Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Устройство, запчасти и комплектующие.

________________________________________________________________________

Ремонт головки блока цилиндров трактора МТЗ-80, МТЗ-82

К основным дефектам головки блока цилиндров двигателя Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 (рис.1) относят: коробление плоскости разъема; износ внутренних поверхностей направляющих втулок, рабочих фасок клапанов и седел клапанов; трещины в перемычках клапанных гнезд; прогар
посадочных мест под уплотнения форсунок или их стаканов.

При проведении технической экспертизы пользуются основными показателями и регулировочными данными деталей головки цилиндров и газораспределительного механизма.



Рис. 1. Взаимное расположение деталей головки блока цилиндров Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1 — патрубок; 2 — труба; 3 — корпус сапуна; 4 — бачок; 5 — колпак; 6, 8 — прокладки; 7— крышка головки; 9 — коромысло; 10 — ось; 11 — головка цилиндров; 12 — прокладка головки; 13 — толкатель; 14 — штанга; 15 — клапан выпускной; 16 — клапан впускной; 17 — пружины клапана; 18—тарелка клапана; 19 — шпилька

Основные регулировочные параметры деталей головки блока цилиндров и газораспределительного механизма дизельного дизеля Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Выступание стержня клапана, мм: номинальное - 56,0 / допустимое - 57,2

Перемещение клапана, мм: номинальное - 10,2 / допустимое - 9,0

Отклонение от плоскостности поверхности головки, мм, не более - 0,15

Утопание тарелки клапана, мм: номинальное - 0,4—0,7 / допустимое - 1,8

Допустимый внутренний диаметр втулки клапана, мм - 11,10

Допустимая сила сжатия (упругость) наружных клапанных пружин до рабочей длины - 148

Рабочая длина наружной пружины, мм - 54,0

Допустимая сила сжатия (упругость) внутренних клапанных пружин до рабочей длины, Н - 74

Рабочая длина внутренней пружины, мм - 48,5

Допустимый диаметр стержня клапана, мм - 10,85

Внутренний диаметр втулки коромысел, мм - 19,02—19,05

Диаметр оси коромысел, мм - 18,98—19,00

Утопание тарелок клапанов Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 в гнездах головки без снятия ее с блока цилиндров можно определить по выступанию стержней всасывающих клапанов относительно поверхности головки.

Для этого поочередно устанавливают поршни в ВМТ такта сжатия и измеряют расстояние от торца стержня клапана до головки. Если выступание стержня клапана превышает допустимую величину, то это свидетельствует о предельном износе тарелок клапанов и их седел.

Одновременно можно определить степень износа кулачков распредвала Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82. Для этого прокручивают коленчатый вал дизеля до полного открытия клапана (при установленном для холодного дизеля тепловом зазоре) и замеряют расстояние от торца стержня клапана до головки.

По разности расстояний, измеренных при закрытых и полностью открытых клапанах, определяют перемещение каждого клапана. Если перемещение клапана ниже допустимого значения, распределительный вал дизеля заменяют. После этих замеров головку снимают с дизеля и подвергают дальнейшей экспертизе.

Замеряют отклонение от плоскостности поверхности головки блока цилиндров Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82. Если отклонение от плоскостности превышает допустимое значение, то головку заменяют; если отклонение в пределах нормы, то проверяют состояние седел клапанов по утопанию
тарелки нового клапана.

При утопании тарелки клапана дизеля Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 более допустимого размера головку заменяют. Если утопание в пределах нормы, то головку разбирают и ремонтируют. Сухари клапанов и клапанные пружины снимают специальным приспособлением.

Если седло клапана имеет трещины, то головку заменяют. Снятые клапаны маркируют, а затем замеряют диаметр стержня, проверяют биение тарелки клапана и изгиб стержня.

Биение фаски тарелки и изгиб стержня относительно оси клапана не должны превышать 0,03 мм. При наличии следов износа, прогаров, раковин на фасках клапанов рабочую поверхность фасок обрабатывают на шлифовальных станках.

При ремонте фаску впускного клапана Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 шлифуют под углом 60°, выпускного — под углом 45°. После выведения следов износа ширина цилиндрической части тарелки клапана должна быть не менее 0,5 мм, а ширина притертой матовой полоски на фаске клапана —
не более 2 мм.

Направляющую втулку клапана Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 заменяют при износе поверхности отверстия под стержень клапана до диаметра, превышающего допустимое значение, или при ослаблении посадки втулки в головке.

При замене направляющую втулку выпрессовывают. Новую втулку подбирают с наибольшим допуском по наружному диаметру, смазывают эпоксидным клеем без наполнителя и запрессовывают в головку специальным болтом. После установки направляющих втулок седло клапана
обрабатывают планетарно-шлифовальным приспособлением.

При рисках, раковинах, прожогах на рабочей фаске седла первоначально фаску шлифуют до выведения следов дефекта и проверяют состояние седла по утопанию тарелки нового клапана. Если утопание не превышает допустимого размера, то седло продолжают обрабатывать.

В процессе ремонта нижнюю кромку рабочей фаски седла в головке блока цилиндров Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 обрабатывают шлифовальным кругом с углом конуса 150°, а верхнюю кромку — 60°.

Ширина рабочей фаски седла для впускных клапанов должна быть 2,0—2,5 мм для выпускных — 1,5—2,0 мм. После обработки тарелки клапана и седла их взаимно притирают.

При ремонте одного или двух клапанов двигателя Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 притирку ведут пневматическим приспособлением, используя пасту из смеси микропорошка М20 с индустриальным или моторным маслом.

В процессе притирки клапан периодически вращают и приподнимают. Время от времени проверяют состояние притирающихся фасок клапана и седла. Верхняя кромка матовой полоски рабочей фаски должна располагаться на расстоянии не менее 0,5 мм от цилиндрической части тарелки клапана.

Если матовая полоска окажется значительно ниже или выше указанного расстояния, то седло снова обрабатывают шлифовальными кругами с углом конуса 60 и 150° и снова притирают клапан к седлу.

Перед сборкой клапанов Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 проверяют длину и силу сжатия клапанных пружин. Если параметры пружин выходят за допустимые значения, то пружины заменяют. После сборки клапанов выступание сухарей над плоскостью тарелки пружины должно быть не более 0,5 мм, утопание — не более 1,3 мм.

Для контроля герметичности клапанов впускные и выпускные каналы головки цилиндров заполняют керосином, который не должен просачиваться в течение 1,5 мин.

Перед установкой оси коромысел Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 в сборе проверяют техническое состояние каждого коромысла. При наличии на бойках коромысел углублений более 0,3 мм поверхность бойка шлифуют до выведения следов дефекта.

Отклонение от параллельности рабочей поверхности бойка коромысла допускается не более 0,05 мм. При необходимости проверяют диаметр отверстий втулок коромысел. Зазор между втулкой и осью коромысел допускается не более 0,15 мм.

 

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________