Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Устройство, запчасти и комплектующие.

Ремонт поршневой группы трактора МТЗ-80, МТЗ-82

 В процессе ремонта детали поршневой группы трактора МТЗ-80, МТЗ-82 заменяют при увеличенном расходе картерного масла или повышенном проникновении газов в картер дизеля, замеренных диагностическими средствами.

Если диагностические параметры достигли значений, превышающих допустимые, то дизель Д-240/243 разбирают. Для проведения технической экспертизы деталей снимают головку цилиндров и поддон картера.

Если после снятия головки на поверхности блока обнаружатся трещины, то дальнейшую разборку прекращают, дизель снимают с трактора МТЗ-80, МТЗ-82 и отправляют в ремонт.

При отсутствии явных дефектов демонтируют масляный насос, трубопроводы и крышки шатунных подшипников, извлекают поршни в сборе с шатунами из гильз цилиндров.

Среди деталей поршневой группы поршневой группы двигателей Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 износу наиболее подвержены: поршневые кольца, поршень, втулка верхней головки шатуна, вкладыши шатунных подшипников, гильзы цилиндров (рис. 1, 2).

Диаметр гильзы замеряют в месте наибольшего износа верхнего пояса гильзы сначала в плоскости, параллельной оси коленчатого вала, а затем в плоскости качания шатуна.

Гильзу Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 заменяют при износе ее рабочей поверхности более 0,4 мм на диаметр или при овальности и конусности, превышающих 0,06 мм. Диаметр юбки поршня измеряют в плоскости, перпендикулярной к отверстию под поршневой палец.

Кроме диаметра юбки, у поршня контролируют зазоры по высоте между канавками поршня и поршневыми кольцами. Если зазор между канавкой поршня и новым поршневым кольцом превышает допустимый размер, поршень заменяют.



Рис. 1. Взаимное расположение деталей блока цилиндров Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1 — блок цилиндров; 2 — болт; 3 — рым-болт; 4, 10, 14 — прокладки; 5 — корпус сальника; 6 — задний лист дизеля; 7 — опора картера; 8 — крышки; 9 — крышка коренного подшипника; 11 — щит; 12 — крышка шестерен; 13 — опора; 15 — втулки; 16 — пробка; 17 — гильза цилиндра; 18 — кольца
гильзы



Рис. 2. Взаимное расположение деталей шатунн-поршневой группы Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1 — поршень; 2 — поршневые кольца; 3 — поршневой палец; 4 — втулка верхней головки шатуна; 5 — шатун; 6 — коренной вкладыш; 7 — маховик; 8 — крышка шатуна; 9 — вкладыш шатуна; 10 — коленчатый вал; 11 — противовес; 12 — болт

Основные показатели поршневой группы Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Зазор между юбкой поршня и гильзой цилиндра, мм: номинальный - 0,18—0,20 / допустимый - 0,26

Зазор в замке поршневых колец, мм: номинальный - 0,40—0,80 / допустимый - 4,0

Зазор по высоте между канавкой поршня и поршневым кольцом, мм:

- номинальный для компрессионных колец - 0,08—0,12 / для маслосъемных колец - 0,05—0,09
- допустимый - 0,30

При ремонте трактора МТЗ-80, МТЗ-82 поршневую группу Д-240/243 в сборе заменяют, если зазор (разность диаметров) между юбкой поршня и гильзой превышает допустимое значение. Гильзы из блока выпрессовывают специальным съемником.

Если диаметры гильзы и поршня в пределах нормы, рекомендуется выпрессовать гильзу из блока, повернуть ее вокруг оси на 90°, так как гильза и поршень более всего изнашиваются в плоскости качания шатуна, и вновь запрессовать гильзу в блок.

Поршневые кольца Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 заменяют, если зазор в замке кольца превышает допустимое значение при установке кольца в неизношенную верхнюю часть гильзы.

Перед оборкой поршневой группы проверяют параметры поршневого пальца, шатуна и состояние втулки верхней головки шатуна. Втулку заменяют при увеличении диаметра отверстия под поршневой палец или ослаблении посадки в верхней головке шатуна.

Поршневой палец и втулку верхней головки шатуна Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 заменяют при зазоре между пальцем и втулкой более 0,06 мм. Палец заменяют при овальности и конусности более 0,02 мм.

Изгиб и скручивание шатуна проверяют на приборе. При сборке шатуна в его верхнюю головку вначале запрессовывают втулку.

Чтобы подогнать отверстие втулки верхней головки шатуна под поршневой палец, его обрабатывают регулируемой разверткой или раскаткой. Зазор между отверстием втулки верхней головки шатуна и поршневым пальцем должен быть не более 0,03 мм.

Тонкостенные сменные вкладыши шатунных подшипников коленчатого вала Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 изготовлены с высокой точностью. Необходимый диаметральный зазор при неизменной постели подшипника обеспечивается соответствующим и диаметрами шеек коленчатого вала.

Поэтому вкладыши при ремонте дизеля заменяют без каких-либо подгоночных операций и только попарно.

Не допускаются: замена одного вкладыша из пары; опиливание или шабрение стыков вкладышей либо крышек подшипников; установка прокладок между вкладышами и постелью, между крышкой и шатуном. При замене размерная группа вкладышей должна соответствовать размерной группе шеек
коленчатого вала.

После ремонта перед установкой новых деталей поршневой группы Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 их подбирают по размерным группам. Гильзы цилиндров сортируют на размерные группы по внутреннему диаметру, а поршни — по наружному диаметру юбки в нижней части. Поршни и гильзы цилиндров, устанавливаемые на один дизель, должны быть одной размерной группы.

Размерные группы цилиндров и поршней дизеля Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Обозначение размерной группы / Диаметр гильзы цилиндра, мм / Диаметр юбки поршня в нижней части по наибольшему измерению, мм

М - 110,00—110,02 / 109.88—109,90

С - 110,02—110,04 / 109.90—109,92

Б - 110,04—110,06 / 109,92—109,94

Обозначение размерных групп нанесено на нерабочем верхнем торце гильзы и на днище поршня Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82. Перед установкой гильзы в блок резиновые уплотнения заменяют. Гильзу устанавливают, нанося легкие удары молотком по ступенчатой оправке.

Если гильза входит в блок туго, то для ее запрессовки используют специальное винтовое приспособление. По окончаний запрессовки намеряют выступание бурта гильзы над поверхностью блока индикатором. Выступание бурта должно быть в пределах 0,065— 0,165 мм.

В случае утопания гильз допускается установка медных прокладок под бурт гильзы. При подборе поршней обращают внимание на размерные группы поршневых пальцев; их внутренняя поверхность и бобышка поршня маркированы краской.

Поршни и поршневые пальцы Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 подбирают одной размерной группы, что подтверждается одинаковой маркировкой. Поршневой палец запрессовывают в поршень, предварительно нагрев поршень в масле до температуры 70—80° С.

Разность между массами шатунов в сборе с поршнями, устанавливаемых на один дизель Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82, не должна превышать 15 г.

Упругость поршневых колец проверяют на специальном приспособлении. При зазоре в замках, равном 0,3—6,6 мм, упругость колец не должна превышать: первого (верхнего) — 60—82 Н, второго и третьего — 58—78 Н.

Поршневые кольца на поршень Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 устанавливают в определенном порядке с использованием приспособления, которое предохраняет кольца от случайных поломок.

Кольца, установленные в канавки поршня, должны свободно перемещаться при поворачивании поршня и утопать в канавках под действием собственной массы.

Замки первого и третьего поршневых колец Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 располагают в канавках поршня под углом 180° относительно замков второго и четвертого колец.

Поршень в сборе с кольцами и шатуном обильно смазывают дизельным маслом и посредством конусной оправки устанавливают в гильзу цилиндра, слегка постукивая по днищу поршня рукояткой молотка. Болты шатунных подшипников затягивают динамометрическим ключом в два — три приема.

Регулировочные данные при сборке двигателя Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Момент окончательной затяжки гаек крепления головки цилиндров, Нм - 150—170

Момент затяжки шатунных подшипников, Нм - 140—160

Зазор между стержнем клапана и бойком коромысла (тепловой зазор) на холодном дизеле, мм - 0,25—0,30. Поршень при нахождении в ВМТ не должен выступать выше поверхности блока более чем на 0,5 мм.

После ремонта и установки поршневой группы Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 и крышек шатунных подшипников устанавливают масляный насос, его нагнетательные и всасывающие трубопроводы и закрывают поддон картера.

Прокладку картера с двух сторон смазывают графитной пастой или герметиком; в цилиндры заливают по 30—50 г дизельного масла. Прокладку головки цилиндров с обеих сторон также смазывают графитной пастой.

Болты крепления головки блока Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 затягивают динамометрическим ключом в определенной последовательности в два — три приема. Затем устанавливают штанги и оси коромысел в сборе с коромыслами.

Момент затяжки гаек крепления головки цилиндров и тепловые зазоры в клапанном механизме должны соответствовать регулировочным данным при сборке дизеля Д-240/243.

 

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________