнительным кольцом 21 и вставляют вал в отверстие фланца.

Застропив фланец за ползун муфты сцепления Т-130, заводят его в выточку маховика 1. При этом сухари 10 маховика должны войти в пазы нажимного диска 11, а шлицевый конец карданного вала — в муфту 5 вала.

Прикрепляют фланец, поворачивая маховик, болтами 28 со стопорными пластинами под каждой парой болтов к маховику. Болты стопорят, отогнув концы пластин на грани головок болтов. Вывертывают технологические болты из нажимного диска.

Сдвигают карданный вал 23 вперед по ходу трактора. Смазав прокладку 26 солидолом, приклеивают ее к крышке 22 тормозка Т-130. Устанавливают тормозок 17 на карданный вал.

Устанавливают пружинное кольцо 20 во внутреннюю полость муфты. Укладывают в канавку на торцовой поверхности муфты 25 резиновое кольцо 24.

Заполняют полость Г муфты смазкой и устанавливают ее на шлицы карданного вала, а тормозок — на наружные шлицы муфты.

Сдвигают тормозок, карданный вал и муфту 25 к верхнему валу коробки передач. Закрепляют крышку 22 тормозка к муфте, поочередно вворачивая болты 16 с пластинами 18 и пружинными шайбами. Момент затяжки болтов 70 ... 90 Нм.

Присоединяют муфту 25 к фланцу 19 верхнего вала коробки передач призонными болтами со стопорными пластинами. Присоединяют штуцером рукав подвода смазочного материала к пальцу 15 рычага включения муфты сцепления.

Стопорят штуцер проволокой, соединяя ее с рукавом. Присоединяют рычаг включения 27 к тяге сервомеханизма с помощью шаровой гайки.

Для установки рычагов 14 в нужное положение отодвигают ползун муфты включения от фланца на размер В = (10 ± 1) мм и навертывают регулировочные гайки до касания рычагов 14 поверхности упорного кольца муфты сцепления Т-130.

Зазор между рычагами и упорным кольцом в этом положении должен быть Б = 0 ... 0,2 мм. Гайки 12 зашплинтовывают проволокой 13.

Устанавливают нижнюю половину кожуха муфты сцепления на кожух маховика и прикрепляют ее болтами к кожуху маховика и верхней половине кожуха муфты сцепления. Прикрепляют хомут трубы подвода масла к сервомеханизму на нижней половине кожуха.

Вывертывают из сливного отверстия сервомеханизма штуцер, временно удерживающий поршень сервомеханизма, и прикрепляют им сливную трубу к сервомеханизму. Устанавливают переднюю панель пола в кабине трактора.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________