Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Устройство, запчасти и комплектующие.

________________________________________________________________________

Устройство и эксплуатация мотоблока Салют-5

 Мотоблок Салют-5 - это малогабаритный силовой агрегат с бензиновым двигателем мощностью от 2,6 до 5,5 кВт (3,5...7,5 л.с.), предназначенный для привода различных рабочих органов, используемых при обработке почвы, уходе за насаждениями, механизации ручного труда на приусадебных, садовых и огородных участках, в городском коммунальном хозяйстве и др.

Работы по обработке почвы, кошению трав, поливке и опрыскиванию насаждений, уборке улиц и тротуаров от мусора и снега, перевозка грузов и прочие работы осуществляются с помощью различных прицепных орудий: роторов с ножами специальной формы (фрезы), плуга, окучника, косилки, насоса, снегоуборщика, щетки, тележки, опрыскивателя и т.д., устанавливаемых на мотокультиваторе.

На мотоблоке Салют-5 применяются двигатели лучших отечественных и иностранных фирм, имеющие высокие технико-экономические показатели. Тип двигателя указан в паспорте для каждого конкретного мотоблока.

Мотоблок предназначен для эксплуатации в районах с умеренным климатом. Применение мотоблока в качестве мотокультиватора наиболее эффективно при температуре воздуха +1°...+40°С. Не спешите сразу использовать мотокультиватор на полную мощность.

Помните, что первые 25 часов работы являются периодом приработки двигателя и механизмов трансмиссии. Поэтому один и тот же участок лучше обработать мотоблоком за несколько проходов, постепенно увеличивая глубину обработки.

Работа на мотоблоке Салют не требует специальной подготовки, однако, следует учесть, что при работе с каждым прицепным орудием необходимы определенные навыки. В процессе обработки почвы пространство между фрезами и корпусом редуктора может забиваться камнями, проволокой и другими предметами.

В этом случае во избежание повреждения клиновых ремней необходимо выключить двигатель и удалить застрявшие во фрезах предметы. Если в почве будут часто попадаться много мелких камней или корней, следует уменьшить частоту вращения ножей.

Для предотвращения выливания масла из редуктора, картера двигателя и топлива из топливного бака двигателя, мотоблок следует устанавливать на транспортное средство в нормальном рабочем положении.

Нормальный предельно допустимый для данных мотокультиваторов угол наклона при работе с максимальной нагрузкой и максимальной частотой вращения составляет 15°. Допускается лом наклона до 30°.

Технические характеристики мотоблока Салют-5

Ширина захвата при культивации (в зависимости от количества установленных фрез), мм - 350; 600; 800

Диаметр, мм - Фрез 310 / колес 390-410;

Дорожный просвет, мм - 110-120;

Масло, заливаемое в редуктор мотоблока - ТМ-5-18 (ТАД-17И);

Количество масла, заливаемого в редуктор, л - 1,1;

Максимальная скорость перемещения на ходовых колесах, км/ч

При работе на малом диаметре шкива выходного вала двигателя:

- 1-я передача - 2,8;
- 2-я передача - 6,3;
- Задний ход - 2,0;

При работе на большом диаметре шкива:

- 1-я передача - 3,5;
- 2-я передача - 7,8;
- Задний ход - 2,5.

Габаритные размеры в рабочем положении, не более, мм - 1510 x 620 x 1335;

Максимальное тяговое усилие с балластным грузом общей массой 35 кг на ходовых колесах, и грузом 15 кг на подвеске передней, кГс - 60-70;

Масса (без комплекта сменных частей), кг - 62-82;



Рис. 1-2. Устройство мотоблока Салют-5

Отбор мощности для привода навесных орудий мотокультиватора Салют-5 осуществляется, как правило, со среднего ручья ведомого шкива 3 рис.5. Для привода стационарных навесных орудий (деревообрабатывающие станки, кормоизмельчители и т.д.) можно использовать вал, расположенный справа на редукторе мотоблока.

На вал крепится шкив (продаётся отдельно) с защитным кожухом, а клиновой ремень для привода навесных орудий прилагается в их комплектах сменных частей.

Заправку маслом картера двигателя производите согласно указаниям "Руководства по эксплуатации двигателя". Заправку маслом редуктора мотоблока производите через маслоналивное отверстие редуктора. В редуктор должно быть залито 1,1л масла ТМ-5-18 (ТАД-17И).

Сборка мотоблока Салют-5 для культивации почвы

Установите стойку руля 8 (рис.1) на верхнюю часть редуктора мотоблока и ручкой стойки руля 6 закрепите стойку на редукторе. Убедитесь в отсутствии резких перегибов оболочек тросов управления сцеплением и дроссельной заслонкой двигателя.

Установите рукоятки 10 на стойку руля, закрепите их болтом 5 (рис.9) и зажимом рукояток мотоблока 3 (рис.9). Затяните гайку зажима 3 таким образом, чтобы рычаг эксцентриковый 4 при повороте на 180° надежно зафиксировал рукоятки руля.

На мотоблок Салют-5Л 6,5 установите рукоятки 10 (рис.1) на стойку руля, закрепите их болтом 5 (рис.9а) и специальным болтом 3. Заверните рукоятку с зажимной гайкой 4 вручную до упора, а затем затяните на 2 с половиной оборота. Рукоятка управления мотоблока под нагрузкой не должна смещаться.

Установите планку сошника 13 рис. 1 на опору 12 и закрепите болтом 14, гайкой 15 и зафиксируйте фиксатором 16. Опору закрепите двумя шкворнями 11 и за фиксируйте фиксаторами 17.

При сборке фрез и установке их на вал редуктора обратите внимание на следующее: фрезы мотоблока в левом и правом положениях, отличаются зеркальным расположением ножей, относительно отверстий под фиксатор в валах фрез.

Схема расположения ножей для исполнений приведена на рис. 7. Каждое исполнение комплектуется двумя левыми и двумя правыми ножами поз 4; 5. Ножи устанавливаются на квадратные фланцы валов строго в соответствии со схемой.

Установка ножей со стороны защитной (круглой) шайбы не допускается. В начале устанавливаются ножи, имеющие изгиб в сторону от защитной шайбы (ножи 5), а затем ножи 4 (изгиб в сторону к шайбе). Ножи крепятся на фланце болтами.

Фрезы следует устанавливать на вал редуктора таким образом, чтобы режущие кромки ножей входили в землю при движении мотоблока Салют-5 вперед.

Фрезы устанавливаются на вал редуктора вместо колес и закрепляются на валу и втулках внутренних фрез осями 5 (рис.6). Оси фиксируются от выпадения пружинными фиксаторами.

Проверьте затяжку крепежных деталей, ослабленные гайки затяните. Во избежание попадания земли на детали мотоблока при культивации почвы, желательно щитки 10 (рис.2) установить на максимальную ширину. Рукой проверните фрезы, установленные на мотоблоке, ножи фрез не должны касаться корпуса редуктора и балки мотоблока.

Передвижение мотоблока к месту работы может осуществляться как на колесах, так и на фрезах, если расстояние до обрабатываемого участка не более 200 метров. Передвижение агрегата на большее расстояние рекомендуется производить на колесах, а установку фрез производить на краю
обрабатываемого участка.

Передвижение мотокультиватора может осуществляться с включенным или выключенным двигателем. При выключенном двигателе рычаг переключения передач должен быть в положении нейтраль (рис.6). Перед началом движения рукоятку-опору 2 (рис.1) перевести в горизонтальное положение.

Эксплуатация мотоблока Салют-5

Запуск двигателя на мотокультиваторе

Выполните подготовительные работы по запуску двигателя. При запуске мотоблока рычаг сцепления 5 (рис.3а) на правой рукоятке находится в положении "Выключено" (рычаг отжат).

Рычаг управления дроссельной заслонкой 2 на левой рукоятке, установите в положение "Start". Рычаг воздушной заслонки карбюратора (находящийся на двигателе) установке в положение "Перекрыть".

Убедитесь, что рычаг переключения передач 7 (рис. 1) в нейтральном положении ("Н" на этикетке положений рычага переключения передач). Произведите пуск двигателя.

Мотоблок выпускается с тремя вариантами рычага управления дроссельной заслонкой (рис.3а, 3б и 3в) в зависимости от типа применяемого двигателя.

Обработка почвы



Рис. 3 - Органы управления мотоблоком Салют-5

1 - Рукоятка, 2 - Рычаг управления дроссельной заслонкой, 3 - Винт регулирования легкости вращения, 4 - Рукоятка управления мотоблоком, 5 - Рычаг сцепления, 6 - Стопор рычага сцепления, 7 - Кнопка "Стоп".

Оставляя рычаг сцепления 5 (рис. 3) в положении "Выключено", переместите рычаг управления передач (рис. 6) в положение I (1-я скорость), переместите рычаг управления дроссельной заслонкой двигателя 1 (рис. 2) на левой рукоятке мотоблока по часовой стрелке (на увеличение частоты вращения двигателя). Плавно переместите рычаг сцепления 5 (рис. 3) из положения "Выключено" в положение "Включено". Фрезы начнут вращаться.

Глубина обработки почвы зависит от положения планки сошника 13 (рис. 1): чем глубже планка сошника входит в землю, тем больше глубина обработки. Ширина обработки зависит от количества установленных фрез (двух, четырех или шести).

Если происходит увеличение частоты вращения фрез с одновременным уменьшением глубины обработки, нажатием на рукоятки заглубите планку сошника. Если мотоблок не движется вперед, а фрезы "зарываются" в землю, слегка приподнимите мотоблок за рукоятки.

На твердых почвах и целинных участках обработку производите в несколько приемов, каждый раз увеличивая глубину обработки заглублением планки сошника. Этим достигается хорошее дробление комков почвы и обеспечивается наиболее равномерная ее структура.

При обработке рыхлой почвы следите, чтобы фрезы не углублялись полностью в почву, вызывая перегрузку двигателя. Легкие почвы допускается обрабатывать на II скорости.

Во избежание затаптывания обработанной почвы на мотоблоке Салют-5 предусмотрена возможность поворота рукояток управления мотоблока 10 (рис.1) на некоторый угол.

Это позволяет оператору находиться сбоку от агрегата. Для поворота рукояток управления мотокультиватором необходимо отвернуть на несколько оборотов зажим 6 рукояток, повернуть на нужный угол рукоятки и завернуть зажим до упора.

По окончании работы мотоблока выключите сцепление, уменьшите частоту вращения двигателя, переведите рычаг переключения передач в положение Н (нейтраль), переведите двигатель на режим "Холостой ход", проработайте на холостом ходу 2...3 мин и остановите двигатель, нажав на кнопку "Stop", находящуюся на левой рукоятке.

Закройте топливный краник 3 (рис.2) на топливном бачке двигателя. Если в исполнении мотоблока кнопка "Stop" отсутствует, то необходимо довести рычаг управления дроссельной заслонкой 2 до положения "Stop" (рис.3в).

Регулировка мотоблока Салют-5

Работы по регулировке мотоблока Салют-5:

- При работе на различных почвах требуется выбирать различную частоту вращения фрез, глубину и ширину участка обработки почвы, положение ручек управления мотоблоком.

- Если требуемая глубина обработки не достигается, то произведите регулировку заглубления планки сошника или снимите одну пару фрез.

- Высота рукояток управления мотокультиватором Салют-5 устанавливается следующим образом: установите агрегат в горизонтальное положение, ослабьте зажим 9 (рис. 1), поднимите или опустите рукоятки на требуемую высоту и затяните зажим.

- Изменение частоты вращения фрез может осуществляться и за счет перестановки четырехручьевого шкива на двигателе.

- Снимите кожух 5 (рис.5) клиноременной передачи, отвернув гайки крепления кожуха.

- Отверните болт крепления шкива (или снимите пружинное кольцо).

- Снимите шкив с вала двигателя и, перевернув его на 180°, установите на вал, установив ремни в ручьи большего диаметра.

- Отрегулируйте натяжение ремней.

Приработка мотоблока Салют-5 - Первые 25 часов работы являются периодом приработки. В этот период не допускается работа мотоблока на больших мощностях и его перегрузка. Обработку почвы производите за 2-3 приема на глубину до 10 см за один проход.

Рычаг дроссельной заслонки в этот период используйте не более чем на 3/4 его хода. Не допускайте в течение продолжительного времени (более 10 мин.) работу мотоблока в режиме холостого хода.



Рис. 4 - Регулировка клиноременной передачи мотоблока Салют-5

1 - Болт крепления двигателя к балке, 2 - Балка мотоблока, 3 - Двигатель, 4 - Натяжной ролик, 5 - Регулировочный винт троса сцепления.



Рис. 5 - Схема перестановки ведущего шкива

1 - Ведущий шкив, 2 - Болт крепления, 3 - Ведомый шкив, 4 - Болт крепления ведомого шкива на редукторе мотоблока, 5 - Кожух клиноременной передачи.



Рис. 6 - Схема установки роторов (фрез)

1 - Вал ротора (короткий), 2 - Вал ротора (длинный), 3 - Нож фрезы, 4 - Болт и гайка креплений ножа, 5 - Ось, 6 - Пробка маслоналивного отверстия, 7 - Пробка сливного отверстия, 8 - Редуктор мотоблока.



Рис. 7 - Схема сборки роторов (фрез) мотоблока Салют-5

1 - Короткая ось ротора, 2 - Длинная ось ротора, 3 - Нож правый, 4 - Болт, гайка и шайба крепления ножей, 5 - Палец с фиксатором, 6 - Нож левый.



Рис.9 - Регулировка руля

1 - Стойка руля, 2 - Рукоятка управления мотоблоком, 3 - Зажим рукояток мотоблока, 4 - Рычаг эксцентриковый, 5 - Болт М 10, 6 - Опорное кольцо.



1 - Стойка, 2 - Рукоятка управления мотоблоком, 3 - Болт специальный, 4 - Рукоятка с зажимной гайкой, 5 - Болт М10, 6 - Амортизатор.

 

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________