Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Устройство, запчасти и комплектующие.

Ремонт вала отбора мощности трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Заедание рычага управления валом отбора мощности ВОМ трактора МТЗ-80, МТЗ-82 и затрудненное управление поводком муфты переключения на независимый или синхронный привод свидетельствуют о неисправности механизма усиления (стакана пружины) и износе кулачковой муфты переключения.

Для определения причины неисправности механизма усиления снимают и разбирают стакан пружины (рис. 1).



Рис. 1. Снятие стакана пружины механизма усиления муфты трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1 — установочный болт; 2 — регулировочный болт; 3 — контргайка; 4— стопорный болт; 5— рычаг валика переключения

При разборке стакана с установленной в нем сжатой пружиной соблюдают осторожность и операции выполняют в определенной последовательности.

Сначала переводят рычаг управления ВОМ трактора МТЗ-80, МТЗ-82 в положение, при котором совмещаются технологические отверстия в рычаге 5 валика переключения и заднем мосту, и заворачивают в них установочный болт 1.

Затем отпускают контргайку 3, заворачивают регулировочный болт 2 до отказа в рычаг 5 валика переключения и стопорный болт 4 в стакан пружины, после чего придерживают стакан рукой и осторожно выворачивают регулировочный болт 2.

Убедившись в надежности фиксации стакана с корпусом, снимают стакан в сборе. Зажимают его под прессом или в струбцине и выворачивают стопорный болт 4. Неисправные детали заменяют.

Для сборки также используют пресс или струбцину. При неисправности кулачковой муфты переключения отсоединяют коробку передач от заднего моста и заменяют изношенные детали.

Продолжение вращения хвостовика вала при выключении вала отбора мощности трактора МТЗ-80, МТЗ-82 или неравномерное его вращение свидетельствуют о нарушении регулировки тормозных лент и их износе.

Регулировку натяжения тормозных лент и рычага управления ВОМ трактора МТЗ-80, МТЗ-82 проводят следующим образом. Снимают крышку люка и заворачивают до отказа регулировочные болты.

Заворачивают установочный болт 5 (рис. 2) в рычаг 6 и корпус моста 7 и снимают механизм сервоусиления в сборе.

Отсоединяют тягу от рычага управления ВОМ, выворачивают болты 8 до свободного проворачивания хвостовика ВОМ усилием руки, подсоединяют тягу к рычагу управления, при необходимости вращением вилки изменяют ее длину и устанавливают механизм сервоусиления.

Если не удается устранить неисправность, ВОМ снимают с трактора МТЗ-80, МТЗ-82. Для этого отворачивают болты крепления задней крышки и выпрессовывают ВОМ в сборе технологическими болтами.

Затем снимают тормозные ленты и измеряют их толщину. Ленты заменяют новыми при толщине менее 2.5 мм.



Рис. 2. Схема регулировки тормозных лент, рычага управления заднего ВОМ и снятия механизма сервоусиления МТЗ-80, МТЗ-82

1 — стопорный болт; 2 — стакан; 3 — контргайка; 4, 8 — регулировочные болты; 5 — установочный болт; 6 — рычаг; 7 — корпус заднего моста

Появление шума, усиливающегося с увеличением передаваемого крутящего момента, и следы смазки на задней крышке свидетельствуют об износе шлицев вала, деталей планетарного редуктора, потере эластичности или разрушении манжет.

В этом случае ВОМ снимают с трактора. Для проверки технического состояния его заднюю крышку зажимают в тисках. Прокручивая хвостовик, осматривают зубья шестерен и рукой проверяют перемещение хвостовика вала в подшипниках.

Обнаружив сколы на зубьях, большие перемещения в сопряжениях отдельных деталей или заедание вала, ВОМ МТЗ-80, МТЗ-82 разбирают, дефектные детали заменяют (рис. 3).



Рис. 3. Взаимное расположение деталей заднего вала отбора мощности МТЗ-80, МТЗ-82

1 — плита; 2 — крышка ВОМ; 3 — прокладка; 4 — оси; 5 — вал заднего ВОМ; 6, 8, 15, 18 — подшипники; 7 — тормозные ленты с накладками; 9 — втулка; 10 — барабан; 11 — солнечная шестерня; 12 — водило; 13 — сателлит; 14 — ось сателлита; 16 — шестерня коромысла; 17 — стакан; 19 — стопорные кольца; 20 — вал; 21 — муфта; 22 — кожух ВОМ

Водило планетарного редуктора заменяют при износе отверстий под оси сателлитов до размера более 20,2 мм, износе поверхностей под тормозную ленту до размера менее 158,0 мм.

Замене подлежат: оси сателлитов (рис. 4) при износе поверхностей под игольчатые подшипники до размера менее 19,92 мм; барабан включения при износе поверхности под тормозную ленту до размера менее 159,0 мм и износе посадочного места под наружную обойму подшипника 209 до размера более 85,12 мм; вал планетарного редуктора при износе посадочных мест до размера менее 39,96 мм под подшипник 208, менее 49,97 мм под подшипник 310, менее 44,96 мм под подшипник 209.

При подтекании масла из-под манжет у снятого ВОМ трактора МТЗ-80, МТЗ-82 осматривают прокладки между задним мостом и крышкой. Поврежденные прокладки заменяют.

При подтекании масла из-под хвостовика вала отбора мощности трактора МТЗ-80, МТЗ-82 для замены манжет отворачивают гайку хвостовика, снимают тормозные ленты, спрессовывают водило в сборе с подшипником и барабан включения в сборе, снимают стопорное кольцо, выпрессовывают
вал из крышки и т. д.



Рис. 4. Снятие сателлитов и осей сателлитов МТЗ-80, МТЗ-82

1 — водило; 2 — сателлит; 3 — ось сателлита



Рис. 5. Снятие кулачковой муфты трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1 — кулачковая муфта; 2 — поводок; 3 — дифференциал; 4 — корпус заднего моста

 

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________